На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Родина, у которой нет городов

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Агац-Ир
Постоялец


Зарегистрирован: 29.10.2004
Сообщения: 319
Откуда: индеец местный

СообщениеДобавлено: 09 Мар 2005 00:25    Заголовок сообщения: Родина, у которой нет городов Ответить с цитатой

Рашат САФИН

Родина, у которой нет городов, или татарская психология
21 февраля 2005 г. журнал "Идель" №6 (118), 1999

Как-то, придя домой, я спросил у внука, приготовил ли он уроки на завтра? Он ответил, что только что пришел домой. Я поправил его, что домой не приходят, а возвращаются, и попытался объяснить ему, когда в татарском используется "пришел", а когда "вернулся". Нынешние дети - не то, что мы были когда-то, стараются дойти до сути, не торопясь принимать на веру все, что говорят взрослые. Внук начал допытываться, почему тогда мы говорим "возвращаться в деревню", раз мы там не живем?

Действительно, почему даже те татары, которые родились в городе, говорят о поездке в деревню - "вернулся"? Так внук обратил мое внимание на проблему, над которой я раньше не задумывался. Правда, я попозже, после раздумий, осознал, что это проблема. Ведь это же национальная черта татарской психологии. У татар деревенская психология - вот в чем дело! Как говорит Харрас Аюп, деревня - это то место, где капнула кровь с нашей пуповины. Именно поэтому самые задушевные, самые грустные, бередящие сердце горожанина песни - о деревне.

Если есть проблема, значит, надо попробовать ее рассмотреть. Сначала коротко о том, из чего состоит национальная психология - когда мы были "советским народом", мы же не изучали подобных явлений. А тех, кто интересовался, клеймили ярлыком "националист" и отправляли в подвалы НКВД и психушки КГБ.

В политологии установилось научное определение национальной психологии как совокупности сложных и условно взаимосвязанных между собой элементов, основанных на чувстве (национальный характер) и сознании (национальное сознание). Т.е., условно говоря, национальная психология состоит из двух частей: национального характера и национального сознания. Национальный характер формируется на протяжении веков в условиях конкретного проживания народа и проявляется в первую очередь в национальном темпераменте и в качествах, присущих только этому народу (например, чеченцам свойственны отвага, гордость и горячность; татар считают трудолюбивыми, терпеливыми и наивными; русских немцы называют "давай-давай, цап-царап"; евреев весь мир держит за хитрых, умных и стремящихся всегда и везде к превосходству над другими). А национальное сознание - это совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и прочих взглядов данной нации. Она определяет отношение нации к различным общественным ценностям (например, к свободе, государственности, единению, вере) и к способам их достижения. Говоря проще, национальное сознание - взгляд на мир сквозь призму национальных интересов. Оно состоит из двух частей: из обыденного сознания (субъективная часть, сформированная в повседневной жизни) и научного сознания (теоретическая часть, основанная на объективности). Их соотношение определяет высоту национального сознания: оно тем выше и больше соответствует требованиям эпохи, чем более теоретически обосновано с учетом достижений самой нации и человеческой цивилизации. Такое теоретизированное, научно сформированное, целенаправленно обобщенное с точки зрения социальной, национальной и политической, массовое сознание называется национальной идеологией, К сожалению, ее у нас пока нет. Таким образом, современную психологию татар составляют сформированный на протяжении многих веков национальный характер и сформированное в повседневной жизни довольно незрелое национальное сознание.

Татарская национальная психология, сформировавшись в деревне (а еще раньше - в степи), осталась на уровне эмоций. Его рациональная часть (теоретически организованная) пока на низком уровне. Татарское национальное сознание пока еще нельзя назвать политическим сознанием, способным в домной степени защищать свои интересы, Массовое национальное сознание татар до сегодняшнего дня не может усвоить, что борьба за общественную, культурную, правовую и религиозную свободы должна вестись под знаменем государственной независимости, иначе все усилия превращаются в сизифов труд.

Для того, чтобы развить политическое сознание в должной степени, татарам не хватает городской культуры. И это не удивительно, ведь это результат усилий империи по устранению татар от политики. После разрушения нашего государства татарам запретили жить в городах, вокруг Казани в радиусе 40 километров были уничтожены все татарские деревни. Когда в России укрепился капитализм, в городе начали появляться татарские слободы, в начале XX века у татарской нации в какой-то степени сформировалась городская культура. Но после установления советской власти татарская городская культура, да и вообще возможности для татар быть в городе татарами исчезли. Молодое поколение интеллигентов деревенского происхождения во втором поколении в городе русифицировалось, так что слой интеллигенции, способной создать городскую культуру, не сформировался. Город выполнял для империи роль ассимилятора многочисленных нерусских народов. Поэтому татарское национальное сознание враждебно городу, и психология татар остается деревенской. На это нельзя смотреть как на недостаток. Это - огромное достижение нации, т.к. в данных условиях она могла сохранить свое "татарство" только в деревне. В татарской поговорке "город хвали, в деревне живи" отражается национальное сознание, направленное на защиту своего "татарства" - ведь в городе социальные условия для жизни вроде бы легче.

Итак, мы вели речь о том, что было раньше. А как сейчас? Ответ мы можем найти в стихотворении Ахмета Адиля (творчество поэтов - один из факторов, отражающих национальную психологию). Он так представляет себе Родину: "Страна, Деревня, Лес, Соловей, Весна, Любовь, Вечер, Рассвет (и) Чувство, Сердце, Красавица, Соловей, Лес, Деревня, Страна (-), Родина". Как видим, городу здесь места нет. Спросите - почему? Ответ найдем у другого поэта - в творчестве Газинура Мората. Он вопрошает: "Поэты рождаются в деревне - // Но почему умирают в городе?"

Прошло 8 лет со дня принятия Декларации и 6 лет - со дня принятия Конституции, а мы все еще представляем себе свою Родину без города. Как это понять? Думаю, это должно волновать всех, кто неравнодушен к судьбе нации. При поисках ответа на данный вопрос обратимся к историческим урокам. Прежде всего необходимо напомнить, что наша деревенская психология стремится к миру и спокойствию. Корни этого уходят в глубокую историю. Мы "вышли" из кочевников. Наши прадеды постоянно боролись против нападений "горожан" (Китай, Византия, Персия). Да и позже они жили мирным трудом: держали скот, растили хлеб, торговали. Их соседи - русские - предпочитали жизнь более "веселую". Соответственно различным национальным психологиям у этих двух народов-соседей установились и свои политические системы: у русских сначала отряды разбойников (например, ушкуйники), позже - империя, опирающаяся на военную силу и живущая за счет соседей, а у булгаро-татар миролюбивое государство, основанное на сельском хозяйстве и торговле. Разумеется, военная организация - более сплоченна и сильна, а аграрное государство - с точки зрения политико-государственной менее организованно. Потому в борьбе за независимость мы были побеждены (как это видно из творчества Мухамедьяра и из исторических фактов, в XVI столетии наша национальная психология не смогла обеспечить безопасность государства).

В начале XX века снова появилась возможность для равноправной борьбы двух национальных психологии. Но, к сожалению, татарское общественное мышление ограничило освободительную борьбу рамками культурного самоуправления, т.к. у национальной буржуазии и интеллигенции, стоявших во главе национального движения, преобладала деревенская психология. И, хотя национальный дух был достаточно силен, политическое сознание оказалось слабым. В борьбе не хватило воинственности. Это ярко выражено в творчестве Дердменда:

Я немощный муравей, лежащий на дороге,
А не пчела, способная жалить до боли.
Как бы ни была велика эта страна, радуюсь -
Я никого не могу обидеть.

Наконец, в конце XX века у татар снова появилась возможность поднять голову. И были сделаны смелые шаги по пути к свободе. Но мы быстро устали, и шаги наши стали мельче. Этому есть и объективные причины, и субъективные. Одна из решающих причин, по-моему, - в отсутствии городской культуры и, в связи с этим, слабости политического сознания татар. Так как национальная идеология, являющаяся основой национального политического сознания, создается в городе, общенациональные политики воспитываются в городе, политика делается не в деревне, а в городе.

От антидеревенской политики империализма татары всегда страдали больше, чем русские. Например, в период введенной Лениным продразверстки зерно у крестьян отнимали подчистую, а овощи не трогали. Татары растили хлеб, но овощи не выращивали. Русские - выращивали и, когда татары умирали с голоду, русские выживали за счет овощей. Как мы видим, и сегодня город продолжает грабить деревню (дороговизна техники и промышленных товаров, дешевизна сельхозпродукции, несоразмерная с вложенным в нее трудом - тому доказательства). Сейчас в Татарстане в деревнях живут в основном татары, русские почти все переехали в города. А потому противоречие между городом и деревней превращается в межнациональное противоречие. Естественно, что в этих условиях татарское национальное сознание никак не может принять "город". И психология татар остается деревенской. Это стало одним из факторов, сужающих размах национального движения.

Этим можно было бы и ограничиться, отвечая на вопрос о роли сегодняшней деревенской психологии в судьбе нации. Но, чтобы полнее понять нынешнюю ситуацию, следует остановиться на проблеме более подробно.

Причину безразличия татар к политике, ослабления национального движения некоторые хотят видеть в разногласиях между лидерами и отсутствии единства. Это и так, и не так. Неорганизованность народа приводит к разногласиям между лидерами и наоборот. А главная причина, между тем, в следующем: уровень политического сознания народа очень низок. А потому он не понимает, кто прав, а кто нет, и готов пойти за любым, и в первую очередь, за тем, кто громче кричит. Когда лидеров много - это значит, что лидера нет. А чтобы он был, у активной части нации должно быть воспитано политическое сознание. В этом случае народ не пойдет за любым лидером, а будет защищать того, чья программа соответствует общему политическому сознанию.

С первых дней подъема национального движения у нас наблюдалось противоречие между Челнами и Казанью. В 1993 году это привело к разделению ТОЦа на два крыла. Противоречие это сохраняется до сих пор. Причина - в том же отсутствии общенационального политического сознания. Татарская элита живет в Казани. Она, хотя бы и в первом поколении, в какой-то степени освоила городскую культуру. Ее активная часть обобщив и проанализировав обыденное политическое сознание нации, теоретизировала его, связав с мировой политикой. Основываясь на этом, казанские идеологи национального движения определили политику национально-освободительной борьбы. А в Челнах живут в основном вчерашние деревенские жители, приехавшие на строительство КамАЗа. Они еще не освоили городскую культуру, а "враждебность" города уже успели испытать на собственной шкуре (бесквартирье, проблемы из-за незнания языка, преступность, унижения со стороны "старших братьев", съехавшихся со всего Союза, и т.д.). Недовольство социальной и национальной несправедливостью, а потому - злоба и желание отомстить- очень велики, да и национальный дух - силен, но политическое сознание, политическая культура - низки. Отсюда - преобладание эмоций, смелость, не всегда соответствующая ситуации, максимализм, обвинение политики "казанцев" в трусости, нерешительности и даже в предательстве. Это, разумеется, не способствовало укреплению национального движения, а привело к ослаблению его. Инициатива перешла в руки властей... В результате национальное движение захирело, и татарская элита погрузилась в состояние уныния.

Отсутствие у народа соответствующего политического сознания привело и к неправильному пониманию кризиса в империи. Казалось бы, надо радоваться - кризис означает начало конца империи. Но нет, мы страдаем от того, что империя гибнет. Даже потомок мурз, бывших некогда опорой татарского государства, уважаемый писатель Амирхан Еники переживает по поводу распада СССР. А поэт-патриот Кави Латыйп, активно участвовавший в национальном движении, боится распада России:

Россия вот-вот погибнет,
Россия - "Титаник"
вот-вот пойдет на дно.
Жаль! Очень жаль! - пишет он.

Как объяснить эти неестественные для народа, вставшего на путь национального освобождения, чувства? Только ли низким уровнем политического сознания? Наверно, не только этим. Здесь чувствуется уже и духовная апатия. Думаю, что эти примеры свидетельствуют о том, что татарская элита отдалилась от деревенской психологии (в ней сильнее национальный дух), но городскую психологию (в которой национальное политическое сознание выше) еще не освоила. Из этого следует вывод. Мы не должны рвать со своими корнями - деревней, но надо освоить и город и к нашей деревенской культуре "приложить" городскую. Надо понять, что Отечество без Города не будет твоим Отечеством. Если у тебя нет своей столицы, значит, у тебя не будет независимой политики, и деревня твоя будет разграбляться. Следовательно, последнее пристанище нации будет разрушено. Давайте не будем заблуждаться: то, что татары считают Родиной, т.е. та империя, которая сейчас разрушается, - это не наша Родина. Даже сознательный русский не считает ее своей и желает ей конца. Так как знает: только тогда можно будет жить по-человечески.

Нельзя согласиться и с мыслью о том, что будто бы СССР нужен для сохранения единства народа, рассеянного по России. Как показывает исторический опыт, если мы не сохраним ту часть татар, которая расселена в регионе Волги и Урала (а это возможно только в условиях независимости), то татары, живущие за пределами этого региона, исчезнут сами собой.

Причины ослабления национального движения многие видят в недостаточной чистоте национального духа. И это верно. Но дело не только в этом. Политическое сознание также незрелое. Духовная независимость не приводит к государственной и национальной независимости сама по себе. Нужно и то, и другое. Если не хватает чего-то одного, то завоеванную свободу защитить не сможешь. Вот у чеченцев национальный дух очень сильный. С ним они победили в кровавой войне, но из-за низкого политического сознания дошли до гражданской войны. И если так будет продолжаться, они потеряют свою независимость.

Для того, чтобы вести современную политику, необходима высокая городская культура. Между тем, татары недооценивают это и ничего не делают для воспитания ее. Не стараются в должной мере для создания независимой системы просвещения и культуры. Сегодняшние татарские школы и гимназии не создают татарскую культуру. Уже с 5 класса чисто по-татарски там ведутся только уроки татарского языка и литературы. В высших учебных заведениях не введена система преподавания на татарском языке. В государственных структурах, в учреждениях, на предприятиях и в общественной жизни - везде преобладает русский язык.

В эпоху сегодняшнего информационного взрыва высокую культуру нельзя привить, лишь обучив писать и читать на родном языке и дав сумму знаний в области национальной литературы. Язык не станет языком высокой культуры, если он при общении и на работе, и дома, и на улице не включает в себя современную техническую, технологическую, философскую, политическую, экономическую, юридическую и пр. терминологию. Ясно, что без этого не может быть нации с высокой культурой. Потому что в этом случае рассуждения о достижениях современной цивилизации будут вестись на другом языке (в нашем случае - на русском). И политическое сознание тоже будет отражать интересы других (мы это, в частности, видим в том, что даже некоторые лауреаты премии им. Тукая выступают против возврата латинской графики). От народа, не имеющего высокого национального политического сознания, не приходится, конечно, ожидать политики, направленной на создание независимого государства.

Когда речь заходит о политическом сознании, мои оппоненты говорят, что ни у одной нации народ целиком не обладает высоким политическим сознанием, оно должно быть у элиты, а народ лишь следует за ней. Да, это верно. Но нельзя, однако, сказать, что у татарской элиты оно очень уж высокое, Если бы это было так, разве они стали бы безумно строить коттеджи и, ради бессмысленной потехи как во времена гладиаторов, крушить машины, устраивать на иномарках гонки с ветерком, и это в то время, когда народ не может получить заработанные деньги и не знает, как свести концы с концами, чтобы не умереть с голоду?!

Бедные есть не только у татар, они есть и у евреев, сосредоточивших в своих руках мировой капитал. Но евреи - умный народ. И потому у них есть система помощи нуждающимся. Они гордятся своими богачами, своей элитой и защищают друг друга. Поэтому внутренние противоречия у них сведены к минимуму, и они - едины.

В заключение можно сказать следующее. Деревенская психология помогла татарам сохранить "татарство" в те периоды истории, когда условий для борьбы не было, но ограничивала его политическое сознание тогда, когда появлялись возможности для борьбы. Для достижения своих целей нам надо укрепить деревенскую культуру, сохраняющую наше национальное своеобразие, и создавать национальную городскую культуру.

Для достижения национальной и государственной независимости к духовной независимости нации необходимо добавить еще одно решающее условие. Это - высокое политическое сознание, т.е. идеологию нации. Духовная независимость - основа национального дома, национальная идеология-его стены, национальная политика - крыша. А для безопасности дома всегда и в одинаковой степени нужны все эти элементы.
_________________
нет принуждения к религии, удивительна веротерпимость татар, если большевики за 70 лет смогли навязать атеизм, то какая была бы религия на руси за 200-300 лет, если бы хан заикнулся об этом ... http://agacir.pochta.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Newman
Постоялец


Зарегистрирован: 12.10.2003
Сообщения: 440
Откуда: Almaty

СообщениеДобавлено: 09 Мар 2005 07:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Удивительно точная статья. Мы на НАВИ пришли к такой же идее:
Городские и аульские казахи ? два крыла одного беркута. И без развития каждого из них, беркут не может взлететь.

Главное ? знать, что чтобы каждое перо знала о принадлежности одному народу. Т.е. вопрос национальной идентичности и приоритета национальных ценностей должен превалировать и быть одинаковым и для деревни и для города.
Например, так:
Татарин ? говорящий по-татарски мусульманин-суннит, рожденный татарином.
_________________
Не судите по тому, что видите -- судите то что видите.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB