Содержание:
Начало
1.
О смыслах
Человек
4.
5.
6.
7.
Проблема
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Заключение
Литература
«В некоторых словарях не достаёт честного слова».
С.Е. Лец
«Согласно стоикам <в древнегреческой философии стоицизм был одним из самых распространённых и влиятельных направлений> человек особым образом со-причастен всеобщему разуму и мировой душе (логосу), которая предопределила его предназначение быть таким разумным животным, которое по природе предназначено к общению с себе подобными, и естественно, что природа человека, его душа, хотя и очень тонкая, но телесная созидающая сила, создала для осуществления его предназначения ЯЗЫК» [23, с.39].
По-татарски ЯЗЫК ↔ ТЕЛь. Все дети, подрастая, на-учаются языку. Сначала его обучают родители. Потом к этому процессу присоединяются учителя. Кто задумывался когда-либо, как в этих словах (родители, учителя) участвует ЯЗЫК. Читатель уже догадался:
РОДИТЕЛЬ = РОД и ТЕЛЬ, т.е. происхождение (от рода) и язык (того же рода) – ТЕЛЬ.
УЧИТЕЛЬ = УЧИ-ТЕЛЬ. В данном случае прямое указание (обращаю опять внимание на повелительное наклонение – УЧИ! ЯЗЫК, т.е. овладевай знаниями род-ного языка).
Далее принцип домино: слова-склейки, в которых присутствует, как определяющий смыслы этих слов, слово ТЕЛЬ.
ЖИ-ТЕЛЬ (живущий с языком).
ПРИЯ-ТЕЛЬ (принимающий твой язык, поэтому во всех отношениях приятный тебе (и тебя) человек.
ПР ИЯ ТЕЛЬ – язык одного гнезда (рода).
ИСТРЕБИ-ТЕЛЬ, МСТИ-ТЕЛЬ (негативное отношение, уничтожение языка).
ВОИ-ТЕЛЬ (и ВОДИ-ТЕЛЬ) – борец за язык (за свой род, на-род), а пред-води-тель – тот, который возглавляет (стоит впереди) вождения (важения) языка своего на-рода.
ЗРИ-ТЕЛЬ – смотри язык.
А что нам говорит Словарь омонимов русского языка?
«…ТЕЛЬ I. Суффикс лица. Например: восстановитель I.
…ТЕЛЬ II. Суффикс предмета. Например: восстановитель II» [24].
Что же выяснит человек, как он прояснит смысл названных слов (в т.ч. и слово «восстановитель»), если он будет знать, что ТЕЛЬ – это просто суффикс. Кстати о примере. Слово ВОССТАНОВИТЕЛЬ в этом контексте указано как определяющее лицо и предмет.
ВОССТАНОВИ-ТЕЛЬ (прямое указание нашим лингвистам ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ!). Конечно же, язык определяет лицо (говорящего) и является частью голосового аппарата человека.
Суффикс (от лат. suffixus – прибитый, приколоченный). Кто интересуется лингвистическими терминами, отсылаю любознательных к Словарю-справочнику лингвистических терминов [25]. Для себя же замечаю, что должен считать ТЕЛЬ как словообразовательный суффикс (как в слове иска-тель) либо как суффиксоид – корневая морфема, выступающая в функции суффикса [25, с.350-351]. Такой умный у нас русский язык, так он препарирован на различные части-частички, можно сказать на атомы. Такая нанотехнология. Но позвольте спросить, а что означает само слово ЯЗЫК? Как появилось самоё это слово? Вот что пишет в своём словаре С.И. Ожегов:
«Язык. 1. Система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. 3. Речь, способность говорить. 4. Система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. 5. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). 6. Пленный (от кого можно получить нужные сведения)».
Я внимательно прочитал это определение Языка, но только в 4-м пункте есть упоминание о системе знаков, правда, знаков звуковых, сигналов. Но нигде не написано и не сказано о системе знаков письма, м.б. это подразумевается, т.е. как само-собой разумеющееся. Ведь мы говорим всегда об устной речи и письменной речи, но никогда не говорим о письменном языке. Слово ЯЗЫК в моём родном татарском означает: ДАВАЙТЕ НАПИШЕМ. И это удивительно точно. Можно было бы говорить, т.е. произносить любые звуки, а именно: рычащие, шипящие, гласные, со-гласные, звонкие, глухие, гортанные, носовые и носоглоточные и т.д и т.п. Но всё бы пропало, кануло в вечность, если бы человек не изобрёл способы зафиксировать (прибить, приколотить, как в случае с суффиксом) суть своего говорения, своей речи. Специалисты могут долго рассуждать, когда же человек установил, как говорят математики, взаимнооднозначное соответствие между звуком и его изображением (условным, конечно же) на камне, на дереве, на глиняной табличке. Но что это было сродни самому творению человека, это очевидно. Я не специалист по расшифровке первых резов, клинописи, рунических текстов, праславянского языка, санскрита, иврита, латиницы и других (существовавших и существующих ныне) систем фиксации языка. Понимаю только, что если бы их не существовало, то и языков не было бы. Как личное горе воспринял информацию по TV, что ежемесячно в мире исчезает 2 языка. Это невосполнимая потеря для человечества. Исчезают ежемесячно два мироощущения, два миропонимания, два разума. Исчезают безвозвратно те языки, что не смогли оставить следов своих звуков речи в виде условных знаков – изображений, слов. Либо оставшиеся, бывшие представители этого языка, напрочь забыли свою родную речь, променяв ее на чужую, чужеродную. Задачей любого на-рода является со-хранение всех знаков родного языка. Как же жаль, что реформаторы славянского Кирилл и Мефодий постарались искоренить многие звуки протоязыка, упростив его алфавит и значительно обеднив его звуковое (и интонационное) содержание. А ведь многие учёные (Е.И. Классен, Ф. Воланский, В. Георгиев, П.П. Черных, В.А. Истрин, Г.И. Белякова, С. Лесной (Парамонов), А.И. Асов, Г.С. Гриневич) отмечали: «… славяне задолго до Кирилла и Мефодия имели особую письменность, так называемые “черты и резы”, или “славянскую руницу”. В настоящее время самыми древними памятниками письменности на планете Земля являются глиняные таблички, найденные при раскопках в 1961 году на территории Румынии в посёлке Тертер-ия, и таблички из местечка Винча (Сербия), относящиеся к V тыс. до н.э.» [22, с.30-31]. Интересно: местечко в Румынии – Тертер-ия. Уж очень похоже на чуть изменённую огласовкой Тартарию.
ТЕРТӘР ИЯ = РАЗДВИНЕТ (подвинет) ГНЕЗДО.
Насчет древности этих табличек – судить специалистам. Я же думаю, что если где-нибудь ещё что-либо откопают, что не смогут сразу расшифровать, то отнесут это к памятникам ещё более древней письменной культуры. Но задаться вопросом, почему слово ЯЗЫК стало означать лишь речь, а не соглашение и призыв к написанию этой речи, и когда этот призыв и у какого народа нашёл готовность к действию, почему-то не удосужился ни один специалист, так и хочется вернуться в детство и вспомнить, как первая УЧИ-ТЕЛЬ-НИЦА говорит нам, своим ученикам: «А теперь, дети, давайте напишем – ЯЗЫК!» И сказала она нам это на русско-татарском!
|