На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Обращение татарского скульптора Рады Нигматуллиной

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татарские края, культура и традиции
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6960

СообщениеДобавлено: 30 Авг 2014 14:16    Заголовок сообщения: Обращение татарского скульптора Рады Нигматуллиной Ответить с цитатой

В Год культуры...

Обращается за помощью казанский скульптор Рада Хусаиновна Нигматуллина, член Союза художников России и Татарстана, заслуженный художник России и Татарстана, народный художник Татарстана, ветеран труда, имею медали «За доблестный труд», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреат Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая.


Мне 83 года, 60 лет из которых отдано активному, безупречному служению татарстанскому искусству, о чем, наверное, и свидетельствуют высокие награды. Вся моя семья, кто не знает, - скульпторы с высшим образованием. Мы с мужем В.И. Рогожиным окончили в г. Ленинграде художественную академию им. Репина на отлично. Двое наших дочерей окончили в Москве художественный институт им. Сурикова также на отлично с медалью и аспирантуру.

Послевузовский наш приезд в Казань, когда город не имел ни одного скульптора с высшим образованием, оказался тогдашнему Союзу художников ненужным - там крепко сидели «во властях» свои скульпторы-самоучки. И так вот с тех пор и по сегодняшний день тянется эта враждебная обстановка и мешает нам жить.

А сейчас наше положение следующее: как бы ни было, прожив 60 лет трудной жизни в искусстве Татарстана, мы создали много работ - они и в городах Татарстана, в музеях, в ведущих театрах, в Большом концертном зале им. С. Сайдашева, где проходят все самые значительные мероприятия, мировые концерты, политические форумы; кстати, фойе оформили скульптурными портретами выдающихся композиторов мира и Татарстана наши дочери - суриковцы, лауреаты Гос. премии им. Г. Тукая.

Мы были постоянными участниками конкурсов на памятники для города Казани... Но такая наша активность только раздражала тех, от кого зависели наша жизнь, наше творчество. Жизнь шла очень тяжело - постоянная неуверенность в завтрашнем дне, постоянная, десятилетиями, жизнь без заказов, без закупок. Незаметно накопилось много болезней на фоне нервной жизни. Перенесли грандиозный пожар - сгорело все имущество, накопленное за 60 лет жизни в Казани, остались ни с чем. Сгорело также около 400 работ графики, живописи и скульптуры. В связи с пожаром один раз сделали закупку, чтобы мы могли хоть как-то встать на ноги. Закупили половину серии многофигурной композиции из 45 тем, посвященной жизни нашего великого поэта Г. Тукая - от рождения до последних дней. Вторая половина серии осталась никому не нужной, отделенная по смыслу работы от всей темы. Этой половинчатой закупки все равно не хватило ни на восстановление дома после пожара, ни на жизнь. Прошло около десяти лет, развалины все еще пугают и нас, и соседей, и приезжих. Денег на полное восстановление нет, поскольку мы, четыре скульптора, постоянно без работы, делим две стариковские пенсии на четыре человека. В основном вся она уходит на ЖКХ и лекарства. Все больные.

В данный момент обо всем этом я была вынуждена написать в высокие инстанции своей республики и попросить помощи. Это и Министерство культуры, и аппарат президента РТ, и Госсовет РТ, и премьер-министр, и т.д. Президенту даже повторное письмо. Жду ответа уже больше года (это вместо одного законного месяца!). Никакого ответа, кроме одной-двух отписок одного содержания на любые вопросы, а вопросов было много... Основные вопросы моих писем следующие:

1. Сколько еще можно доживать без работы четырем скульпторам? У нас остановилась жизнь. Стыдно признаться, но жить вчетвером на две мизерные пенсии невозможно, переведите это на себя... В этой связи я, отдавшая всю свою жизнь с прекрасным образованием, не покладая рук работавшая в любых условиях, не могу не вспомнить, как выиграла шесть памятников для города Казани в тяжелых и серьезных конкурсах. Вот они:

I. Памятник Муллануру Вахитову - выиграли конкурс мы с мужем.

II. Памятник художнику Ивану Шишкину для Елабуги выиграли мы с мужем (именной заказ обкома КПСС). Приняли на «ура»! Отформовали.

III. Памятник Галимджану Ибрагимову, по завещанию Баки Урманче (перед смертью лично завещал). Мы с мужем сделали эскиз и рабочую модель. Работа по договору была принята, жена Урманче даже получила аванс. Мы постеснялись...

IV. Памятник композитору Салиху Сайдашеву выиграла я. На мой эскиз собирала деньги вcя республика - был целые сутки телемарафон. Собранных средств, говорят, хватило бы на «золотой памятник», только потом они куда-то испарились.

V. Памятник Федору Шаляпину выиграли мы с дочерьми. С заключенным договором, принятый - его разбили в автокатастрофе! Я с инфарктом, дочь (одна из соавторов) пролежали четыре месяца в больнице - еле выжили! Его у нас тоже отняли!

Не многовато ли шесть памятников подряд выиграть, заключить договора и с Мин. культуры Татарстана, и с Москвой? И тем не менее остаться без единого памятника?! Многими ухищрениями, затяжками - то места нет, то финансов нет, то то, то другое - все сумели у нас вероломно отобрать!

Сейчас я, 83-летний ветеран, в трудное мое время, десятилетиями безработная, тяжело больная, в трудном материальном положении, посмела написать письмо об этом. Надеясь на помощь - не «халявную» - прошу дать работу! Войдя в наше трудное положение, дать социальный госзаказ. Прошу поставить хоть один памятник за всю мою долгую жизнь в искусстве Татарстана - памятник Галиаскару Камалу у театра его имени. Этого так хотел, просил бывший директор ТГАТ им. Г. Камала Ш.З. Закиров, всей душой служивший этому театру. Об этом просят сейчас весь коллектив театра, новая дирекция, новый главный режиссер театра, заслуженный артист Татарстана, России, лауреат Госпремии им. Г. Тукая Фарит Бикчантаев. Письмо из администрации театра у властей... И, наконец, это мечта - завещание бывшего, незабвенного главного режиссера театра Г. Камала, Марселя Хакимовича Салимжанова. Он - мой двоюродный брат, я родилась в семье знаменитых артистов Х.Ю. Салимжанова и Г.Н. Нигматуллиной. Мы с Марселем росли вместе все детство и юность в одной семье, разошлись, только когда разъехались на учебу в институты - он в ГИТИС в Москву, я в Академию художеств в Ленинград. Иметь памятник у своего нового театра было мечтой М.Х. Салимжанова. Мне он предложил: «Рада, делай эскиз Г. Камала, я покажу и буду «пробивать» у властей его установку». Эскиз мы делали почти вместе, согласовывая каждую деталь.

Работа режиссеру понравилась... но прервалась надолго в связи с его болезнью. Было не до этого, а потом, после его смерти, все остановилось. Совместная мечта надолго заглохла. Но меня, не покидала мысль, что я не довела до конца просьбу и мечту брата. И тогда мы решили с моими дочерьми, уже тоже с высшим образованием скульпторами, увеличить эскиз до рабочей модели и стали показывать общественности. Кто только ни смотрел рабочую модель: тысячи зрителей на столетнем юбилее ТГАТ им. Г. Камала каждый день! Как раз там была наша персональная выставка, посвященная юбилею театра; а также на выставках Союза художников и т.д. Смотрела не только общественность, но и все власти с президентом. Были прекрасные отзывы (есть фотографии, где присутствует и с одобрением рассматривает Г. Камала высшая власть нашей республики, приговаривая: «Да, мог бы такой памятник стоять у входа в театр и встречать своего зрителя»!

Казалось бы, работа прошла все просмотры и одобрения! Что еще надо? А надо, как оказалось, теперь уже пройти разные немыслимые препоны бюрократии. Отписки от заместителя министра культуры Персовой именно об этом. Неужели нельзя услышать и уважить последнюю просьбу ветерана, отдавшую всю свою жизнь родному татарстанскому искусству, сделавшую столько работ любого жанра, которыми можно было бы весь город украсить!? Наш дом и мастерская ломятся от работ! И все бесплатно - ни закупок, ни договоров! В исторических документах, энциклопедиях я - первая женщина-скульптор из татарского народа, столько званий и наград! А где в Казани хоть одна моя работа на улицах, площадях, в скверах?!

Полная мастерская парковой скульптуры, фонтанов, рабочих моделей памятников! Почему я сейчас, прослужив татарстанскому искусству безупречно 60 лет, не могу выпросить себе хоть один памятник, чтобы и обо мне осталась память на моей Родине?

Я с этим явлением не хочу соглашаться и выношу этот вопрос на всеуслышание! Мне 83 года, делю две стариковские пенсии на четверых взрослых скульпторов-безработных! Если бы не было так трудно жить, я бы не стала просить эту последнюю помощь!

И прекратите свои «отписки-заготовки» на птичьем языке! Ответьте конкретно на человеческом языке, заслужила я или нет хоть один памятник - с готовой рабочей моделью - Г. Камалу? Может быть, в последний год своей жизни. И в так называемый нынче Год культуры?

2. Вторая моя беда и позор республики - это готовый десять лет тому назад, отлитый в бронзе и теперь валяющийся, никому не нужный памятник замечательному татарскому композитору Саре Садыковой. А эскиз и рабочая модель были вылеплены и показаны народу, общественности еще раньше, почти 20 лет назад, в 1994 году. Я уверена, ни одна республика, ни один город, ни одна страна никогда не допустят такого вопиющего позора для себя! Сначала чиновники много лет боролись - памятник ставить или всего лишь бюст, дескать, «кто такая» Сара Садыкова? Но народ отлично разобрался, какова цена любимому композитору. Моя же позиция была - или памятник, или отказываюсь делать только бюст (портрет). Наконец, после долгой изнурительной борьбы и ожидания, глава правительства Р.Н. Минниханов (2006 год) вынес решение - не бюст, а памятник-ансамбль! К столетию любимице народа, замечательному композитору глава правительства дарит место для установки памятника! Место это - Юнусовская площадь. И дал распоряжение городским властям заниматься оформлением площадки-сквера. Казалось бы, наконец все положенное случилось! ...С тех пор прошло больше восьми лет! А кому поручен следующий этап работ, палец о палец не ударили! Вообще забыли о постановлении. Зато за эти восемь лет не дремали «шустрики» - пока Юнусовская площадь утопала в бурьяне, украли или продали часть композиции - вырубленное в граните пианино, на которое облокотилась композитор. Где камень? Кто это сделал? Никто не отвечает! Гранит пропал, как иголка в стоге сена, среди белого дня! Спросили у министра культуры А. Сибагатуллина. Естественно, удивлен! Потому, что это все случилось до его вступления в должность. Пообещал подать в суд на виновных - но сделал ли он это и какие результаты - спросите у него! Года идут, игра в «пинг-понг» продолжается... По всему видно, и Юнусовскую площадь, вполне возможно, или продали, или подарили «олигархам». Поэтому дела опять застопорились. А нам тем временем предлагают для С. Садыковой разные неподходящие места, притом это делают упорно.

Сколько можно писать письма? (В основном это ведь - миллионерам и миллиардерам. Им разве это нужно? V них своя жизнь, неведомая нам.) Сколько можно писать в газеты? Тоже бесполезно - прочитали и забыли. В отчаянии я попыталась обратиться через газету «Ватаным Татарстан» к народу, попросив поддержку в этом вопросе.

Дочь Сары-ханум Садыковой, известная балерина Альфия Айдарская стала собирать подписи в поддержку Юнусовской площади. Народ принял очень активное участие. Кто только не подписывал обращение! Все слои: научный мир - профессора, академики, кандидаты и доктора наук, ведущая интеллигенция творческих профессий, известные врачи, инженеры, учителя, молодежь - всех не перечислить. Их так много оказалось - тех, кто давно ждет памятника, чтит, любит и поет до сих пор музыку С. Садыковой. Негодуют, удивляются равнодушию властей, требуют Юнусовскую площадь. Не верят, как президент республики не слышит глас своего народа! Он же уже на законном основании сам подписал указ, к 100-летнему юбилею замечательного композитора отдает под ее памятник сквер на Юнусовской площади!

Разве так шутят? Где этот указ? Почему он не исполняется вот уже скоро девять лет? Почему городские власти сразу не приступили к работе? К исполнению указа? Разве так работать можно?

Подписи продолжаются, их уже около четырехсот, идут со всех концов, из районов и городов Татарстана, Москвы и т.д. в адрес правителей. Все задают одни и те же вопросы. И все удивлены одним и тем же - отпискам под копирку всем подряд из Министерства культуры (от замминистра госпожи Персовой). А дела стоят.

Я как автор памятника никогда не соглашусь с этими отписками. Если власти «оглохли» и держат политику «кто кого», молчания или попросту равнодушия и совершенного неуважения к обращениям своего народа - готова пожертвовать собой, нет, не голодовку объявлять. Это мне не по силам, у меня застарелый 40-летний сахарный диабет с грозными осложнениями и т.д.

Я просто буду вынуждена седеть на Юнусовской площади вместо памятника, пока меня не унесут оттуда вперед ногами. Неужели моя республика и мой народ позволят мне этот крайний случай? Другими словами, если принадлежащую по закону площадь Саре Садыковой не вернут, отнимайте ее через мой труп! Я это сказала и министру культуры, когда он, наконец, через год с лишним ожидания посетил нашу мастерскую. Он обещал эти мои слова передать высоким властям. Если Татарстан хочет еще одного позора - я пойду на все!

А если по-доброму, без обычного мухлежа, может быть, без обычной мести нашей семье, то давайте уж заниматься делом, без позоров.

Я прошу мои просьбы - и первую, и вторую - удовлетворить! Если не будет договоренности - второе мое обращение появится в сети Интернет в виде открытого письма президенту России ВВ. Путину. Оно будет еще длиннее - ничего не скрою. Пусть знает вся страна, что творится в Татарстане, кроме «Без булдырабыз!".

Рада НИГМАТУАЛИНА, скульптор.

Р.S. На днях, кажется, 29 июля, в выходной праздничный день, все на отдыхе, на дачах - нам поступил звонок из Союза художников Татарстана. Оказалось, срочная просьба в Союз исходила из Кабинета министров РТ. В Союзе художников никого нет, все разъехались отдыхать. Вот тут отыскали нас, «изгоев*", не членов правления, выставкомов или экспертных советов, никогда, никому всю жизнь не нужных. Но здесь вопрос оказался настолько щепетильным, что понадобились и мы

Вопрос был вот в чем: оказывается (наша семья, естественно, не знала об этом), известный бурятский скульптор Даши Намдаков, как нам пояснили, оформил "большой казан» - ЗАГС на Казанке. Если слышали, это его работу «Хранительница» народ с большим скандалом до сих пор не разрешает устанавливать в городе Булгаре Устраивают пикеты. И это, видимо, потому что работа эта (безусловно талантливого скульптора) - не нашего духа, менталитета. Ясно же всем - в каждой стране, республике, нации свои традиции. Это прежде всего касается изобразительного искусства А работа эта я все его творчество бурятского национального стиля. Наши власти, конечно же, своих специалистов ни во что не ставят. Им подавай Намдаковых, Церетели, дорогих футболистов, хоккеистов, певцов и т.д. и т.п. И вот они являются и берутся за любые заказы В данном случае Намдаков сделал, кажется, барельефы ИЛИ решетку на этом «казане» на берегу Казанки. И представил нашим властям счет -220 миллионов рублей. Да, это вполне возможно - бурятский скульптор-мультимиллиардер многие свои работы отливает в Италии из чистого золота и серебра, украшая свои «шедевры» дорогими камнями и бриллиантами (так написано в книге о нем).

Что же, «наши" не знали этого, когда «упали» на эту знаменитость? 3нали! Теперь хочешь не хочешь придется платить «чужаку» 220 миллионов рублей. Ничего. Татарстан, видимо, настолько богат, что может ПОЗВОЛИТЬ себе (и позволяет) любое расточительство. А мы свои, простые труженики с прекрасным образованием и маленькой зарплатой с мизерной пенсией и не заметим, что все это покроется за наш народный счет. Не впервой. К нам обратились, видимо за тем (мы и не поняли толком), чтобы мы как скульпторы-профессионалы взяли на себя щепетильную роль экспертной комиссии и либо поддержали это шоковое безобразие, либо не поддержали.

Нас ни разу не спросили, когда приваживали Намдаховых (их много). Мы - изгои Вообще вряд ли кто еще знает из наших художников про эти "внутренние дела». Мое личное мнение: заплатите, конечно, ему его 220 миллионов. Только не из народного кармана. Я лично почти десятилетиями не имею работы в своей родной республике. И сейчас обиваю пороги моих властей, тех, кого я выбирала (на выборах) в надежде, что хоть в беде помогут. Я ошиблась. Пока что все еще стою перед ними с протянутой рукой в свои 83 года, выпрашивая хоть одну работу - хоть имею я прекрасные звания и награды, и любовь зрителей, коллег, «простого» народа.

И, конечно, - известие, что чужим платят за работу у нас по 220 миллионов - вводит всех нас в шок. И очень обидно, что отдав 60 лет жизни родному Татарстанскому искусству, а трудной старости не можешь купить себе лекарство, в теплом доме жить (нечем платить за газ), нормально питаться. Свои не нужны им.

«ЗП» 14-20 августа 2014 г.
_________________
Бергэ-бергэ


Последний раз редактировалось: Гаяр (02 Сен 2014 00:05), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6960

СообщениеДобавлено: 30 Авг 2014 14:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

См. также: "Найдется ли достойное место памятнику С.Садыковой?"
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татарские края, культура и традиции Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB