Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

История

«Неудобная» дата

К 450-летию взятия Казани русскими войсками под предводительством Ивана Грозного

День Памяти в Казани, 15 октября 2001 г. Одним из самых трагических и зловещих событий в истории татарского народа, повлекшим его длительный упадок и едва не приведшим к полному исчезновению с карты мира, является взятие столицы Казанского ханства русскими войсками под предводительством Ивана Грозного 2(15) октября 1552 года.

В течение 41 дня 30 тысяч защитников Казани героически сдерживали натиск 150-тысячного русского войска, но так и не смогли отразить напор противника, значительно превосходящего их как численно, так и технически.

В ходе штурма города было уничтожено все его мужское население, за исключением последнего Казанского хана Едигера, а оставшиеся в живых татарские женщины и дети были поголовно проданы в рабство. Реки крови текли по узким казанским улочкам, а горы трупов не давали возможности передвигаться по городу царю и его свите.

Вскоре после этого царское правительство совместно с православным духовенством начало осуществлять планомерное изгнание татар со своей земли, их насильственную христианизацию, а также тотальное уничтожение произведений и памятников культуры татарского народа.

Эти трагические страницы татарской истории веками старательно замалчивались либо искажались до неузнаваемости сначала монахами-летописцами, потом русскими имперскими историографами, затем многими советскими, а теперь уже и российскими историками.

Поколение за поколением впитывало чудовищную ложь о татарском народе, вся история которого сводилась к следующей примитивной формуле: Батыево нашествие -Татаро-монгольское иго – Куликовская битва – Стояние на реке Угра – Освобождение народов Поволжья от гнета Казанского ханства.Захват Казани был в этой историко-идеологической цепочке логическим завершением деятельности «бандитского гнезда, специализировавшегося на работорговле и грабежах», то бишь татарского народа и его государства.

Сегодня правду о взятии Казани стало утаивать гораздо труднее – издание научных трудов таких известных историков как М. Худяков, С.Х. Алишев и мн.др., проливающих свет на те трагические события, дает нам возможность узнать не только одну лишь точку зрения официальной имперской историографии, обосновывающей колониальные захваты Российской империи, лицемерно именуемые «добровольным вхождением народов Поволжья и Сибири в состав России».

Вот уже на протяжении более чем 10 лет ежегодно в Казани 15 октября собираются многотысячные демонстрации в День Памяти, фактически являющийся неофициально отмечаемым Днем Памяти павших защитников Казани. Эта дата не включена в Перечень праздничных и памятных дат Республики Татарстан, утвержденный Законом РТ от 19.02.92 г. Но народ все равно собирается почтить в этот день память воинов, отстаивавших независимость татарского государства.

И каждый раз это вызывает плохо скрываемое раздражение Москвы, а также ярых ультранационалистов, видящих в этом дерзкий вызов великодержавному шовинизму, чьим духом до сих пор насквозь пропитаны высказывания отдельных известных политических деятелей вроде В.В. Жириновского, ратующих за губернизацию РФ.

Сейчас в Казанском Кремле воздвигается величественная и прекрасная мечеть Кул-Шариф, которая должна увековечить память павших защитников Казани. Возведение мечети действительно благородный акт и значительный шаг в этом направлении.

Однако, как известно, мечеть предназначена совсем для других целей.

Кстати, Постановлением Главы администрации г. Казани от 20.03.99 г. № 494 установлено, что в 2002 году в Казани будет сооружен памятник павшим защитникам Казани в 1552 г.

Для осуществления этого должен быть учрежден специальный одноименный фонд и проведен конкурс на лучший проект памятника. Но пока лишь камень с надписью на нем краской по-татарски, лежащий у стен Казанского Кремля со стороны мечети Кул-Шариф, свидетельствует о намерении создать такой памятник.

Вероятно кому-то может показаться, что «ворошение» прошлого, упоминание о трагедии 2 октября 1552 года, и уж тем более установка подобного памятника лишь способствуют нагнетанию межэтнической напряженности в республике, да и в целом по Российской Федерации, особенно в местах компактного проживания татар.

Представляется, что подобный подход неверен, поскольку татарский народ, точно также как и русский, украинский или как любой другой народ, имеет право знать и помнить историю своих героических предков.

Дело ведь не только в том – будет или не будет стоять памятник павшим защитникам Казани – татары все равно никогда не смогут забыть этой трагедии, как не могут забыть поляки и венгры жестокость царских войск в ходе подавления их народно-освободительных восстаний в XIX веке.

Если же мы будем замалчивать такую «неудобную» дату, как День взятия Казани русскими войсками в 1552 г., то мы проявим тем самым непростительное малодушие и нам просто будет стыдно глядеть в глаза наших детей, которым будут все также продолжать рассказывать в школах по всей России о «злодеяниях и кознях» их далеких предков, вся вина которых состояла лишь в том, что их дома, земли и города приглянулись иноземным колонизаторам.

Конечно, Московское государство не было оригинальным в своей колониальной политике – ограбление стран и народов, их уничтожение и порабощение, а в последующем захват их земель и заселение жителями метрополии были самым обыкновенным делом в ту эпоху. Аналогичным образом поступали испанские, португальские, голландские и прочие европейские колонизаторы с народами Северной и Южной Америки, Африки и Азии…

Но европейские историки не пытались бесстыдно представить колониальные захваты европейских держав как великую освободительную борьбу.

Совсем другое дело у нас: здесь какой народ не возьмешь – все как один добровольно захотели войти в состав чужого государства, пожертвовав своей независимостью, дабы получить взамен вдобавок к своим феодалам еще и царских воевод, а впоследствии генерал-губернаторов, а также православное духовенство, проводящее политику насильственной христианизации инородцев.

Надо признать, что наличие среди череды юбилеев «добровольных вхождений», помпезно отмечаемых в ряде субъектов Российской Федерации, такой щекотливой и нежелательной даты как 450-летие взятия Казани - исторического центра второго по численности народа в государстве, совершенно не вписывается в великодержавную российскую хронологию и, естественно, будет традиционно представлено обывателю центральными СМИ лишь в негативном свете.

В этом случае огромное нравственное значение для нации будет иметь то, каким именно образом органы государственной власти Татарстана отметят это памятное событие.

Превращение Дня Памяти в День Примирения, как предлагалось некоторыми в последнее время, будет выглядеть весьма странно. Вряд ли день кровавой резни можно называть «примирением».

Проведение Дня Памяти «втихую» тоже не окажет большей чести официальным властям Татарстана. Но и какие-либо торжественные излишества здесь также будут неуместны.

На мой взгляд, Дню Памяти необходимо, во-первых, придать официальный статус, внеся соответствующие изменения в Закон РТ 19.02.92 г. «О памятных и праздничных датах в Республике Татарстан». В этот день, фактически являющийся днем траура, по всей территории республики надо объявить минуту молчания, как это принято в день 9 мая, в память о погибших воинах.

Во-вторых, все-таки установить памятник павшим защитникам Казани, причем на таком месте, которое будет не где-нибудь на отшибе, создав при этом такой памятник, который будет достойно олицетворять героическую борьбу татарского народа за свою независимость.

В-третьих, постараться максимально полно довести через телевидение, радио, газеты, Internet и любые иные источники информации до сведения российского общества то обстоятельство, что отмечание 450-летия взятия Казани является не средством разжигания межнациональной вражды, а данью памяти предков, точно такой же, как является в Российской Федерации День Победы и другие памятные даты Второй мировой войны.

Конечно, наивно было бы рассчитывать на то, что отношение к этой памятной дате рядовых граждан, не являющихся этническими татарами и которым всю жизнь вдалбливали про «иго злых татар», вмиг изменится в лучшую сторону в случае, если руководство Республики Татарстан будет официально отмечать День Памяти, устанавливать памятник павшим защитникам Казани и разъяснять им истинный смысл тех трагических событий. Еще очень не скоро россияне, в особенности представители «государствообразующей нации», смогут преодолеть в себе имперские комплексы и взглянуть по-новому на другие народы, издревле проживающие на территории Российской Федерации.

Пока мы «раскачиваемся», чтобы совершить хотя бы минимально возможное для увековечения подвига наших предков, их память продолжают очернять в глазах наших детей, вынужденных изучать в школе и ВУЗах, расположенных вне пределов Татарстана, оболживленную историю России, в которой уничтожение Казани как правило представлено как величайшее благо! Задумывались ли когда-нибудь в Министерстве образования РФ над тем как калечат детскую и юношескую психику подобные исторические изыски?!

В самом центре Российской Федерации, на Красной площади в Москве стоит величественный Покровский Собор (Храм Василия Блаженного), воздвигнутый в память о взятии Казани! А что же можем (точнее, что не можем) увидеть мы до сих пор в Казани как память о том трагическом событии?

Как можно колебаться в установке памятника столь длительное время, когда в следующем году исполнится уже 180 лет памятнику русским воинам, павшим при взятии Казани, установленному на таком месте, которое видно каждому въезжающему в Казань на поезде?!

Неужели татарский народ настолько стыдится своего прошлого, что не может позволить себе провести соответствующим образом мероприятия, связанные с поминанием павших героев в год 450-летия тех событий? Хочется думать, что нет.

В заключение хочу заметить, что федеральные власти прекрасно понимают, что 450-летие взятия Казани русскими войсками под предводительством Ивана Грозного является, если называть вещи своими именам, еще и 450-летием утраты татарами своей государственности и независимости. Заострять внимание населения на этой дате не в интересах Кремля, но и замалчивать ее, что скорее всего и случится, тоже будет политической близорукостью.

Представляется, что за тем, как будет отмечаться в Республике Татарстан эта трагическая дата, будут внимательно следить этнические татары, проживающие за ее пределами, поскольку проводимые мероприятия и отношение к ним со стороны республиканских властей будут являться своеобразным индикатором их отношения к исторической памяти татарского народа.

Опубликовано в журнале «Татарстан» (№4, 2002 г.)

Айнур Сибгатуллин

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх