На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Проихождение казачества

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
kazak
Собкор


Зарегистрирован: 19.08.2003
Сообщения: 515
Откуда: idel

СообщениеДобавлено: 09 Май 2004 14:06    Заголовок сообщения: Проихождение казачества Ответить с цитатой

Происхождение термина «казак»
Версии:
1) казак ? качак ? кацак ? касак. В переводе с тюркского «убежавший», «человек, покинувший свой род». Известно, что казаками у тюрков в старину в дофеодальную эпоху так называли джигитов, отправившихся на совершение подвига и поклявшихся до тех пор не жениться.(Сравните с абреками на Кавказе)
В более раннюю эпоху совершение подвига было необходимо, чтобы получить «настоящее» «мужское» имя и стать полноправным членом рода, в том числе получить возможность жениться.
2) казак ? кайсак ? кыу сак . В переводе с тюркского «белые саки», «белые, светлые охранители»
3) казак ? каз ак . В переводе с тюркского «белый гусь», известно, что у части тюрков являлся тотемом и этот образ один из самых характерных для тюркского фольклора как образец благородства и метафора странствий.
4) казак ? ко зах. Слышал, что в переводе с монгольского значит «щит степи», т.е. степная защита, охрана.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Anatoliy



Зарегистрирован: 15.05.2004
Сообщения: 4

СообщениеДобавлено: 15 Май 2004 11:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В журнале "Вокруг Света", примерно начала 90-х, была серия статей одного историка - кумыка по национальности, где он утверждает, что казаки - тюркский народ, подвергшийся руссификации в силу своего православного вероисповедания. Мне было бы интересно знать, кто что об этом думает?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Миллэтче
Собкор


Зарегистрирован: 26.11.2003
Сообщения: 735
Откуда: Tatarstan Respublikasy

СообщениеДобавлено: 15 Май 2004 12:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Так это давно известно. Даже сами казаки всегда признавали что они другого происхождения чем русские. Кроме того, сколько знаю людей у кого родственники казаки, так они и не такие светлые как русские.

Вот пожалуйста информация с казачьего сайта Вольная станица
http://fstanitsa.ru/
Родословное древо казачьего народа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
kazak
Собкор


Зарегистрирован: 19.08.2003
Сообщения: 515
Откуда: idel

СообщениеДобавлено: 15 Май 2004 15:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Казаками в Золотой Орде и Казанском ханстве называли рядовых воинов-представителей военного сословия.
Ещё в 18 веке около 30% оренбургских казаков была мусульманами-татарами. Согласно указа Петра1 и последовавшей ревизии казаков за неприятие христианства их лишили казачьих привилегий.
Отрывок из "Истории о Донских Казаках" генерала Ригельмана от 1778 года:
"Хотя всем, и едва ли не целому свету, по древности, а паче по храбрости в военных делах, не менее ж и по удальству, о находящихся в России Донских Казаках известно, но с коих времен и из каких людей они при своем месте начало свое возымели, уповательно, мало кто ведает, ибо и сами они о себе прямого начала своего сказать не могут, а мнят, будто б они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялися, и для того считают себя природою не от Московских людей, и думают заподлинно только обрусевши, живучи при России, а не Русскими людьми быть. И по такому их воображению никогда себя Московскими не именуют, ниже любят, кто их Москалем назовет, и отвечают на то, что "Я, де, не Москаль, но Русской, и то по закону и вере Православной, а не по природе".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Newman
Постоялец


Зарегистрирован: 12.10.2003
Сообщения: 440
Откуда: Almaty

СообщениеДобавлено: 15 Май 2004 16:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Есть у меня такая версия. Я уже приводил текст в другом топике выдержки из Вернадского. В том топике, где шел рассказ о Старом казаке Илье Муромце. Не соглашаясь с Вернадским во всем, поскольку он планомерно пытался доказать асские (скифские) корни у славян, я предложу такую теорию.

Итак, в 8-м веке в Приазовье появляются варяги-русы. Они создают свои крепости (сечи) на Дону. И на этой территории создается Русский Каганат. Эта же территория называется у Константина Багрянородного Казакией. Здесь же живут племена касогов, шеркешей, черные клобуки и другие. Там же создается Тьмутаракань. Т.е. можно предположить, что создается государство военной демократии под властью Русского кагана. Тем более такой вариант тогда был в моде?всего 200 лет, как разгромлен остаток бандитской Жужани?аварский каганат (это те, кто делал манкуртов). Викинги терроризируют всю Западную Европу.

Русам степь не нужна. Для их факторий им хватало немногого. Жили они торговлей с окружающими тюркскими племенами, и военной добычей. Но, фактории-колонии не могут развиваться?фактически варяги-викинги?это маргиналы у себя на родине. Значит, основной подпитки с родины у них нет, тем более, что викинги выбрали западное направление как более предпочтительно?и безопасное, кстати. Все же они больше мореходы, чем сухопутные воины. Т.е. происходит довольно интенсивный процесс слияния с тюрками, из которых набираются воины. Вот тюрки, которые уходили к русам?и есть казаки. У викингов?суда. У тюрков?воины и еда. Отсюда делаются набеги в Византию и в славянские земли (полоны). И народ этот существует и поныне (не тюрки, но и не славяне, и уже давно не норманны). Они могут жить в степи, но и умеют строить лодки. Они пашут землю, но и рождены на конях.

Но вот в девятом веке происходит другое?русские каганы полностью захватывают славянские земли. И в какой-то момент они выбирают другой способ жизни. И происходит разделение?на казаков (предпочетших жить по старинке) и на русских, предпочетших править оседлыми племенами.
Что-то подобное произошло и с казахами, только они ушли из татарской (узбекской?) общности. Ушли жить по старинке. Сохранять тот Вечный тюркский Эль. Улыбка

Я сегодня смотрю на то, что присходит в моем народе, на то как часть его активно «прогрессирует» (перенимает иноземное, меняет свои привычки и отказывается от старого). И кажется мне, что произойзет скоро (буквально в ближайшие 50-100 лет) еще один подобный раскол.
_________________
Не судите по тому, что видите -- судите то что видите.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kazak
Собкор


Зарегистрирован: 19.08.2003
Сообщения: 515
Откуда: idel

СообщениеДобавлено: 15 Май 2004 20:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ваша фантазия разбушевалась ни на шутку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Anatoliy



Зарегистрирован: 15.05.2004
Сообщения: 4

СообщениеДобавлено: 21 Июн 2004 03:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Недавно, наконец прочёл книгу Л. Н. Гумилёва "Открытие Хазарии". Он пишет, что казаки - потомки тех хазар, которые приняли православие, а те хазары, которые стали мусульманами дали начало астраханским татарам. В этой теме я новичок, так что прошу подсказать, встречал ли кто - нибудь критический разбор версии Гумилёва?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Миллэтче
Собкор


Зарегистрирован: 26.11.2003
Сообщения: 735
Откуда: Tatarstan Respublikasy

СообщениеДобавлено: 21 Июн 2004 09:35    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Критического обзора я не встречал.
Но в любом случае в какой-то мере он прав. Так как кровь хазар наверняка присутствует у них.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ногай
Постоялец


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 202
Откуда: с татфорума:)

СообщениеДобавлено: 21 Июн 2004 18:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Опа! зашибись.....ещё и хазары вписались
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Миллэтче
Собкор


Зарегистрирован: 26.11.2003
Сообщения: 735
Откуда: Tatarstan Respublikasy

СообщениеДобавлено: 21 Июн 2004 20:21    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ногай, с хазарами все в порядке. Свои же тюрки. Да еще и кыпчакоязычные наверняка.
Часть их также должна была войти в состав и казанских татар, и крымских.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ногай
Постоялец


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 202
Откуда: с татфорума:)

СообщениеДобавлено: 22 Июн 2004 11:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Миллэтче писал(а):
Ногай, с хазарами все в порядке. Свои же тюрки. Да еще и кыпчакоязычные наверняка.
Часть их также должна была войти в состав и казанских татар, и крымских.

Блин....ну ладно простим их начальный сионизм...
_________________
Ещё вчера я был умным и пытался изменить мир, а сегодня я стал мудрым и пытаюсь изменить себя...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Миллэтче
Собкор


Зарегистрирован: 26.11.2003
Сообщения: 735
Откуда: Tatarstan Respublikasy

СообщениеДобавлено: 22 Июн 2004 13:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У них только верхушка была евреями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ногай
Постоялец


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 202
Откуда: с татфорума:)

СообщениеДобавлено: 23 Июн 2004 11:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Миллэтче писал(а):
У них только верхушка была евреями.

Она была не евреями, а сионистами
_________________
Ещё вчера я был умным и пытался изменить мир, а сегодня я стал мудрым и пытаюсь изменить себя...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Anatoliy



Зарегистрирован: 15.05.2004
Сообщения: 4

СообщениеДобавлено: 29 Июн 2004 00:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бабур писал(а):
Миллэтче писал(а):
У них только верхушка была евреями.
Она была не евреями, а сионистами

Из - за того, что , согласно еврейским законам родство считается по -
матери. а хазары считали родство по - отцу, в Хазарии возникло боль
шое количество людей, бывших одновременно и хазарами, и иудеями.
Естественно, еврейки выбирали себе женихов из знатных родов, поэт
ому вскоре в Хазарском Каганате стали править люди, не считавшие
ся с интересами того народа, к которому они формально принадлежа
ли. Что же касается сионизма, то я не понял, что ты имеешь в виду? Е
сли то, что называют сионизмом сейчас, то есть движение за возвращ
ение в Израиль всех евреев, то они сионистами к сожалению не были
и из Итиля уезжать никуда не собирались, так как сидели как раз на Великом Шелковом пути.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
turgan
Бывалый


Зарегистрирован: 27.01.2005
Сообщения: 43
Откуда: kazakstan

СообщениеДобавлено: 18 Фев 2005 07:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

у мурат аджи написано что казаки есть насильно и хитросным методом ославянены. у ни хво первых сохранился язык только называется домашним на людях не говорят. старотюркский а некоторые умирают говорят что дети и они не от славянского роду.
у них стиль жизни похож на степной. хохолок на голове это тюркский обычай. сапоги и т.д. а кстати некоторые арабские
хроники указывают на руссов как на тюрков или тюркоговорящих.
на это указывает Мурат Аджи. ведь не спроста без боя сдался Киев и признал власть царя руссов. или руссы-то есть норманны есть смесь скандинавов с алтайскими тюрками. вероание у них было арианского толку то есть выходило из тенгренианства.
и язык тоже.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
turgan
Бывалый


Зарегистрирован: 27.01.2005
Сообщения: 43
Откуда: kazakstan

СообщениеДобавлено: 18 Фев 2005 12:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

статья из сайта казачества-----------------------------------------------

Необходимое замечание: в свое время необходимым условием публикации материалов на любую тему было использование славословия в духе "как верно указал надцатый съезд партии пингвины плодятся..." или "проститутка капитализма, иначе известная как генетика, как об этом верно сказал лично...", так и сейчас готовя материалы касательные казачества и его этнографических особенностей авторы считают необходимым поразливать воду на тему "глубокой духовной и этнической связи казачества с русским народом" або "несомненно, великорусском происхождении казачества", причем, невзирая на то, что все дальнейшие материалы в работе будут этим утверждениям полностью противоречить.
Но, полагаю, что читать этот материал будут люди разумные и способные понять что и из чего следует.
Хотелось бы обратить внимание лишь на один "удивительный" парадокс - донской костюм, будучи идентичен запорожскому, опять не похож на национальный костюм того народа выходцами, из которого они (донцы) должны бы являться. Запорожцы, одеваясь так же, как донцы, по костюму не схожи с украинцами, донцы, одеваясь как запорожцы, одеваются не так, как русские. Прям таки "гадостное-влияние-институтов-запада-работающих-на-разрушение?" и сплошные "агенты влияния" уже в 16-17 веках. Горе-то...
В. Котенко, "Вольная Станица"


Своеобразные условия жизни на Дону в XVI-XVIII вв., особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества. «Эта культура являлась частью русской культуры, что было связано с наличием в казачьих рядах устойчивого русского большинства. Вместе с тем, донские казаки составляли ту часть русского народа, которая была наиболее открытой для тесного общения с соседними народами ближневосточной исламской, по преимуществу тюркской культуры»(2).

Общению с этими народами содействовало географическое соседство с ними, разные формы военных и невоенных контактов, торговля. До XVIII вв. само сообщество донских казаков не носило замкнутого характера. Несшие постоянные потери в боях, казаки охотно принимали в свои ряды представителей соседних народов. «Отсюда возникали условия для взаимопроникновения культур, для складывания в культуре донского казачества, русской в своей основе, тюркской струи»(3). Влияние на казаков их тюркских соседей проявлялось и в одежде. Среди казаков было принято одеваться «по-татарски».

В столице Донского войска всегда было большое стечение народа. Сюда собирались торговые люди, приезжали турецкие послы с большими свитами, горцы Кавказа, калмыки, постоянно навещали посыльные из Астрахани. В этом постоянном водовороте людей донцы выделялись своим внешним видом. «Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный»(4).

В силу географических условий и обстановки, характер донского костюма в XVI-XVIII вв. имел восточный отпечаток. Все платья ярких цветов из сукна, бархата и шелка, расшитые галунами и позументами. Вообще же казаки любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде. Вот как образно описывает их донской историк В.Д. Сухоруков: «...один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой ? в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета нашивкою; третий ? в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлащенными застежками и в лазоревом настрафильном(5) зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи с черенками рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию»(6).

Живший в XVIII веке этнограф И.Г. Георги так характеризует казачью одежду: «...все казаки одеваются на польский образец, или паче татарский и восточный, и в рассуждении цвета сукна, часто по произволению, большею, однако ж, частию в кафтаны и полукафтанья синего цвета суконные, волосы стригут в кружок. На голове носят шапки с круглыми, из овчинок, высокими околышами. По кафтану подпоясываются рядовые сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, но старшины сверх опоясья сабельного имеют шелковые персидские или польские поясы, сабли носят на полукафтанье. Некоторые а особливо рядовые имеют одни только усы, а некоторые и бороды. Носят суконные шаровары цвету красного или по произволению и полусапоги черного сафьяну или простой кожи, но старшины часто красные или желтые штаны такого же цвета, редко имеют черного. Шаровары у казаков походят на турецкие, только гораздо поуже, почти полушаровары»(7).

Со старины глубокой одевались казаки во что попало, а главным образом в одежду, взятую в добычу. В праздники они наряжались в богатые азиатские уборы. Немаловажное значение имели и браки казаков с полоненными татарками, турчанками.

О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «...платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные де любят платье и обувь по-черкески, и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в руских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочетца, тот тако и творит. И в том де междо ними распри и никакого посмеханья друг над другом нет»(В очках.

В одежде восточных славян вообще и донских казаков в особенности отразилась их древняя связь со степными племенами и народами: мужские шаровары с широким шагом и способ ношения рубахи, заправленной в них, прическа с оселедцом, термины «клобук» для головного убора и «епанча» для верхней одежды, встречаемые еще в ранних письменных источниках. Значительно сильнее эта связь стала проявляться со времени татаро-монгольского нашествия, а затем в период оживленной торговли с Востоком. Об этом говорит покрой верхней распашной одежды и ряд определяющих ее терминов: «армяк», «сарафан», «кафтан», «ферязь», «терлик», «тегеляй», а также головной убор ? «тафья», обувь ? «ичеги» и пр.(9)

Такие одежды, как бешмет, чекмень, чапан, некоторые виды мужских уборов, женский вязаный колпак, кубелек, штаны, также приходится относить за счет «восточного» влияния. Многие из этих особенностей по своему происхождению связываются с восточными тюркоязычными соседями, другие определенно указывают на тесные связи с народами Кавказа(10).

Если казаки верхнедонских городков и станиц одевались практически так же, как жители южнорусских губерний, то костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

Описания головных уборов чрезвычайно скудны. Ригельман А. в «Истории или повествовании о донских казаках?» отмечает, что шапки они носили черкесские(11).

Восточной чертой, может быть взятой из костюма татарок, является и головной убор молодушек в виде колпака, распространенный еще в середине XIX в. и нехарактерный для русских(12).

Штаны, изобретенные еще скифами, являются важным элементом казачьего костюма. Без них невозможна жизнь конника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары ? в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках» (13).

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше ? скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки(14).

Штаны у казаков были принадлежностью не только мужского костюма. У казачек они вошли в типичный средне- или северновеликорусский костюм как часть женской восточной одежды(15).

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы)(16).

Сверху на рубаху и штаны надевали бешмет. «Большей частью он представлял собою кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганым на вате»(17).

Обязательной принадлежностью традиционного типа одежды был зипун. «С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки»(1В очках. Зипун ? это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края(19).

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц) (20). Ригельман А. указывает на кафтаны и полукафтаны парчовые, штофные и суконные(21). Дополнением к кафтану служили дорогие турецкие и персидские шали и кушаки(22), на которых носили булатный нож или шашку. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом с блестками(23).

«В Черкасске, городе необыкновенно оживленном и людном в дни праздников, казаки щеголяли в самых пестрых одеждах ? атласных кафтанах с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, с золотыми, серебряными пуговицами и серебряными застежками. Можно было увидеть на казаках бархатные кафтаны без рукавов»(24).

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк. арка ? спина, тюрк. лык ? греть) ? «спиногрей» ? нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном(25).

Чекмень и чапан ? также старинная верхняя одежда казаков, преимущественно халатообразная(26). Чекмень по основным линиям кроя и по способу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений, а также кавказской черкеске. Парадный чекмень носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивался поясом, на котором снаружи навешивалась шашка(27).

Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. На Нижнем и Среднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве ясырок (пленниц) татарки, турчанки, ногайские женщины, наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока. Обычный женский сарафан, или кубелек, был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета(2В очках.

Одежда жен казачьей старшины отличалась восточной пышностью и богатством. Основную часть костюма составляло платье ? кубелек, ? напоминавшее по покрою и форме татарский камзол. У богатых он шился из парчи. Лиф платья застегивался серебряными или позолоченными пуговицами Параллельно им шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служил лишь украшением. Пояс (татаур), надеваемый выше талии, состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.

В летнее время женщины, выходя из дома, надевали каврак ? халат из шелка или парчи(29). Шубы у казачек бытовали длинные, азиатского покроя(30), в виде широкого, запахивающегося халата(31).

Сапоги казаки носили, как правило, татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого (32).

А. Ригельман отмечает, что сапоги были черкесские(33).

Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи(34) ? ичиги и «чирики» ? туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары(35). Чирики делали на подошве, с широким каблуком, тупым носком и иногда обшивали по краям ремешком из белой кожи(36).

С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна(37).

Носили казаки и башмаки ? кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак ? теленок)(3В очках. «В верховых станицах летом носят башмаки из грубой кожи на толстой подошве и всегда шерстяные чулки собственного изготовления»(39).

Мужчины, как и женщины, носили с обувью грубые бумажные или шерстяные белые чулки(40), изобретенные в свое время в Багдаде.

Казаки заимствовали у своих восточных соседей не только форму и покрой одежды и обуви. При их изготовлении использовался также материал, захватывавшийся в виде военной добычи, прежде всего на море при ограблении турецких торговых судов или персидских купцов-тезиков, ? бязь, киндяк, кумач, кожа, сафьян (как, например, это было в 1622 г. при нападении на суда под Азовом)(41).

Традиционный костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур, что связано с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования. И все-таки восточный тюркский элемент играл при этом весьма важную роль.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
kazak
Собкор


Зарегистрирован: 19.08.2003
Сообщения: 515
Откуда: idel

СообщениеДобавлено: 14 Май 2005 18:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Слово «казак» происходит от древнего тюркского «казгак» ( к, г -глухие), первоначальным значением слова была лошадь пасущаяся отдельно от табуна, табун обычно разбредался, когда лошади добывали корм из-под снега ? тебеньковали -от тюркского тебенуь ? «пинать» происходит само слово табун, то же смысловое значение у «казу» ? копать, ковырять. То есть казгак ? тебенькующая лошадь, отошедшая от табуна. Затем это слово перенеслось на людей и стало обозначать людей, покинувших свой род, одиночку вообще.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Шомбай
Акула пера


Зарегистрирован: 01.04.2004
Сообщения: 1085

СообщениеДобавлено: 15 Май 2005 00:08    Заголовок сообщения: Происхождение казачества Ответить с цитатой

Видимо Казак прав, действительно первоначально слово "казак-кацак" или "кацак-казак" относилось к коням, а в последствии перейти и к человеку, потом это стало сословным названием, который постепенно преврашается в самоназвание народа, в национальность. Трансформируется, т.е. меняется, как и все в природе, ничего удивительного тут нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB