На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

К вопросу о ногайско-татарских фольклорных связях

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ногай
Постоялец


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 202
Откуда: с татфорума:)

СообщениеДобавлено: 09 Дек 2004 19:43    Заголовок сообщения: К вопросу о ногайско-татарских фольклорных связях Ответить с цитатой

К вопросу о ногайско-татарских фольклорных связях.(Л.Ш. Арсланов, г. Елабуга) |

История ногайско-татарских этнокультурных, языковых и фольклорных связей уходит в глубокую древность. Можно предполагать, что отдельные случаи контактов между предками ногайцев Дешт-и-Кипчака и предками казанских татар - булгарами происходили еще в золотоордынский период, т.е. до выделения Ногайской Орды из Золотой Орды.
Более интенсивные контакты ногайцев с казанскими татарами и мишарями устанавливаются, как свидетельствуют историки, со времени образования Казанского ханства. По мнению ученых, территория Ногайской Орды в XVI в. была довольно обширной. Она простиралась от Волги до Иртыша и от берегов Каспия и Аральского моря до лесной полосы на Севере. В XVI в. Ногайская Орда граничила на Северо-Западе с Казанским ханством по реке Сакмаре, Кинели, иногда граница ее доходила до города Казани (Кочекаев). Ногайцы в 1555 году жили и по Каме (Сафаргалиев). Следовательно, между татарами и ногайцами имели место и этногенетические контакты (Закиев). Об участии ногайского компонента в этногенезе татар пишут археологи (Халиков, Фахрутдинов), историки и этнографы (Булатов, Ахметзянов, Исхаков), лигвисты (Махмутова, Бурганова, Саттаров, Гарипова, Арсланов) и др.
Этнокультурные, экономические, политические связи ногайцев с татарским этносом на протяжении длительного времени не могли не отразиться в фольклоре этих народов. Будучи достаточно близкими по языку и этногенезу они оказывали интенсивное влияние друг на друга в области устного народного творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у татар, башкир, ногайцев, казахов и других тюркских народов появились общие фольклорные произведения различных жанров, сложились сходные сюжеты, а в некоторых случаях и общие персонажи, хотя первоначально они создавались конкретным народом на определенной территории. К таким произведениям можно отнести дастаны «Алпамыш», «Кузы Курпеч и Баян сылу», «Эдиги», «Чура Батыр», «Жеренше-шешен» и др.
Особенно легко переходили от одного народа к другому пословицы и поговорки, загадки (Исанбет).
В то же время, как у ногайцев, так и у татар сохранились самобытные специфические формы фольклора. Так, например, в связи с тем, что этнические группы ногайского происхождения ? карагаши, юртовцы и алабугатцы ? развивались в течение нескольких веков в тесном контакте с другими тюркскими народами (татарами, туркменами, казахами), но в несколько иных культурно-экономических условиях, чем ногайцы Дагестана, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, у них сохранились многие древние жанры фольклора.
Общее в фольклоре татар и ногайцев (в том числе астраханских) наблюдается почти во всех его жанрах: пословицах и поговорках, загадках, песнях, сказках и эпосе. Так, например, большое сходство в сюжете и содержании имеется в сказках «Сары кыз» и «Йын патшасы сарыгыз», «Камыр батыр» и «Уынбатыр» и др.
Общностью содержания и структуры отличаются загадки татарского и ногайского народов, например: «Суга керсэ, мен булыр, судан чыкса, бер булыр» (Ат койрыгы ? хвост лошади), «Аттан биек, эттэн тэбэнэк» и ног., «Ятса кояндай, турса туйедей» (Ияр ? Седло) и др.
Большой интерес представляют загадки с ответом в стихотворной форме, записанные нами у карагашей-ногайцев Красноярского района Астраханской области, которые находятся в полном соответствии с загадкой, опубликованной Н. Исанбетом . Приведем характерные фрагменты из татарского и ногайского вариантов.

Тимер-корыч булатны Тимер-корыч булатны
Камыр иткэн бар микэн? Камыр иткэн ? осталар.
Кунан куйнын койрыгын Кунан куйнын койрыгын
Ялгыз жийгэн бар микэн? Ялгыз жийгэн сунарчи
Идел белэн Жаекнын Идел белэн Жаекнын
Билен буган бар микэн Билен буган ? балыкчи

Борама темир, чей болат Борама темир ? чей болат
Бурып соккан бар мекен? Бурып соккан ? темирши.
Конан койдын кыйкал етин Конан койдын кыйкал етин
Сайлап жийгеп бар мекен? Сайлап жейген ? каракшы.
Бал, каймаклы, баллы су Бал, каймаклы баллы су
Басып бувган бар мекен? Басып бувган ? балыкшы.

Близкая по форме загадка представлена в разделе «Кесек йырлары» в антологии ногайской поэзии «Тувган ерим»2. Использование стихотворных загадок характерно для ногайского поэта XIY-XY вв. Асан-кайгылы Саибит улы3.
Общим достоянием татарского и ногайского народов являются загадки, исполняемые шешенами и йырау. Так, например, существует много легенд и преданий о народном шешене Жеренше-шешен (у Н. Исанбета - Жирэн чичэн), который, по предположению Н Исанбета, жил в Сарае в XIY веке. На основе преданий о Жеренше-шешен Н.Исанбет написал сценическое произведение «Жирэн чичэн белэн Карачэч сылу»4. Сказание о Жеренше-шешен и Карашаш сылу широко распространено у астраханских ногайцев?карагашей; оно нашло отражение и в ногайском фольклоре5.
Общие мотивы, сюжеты и структуры фольклора вдохновляли ногайских и татарских поэтов на создание поэтических произведений.
Ногайский поэт-жырау Казтуган Суюнши улы, родившийся и живший на берегах Ахтубы и Идели в XVI веке, создал поэтическое произведение «Мой ногайский народ» («Ногаем»), на слова которого написана прекрасная музыка, которую превосходно исполняет народная артистка Дагестана Асият Кумратова6. Близкое по форме и содержанию стихотворение «Татар кешесе» написал и опубликовал в журнале «Казан утлары» поэт Гарай Рахим7, на слова которого композитором Луизой Батыр-Булгари написана музыка.
Вместе с тем, как ногайцы, так и татары сохранили образцы фольклора, характерные только для них. Так у юртовских татар бытует жанр «Хушаваз», который исполняется в особо торжественных случаях одаренными певцами ? шешенами и шайдами. Сохранилась «Окъсиз йыры», которая включена в сборник «Ногай халк йырлары»8. См. также Л.Ш. Арсланов «Кариле нугайларынын фольклор урнэклэре»9.
У карагашей-ногайцев продолжает бытовать традиция исполнения на свадьбах и праздниках «Узын ногай йыр». Этот музыкальный жанр исполняется под аккомпанемент домры и без нее.
Из редко исполняемых жанров фольклора можно указать на «Шын», который сохранился у всех этнических групп ногайцев.
Изучение проблемы взаимодействия фольклора тюркоязычного населения Нижнего Поволжья может внести дополнительный аспект и новый материал для более глубокого исследования вопросов этногенеза ногайского и татарского народов.

с Ногай Эл
_________________
Ещё вчера я был умным и пытался изменить мир, а сегодня я стал мудрым и пытаюсь изменить себя...


Последний раз редактировалось: Ногай (09 Дек 2004 19:50), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ногай
Постоялец


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 202
Откуда: с татфорума:)

СообщениеДобавлено: 09 Дек 2004 19:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А почему карагашей в ногайцы записали?
_________________
Ещё вчера я был умным и пытался изменить мир, а сегодня я стал мудрым и пытаюсь изменить себя...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kazak
Собкор


Зарегистрирован: 19.08.2003
Сообщения: 515
Откуда: idel

СообщениеДобавлено: 09 Дек 2004 21:53    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В этой статье генетическую общность хотят представить как культурный обмен. Дело обстоит иначе - общая культура - следствие общности происхождения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ахметыч
Постоялец


Зарегистрирован: 13.08.2003
Сообщения: 237
Откуда: 02-77

СообщениеДобавлено: 10 Дек 2004 12:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Согласен, статья исходит из булгарской "теории", потому и много глупостей и попыток ломиться в открытую дверь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
turgan
Бывалый


Зарегистрирован: 27.01.2005
Сообщения: 43
Откуда: kazakstan

СообщениеДобавлено: 03 Фев 2005 12:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

копайте глубже . ногайцы и татары и всякие там карагачи происходят от одного народа тюрков (кипчаки или огузы). в древности это был сложившийся этнос даже нация. вобщем не было деления разделились потом
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
ilyas xan astraxanski
Акула пера


Зарегистрирован: 05.10.2002
Сообщения: 1281
Откуда: Asterxan

СообщениеДобавлено: 03 Фев 2005 13:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бесполезняк, люди не понимают. Я тут зашёл на
http://www.kavkazweb.net/forum
В разделе Ногайцы/nogaytsy
написал как есть - в ответ пустопорожний ликбез, бесконечные цитаты, наклеивание яплыков и т.п. Не, ну не умеют люди выслушивать нормальное человеческое слово, кругом одни интеллигенты с соломой вместо мозгов в голове.
да ещё вьётся толпа посторонних...
_________________
Qazanda küreşerbez! Встретимся в Казани!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB