Литература Писатели и поэты
Марджани
Марджани – религиозный деятель, просветитель, философ, историк, а также этнограф, археограф, востоковед и педагог.
Шихабуддин …Абд аль-Карим аль-Марджани родился 16 января 1818 года в с. Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана.
Первые сведения по истории Шихабуддин получил от своего деда Субхана б. Абд аль-Карима, который владел арабским и персидским языками
Дед Марджани со стороны матери обучал его Корану, Сунне, фикху (мусульманскому праву). Отец Марджани Баха ад-дин получил образование в Бухаре и был там одним из уважаемых людей. С отцом мальчик занимался арабским языком, логикой, каламом.
В пятилетнем возрасте Марджани лишился матери, а потом воспитывался мачехой в довольно суровой обстановке. Юный Шихабуддин не ограничивался изучением предметов, преподаваемых в медресе, самостоятельно занимаясь в домашней библиотеке. Уже с 17 лет начинает он преподавать в этом медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой.
В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования.
В 1843 году Марджани отправляется в Самарканд – один из древних очагов культуры Средней Азии. Там он обучается в медресе «Ширдар», знакомится с известным историком кади Абу Саидом ас-Самарканди.
В Самарканде, уже обладая определенными знаниями, Марджани испытывает потребность глубже познать взгляды своего предшественника и соотечественника Абу Насра аль-Курсави.
Если в Бухаре формируются взгляды Марджани как религиозного деятеля, не согласного с ортодоксами лишь в системе обучения, то в Самарканде, под влиянием кади Абу Саида, Марджани всерьез приступает к занятиям историческими науками.
В 1845 году Марджани начинает серьезное изучение культуры, истории, философии Востока. Первые свои произведения он посвятил истории тюркских народов Средней Азии.
В марте 1850 года он, возвратившись на родину, назначается имамом – мударисом 1-й Казанской мечети. В 1867-68 годах Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахунда и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман.
Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани (выходит его книга, принесшая автору известность своими религиозно-реформаторскими идеями, следит за изданием текста Корана в типографии).
70-е –80-е годы – время близкого знакомства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета.
Марджани первым из мусульманских ученых был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
В 80-х годах радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани, занятия философскими и историческими дисциплинами. Марджани работает над рукописным биографическим словарем, который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических деятелей мусульманского Востока.
Просветительские идеи Марджани охватывают в 70-80 годы XIX века самые различные стороны обновления жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого и настоящего. Заботят его и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из «спячки».
Марджани – предвестник джадидовского движения в России и именно он заложил его основы – реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.
Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.
Ильясова Адиля / Айдар Юзеев
http://www.kcn.ru/school/gymn2/mardgani.htm
|