На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Татары Белоруси

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6983

СообщениеДобавлено: 05 Фев 2005 15:45    Заголовок сообщения: Татары Белоруси Ответить с цитатой

Минский курьер 28.01.2005

Татарская слобода


На протяжении всей своей истории Минск был многонациональным городом, доказательством чему служила и его топонимика. Одна из бывших деревень, а затем городская окраина называлась Ляховая Лука или Ляховка . Была в Минске Еврейская улица, переименованная в советское время в Коллекторную. Существовало в городе и Татарское предместье, именуемое иначе Татарской слободой.

Некоторые историки считают, что татары стали селиться на Беларуси в конце XIV века. В то время Золотую Орду раздирала междоусобица, и сторонники хана Тохтамыша потерпели в ней поражение. Великий князь Витовт принял их в свое войско и наделил землями на Виленщине и Минщине. Белорусские татары под предводительством старшего сына Тохтамыша сражались с крестоносцами во время Грюнвальдской битвы.
В ХV - XVI столетиях белорусские земли подвергались набегам крымчаков - крымских татар. Решающая битва с ними состоялась в 1506 году под Клецком.

Силы крымчаков были разгромлены войском Великого княжества Литовского под предводительством князя Михаила Глинского. В плен к победителям попали четыре тысячи воинов. Часть из них поселили на северо-западной окраине Минска. Первая деревянная мечеть была возведена здесь в 1599 году. С XVI века местность получила название Татарского конца. Объяснение этому названию и бытописание минских татар приводит в середине ХIХ века белорусский этнограф Павел Шпилевский: <За Екатерининской церковью начинается Татарский
конец, или, что то же, Татарское предместье, на котором живут исключительно татары, потомки древних перекопцев и крымцев, некогда опустошавших минский край, но вследствие страшного поражения в 1506 году под Клецком рассеявшихся по всем окраинам Минской губернии и, между прочим, поселившихся в самом Минске. Название конец заставляет думать, что эта часть города до поселения в ней татар, переименовавших ее в Татарский конец, называлась каким-нибудь другим концом славянского или древнерусского происхождения и именно, как свидетельствуют старожилы концом Пятницким, получившим название от Пятницкой
церкви, существовавшей в этом месте и положившей начало Пятницкой улице, а может быть Пятницкая церковь получила название от Пятницкого конца, в свою очередь так названного от древних торгов по пятницам. Как бы там ни было, но слово <конец> показывает, что нынешнее Татарское предместье составляло часть древнего Минска как оселище древнеславянского племени, потому что название конец некогда принадлежало древнеславянским городам; концами у древних славян вообще и славян русских назывались предместья или более отдаленные
части города от самого центра или замка: такие концы существовали в древнем Пскове и Новгороде:. Число минских татар доходит до 400 душ. Они ведут довольно трудолюбивую жизнь, подобно соплеменникам своим клецким татарам.

Только то различие, что минские не в пример богаче клецких. Главный предмет их промышленности - огородные овощи, которые они насевают и выращивают в большом количестве в огородах и на полях близ раковской дороги. Кроме того, некоторые из них занимаются коннозаводством и потому для приготовления сена имеют огромные луга на берегах Свислочи; часть этих лугов принадлежала некогда Святодуховскому монастырю, но впоследствии откуплена татарским старшиной Солиманом. По просьбе этого Солимана в 1617 году на грунте
Воскресенской церкви построена татарская молельня или мечеть; взамен взятого грунта воскресенскому причту отведен такой же участок в другом месте. Мечеть сохранилась до настоящего времени: она деревянная, небольшая, состоит из двух отделений, мужского и женского, разделенных между собой решеткой.

Внутри нет никаких украшений, кроме балдахина для муллы в мужском отделении, в котором пол устлан зеленым сукном, а возле одной стены поставлены скамейки для посетителей. Кроме этих двух отделений или комнат есть еще нечто вроде прихожей, в которой татары оставляют обувь: известно, что по закону мусульманскому они не могут входить в молельню в сапогах>.
Главной улицей Слободы с начала XVII века была Большая Татарская (ныне - Димитрова).

Здесь преобладала деревянная застройка. Дома зажиточных хозяев были покрыты жестью, остальные имели гонтовые крыши. На Большой Татарской находилась и мечеть. На этой улице селились главным образом ремесленники и торговцы. Минские татары занимались, в основном, различными ремеслами. Среди них были кожевенники, шорники, скорняки, извозчики, огородники. Овощи разводили на так называемых татарских огородах (по берегам Свислочи).
Согласно переписи 1897 года в Минске числилось 1.146 татар. В их числе, помимо ремесленников и торговцев, были военные и служащие различных государственных учреждений.

В конце XIX века минские мусульмане начали сбор средств на строительство первой в городе каменной мечети. Она была возведена в рекордно короткие сроки и открылась в 1901 году.
Мечеть и 32-метровый минарет находились на территории Татарской слободы (приблизительно на том месте, где нынче расположен ресторан гостиницы <Юбилейная>). Храм был обнесен сплошным деревянным забором с каменными воротами. Особенно много верующих собиралось здесь по пятницам (священный день мусульман) и по праздникам.

Служившие в мечети муллы находились в административной зависимости от Симферопольского духовного управления. Религия во многом определяла быт минских татар: так, в их рационе отсутствовали свинина и вино. Однако, как отмечают историки, редкая татарская свадьба обходилась без водки. (Возможно потому, что в запрете Магомета речь шла только о вине). Некоторые отступления от канонов допускались и в пятницу: в этот день мусульмане
писали, а также считали деньги. Татарская слобода давно не знала многоженства, и поселившийся там магометанин-двоеженец был осужден общественным мнением. Административно слобода относилась к 5-й полицейской части и, надо сказать, не доставляла ей особых хлопот. Так, согласно переписи 1897 года, никто из татар не сидел в тюрьме, не содержал корчму и не имел отношения к проституции. (Хотя рядом, на территории Раковского
предместья, находилось немало домов терпимости.)

В начале XX столетия двумя основными улицами предместья оставались Большая и Малая Татарские (последняя проходила вдоль Свислочи в районе нынешнего проспекта Машерова). В 1906 году на Большой Татарской был построен кожевенный завод Гольдберга. Спустя семь лет здесь трудились 23 рабочих.(Предприятие в этой части города появилось не случайно: татары издревле славились умением выделки кож). Значительная часть населения слободы
занималась огородничеством. Овощи, выращенные на берегах Свислочи, продавались на Нижнем базаре и на специальном рынке на Татарской площади.

Однако близость к реке, благоприятная для огородничества, таила в себе и постоянную опасность наводнений. Так было, например, в апреле 1900 года, когда Свислочь затопила целые кварталы Татарской слободы. Эта же история повторилась и ранней весной 1903 года. Тогда <талая вода переполнила реку, и она бурным потоком понеслась по руслу, увлекая за собой все, что попадалось на пути>, - свидетельствовал современник. Крупные наводнения происходили также в 1912, 1915 и в 1917 годах. Последнее, как отмечали современники,
превзошло по своим масштабам даже паводок 1906-го. В спасении людей кроме пожарных участвовали воинские части и милиционеры/

После революции 1917 года на территории Беларуси стали открываться национальные школы. Одна из них - татарская - работала на Воскресенской, 26 (теперь - Освобождения), недалеко от ее пересечения с Большой Татарской.

Однако во время оккупации Минска войсками кайзеровской Германии она была закрыта. Спустя 11 лет (в 1928 году) в слободе появилась татарская изба-читальня. При ней работали кружки по изучению татарского языка и политпросвещения. Совет читальни, состоявший из семи человек, планировал также открытие еще двух кружков - <Безбожник> и ликбез, а также выпуск газеты <Татарское слово>. Но в скором времени деятельность совета была подвергнута критике. Минская окружная национальная комиссия указала ему на <слабый темп развертывания политмассовой работы>. В 1929 году изба-читальня изменила свой статус и стала обычным районным учреждением культпросвета. Не осуществилась и другая задумка - открыть в Белорусском государственном музее экспозицию по истории и культуре белорусских татар.

Коллективизация, пик которой приходился на конец 20-х - начало 30-х годов, не могла не затронуть и жизнь слободы. В это время здесь был создан татарский колхоз <Красный огородник>. (Тогда же улица Мало-Татарская получила название Колхозной). Насильственная коллективизация нарушила привычный образ жизни населения предместья. В результате в конце 20-х годов восемь татарских семей подали заявления о переселении в Крым.

Неприятные сюрпризы преподносила и погода. Рекордным за многие годы стал подъем свислочской воды весной 1931 года. Зимой выпало много снега, а сильный мороз не давал ему растаять. Воды за это время в снежном покрове накопилось в два раза больше нормы. В апреле установилась теплая солнечная погода. Снег стал быстро таять, и не ручьи, а целые потоки устремились в реку. К 15 апреля уровень воды в Свислочи стал подниматься. Через неделю он достиг своей высшей отметки - почти пять метров! Для города наступило тяжкое
время испытаний. Талая вода полностью накрыла Татарские огороды. Были эвакуированы жители домов Немиги и Торговой улицы. В центре Минска мог ходить только речной транспорт. Полностью вода сошла только к середине мая, нанеся городу огромный ущерб. Нечто подобное повторилось и в апреле 1941-го, когда уровень воды в реке поднялся до четырех с половиной метров. Во время этого паводка особенно пострадали дома на Колхозной. Очевидцем таких
наводнений был минский старожил Владимир Иосифович Талейко. <В предвоенные и послевоенные годы я жил на улице Мопровской, которую затем переименовали в Коммунистическую, - рассказывает он. - Выход Свислочи из берегов в то время прогнозировали. Специальные комиссии ходили по квартирам и определяли, где можно поселить людей из тех домов, которые постоянно затапливались. К таким домам относились те, которые находились на Колхозной. Небольшой деревянный мост через Свислочь, которым заканчивался спуск от Суворовского училища, перехлестывали волны. Водой покрывались и татарские огороды, которые тянулись вплоть до нынешнего Дворца спорта. На них выращивали лук, огурцы, капусту. Неподалеку была и заготконтора, куда сдавались овощи. Соленые огурцы в бочках от лета до лета держали в реке, а потом отправляли по магазинам. Во время наводнений эти бочки носило по всему городу. Татары жили в небольших, в основном деревянных домах, на улицах Димитрова (это новое имя в 1934 году получила Большая Татарская. - Прим. ред.), Колхозной, Совхозной, Заславской. Во время войны по этим улицам прошла граница еврейского гетто>.

Минскую мечеть закрыли в 1936 году, и какое-то время она использовалась как продовольственный склад. Затем, уже после войны, здание храма перестроили. Здесь, по словам Владимира Талейко, открылся военно-морской клуб ДОСААФ. <А в районе нынешней гостиницы <Планета>, - рассказывает он, - находилось небольшое татарское кладбище. Помню, там росли высокие сосны, а на могилах были большие камни. Уже после войны от этого кладбища не осталось и следа>.

В середине 50-х, как вспоминает минчанин Владимир Самойлов, застройка улицы Димитрова еще сохранялась. Каменные дома здесь чередовались с деревянными, проезжая часть была вымощена булыжником, а узкие тротуары заасфальтированы.

До 2001 года на Димитрова сохранялись мастерские белорусских художников. Это двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1897 году, до 1930 года было синагогой. Затем храм закрыли, а после войны строение передали мастерским.Четыре года назад его разрушили, а на освободившемся месте возвели элитный жилой дом. Сегодня бывшая Большая Татарская насчитывает всего несколько домов, разбросанных по всей улице.

В 60-е годы прошлого века, при прокладке Парковой магистрали исчезли и кварталы Колхозной. (Сегодня улица с таким названием есть на Юго-Западе). Тогда же, в 1962-м, не стало минской мечети: на ее месте была возведена гостиница <Юбилейная>.

И все же память о Татарской слободе осталась не только в книгах по истории. Ее сохранили в топонимике: улица между Тимирязева и Грибоедова называется Татарской. А в минувшем году в Минске начато строительство новой мечети. Храм мусульман будет возведен на улице Грибоедова.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Агац-Ир
Постоялец


Зарегистрирован: 29.10.2004
Сообщения: 319
Откуда: индеец местный

СообщениеДобавлено: 05 Фев 2005 21:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рахмят!

уже где-то писал, что типа
Белорусия=бюля+русия=отдельная русь
Минск=мен,+еске=десятитысячная {армия}

в Москве есть знакомый из Минска с татарской фамилией и внешностью, сам типа белорус или русский, дети русские, раскосые, черноглазые, мама удивляется откуда у них в семье эти монголо-татары.

ИМХО: cкорее всего в Белоруссии, Минске (как и на Укараине) стояли западные пограничные войска, которые и после распада ЗО продолжали охранять (нести службу) их никто не отзывал, потом они там добровольно/принудительно были ассимилированы (стали казаками белорусскими, украинскими и т.п.)
_________________
нет принуждения к религии, удивительна веротерпимость татар, если большевики за 70 лет смогли навязать атеизм, то какая была бы религия на руси за 200-300 лет, если бы хан заикнулся об этом ... http://agacir.pochta.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB