Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
kazak Собкор
Зарегистрирован: 19.08.2003 Сообщения: 515 Откуда: idel
|
Добавлено: 18 Янв 2004 23:14 Заголовок сообщения: |
|
|
Я нисколько не умаляю историческую роль Ислама в деле сохранения татарского народа и в его духовной жизни.
Но следует признать что, если бы татары как народ исторически находились в окружении не русских, а арабов, то религия Ислама теоретически являлась бы фактором, способствующим ассимиляции татар.
Я против механического переноса из исламских стран в Татарстан под видом Ислама некоторых идей, являющихся либо традициями этих народов, не имеющих с истинным Исламом ничего общего (требование ношения паранджи, культ "святых Ислама"), либо исторически сложившимися мировоззренческими установками, которые по сути также не являются Исламом. Следует учесть также, что в под названием исламской религии на Востоке существует достаточно широкий диапазон различных течений, некоторые, при сохранении внешних форм (как например, исмаилизм), перестали быть по сути Исламом.
Согласен, что Ислам среди татар необходимо возрождать. Но что это значит? Не секрет, что сейчас происходят столкновения по вопросам религии между стариками-носителями традиций татарского Ислама(того, который спас татар от ассимиляции) и молодёжью-выпускниками медресе, обученными арабами. Этим напоминает времена раскольничества на Руси.
У стариков, как правило, нет шансов выиграть теологический диспут, т. к. первоисточники и существующая практика на родине Ислама свидетельствуют в пользу молодёжи. В некоторых случаях это, несомненно, хорошо, когда это касается усиления основной идеи Ислама- идеи Единобожия (когда молодёжь борется с ношением амулетов, оберегов, пережитками язычества и др. заблуждениями). Вместе с тем старики вызывают к себе сочувствие, когда пытаются отстоять роль татарского языка на собраниях в мечетях "наивно" утверждая, что "моселман теле - татар теле". Вместе с тем может оказаться недалёк тот день, когда в наших мечетях останется два языка:арабский и русский. Попытки распространения Ислама среди русских приводит к тому, что собираются в мечети, например, 30 человек, из них 2 русских, остальные татары и все говорят на русском языке. Позиция о дозволенности (и даже предпочтительности) брака с женщиной другого вероисповедания, с тем чтобы приобщить её к Исламу (и получить от Аллаха награду), которую занимает молодёжь, может быть, хороша для арабских стран, но в наших условиях ведёт к тому, что даже при условии принятия Ислама женой, она продолжает оставаться русской и в итоге вырастают русскоязычные дети, которые, немного поколебавшись, принимают христианство. Один мой знакомый, татарин, всеми уважаемый, умный, знающий родной язык и историю, любящий свою нацию, религиозный, 20 лет прожил с маржушкой, но так и не сумел склонить её в свою веру. Его сын считает себя русским, а спросишь кто его папа называет переделанное на русский лад имя-отчество.
Мы должны скорее понять, что необходимо учитывать все три основных фактора выживания: сохранение генофонда, языка и религиозных отличий.
Исторический пример. В Польше и Литве проживало большое количество татар (по некоторым оценкам до 400 тыс.чел). Татары хранили мусульманскую религию, но не заботились о языке. Через 2-3 поколения язык исчез.Национальная идентичность была нарушена. С языком произошла утрата культурных традиций и это, в конечном счёте, привело к утрате религии и ассимиляции.
Относительно небольшая группа караимов смогла выжить как этнос, т.к. Тора была переведена на караимский язык и богослужение велось на тюркском языке. Язык хранился как часть религии. Караимы выжили.
Моё глубокое убеждение таково: необходимо провести Тюркскую Реформацию Ислама, т.е. перейти на родной тюркский язык в религии и богослужении. Молитва должна звучать на родном языке с пониманием смысла сказанного, в противном случае она превращается в некое бессмысленное магическое заклинание, т.е. является отступлением от Ислама (также как талисманы и обереги). Мечети, построенные на деньги татар, должны стать тем, чем сейчас они не являются или являются в малой степени: центрами сохранения и распространения татарского языка, центрами национального движения. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Azat Badretdin Гость
|
Добавлено: 19 Янв 2004 21:09 Заголовок сообщения: |
|
|
kazak писал(а): | Я нисколько не умаляю историческую роль Ислама в деле сохранения татарского народа и в его духовной жизни.
Но следует признать что, если бы татары как народ исторически находились в окружении не русских, а арабов, то религия Ислама теоретически являлась бы фактором, способствующим ассимиляции татар.
|
Privedite primery narodov, assimilirovannyx arabami.
Цитата: |
Я против механического переноса из исламских стран в Татарстан под видом Ислама некоторых идей, являющихся либо традициями этих народов, не имеющих с истинным Исламом ничего общего (требование ношения паранджи, культ "святых Ислама"),
|
S etim ya soglasen. Kult "svyatyh Islama" - tat tot i voobsche protivorechit Islamu
Цитата: |
либо исторически сложившимися мировоззренческими установками, которые по сути также не являются Исламом.
|
Privedite primery.
Цитата: |
Следует учесть также, что в под названием исламской религии на Востоке существует достаточно широкий диапазон различных течений, некоторые, при сохранении внешних форм (как например, исмаилизм), перестали быть по сути Исламом.
|
Ya nikogda ne slyshal o tom, chto ismaility (a takzhe sufi ili ahmadiyya) imeli by khot kakoe-to vliyanie v Tatarstane ili Rossii. Razumeetsya, s takim inostrannym vliyaniem nuzhno borotsya.
Цитата: |
Согласен, что Ислам среди татар необходимо возрождать. Но что это значит? Не секрет, что сейчас происходят столкновения по вопросам религии между стариками-носителями традиций татарского Ислама(того, который спас татар от ассимиляции) и молодёжью-выпускниками медресе, обученными арабами. Этим напоминает времена раскольничества на Руси.
|
Nicego ob etom ne slyshal. Tatar spas ne "tatarskiy Islam", ne "kalfaki", a prosto Islam. Period. Ne "kalfaki", a islamskie traditsii, edinye dlya vsego islamskogo mira - otkaz ot alkogolya, minimizatsia obscheniya s nevernymi, duhovnaya chistoplotnost.
Цитата: |
Вместе с тем старики вызывают к себе сочувствие, когда пытаются отстоять роль татарского языка на собраниях в мечетях "наивно" утверждая, что "моселман теле - татар теле".
|
V etom voprose stariki pravy: khutby dolzhny chitatsya na mestnom yazyke.
Цитата: |
Вместе с тем может оказаться недалёк тот день, когда в наших мечетях останется два языка:арабский и русский.
|
Eto nikakogo otnosheniya k Islamu ne imeet. Vopros neznaniya tatarskimi molodymi mullami rodnogo yazyka - k Islamu imeet malo othosheniya. Moi znakomye molodye mullu prekrasno govoryat po-tatarski. Esli u Vas est dannye statistiki - privedite.
Цитата: |
Попытки распространения Ислама среди русских приводит к тому, что собираются в мечети, например, 30 человек, из них 2 русских, остальные татары и все говорят на русском языке.
|
Mecet - ne est mesto dlya razvitiya natsionalnogo. Mecet - mesto dlya dialoga s Allahom, kotoryy vyshe natsionalnogo.
Dlya togo, chtoby podnimat rol tatarskogo yazyka, ne nuzhno nasilovat mecet - nuzhno zanimatsya etim na svetskom urovne.
Цитата: |
Позиция о дозволенности (и даже предпочтительности) брака с женщиной другого вероисповедания, с тем чтобы приобщить её к Исламу (и получить от Аллаха награду), которую занимает молодёжь, может быть, хороша для арабских стран, но в наших условиях ведёт к тому, что даже при условии принятия Ислама женой, она продолжает оставаться русской и в итоге вырастают русскоязычные дети, которые, немного поколебавшись, принимают христианство.
|
Ya takogo nikogda ne slyshal. Po-moemu, s toi zhe tselu mozhno zhenitsya na 95% tatarok. Esli oni takoe propoveduyut, to eto - peregib.
Цитата: |
Мы должны скорее понять, что необходимо учитывать все три основных фактора выживания: сохранение генофонда, языка и религиозных отличий.
|
Soglasen.
Цитата: |
Исторический пример. В Польше и Литве проживало большое количество татар (по некоторым оценкам до 400 тыс.чел). Татары хранили мусульманскую религию, но не заботились о языке. Через 2-3 поколения язык исчез.Национальная идентичность была нарушена. С языком произошла утрата культурных традиций и это, в конечном счёте, привело к утрате религии и ассимиляции.
|
Neverno. Oni do sih por sohranili svou identichnost. Vse moi znakomye polyaki znayut o ih suschestvovanii.
Цитата: |
Моё глубокое убеждение таково: необходимо провести Тюркскую Реформацию Ислама, т.е. перейти на родной тюркский язык в религии и богослужении.
|
To, chto Vy predlagaete, ne yavlyaetsya reformatsiei Islama, i tem bolee "turkskoi". Eto - normalnoe yavlenie, suschestvuyuschee vo vseh nearabskih stranah.
Цитата: |
Молитва должна звучать на родном языке с пониманием смысла сказанного, в противном случае она превращается в некое бессмысленное магическое заклинание, т.е. является отступлением от Ислама (также как талисманы и обереги).
|
Russkoe slovo "molitva" na taraskom i na arabskom mozhet byt perevedeno dvumya sposobami: "du'a" i "namaz(salat)". Ne stesnyaites, polzuites tatarskimi ili arabskimi terminami - zdes vse svoi - poimut. A ne poimut - vyuchat.
Salat (namaz), razumeetsya, dolzhen chitatsya tolko na arabskom. Smysl Al-Fatihi i drugih sur, ispolzuemyh v namaze, muslim dolzhen poluchit v processe svoego religioznogo vospitaniya - s perevodom ili bez. Namaz - eto "farz", obyazatelnaya DAN' Allahu.
Du'a mozhet chitatsya kak na arabskom, tak i na lubom drugom yazyke - eto lichnaya prosba cheloveka k Allahu. Allah lubit nashu du'a, no my ne "obyazany" chitat du'a.
Цитата: |
Мечети, построенные на деньги татар, должны стать тем, чем сейчас они не являются или являются в малой степени: центрами сохранения и распространения татарского языка, центрами национального движения. |
Ya soglasen s etim, s ogovorkoi, chto eto dolzhno byt v mestah kompaktnogo prozhivaniya tatar.
Esli v meceti, gde sobirayutsya 100 chelovek, tolko 10 ne ponimayut po tatarski, khutba dolzhna vestis na tatarskom. Vo mnogih mestah, khutbu chitayut na treh yazykah - russkom, tatarskom i arabskom. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Tatural
Зарегистрирован: 24.10.2003 Сообщения: 6
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alia T Бывалый
Зарегистрирован: 13.12.2003 Сообщения: 46 Откуда: Germany
|
Добавлено: 21 Янв 2004 15:51 Заголовок сообщения: |
|
|
Uvashaemyj Tatural, eto ONI obo [!!!] jazykax [!!!] nerusskix narodov byvschego Sojuza dumajut, ne toljko o tatarskom. Ja v detstve shila v Uzbekistane, tak uzbekskij dejstviteljno uchili toljko tatary, a dlja boljschinstva iz NIX 200 slov vyuchitj ushe neposiljnoe umstvennoe usilie. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
цуца
Зарегистрирован: 29.02.2004 Сообщения: 3
|
Добавлено: 29 Фев 2004 15:30 Заголовок сообщения: |
|
|
приветствую всех, я тут новенькая, и у меня проблемы , я татарка, язык понимаю, но писать не умею, помогите написать поздравление с восьмым марта для аби, буду вам очень признательна  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
цуца
Зарегистрирован: 29.02.2004 Сообщения: 3
|
Добавлено: 01 Мар 2004 00:30 Заголовок сообщения: |
|
|
неужели нет в этом мире добрых татар?! HELP! |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Миллэтче Собкор

Зарегистрирован: 26.11.2003 Сообщения: 735 Откуда: Tatarstan Respublikasy
|
Добавлено: 01 Мар 2004 12:01 Заголовок сообщения: |
|
|
Кэдерле эбием! Сине 8 март бэйрэме белэн тэбрик итэм! Син'а унышлар, озын гомер, сэлэмэтлек телим! |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Pavel
Зарегистрирован: 09.04.2004 Сообщения: 1 Откуда: Москва
|
Добавлено: 09 Апр 2004 09:59 Заголовок сообщения: Нужна помощь носителя татарского языка |
|
|
Уважаемые участники форума!
К вам обращается аспирант филологического факультета МГУ.
Диссертация, над которой я работаю, посвящена устройству языков
разного типа и происхождения (если точнее, я занимаюсь способами
оформления зависимости одного имени существительного от другого,
которму в тюркских языках соответствует так называемая изафетная
конструкция).
Особое место в диссертации, как я предполагаю, будет занимать материал
тюркских языков. Сам я неоднократно ездил в тюркоговорящие регионы
бывшего СНГ с целью изучения (татарского, кыргызского, казахского,
балкарского) языков, как в составе лингвистических экспедиций МГУ,
так и самостоятельно. Но невозможно объять необъятное (по крайней мере
за ограниченное количество времени), и потому в данный момент у меня
возникла необходимость в работе с носителем татарского и
кыргысзкого/балкарского языков.
Думаю, что все время работы уложится в 2-3 часа.
Я проживаю в Москве, готов приехать в любое удобное вам место и время.
Мои координаты: электронная почта: gra-paul@mail.ru
icq: 94932823
Большое спасибо за внимание,
Павел |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Naila = Наилэ Гость
|
Добавлено: 22 Окт 2004 19:51 Заголовок сообщения: новость |
|
|
хорошая новость
http://www.tatarlar.ru/news/280404-6.html
Татары смогут изучать свои традиции и культуру в обычных школах Москвы
В школах всех административных округов Москвы планируется организовать изучение татарского языка, истории и культуры татарского народа.
Данное решение за №4-10-16339\1 было принято недавно мэром Москвы Юрием Лужковым. Желающие воспользоваться этой возможностью могут обращаться в президиум Совета Региональной Национальной Культурной автономии татар г. Москвы.
С принятием данного решения появилась уникальная возможность московским татарским семьям обучать своих детей родному языку, истории, традициям и культуре, неотъемлемой составляющей которых является Ислам, в стенах общеобразовательных школ. Это позволит не только сохранить этническую самобытность татарского народа, но также даст возможность молодежи поступить в любой ВУЗ Республики Татарстан. Классы формируются при численности не менее 25 человек. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Шомбай Акула пера
Зарегистрирован: 01.04.2004 Сообщения: 1085
|
Добавлено: 25 Окт 2004 08:08 Заголовок сообщения: проблемы татарского языка. |
|
|
Суз татар теле турында иде бит, э сез кая кереп кттегез? "Супер тюркский этнос монголо-татар" (Невман), бу бит ёк суз, яхудлэр уйлап чыгарылган термин, татарнын башын эйлэндерер очен. Монгол аерым халык, теле башка, дине башка, купме анлатырга була? Аларнын татарларга бернинди катнашы юк, алар торкилэр тугел.
"Исллам гына саклый татар миллэтен,..мин аракы эчкэн татардан гарлэнеп, татарлыгымнан баш тартырга риза" (Азат Бэдретдин). Баш тартырга татарлыктан жинел, безнен дошманнар шуны гына котеп тора, купме куп татар татарлыктан баш тартса, алар очен шул якшы. Чонки татар кузгэ карап кимиячэк. Син шуны телисен исламчы Азат? Ул чакта син явыз урыстан кай ягын белэн артык?
Риза Казак эфэнде сузлэре белэн, килешэм тулысынча. Бугенге кондэ ислам татарны, кызганычка каршы, коткармый, э милли юлдан яздыра, менэ шундый ансыз Азат шикелле исламчылар ярдэмендэ. Татар исламга каршы тугел, эммэ намаз укып кына милли азатлыкка ирешеп булмый, э сез котэсез, азатлыкны татарга Алла Тэалэ бирер, намаз гына укырга кирэк дип котеп торасыз. Алла эйткэн, Мин бирэм шуна гына, кайсы кем уз телэген тормышка ашыру юлларын узе эзли, таба. Бездэ хэзер мосельманнар куп, э менэ милли хэрэкэт сунеп бара, бер исламчыны урамга чыгарып булмый. Алар узлэренен куркаклыгын яшерэлэр ислам битлеге астына, янэсе, Алла кушканча гына була. Анысы шулай, э син каян белэсен Алла ни кушканын, эллэ инде берэр Коран сурэсен узлэштергэн хэр мосельман узен бик белденклегэ саный , шуннан чыгып хокем сорэ? Менэ монысы гына житэрлек тугел, эле шушы сурэнен мэгнэсендэ анлый бюелергэ кирэк, э монын очен уз халкыннын тарихын яхшы ойрэнергэ-белергэ мэслихэт. Тарихны белгэн мосельман шундый ялгыщ фикердэ булалмый, димэк Азат Бэдретдин эфэнде, тарихны да ойрэнергэ кирэк булып чыга.
Татар теле проблемасы турында суз барганда, икенче якка тайпылып киту, темадан тыш сузлэр, мэгнэлэргэ чуму, ул узе курсэтэ, фикерлэребезнен сайлыгын. Татар телен байтыр очен, татарда узенлэ житэрлек сузлэр бар. Тик, анын белэн кулланучылар ялкаулар, уйлап-эзлэп тормый, ни туры килэ хэтеренэ шуны язада куя. Менэ мисал, Татар Иле дигэн газета чыга башлаган иде, бик матур исем. Сонгыдан тоттыларда аны узгэртеп Татарские Края, дип урысча чыгара башладылар. Иле сузен, края дип узгэрту, берничектэ туры килми, эммэ газета шул килеш чыга бирэ. "Ил"-татар телендэ бик кин мэгнэдэге суз, борынгы вакытта анлаткан "ил"-халык мэгнэсен, "ил-халык-дэулэт", менэ нинди анын мэгнэсе, э "края" ни дигэн суз? Монысын мин анламыйм, бу сузне урысчадан татарчага тэржемэ итсэн, - "чит-чите" булып чыга, чонки край-крый, осэл чите, жир-билэм чите-чиге, бу суз бердэ "ил" дигэн сузгэ туры килми. Э менэ "акыллы баш" татарга туры килгэн. Менэ моны анлау очен бернинди лингвист(телче, тел белгече) булырга кирэкми, гап-гади уз теленне белу дэ бик житкэн. Элбэттэ, теленне белсэн. "Татар Иле"-ен, эгэр бик кирэк булса урысча вариантын ясарга, шиксез була шулай язарга, -"Родина татар, эй Татарские анклавы, Татарские регионы, дип, э гомумэн алганда, нигэ тэржемэ итеп торырга? Шул килеш кавлсын, мина, мэсьэлэн ошый, э кемгэ ошамый йэ анламый, анлат расширительным толкованием значения, ягни мэсьэлэн сузгэ-суз кыскартып тэржемэ ясама, колкегэ калма узен, хэм колдермэ теленнэн, безнен тел ул приметив тел тугел, дэрэжэсенн тошермэ.
Эдэби телебез бик ярлыланды совет эдэбияты барлыкка килгэч кенэ, мона кадэр телебез бай иде. Эдэби телдэн чыгарып ташладылар гарэп-фарсы- торек сузщлэре хэм шулай ук мишэр сузлэрен, бигрэктэ сонгысы эдэби телебезне ярлыландырды. Эгэр шул килеш эдэби телебез тагы бер 50 ел дэвам итсэ, казан татары белэн мишэр татары берсе-берсен анлый алмаслык дэрэжэдэ узгэрэчэк. Без шуны телибезме? Эллэ моны телидер торле лингвист тишковлар? Э без ансыз рэвештэ аларга булышабыз. Мин махсус яздым татарча, белэсем килэ, купмегез мине анлаган икэн? |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Cabbar Бывалый
Зарегистрирован: 25.02.2005 Сообщения: 42 Откуда: Мяскяу
|
Добавлено: 05 Сен 2005 11:40 Заголовок сообщения: |
|
|
http://socrates.berkeley.edu/~bsp/publications/2002_02-wert.pdf
По ссылке размещена статья Suzanne Werthime о состоянии татарской языковой среды в Татарстане и языковом поведении татар.
Основные моменты
- татарский язык имеет очень ограниченные сферы применения. В основном он используется "на кухне" и "в деревнях". Повсеместно падают тиражи татароязычной прессы, чьё качество удручает.
- В силу известных обстоятельств татары потеряли городскую татарскую культуру и даже владея татарским языком используют и в общении с русскими и между собой русский язык.
- Сложившееся в городсокй среде доминирование русского языка перемалывает даже вновь прибывающих мигрантов татар, хорошо владеющих татарским языком, которые переходят на использование русского языка, чтобы "быть как все" и "ассоциировать себя с более высоким статусом".
- Даже там, где используется татарский язык широко наблюдается повсеместное "вторжение" русского языка в татарскую речь - от простого использования русских слов, до использования русской структуры речи.
- Татарский язык находится в одной из фаз постепенного умирания, когда широко распространено двуязычие и постепенное вытеснение татарского языка русским.
Для того, чтобы язык жил и развивался, а не поддерживался ещё всего только 1-2 поколениями в качестве "бытового сленга" дома, необходима полноценная ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА и в других CФЕРАХ ОБЩЕНИЯ (помимо домашней), формирующая общее ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ и ЯЗЫК МЫШЛЕНИЯ.
Только с одним подходом "разговариваем дома на татарском" татары добровольно сдают позиции:
- по другим сферам общения,
- по фактическому признанию статуса татарского языка как только "бытового" и не приспособленного для выражения сложных мыслей. Увы, я не в состоянии был бы написать подобный текст на татарском...
На мой взгляд, мы, говоря о важности татарского языка, упускаем из вида, что сам по себе "законсервированный" язык в таком статусе, как латинский язык - это не выход - когда кто-то его и знает, но он не средство мышления и общения в разных сферах. Языковой вопрос должен рассматриваться в комплексе - преподавание самого языка и создание языковой среды в различных областях применения языка, формирующие язык мышления и языковое поведение.
Ведущие татарские лингвисты в абсолютном большинстве говорят о тех же проблемах (по книге "100 выдающихся татар"):
- статус татарского языка зафиксирован только "де юре"
- городская культура - русскоязычная
- недостаточно стимулов для образования на татарском языке в силу очень ограниченных возможностей продолжения образования в вузах
- татарский язык стал засорен огромным числом русских заимствований от отдельных слов до целых граматических конструкций
- грамотность татарской речи упала - ошибки в грамотности, произношении и стилистике.
- предподавание татарского языка слабое
- в деревнях, где владение татарским языком лучше, чем в городе, общий уровень преподавания ниже, что в целом не способствует повышению статуса носителей языка.
и т.д.
Aytegez nichek shundiy hal belan korasherga yariy.
Автор статьи провела год в Татарстане, хорошо владеет татарским и проводила анализ в рамках программы евразийских исследований на постсоветском пространстве.
Обзор части этих исследований -
http://cess.iatp.org.ge/CESSpg_conf_abstracts2003.html
Среди других материалов:
"The New Tatar Historiography: Challenging Slavic-Russian Tradition" by Robert V. BARYLSKI о реконструкции исторической правды об истории татар,
"(Re)constructing Kul Sharif: Building a Nation without a State" by Helen FALLER о сложностях при возрождении татарами своей идентичности,
"Identity Politics and Nation-Building Projects in the Volga-Ural Region: Two Foundational Texts from the Diaspora" by Gönül PULTAR о влиянии работ
Гаяза Исхаки и Садри Максуди на мировоззрение современной татарской интеллегенции т.д. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
zengerkuzler Постоялец
Зарегистрирован: 01.10.2002 Сообщения: 164 Откуда: Москва
|
Добавлено: 05 Сен 2005 11:50 Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо за статью, Джаббар!
Очень верно подмечено. И возможно кто-то, прочитав, примет к сведению. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Alia Акула пера
Зарегистрирован: 15.06.2005 Сообщения: 1451 Откуда: Germany
|
Добавлено: 10 Сен 2005 23:45 Заголовок сообщения: |
|
|
Уважаемый Джаббар, я неделю назад вернулась из Казани, где провела 12 дней. То, что я там увидела и услышала, отличается от того, что пишет СВ.
Основные моменты
- татарский язык имеет очень ограниченные сферы применения. В основном он используется "на кухне" и "в деревнях". CB
- В Казани я постоянно слышала татарский язык в транспорте, в магазинах, музеях, просто на улице. AT
Повсеместно падают тиражи татароязычной прессы, чьё качество удручает. CB
Мне кажется, что татарская пресса бывает очень разного качества, так же, как и американская. АТ
- Даже там, где используется татарский язык широко наблюдается повсеместное "вторжение" русского языка в татарскую речь - от простого использования русских слов, до использования русской структуры речи. СВ
Это правда, но с этим борются, и русизмы постепенно исчезают. АТ
-
- Татарский язык находится в одной из фаз постепенного умирания, когда широко распространено двуязычие и постепенное вытеснение татарского языка русским. СВ
. Нет, татарский язык живет и здравствует! Я сама убедилась!
Мин Казанда унике кен булып бик куп яны сузлер ойрендем. яны зуррак сузлек сатып алдым, татар газитлар хэм Фаузия Байрамова китапны татарча укып ятам. Миннан башка татар телне ойрена торган бутан татарлар да бар икен  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
ilyas xan astraxanski Акула пера

Зарегистрирован: 05.10.2002 Сообщения: 1282 Откуда: Asterxan
|
Добавлено: 11 Сен 2005 02:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Inde härkem üz yağın gına belä Alia xanım.
Ägärdä keše üze töšenkelekkä batqan ikän, ägärdä anı üz balaları xörmät itmilär ikän, cibär qızlar qaramıylar ikan - aña inde qöyaš nurlärı da čitmi.
Inde kem bu yaqtı dönyağa šatlanıp yäši ikän - aña millätneñ dä, tuğan telebeznñ dä xäle bötenläy ikence räweštä kürena.
Sin šunı acıq kürsätäseñ dä.
Döres - bezneñ tatar arasında bik küp šundıy negativ qarašlı adämnär - alar čılıy da minut sayın - ah betäbez, ah üläbez. Närsä äytep bula andıylarğa?! Bar inde, betäseñ ikän - äydä kit yuğal küzemnän äytäse genä qala. _________________ Qazanda küreşerbez! Встретимся в Казани!
Последний раз редактировалось: ilyas xan astraxanski (12 Сен 2005 06:23), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Cabbar Бывалый
Зарегистрирован: 25.02.2005 Сообщения: 42 Откуда: Мяскяу
|
Добавлено: 11 Сен 2005 11:08 Заголовок сообщения: |
|
|
Afarin, Ilias
Agar sin shundiy suzlarenne tatarcha yazsan ikan, sinen belan suz kureshterasem kilmi. Hoday sin'a ber men' yel gomer birsen. Alaysa tatarliq u'lma's. Aliyane da o'sterden'. Afarin!
Eshraq tatarcha yaz, yame?
Aliyaga zur raxmat.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Руслан Собкор

Зарегистрирован: 10.10.2002 Сообщения: 557 Откуда: г. Челябинск
|
Добавлено: 12 Сен 2005 09:05 Заголовок сообщения: |
|
|
kazak писал(а): | Я нисколько не умаляю историческую роль Ислама в деле сохранения татарского народа и в его духовной жизни.
Но следует признать что, если бы татары как народ исторически находились в окружении не русских, а арабов, то религия Ислама теоретически являлась бы фактором, способствующим ассимиляции татар.
Я против механического переноса из исламских стран в Татарстан под видом Ислама некоторых идей, являющихся либо традициями этих народов, не имеющих с истинным Исламом ничего общего (требование ношения паранджи, культ "святых Ислама"), либо исторически сложившимися мировоззренческими установками, которые по сути также не являются Исламом. Следует учесть также, что в под названием исламской религии на Востоке существует достаточно широкий диапазон различных течений, некоторые, при сохранении внешних форм (как например, исмаилизм), перестали быть по сути Исламом.
Согласен, что Ислам среди татар необходимо возрождать. Но что это значит? Не секрет, что сейчас происходят столкновения по вопросам религии между стариками-носителями традиций татарского Ислама(того, который спас татар от ассимиляции) и молодёжью-выпускниками медресе, обученными арабами. Этим напоминает времена раскольничества на Руси.
У стариков, как правило, нет шансов выиграть теологический диспут, т. к. первоисточники и существующая практика на родине Ислама свидетельствуют в пользу молодёжи. В некоторых случаях это, несомненно, хорошо, когда это касается усиления основной идеи Ислама- идеи Единобожия (когда молодёжь борется с ношением амулетов, оберегов, пережитками язычества и др. заблуждениями). Вместе с тем старики вызывают к себе сочувствие, когда пытаются отстоять роль татарского языка на собраниях в мечетях "наивно" утверждая, что "моселман теле - татар теле". Вместе с тем может оказаться недалёк тот день, когда в наших мечетях останется два языка:арабский и русский. Попытки распространения Ислама среди русских приводит к тому, что собираются в мечети, например, 30 человек, из них 2 русских, остальные татары и все говорят на русском языке. Позиция о дозволенности (и даже предпочтительности) брака с женщиной другого вероисповедания, с тем чтобы приобщить её к Исламу (и получить от Аллаха награду), которую занимает молодёжь, может быть, хороша для арабских стран, но в наших условиях ведёт к тому, что даже при условии принятия Ислама женой, она продолжает оставаться русской и в итоге вырастают русскоязычные дети, которые, немного поколебавшись, принимают христианство. Один мой знакомый, татарин, всеми уважаемый, умный, знающий родной язык и историю, любящий свою нацию, религиозный, 20 лет прожил с маржушкой, но так и не сумел склонить её в свою веру. Его сын считает себя русским, а спросишь кто его папа называет переделанное на русский лад имя-отчество.
Мы должны скорее понять, что необходимо учитывать все три основных фактора выживания: сохранение генофонда, языка и религиозных отличий.
Исторический пример. В Польше и Литве проживало большое количество татар (по некоторым оценкам до 400 тыс.чел). Татары хранили мусульманскую религию, но не заботились о языке. Через 2-3 поколения язык исчез.Национальная идентичность была нарушена. С языком произошла утрата культурных традиций и это, в конечном счёте, привело к утрате религии и ассимиляции.
Относительно небольшая группа караимов смогла выжить как этнос, т.к. Тора была переведена на караимский язык и богослужение велось на тюркском языке. Язык хранился как часть религии. Караимы выжили.
Моё глубокое убеждение таково: необходимо провести Тюркскую Реформацию Ислама, т.е. перейти на родной тюркский язык в религии и богослужении. Молитва должна звучать на родном языке с пониманием смысла сказанного, в противном случае она превращается в некое бессмысленное магическое заклинание, т.е. является отступлением от Ислама (также как талисманы и обереги). Мечети, построенные на деньги татар, должны стать тем, чем сейчас они не являются или являются в малой степени: центрами сохранения и распространения татарского языка, центрами национального движения. |
Готов подписаться под каждым словом. Согласен абсолютно со всеми доводами. Своими глазами вижу подтверждение их каждый день в Челябинске. _________________ Аллах ничего не даёт, но помогает взять. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
ilyas xan astraxanski Акула пера

Зарегистрирован: 05.10.2002 Сообщения: 1282 Откуда: Asterxan
|
Добавлено: 13 Сен 2005 01:33 Заголовок сообщения: |
|
|
Странно, вы же все против муфтия, а повторяете его слова.
Непоследовательно. _________________ Qazanda küreşerbez! Встретимся в Казани! |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Шомбай Акула пера
Зарегистрирован: 01.04.2004 Сообщения: 1085
|
Добавлено: 13 Окт 2005 22:31 Заголовок сообщения: Проблемы татарского языа |
|
|
Татар теле турында суз тугелме иде сон? Татар теле турында татарча аралашырга иде. Э болай килеп чыга, татар теле турында суз урысча. Ни эйтэсен, эфэриннэр, шулай дэвам итегез, телне ойрэнерсез инде каты. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
ilyas xan astraxanski Акула пера

Зарегистрирован: 05.10.2002 Сообщения: 1282 Откуда: Asterxan
|
Добавлено: 14 Окт 2005 00:04 Заголовок сообщения: |
|
|
Sin? Šombay-äfände, yäšlärne orıšu urnına berär aqıllı närsa äytsänä!
Bez qartlarğa yäšlärebezne orıšu tügel - öyrätergä kiräk.
Alar küp kürgän küp belgän kešelär (bezneñ kebek, älbättä!) qatnašırğa qızıq bulır. _________________ Qazanda küreşerbez! Встретимся в Казани! |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Руслан Собкор

Зарегистрирован: 10.10.2002 Сообщения: 557 Откуда: г. Челябинск
|
Добавлено: 14 Окт 2005 09:10 Заголовок сообщения: |
|
|
ilyas xan astraxanski писал(а): | Странно, вы же все против муфтия, а повторяете его слова.
Непоследовательно. |
Я лично мало знаком с высказываниями муфтия - кажется речь идёт о Талгате Таджутдине. Многие высказывания некоторых известных людей не означают что именно эти люди являются их авторами.
Когда-то в начале 90-х я на местном уровне толкал мысль что отсутствие татарской городской культуры способствует ассимиляции татар в городах, т.к. татарская деревенская культура в городе не может полноценно существовать. Позже подобные мысли я услышал от незнакомых мне деятелей из Татарстана и других регионов. И это не значит что я какой-то особенный или кто-то ещё - просто проблема на виду. И кстати, эта проблема существует до сих пор.
О проблемах, расказанных Казаком, я сообщал ещё пару лет назад в других темах этого форума. И основывался на своих наблюдениях за татарской и мусульманской жизнью г.Челябинска. Ситуация, кстати, не изменилась почти. _________________ Аллах ничего не даёт, но помогает взять. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|