Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв



i-mulla

takbir.ru









ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татар

Агдас Бурганов

Агдас Бурганов,
заслуженный профессор РГГУ,
академик Академии политических наук,
почетный член АН РТ


НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ВСЛУХ О БУДУЩЕМ ТАТАРСКОГО НАРОДА (И НЕ ТОЛЬКО!)

(к предстоящей осенью этого года очередной сессии Всемирного конгресса татар)


В свою последнюю книгу (должна выйти в свет в ближайшее время) я приложил статью, впрямую не связанную с основными сюжетами издания, в общем и целом, посвященного проблемам всего человечества с акцентом на истории русского народа. Мне показалось неприличным ученому-татарину, в последнем своем труде даже не обмолвиться о родном народе, над которым висит дамоклов меч с гамлетовским вопросом: «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ?». Исходя из этого же соображения, я почел возможным предложить её в качестве доклада: «Некоторые мысли вслух о будущем татарского народа (и не только его)». Если. Разумеется, это будет угодно собранию (указанный в программе конференции, якобы, мой доклад, читать не буду). Это, во-первых.

Во-вторых. Положение России из рук вон плохое. Страна последовательно третий век идет ко дну. Золотая Орда огнем и мечом помогла великому русскому князю собрать разрозненные русские княжества в единое государство. Оно расширило его территорию и увеличило его население многими кровопролитнейшими войнами. Значительную часть той и другого потеряло в одночасье. Россия – наша Родина и потому не грех помочь ей сохраниться хотя бы в нынешнем усеченном виде.

В-третьих. Как можно решить поставленную выше задачу? Демократизацией всей жизнедеятельности общества. И здесь роль татарского народа может быть великой, если он сумеет стать образцом для подражания. Я убежден в том, что народ (любой!), реализовавшись с источниками саморазвития у каждого своего человека, достаточными для спонсирования своего и общества бытия, станет абсолютно непобедимым. В соответствии с общемировой закономерностью майората лучшего во всём, включая и социально-экономическое развитие, он станет образцом, ему будут подражать другие народы. В итоге он возглавит человечество и выступит в роли его спасителя, а также его обители – планеты Земля.

Место Мессии не занято. Пока … Я не исключаю того, что и самому русскому народу улыбнется счастье начать реализацию своей давней мессианской мечты. Это неизбежно вынудит его ОСВОИТЬ Сибирь и Дальний Восток в качестве основных источников саморазвития каждого россиянина, как собственника. Трагическая российская История оправдается запрограммированностью на сбережение почти нетронутыми этих земель не для других народов, а для самих себя. Как говаривали в старину: «чем черт не шутит, особенно когда Бог спит!» (А что он проспал Россию, по причине своего отсутствия, вряд ли у кого есть сомнение).

Боюсь, однако, что относительно самого русского народа, это – больше походит на желаемое, чем на действительное (в смысле реализуемости). Хочу сослаться на мнение крупного деятеля русской культуры кинорежиссера А. Кончаловского, да и интересного по своему родству: отец С. Михалков – автор гимнов СССР и России, крупный общественный деятель, брат – Н. Михалков, известный кинорежиссер, руководитель союза киноматографистов, монархист. Кончаловский выступил в своем блоге 13 марта со статьей: «На сколько веков отстали?». Он же в интервью газете «Собеседник», 18-24 апреля 2012 г.: «Православие не отвечает на запросы современной жизни».

Можно было бы ограничиться цитированием наиболее ярких мест. Но мне показалось: не повредит татарину познакомиться со всей статьей. Не каждый может добраться до неё сам.

Вывод: татарский народ, будучи оккупированным народом, в мировую культуру шел через русскую культуру и, в какой-то мере, через арабскую. Обе они в массах не на должной высоте. Великая русская культура Пушкина и Толстого доступна очень узкому слою народа. Его массовая культура на низком уровне, если не сказать – пьяная. Татарам этой культуры недостаточно. Надо свершить прорыв к культуре европейской, североамериканской прежде всего через освоение английского языка.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

I. Будущее человечества в Федерации (Конфедерации) национально культурных автономий

Русский народ вкупе с другими народами России дал миру образец решения проблемы смешения народов, но, как обычно, традиционно во всём прочем, не сумел его завершить надлежащим образом. Главная причина краха СССР – вертикаль государственной власти, осуществлявшаяся русской номенклатурой. Будь Советский Союз Федерацией национально-культурных автономий, в их числе и русских, он не распался бы: диаспоры уже смешавшихся народов, как правило, представленные высококвалифицированными националами, воспрепятствовали бы распаду.

Будущее человечества в Федерации (Конфедерации) национально-культурных автономий, сочетающих (объединяющих) в себе территориальные и экстерриториальные расселения народов. Государственный принцип устройства народов исчерпал себя, он сегодня препятствует социально-экономической глобализации человечества, ныне остро назревшей для решения социальных, межнациональных, геологических и космических проблем. Её промедление смерти подобно, как самому человечеству, так и его планете Земля. Смешение народов, идущее во всём мире и весьма ускоренным маршем, остановить невозможно никаким кровопролитием, на что кое-кто рассчитывает. Если ему не придать организованного характера, его последствия непредсказуемы, но ужасны. Сытым народам или тем, у кого волей исторических судеб оказалось много всего, на котором расположились как «собаки на сене», спать спокойно, благоденствуя, не удастся. Массовый Человек, пока, наверное, на подсознательном уровне, начинает чувствовать (понимать?), что ему не позволяют дозреть до подлинно человеческого звания, предпочитая его оскотинивать. А его обитель превращают во всемирное кладбище и мусорно-ядерную свалку, не умея (не желая!) ничего действенного противопоставить разрушительным силам подземелья и космоса. В надежде на мифическое божественное чудо спасения.

Ни один народ, включая самих русских, пребывающие под эгидой Российского государства, не имеет возможности для национального, как такового, развития. Главная причина – отсутствие рыночных отношений, как между гражданами, так и регионами. Ныне фактором скрепляющим граждан и народы в государство является лишь вертикаль властей (центральной и местных), что свидетельствует о феодальном принципе общественно-государственного устройства России. Нацией народ становится, когда его граждане включены во всеохватные рыночные отношения (горизонтальные связи) в качестве их субъектов (продавцов, инвесторов и т.п.), а не только объектов (покупателей, потребителей). Нация - продукт буржуазно-капиталистического социально-экономического строя с людьми – субъектами развития, не объектами лишь эксплуатации, участвующими в развитии общества за счет своего здоровья в роли субъектов выживания.

II. Меры по сбережению татарского народа

Исходный тезис: послегрозненский период истории татарского народа – это время его рассеяния по всему миру и ассимиляции другими народами.

Я предлагаю, исходя из сказанного выше, принять меры, останавливающие ускоренно идущий процесс ассимиляции татар буквально всеми народами, с которыми они проживают, будучи в меньшинстве. Это-меры, развивающие их в нацию. Во-первых, каждый татарин должен втемяшить в свою голову мысль, что он в России может быть свободным, то есть человеком, если он разбогатеет. И для этого он должен беречь каждую копейку, полностью отказаться от расходов, без которых можно обойтись, не курить, не пьянствовать; при недостаточности своих средств на обзаведение своего дела кооперироваться с себе подобными.

Во-вторых, всем татарским организациям, включая исламские, особенно НКА, поставить задачу, сформулированную выше, во главу угла. Пропагандируя, организуя и т.п.

В-третьих, не откладывая, создать акционерный Всемирный татарский банк; цель: содействие превращению татарского народа в нацию собственников.

В-четвертых, заключить соглашение с руководством татарского ислама о целеустремлении деятельности мечетей исключительно на воспитание народа, верящего в себя, в своих, рассеянных по всему миру, соплеменников, в свою значительность, как работника-хозяина и творца, ведущего здоровый образ жизни (не курящего и не пьющего).

В-пятых, срочно приняться за создание Всероссийской (Всемирной) потребительской кооперации татар. Такая кооперация одновременно решает ряд очень важных задач: 1) берет на учет всех татар, 2)соединяет их между собой в рыночных отношениях, неизбежно имеющих быть в продолжении со временем во всех других жизненно важных связях между людьми, как реальное противодействие нынешней атомизации и рассеянности ради восстановления фактического единства народа, 3) содействует каждому своему пайщику обогащаться, 4) способствует соблюдению татарами исторически сложившегося здорового национального образа жизни: обычаев в питании, одежде, предметах быта, повседневном и общественном поведении и т.п.

***

Важнейшей благотворной мерой стала бы реорганизация Национально-культурной автономии (НКА) татар, как Федеральной, так и местных, прежде всего – с физическим членством, с созданием в них представительных органов и с своими бюджетами, формируемыми за счет доли татар на развитие языка, национальной культуры в Федеральном бюджете, а также благотворительными фондами; со временем, после преобразования НКА в действенную, фактически управляющую организацию национально-культурной сферой, видимо, можно было бы ввести специальный налог с граждан татарской национальности. Чтобы нынешние НКА, во многом ставшие клубами для нескольких десятков политиканов, преобразовать в действенные, необходимо возглавить Федеральную НКА Президенту РТ, с авторитетными заместителями по диаспорам, занимающимися наряду с перечисленными выше делами и базарно-сабантуйскими проблемами.

Осуществление предложенных мер преобразует татар в непобедимую силу, в образец развития, достойного подражанию другими народами

III. В статье «Быть сильными:гарантии национальной безопасности для России» Путин В.В. вполне откровенно сформулировал военную доктрину государства, провоцирующую Запад, демократические государства на холодную войну 2 с Россией: «Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей». (Это в то время, когда десятки миллионов наших людей голодают!); «Россия … не может полагаться только на дипломатические и экономические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов».

Первая холодная (по моей версии: «третья мировая») война, начатая в связи с резким усилением Советского Союза в результате Второй мировой войны, оформившего мировой социалистический лагерь и его нацеленности на мировое господство (по замыслам Сталина!), его наследниками была продолжена. Советское государство в соревновании с Западом надорвалось, что и послужило толчком к его распаду. Нынешний режим государственной власти, представленный чекистским кланом КПСС-фактическим наследником Сталина, провоцирует Запад на вторую холодную мировую войну, которая, думается, в конечном счете, ему выгодна и потому завершится окончательным поражением России. Неумная политика правящего класса (бюрократии) привела первый раз к потери того, что Россия собирала тысячу лет в бесчисленных войнах, второй раз - Россия потеряет себя.

Я призываю Всемирный конгресс татар обратиться к Российскому правительству с надлежащим анализом ситуации в мире и месте в нем России, в котором выразить протест против провоцирования им новой холодной войны.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОКЛАДУ

Согласно диалектику Гегелю, в живой природе «все вещи противоречивы в самих себе»; “противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью”[1]. Замечу сразу: это его открытие в литературе представлено менее остальных, если не сказать, что вовсе не представлено, быть может, тому виной сами классики. В специально посвященной диалектике работе Энгельса «Диалектика природы» на протяженнии почти 300 страниц, а также а «Анти-Дюринге (главы о диалектике) проблема внутренних противоречий даже не упоминается [2]. В трудах по философии противоречия анализируются по-марксистски - больше с точки зрения борьбы, противопоставления сторон. Между тем, Гегель, на мой взгляд, формулируя это свое открытие, имел в виду не борьбу тех или иных составных друг с другом внутри самого предмета (вещи, явления), которой на деле просто нет, а то, что они, внутренне связанные, сопрягаясь друг с другом, оживляя друг друга, (наилучший, наглядный пример этого: мужская и женская особи всего живого мира), и делают его таковым, каков он есть, то есть обеспечивают его БЫТИЕ, по эйнштейновской формуле о природе: во «внутреннем совершенстве». Без них его просто нет, нет и созидательного процесса.

Ленин, как бы, расшифровал эту формулу Гегеля. Не исключено, оказавшись единственным в философии, как науке, понявшим суть диалектики, характеризуя её как «самодвижение, источник деятельности, движение жизни и духа». «Признание противоречивых тенденций, - пишет он, - во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе) есть условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, что при ином подходе к развитию всего и вся «остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив, (или сей источник переносится во вне-бог, субъект etc», тогда как при познании в них противоречивых тенденций “главное внимание устремляется именно на познание источника “самодвижения”») [3]. Применительно к человеку выясняется, что он - саморазвивающийся субъект.

Гегелевское величайшее открытие в науке логики о внутреннем противоречии, как корне всякого движения и жизненности, есть ИСТИНА, которая, как известно, одна. Непознание, непризнание её смертельно для любого дела (предмета, явления). Особо подчеркну: в данном случае речь идет об истине, которая всем истинам истина, так как она выражает саму сущность бытия всего сущего. И если кто-то всерьёз задумывается над проектами переустройства мира, реализуя принцип плюрализма в поисках его методов, то должен иметь в виду, что истина-то о том, каким должен стать переустроенный мир, одна, соответствующая открытому Гегелем диалектическому закону о внутреннем противоречии, как корне жизненности. Если бы знали (понимали) этот закон все теоретики и утопического и «научного» коммунизма, то никакого учения о нём не было бы, потому как у него нет источника саморазвития. И все учения о нём ненаучны, неистинны: истина в том, что его, жизнеспособного, реально не может быть.

Величайшая заслуга Ленина в том, что он это открытие Гегеля распространил на познание источника развития всего, исключив из него сверхестественно-мистического бога [4], что, подозреваю, трактуется нынешней православной властью страны наибольшим его грехом перед Россией.

Ссылки

[1] Гегель Г. Соч. Т. 5. С. 520.

[2] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20, с. 343-626

[3]Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 29. С. 317. Курсив мой. – А.Б. Годом раньше, в 1914 г. Ленин, конспектируя «Науку логики» Гегеля, писал: «характеристика диалектики: самодвижение, источник деятельности, движение жизни и духа» // Гегель. Наука логики. Том II. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики». 1914 г. Берн). М., 1939. С. LХ111).

[4] Выдающийся казахский поэт и мудрец Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.), будучи правоверным мусульманином, горестно рассуждая о неустройстве мира, в сердцах заметил: «Значит, религия возникла там, где когда-то остановился разум! И, значит, слепое повиновение ни к чему не приведет, пока мы не доведем иман (веру.-А.Б.) хотя бы до подобия совершенства, но сейчас до этого немыслимо далеко, и остается верить в то, что ты, Аллах, создал плохое и хорошее, но не ты заставляешь людей совершать добро или зло; ты, Аллах, создал болезни, но не ты заставляешь людей мучиться или, ты, Аллах, создал роскошь и нищету, но не ты превращаешь людей в богачей и бедняков. Иначе невозможно тебя понять» //Абай. Слова назидания. Алматы. 2005. С. 62. В том-то и дело, что церковники – не будь дураки, утвердили принцип, согласно которому не обязательно нужно понимать постулаты веры, им надо ВЕРИТЬ!!! Даже, если они - сплошная глупость! остается верить в то, что ты, Аллах, создал плохое и хорошее, но не ты заставляешь людей совершать добро или зло; ты, Аллах, создал болезни, но не ты заставляешь людей мучиться или, ты, Аллах, создал роскошь и нищету, но не ты превращаешь людей в богачей и бедняков. Иначе невозможно тебя понять» //Абай. Слова назидания. Алматы. 2005. С. 62. В том-то и дело, что церковники – не будь дураки, утвердили принцип, согласно которому не обязательно нужно понимать постулаты веры, им надо ВЕРИТЬ!!! Даже, если они - сплошная глупость!

11.05.2012

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх