На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР - ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Российская Федерация
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6986

СообщениеДобавлено: 21 Дек 2004 19:04    Заголовок сообщения: РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР - ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Ответить с цитатой

Газета «Северный Кавказ» 14.12.2004

Доклад «Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы»

подготовлен группой экспертов из российских академических институтов, исследовательских центров и практических ведомств под руководством Шамиля Султанова - координатора межфракционного депутатского объединения «Россия - исламский мир: стратегический диалог» при участии депутатов Государственной Думы Федерального Собрания - членов МДО.

В 90-е годы, когда высший российский истеблишмент сделал попытку кардинально вестернизировать страну, интерес к мусульманским странам резко снизился. Многие квалифицированные специалисты с уникальным опытом работы в этом регионе оказались не у дел. И это происходило на фоне существенного усложнения социально-экономических и политико-религиозных процессов в исламском мире.
Главная задача данного доклада - содействовать выработке и реализации полноценной стратегии развития сотрудничества между Россией и исламским миром, что особенно важно в контексте борьбы с международным терроризмом.
Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Войны и конфликты, взаимные обиды и обвинения формировали подозрительное отношение друг к другу. Только с Турцией Россия воевала 13 раз, а были еще войны с Ираном, военные операции на территории Средней Азии и Кавказа. Последняя война Советского Союза тоже проходила на территории мусульманской страны - Афганистана.
В то же время традиционно между двумя сторонами, как считает целый ряд известных специалистов, существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям. Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами исламского мира, по мнению некоторых известнейших русских ученых, объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала «третья сила», которой такие конфликты действительно были выгодны.
...Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи определялись как «особые», «дружественные». Имелись в виду и доверительные политико-дипломатические контакты, и масштабное военное сотрудничество, и интенсивные обмены визитами государственных и общественных деятелей, делегациями ученых, работников культуры и т.д.
В то же время мусульманский мир особенно благодарен Советскому Союзу за поддержку законных и справедливых требований палестинского народа. Палестинский вопрос - своего рода лакмусовая бумажка, по которой исламский мир судит о позиции того или иного государства.
СССР внес решающий вклад в становление и развитие во многих мусульманских, в том числе и арабских странах, таких отраслей экономики, как энергетика, металлургия, нефтегазовая промышленность и др. При содействии нашей страны в Египте было реализовано 94 крупных проекта, в Ираке - 84 объекта, 69 - в Алжире, многие десятки - в Сирии, Йемене, Афганистане и других странах исламского мира. Практически свыше 40% всего объема инвестиций, которые осваивались с советской помощью за рубежом, приходились на страны исламского мира. Динамика этого сотрудничества была такова, что в 70-80-е годы прошлого века ведущие политики и специалисты на Западе с заметной тревогой прогнозировали выход стратегического взаимодействия Советского Союза и исламского мира в начале XXI века на принципиально новый уровень.
Однако ввод советских войск в Афганистан кардинально изменил эту ситуацию. Правящие круги, а тем более общественность большинства мусульманских стран, оценили этот шаг руководства Советского Союза как «объявление войны исламу». Особенно с учетом особого сакрального значения в истории исламской цивилизации той территории, которая образует в настоящее время современный Афганистан. Лидеры многих мусульманских стран сделали вывод, что ради своих идеологических и партийных целей коммунистическое руководство готово пожертвовать долгосрочными геополитическими и геоэкономическими целями Советского Союза. Естественно, что «третья сила» - стратегические противники СССР - воспользовалась создавшейся ситуацией в своих интересах. Интенсивно вооружая афганское сопротивление и оказывая им масштабную финансовую помощь - в общей сложности более 10 миллиардов долларов, они стремились всячески активизировать борьбу моджахедов против Советского Союза, одновременно пытаясь занять нишу «защитников ислама».
Российское руководство в 90-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире... Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России, как метод целенаправленного воздействия на эту борьбу, а также на процесс передела бывшей общегосударственной собственности...
Хотя чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против ислама». Это еще более обострило отношения между Россией и исламским миром.
«Третья сила» стала достаточно успешно использовать чеченский фактор, а в дальнейшем и феномен т.н. «международного терроризма», для обострения отношений между Российской Федерацией и исламским миром. В свою очередь, достаточно влиятельные российские круги стали активно и целенаправленно подстегивать новую исламофобскую кампанию в стране.
Эта негативная тенденция была в определенной степени сломлена в 2003 году, когда наметилось улучшение отношений России с целым рядом ведущих мусульманских стран. В октябре этого же года глава российского государства впервые в истории присутствовал в Куала-Лумпуре на заседании важнейшего межгосударственного института исламского мира - Организации Исламская Конференция.
В своем выступлении в столице Малайзии Президент В.В.Путин остановился на нескольких ключевых моментах. Во-первых, он подчеркнул значение начавшегося взаимного движения России и большинства стран исламского мира друг к другу. Во-вторых, В.В.Путин отметил историческую предпосылку такого взаимного притяжения: «На протяжении многих веков Россия, как евроазиатская страна, переплетена с исламским миром традиционными, естественными связями... На протяжении всего XX века Россия поддерживала многие из ваших стран в их движении к национальной независимости... Мы были основными союзниками большого количества мусульманских и арабских стран». В-третьих, Президент России ясно высказался по поводу попыток связать ислам и терроризм: «Терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Мы категорически против всяких клише в отношении мусульман, и знак равенства между мусульманином и террористом ставят только провокаторы».
В-четвертых, В.В.Путин заявил о стратегических перспективах сотрудничества России и исламского мира: «Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем. Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики...»
Исламский мир на международной сцене
Исламский мир сегодня - это свыше 1,3 миллиарда мусульман, проживающих на нашей планете. Приверженцы этой религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. Более 50 миллионов проживают на так называемом «исламском Севере»: в России, на Кавказе и в Центральной Азии.
Самые крупные мусульманские страны: Индонезия - 210 млн. человек, Пакистан - около 150 млн., Бангладеш - свыше 110 млн., Нигерия - около 80 миллионов, в Иране - свыше 65 миллионов, в Турции - около 65 млн., в Египте - более 60 млн., в Марокко - свыше 30 млн., в Алжире - около 30 млн., в Судане - свыше 25 млн., в Узбекистане и Саудовской Аравии - свыше 20 млн. в каждой. В Индии численность мусульманской общины превысила 140 млн. человек.
Быстро растут мусульманские общины за пределами традиционного исламского ареала - в США, во Франции, Бразилии, Германии, Великобритании, Италии, Японии, Голландии и т.д. Всего в Европейском Союзе уже живут более 15 миллионов мусульман, и ожидается, что эта цифра возрастет до 40 млн. к 2015 г. Как признает один из авторов, достаточно предубежденно относящийся к исламу: «Экономика западного мира является процветающей за счет притока рабочей силы, в большинстве - мусульман». По оценкам специалистов, к 2025 году приверженцы ислама составят не менее 30 процентов населения Земли.
Исламский мир сегодня - это десятки крупных межгосударственных организаций. Самой влиятельной из них является созданная в 1969 году Организация Исламская Конференция (ОИК), которая насчитывает 57 государств (в том числе по два из Европы и Латинской Америки и шесть государств СНГ). В то же время исламский мир - это тысячи международных неправительственных, религиозных, общественных организаций, формирующих сложную систему коммуникационных сетей на уровне различных социальных, профессиональных, корпоративных и иных групп исламского мира.
За последние два десятилетия продолжительность жизни населения исламского мира в целом возросла на 15-17%, сократился процент бедных в общем объеме населения, значительно вырос сегмент образованной части населения. В то же время, например, в арабских странах Ближнего Востока прямая и косвенная безработица среди молодежи составляет не менее 20-25%.
Исламский мир близок христианскому наследию в своих теологических основаниях (монотеизм, трактовка религии как авраамической традиции Откровения, религиозное обоснование этических норм, почитание Иисуса).
А важнейшее религиозно-социальное отличие между исламской и европейской цивилизационной моделями заключается в том, что европейская ценностная система строится вокруг индивида, для мусульманского мира базовой социальной ценностью является приверженность общине, коллективу единоверцев, «умме». Интересы России в отношениях с исламским миром не всегда совпадают с интересами во взаимоотношениях с отдельными мусульманскими странами.
Самой драматической для всего исламского мира является проблема израильской оккупации Иерусалима - места, где находится великая и глубоко почитаемая мечеть аль-Акса. Сейчас эти святые для всех мусульман места находятся на территории, контролируемой израильскими оккупационными властями. Израиль для них - это представитель и форпост Соединенных Штатов.
У большинства мусульманских стран нет официальных дипломатических отношений с Израилем. Практически все авторитетные ученые исламского мира (улемы) в своих заключениях (фетвах) дают мусульманам право на оккупированных Израилем территориях осуществлять любые военные акции против агрессора. Однако большинство известных улемов делают существенное различие между военными акциями палестинских партизан-моджахедов и терактами, совершенными в других странах мира.
В ходе визита в Москву в 2003 году шейх Абдалла ат-Турки, глава Лиги исламского мира, заявил, что ситуация в Чечне есть внутреннее дело России и события в этой республике в глазах массовой мусульманской общественности принципиально отличаются от конфликта в Палестине. Он сурово осудил террористов, захвативших заложников в театре на Дубровке и квалифицировал это, в соответствии с шариатом, как разбой. Во время своего визита в Москву король Иордании Абдалла II в сентябре 2004 года назвал страшный террористический акт в Беслане актом прямой агрессии против России и против исламского мира.
Как известно, расширение масштабов бедности - одна из наиболее мрачных и официально не афишируемых особенностей процесса глобализации. В исламе же справедливость - это высшая социальная ценность. Именно поэтому радикализацию можно рассматривать как естественную реакцию на угнетение, силовое воздействие на исламский мир, ибо долг каждого мусульманина - противостоять всякого рода угнетению.
По мнению ряда мусульманских экспертов, радикализацию исламского социума стимулирует и крайне агрессивная форма распространения западного образа жизни, зачастую просто аморального с точки зрения традиционной мусульманской нравственности (алкоголизм, проституция, гомосексуализм и т.д.), противоречащего нормам и принципам шариата.
В любом обществе радикалы в меньшинстве. Радикалы же в исламском мире - это наиболее активная, хотя и небольшая часть мусульман. Однако они представляют важный срез жизни исламского мира и его сознания.
Российское мусульманское
сообщество
Значение исламского фактора во внутренней жизни Российской Федерации объясняется полиэтническим и поликонфессиональным характером российского государства. Численность российских мусульман - около 20 миллионов человек, но с учетом иммигрантов эта цифра достигает примерно 26 млн.
В то же время реальное влияние российского исламского сообщества в нашей стране выше, чем доля его численности. Это связано с несколькими факторами. Российские мусульмане обычно более активны во время избирательных кампаний, чем население страны в целом. Существенен и экономический фактор: почти 30 процентов представителей среднего и мелкого российского бизнеса относят себя к мусульманам. Наконец, российское мусульманское сообщество, в условиях информационной глобализации, не может оставаться в стороне от процессов, волнующих и затрагивающих весь исламский мир. В то же время это сообщество фактически разобщено: оно поделено на региональные и этнические «анклавы».
Спецификой суннитского ислама (90% мусульман в мире - сунниты, в России к ним относятся почти все приверженцы этой религии) является отсутствие вертикали управления религиозной жизнью.Российский император, будучи православным, совещался с лидерами мусульман и имел титул «защитника правоверных». В Советском Союзе также существовали четыре крупных духовных управления мусульман, однако власти в основном игнорировали религиозный потенциал (как исламский, так и православный), исключая период Великой Отечественной войны.
В прошлом для российских мусульман характерно было отсутствие религиозного радикализма. Даже в условиях неблагоприятной внутренней политики в отдельные периоды истории российские мусульмане проявляли терпение.
Однако в последние годы среди части российских мусульман появились и радикальные настроения. Их возникновению способствовали следующие факторы:
а) обездоленность, отсутствие жизненной перспективы; огромная разница в доходах между разбогатевшими гражданами и «простыми» людьми - особенно в «мусульманских» регионах; массовая коррупция на местах; высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, которая в ряде регионов Северного Кавказа доходит до 80%; деградация общественной нравственности; вербовка безработной и малообразованной молодежи «скупщиками пушечного мяса» в незаконные вооруженные формирования; ощущение своей «инородности» в других регионах России;
б) практика вытеснения мусульман из активной общественной жизни: искажение или принижение роли мусульманских народов в учебных программах и пособиях по российской истории в государственных школах; периодические кампании исламофобии в СМИ; унижение чувств верующих, практика притеснения граждан РФ и приезжих единоверцев из СНГ на религиозной и национальной почве в ряде регионов России; практика воспрепятствования строительству мечетей и регистрации общин в регионах, где мусульмане находятся в меньшинстве; акты насилия к мусульманам со стороны экстремистских организаций;
в) недостаток традиционного исламского религиозного образования;
г) внешнеполитические факторы: резкое изменение политики РФ в начале 90-х годов в отношении конфликта в Палестине, агрессии США против Ирака, исламофобии в западных СМИ, американских угроз всему мусульманскому миру.
Объективно существующие социальные интересы российского мусульманского сообщества можно суммировать следующим образом:
- ощущение себя полноценными гражданами и патриотами своей Родины без отрыва от мусульманского мировоззрения;
- устойчивая модель отношений с российским государством, обеспечивающим уважительное отношение к российскому мусульманскому сообществу;
- укрепление связей с мировой мусульманской уммой;
- развитие собственной системы религиозного образования;
- наличие своего места в российском информационном пространстве;
- развитие внутренней жизни религиозных организаций, создание бытового комфорта в таких сферах религиозной практики, как традиционный внешний вид (особенно у женщин), возможность покупать разрешенную (халяль) пищу и т.д.
Перспективы стратегического партнерства России и исламского мира: глобальный контекст
Эра дешевых невозобновляемых природных ресурсов, прежде всего энергоресурсов, на нашей планете завершилась. Именно на основе дешевой нефти развивалась нынешняя глобальная система хозяйствования. Многие специалисты говорят о наступающем «периоде дорогой и сверхдорогой нефти». Поэтому новый раунд борьбы за контроль над мировыми энергоресурсами уже начался, и эта ожесточенная борьба будет только обостряться.
С учетом роста потребления энергии во всем мире, доказанных залежей нефти хватит примерно на тридцать лет, а газа - на сорок.
Даже новые открытия углеводородных ресурсов в настоящее время не компенсируют растущие глобальные потребности. Нефтяной дефицит США, Канады, Европы, Японии и Кореи составляет сейчас около 25 миллионов баррелей в сутки. Все страны ОПЕК экспортируют примерно 26 миллионов баррелей в сутки. Общее мировое потребление нефти в 2004 году составляет 75-77 миллионов баррелей в сутки.
По оценкам экспертов, ежегодный рост потребления нефти в мире до 2050 года будет составлять 2-2,5 процента. В то же время ежегодный рост производства нефти по оптимистическим прогнозам составит 1-1,5%. Кроме того, существует мнение о «пике производства нефти», который, по разным оценкам, может быть достигнут уже в ближайшие 10-15 лет.
Естественно, глобальная конкуренция за доступ к невозобновляемым полезным ископаемым, прежде всего углеводородным, будет неизбежно возрастать. В том числе будет повышаться значение силового компонента такой конкуренции. Более того, этот процесс де-факто уже начался.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6986

СообщениеДобавлено: 21 Дек 2004 19:06    Заголовок сообщения: Продолжение. Ответить с цитатой

Соединенные Штаты как лидер «однополярного мира», используя свою военно-экономическую мощь, стремятся получить особый, свободный от традиционной и справедливой конкуренции доступ к мировым ресурсам. И в рамках нынешнего глобального баланса сил такая претензия не случайна. Вскоре после своей инаугурации президент США Джордж Буш заявил, что последние 500 лет историю мира писали другие, но отныне ее будут писать они, американцы. Всемирно известный американский мыслитель и писатель Гор Видал комментирует это следующим образом: «В сентябре прошлого (2003) года Конгресс получил от главы государства документ, названный «Стратегия национальной безопасности США»... В ней говорится, что было бы желательно, чтобы Соединенные Штаты превратились в «мирового диктатора», если выражаться словами Адамса. Кроме того, в документе как о само собой разумеющемся факте говорится о том, что американский президент и его заместители имеют моральное право управлять всей планетой. Как написано в «Стратегии национальной безопасности», «лучшее средство обороны - нападение». И далее излагается доктрина превентивного нападения: «В целях самообороны и руководствуясь здравым смыслом, впредь Соединенные Штаты будут действовать против любой опасности прежде, чем она полностью сформируется...»
Мусульманские страны и Россия совместно оказались в центре стратегических устремлений ведущих глобальных игроков именно потому, что началась эра сверхдорогих энергоресурсов - на Россию и исламский мир приходится свыше двух третей всех разведанных и доказанных нефтегазовых запасов мира. Поэтому выработка ясной стратегической линии России в отношении к исламскому миру представляется необходимым прагматическим политическим императивом.
В то же время среди глобальных игроков усиливается конкуренция за установление «особых отношений» с исламским миром.
В краткосрочной и даже среднесрочной перспективе у Российской Федерации на мировой арене всегда будут партнеры (одновременно и конкуренты), декларирующие свою заинтересованность в развитии отношений с нашей страной. В прагматическом плане это определяется четырьмя основными факторами: наличием российского ядерного потенциала, нефтегазовым экспортным ресурсом, особым российским геополитическим и геоэкономическим положением, степенью готовности России следовать правилам «однополярного мира». Однако ускоренное формирование нового мирового порядка ставит Россию перед необходимостью определиться с долгосрочными союзниками.
Принципиальный вопрос в следующем: почему, несмотря на значительные геополитические и геоэкономические уступки в Европе и в Средней Азии, политический истеблишмент Соединенных Штатов Америки по-прежнему продолжает рассматривать Россию в качестве одного из самых важных потенциальных стратегических противников?
Потенциал невозобновляемых природных ресурсов России (по некоторым данным, свыше 28 триллионов долларов), и прежде всего ее нефтегазовые запасы, привлекают повышенное внимание ведущих глобальных игроков. В этом плане усиление давления внешней среды на Россию уже в ближайшей перспективе представляется неизбежным.
По мнению многих экспертов, исламский мир объективно является той глобальной силой, которая заинтересована в мощной и динамичной России со статусом великой державы. Такая позиция зиждется не только на прагматическом подходе к нынешнему раскладу сил на мировой арене. Речь идет, прежде всего, о совпадении или близости геополитических, экономических и иных интересов. Однако ряд политиков, аналитиков, пропагандистов, в том числе и в России, активно распространяют тезисы о невозможности взаимного и плодотворного стратегического сотрудничества и даже о неизбежной конфликтности в отношениях между Россией и исламским миром.
Стратегическое партнерство России и исламского мира: интересы сторон
У Российской Федерации, как суверенного государства, всегда были и будут вполне определенные геополитические интересы. В этом контексте Ближний и Средний Восток, арабский мир, Турция, Иран, Афганистан, мусульманские республики Центральной Азии и Южного Кавказа - регионы, находящиеся в непосредственной близости от границ страны - в обозримом будущем останутся зонами российских жизненно важных интересов.
С учетом своего нынешнего стратегического веса и внутреннего экономического потенциала, реализация собственных внешнеполитических интересов для России заключается в выстраивании разветвленных и многоаспектных отношений с разными странами. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы эти отношения в действительности, а не только на словах, приобретали характер стратегических.
Наметилось сближение политических позиций России и исламского мира в связи с целым рядом кризисных событий, в частности, по Ираку. Наблюдатели от Организации Исламская Конференция и Лиги арабских государств присутствовали на выборах в Чеченской Республике, подтвердив их легитимность. Россия голосовала за последние резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на облегчение условий жизни на оккупированных палестинских территориях. Российская делегация поддержала решение Международного суда ООН по вопросу о незаконности строительства стены, закрепляющей аннексию Израилем части палестинской территории.
Россия - многоконфессиональная страна. Действительной предпосылкой стабильности является система фундаментальных моральных и духовных ценностей данного общества. В русской традиции одной из таких ключевых ценностей являлся принцип справедливости. Одновременно справедливость как базовая социальная ценность - доминанта исламского социального мышления.
На совместной пресс-конференции в Москве митрополит Кирилл, заведующий отделом внешних сношений Московской патриархии, и аятолла Тазкири жестко осудили концепцию известного американского ученого С.Хантингтона, предсказывающего неизбежность столкновения христианского и мусульманского миров в XXI веке. Они отметили провокационный характер подобных взглядов по отношению к обеим великим традициям.
В исламском мире интеграционные процессы развиваются на разных -официальных и неофициальных, социальных, политических и экономических - уровнях; они охватывают различные экономические, социальные и политические группы. Среди высокопоставленных экспертов мусульманских стран укрепляется мнение, что рост доходов от нефти может быть использован для формирования полноценного общего рынка исламского мира.

Постепенное усиление давления «однополярного мира» на исламский мир вызывает ответную реакцию и в других сферах. Происходит сближение позиций в рамках ОИК и ОПЕК, консолидируется позиция мусульманских стран по иракскому кризису, появляются общеарабские каналы телевидения и т.д. В то же время многие политики и общественные деятели в мусульманских странах выражают неудовлетворенность и беспокойство недостаточными, по их мнению, темпами процессов интеграции исламского мира.
Одна из главных причин этого заключается в том, что специфические интересы отдельных стран, несмотря на многочисленные декларации, доминируют над общими интересами исламского мира. Другая важнейшая причина в том, что многие ведущие глобальные игроки однополярного мира объективно не заинтересованы в процессах консолидации исламского мира, видя в этом угрозу своим привилегированным отношениям с отдельными мусульманскими странами.
Однако ускорение интеграционных процессов в исламском мире соответствует долгосрочным интересам Российской Федерации. Более того, наша страна может и способна принять более активное участие в этих процессах.
Во-первых, Россия заинтересована в укреплении любой глобальной силы, поддерживающей усилия по созданию нового, справедливого многополярного мира.
Во-вторых, успешная интеграция исламского мира дает возможность эффективно вести борьбу с «международным терроризмом».
В-третьих, экономическая интеграция исламского мира предполагает создание крупных промышленно-энергетических комплексов в РФ, ориентированных на импортозамещение. Причем в рамках этих крупных проектов, стоимостью в миллиарды и десятки миллиардов долларов, Россия имеет определенные конкурентные преимущества, основанные, в том числе, на опыте сотрудничества Советского Союза с арабскими и другими мусульманскими странами.
В-четвертых, исламский мир может стать в перспективе самым крупным стратегическим партнером российского ВПК.
В-пятых, развитие отношений России с консолидирующимся исламским миром может дать новый вектор в интеграции постсоветского пространства, поскольку все среднеазиатские республики бывшего СССР и Азербайджан являются членами ОИК.
Будучи двумя основными игроками на мировом энергетическом рынке, Россия и исламский мир не могут не сотрудничать в данной сфере. Так, в сентябре 2003 года Президент России В.В.Путин и наследный принц Саудовской Аравии Абдалла ас-Сауд подписали соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, предусматривающее взаимодействие при координации поставок нефтепродуктов на внешний рынок, реализацию совместных нефтехимических проектов, привлечение саудовского капитала в российскую экономику.
Общие интересы России и исламского мира в данной сфере заключаются в увеличении доходов от нефтеэкспорта, которые являются важнейшим фактором обеспечения социальной стабильности как в России, так и в большинстве мусульманских стран - экспортеров нефти; в контроле над мировыми ценами - речь идет об установлении таких цен, которые бы не зависели от лоббистской политики стран-потребителей и от спекуляций крупных биржевых игроков; для исламского мира и для России важно обеспечить стратегический контроль за собственными невозобновляемыми природными ресурсами, в рамках которого природная рента остается в стране-нефтепроизводителе; в общих интересах России и исламского мира в выработке единой позиции по главным проблемам: разработка механизмов экологической безопасности, координации действий в условиях нефтяного саботажа или внешнего давления и т.д.
Россия заинтересована в масштабных инвестициях в свои высокотехнологические, связанные с фундаментальной наукой отрасли. Об инвестиционном же потенциале исламского мира можно судить, например, по следующей цифре. Вложения только арабских стран в западноевропейскую экономику в последние несколько лет составляют несколько сотен миллиардов долларов ежегодно.
Российская экономика по-прежнему в значительной степени недооценена. Например, по некоторым экспертным данным, капитализация российской нефтяной промышленности в среднесрочной перспективе может возрасти в несколько раз. А для реализации существующих благоприятных возможностей требуются следующие меры с российской стороны:
- разработка пакета дополнительных норм, регулирующих банковскую деятельность, предусматривающих, в том числе, деятельность «беспроцентных» исламских банков в России;
- вступление России в ИБР и другие аффилированные с Исламским банком развития международные экономические организации;
- предварительная разработка, совместно с ИБР, пакета инвестиционных проектов;
- организация бизнес-форумов для бизнесменов и финансистов из мусульманских стран под эгидой ИБР в Москве, других крупных российских центрах, мусульманских регионах нашей страны;
- подготовка предложений по «параллельным инвестициям» между Россией и исламским миром.
Российский военно-промышленный комплекс - важный сегмент экономики нашей страны, ключевой компонент системы национальной безопасности. Исламский мир потенциально может стать наиболее крупным потребителем продукции российского ВПК.
На процесс постепенного ослабления экономических отношений России с исламским миром в 90-е годы оказали влияние такие факторы, как размывание внешнеэкономической стратегии, односторонние политические ориентиры, неопределенность национальных интересов по региональным направлениям и в системе мирового хозяйства в целом, отсутствие концепции восстановления прежних позиций в сотрудничестве с мусульманскими странами и т.д.
Исправление ситуации требует, прежде всего, выработки новой внешнеэкономической стратегии в отношении исламского мира. При этом необходимо учитывать и некоторые новые реалии, появившиеся в этом регионе, например, ускорение здесь интеграционных процессов. В этой связи активно обсуждаются предложения по увеличению внутренних инвестиций исламского мира в формирование инфраструктуры будущего общего рынка, в создание ориентированных на внутреннее потребление в мусульманских странах промышленных зон.
Здесь Россия обладает рядом конкурентных преимуществ: наличие ряда высокотехнологичных отраслей промышленности (энергетический комплекс, самолетостроение, металлургия, обрабатывающая промышленность); советский опыт по созданию соответствующих промышленных и энергетических объектов в мусульманских странах; достаточная конкурентоспособность по показателю «цена - качество» российской продукции и услуг.
Одна из ключевых проблем современной России - это проблема роста потребления наркотиков. Здесь речь может идти об использовании позитивного опыта, накопленного в ряде мусульманских стран по борьбе с наркоманией, производством и распространением наркотиков. В этой связи возможно создание специального форума Россия - ОИК по анализу и решению этой проблемы.
Объективно именно Россия и исламский мир, прежде всего, заинтересованы в формировании многополярной структуры мира. Одновременно большинство ведущих мусульманских стран исходят из того, что Россия как один из полюсов многополярного мира наиболее адекватно отвечает долгосрочным целям мусульманского сообщества.
Не случайно, Организация Исламская Конференция и Лига арабских стран поддержали усилия по возвращению Чеченской Республики в правовое пространство Российской Федерации. Исторический опыт последних десятилетий ясно свидетельствует: существенная политическая или экономическая дестабилизация в России негативно сказывалась на отношениях между нашей страной и исламским миром.
Наметившаяся корректировка внешнеполитического курса России, начавшееся «потепление» отношений между Россией и исламским миром открывают перспективы для действительного стратегического сотрудничества.
Что касается сотрудничества нашей страны с исламским миром, российские мусульмане имеют и свои специфические интересы:
- формирование совместно с ИБР инвестиционных промышленных проектов (в сочетании с пакетами заказов) на территории российских мусульманских регионов, продукция которых могла бы пойти на экспорт в исламский мир;
- реализация совместных международных исламских финансовых институтов и российского бизнеса целевых программ для создания рабочих мест в экономически неблагополучных зонах компактного проживания мусульман, преодоления массовой безработицы, прежде всего на Северном Кавказе;
- открытие кредитных линий через представительства финансовых институтов ОИК в России для мелкого и среднего мусульманского бизнеса, ориентированного на производство исламской товарной продукции, прежде всего халяльной (разрешенной) пищи и одежды;
- создание Исламского банковского центра в одном из мусульманских регионов России с участием финансовых институтов ОИК;
- организация в российских регионах бизнес-форумов с целью налаживания контактов бизнесменов из России и мусульманских стран;
- организация с помощью соответствующих институтов ОИК системы «закята» - обязательного по шариату отчисления 2,5% ежегодных доходов обеспеченных мусульман для социальной помощи бедным и беднейшим слоям;
- расширение информационного взаимодействия с исламским миром для получения большей информации о жизни мировой уммы и ознакомления ее с событиями в России.
Существует и ряд благоприятных для российского бизнеса факторов в этом регионе.
Во-первых, ряд отраслей промышленного производства в мусульманских странах (тяжелая и горнодобывающая отрасли, объекты инфраструктуры, металлургия) «привязаны» к российским в силу использования еще советского оборудования, технологии и запасных частей.
Во-вторых, многие национальные хозяйства мусульманских стран нуждаются в инвестиционных товарах, обладающих большим запасом прочности, долговечных, относительно простых и в то же время достаточно эффективных с производственной точки зрения.
В-третьих, деловые круги целого ряда исламских стран реально заинтересованы в появлении российских экономических структур на местных рынках.
Вместе с тем ключевая проблема, с которой сталкивается российский бизнес в исламском мире - это отсутствие эффективных механизмов финансирования экспортных операций и расширения рынков сбыта. Поэтому для продвижения российского бизнеса на рынок исламского мира необходимо решение следующих приоритетных задач:
- создание системы льготного кредитования, рассчитанной на деятельность российского бизнеса на рынках исламского мира;
- заключение государственных соглашений о льготных кредитных линиях для российского бизнеса с заинтересованными мусульманскими странами;
- создание сети представительств крупнейших и специализированных российских банков с выделением соответствующих кредитных линий для каждой конкретной страны под гарантии иностранного государства и уполномоченных им банков;
- создание соответствующего фонда для продвижения российского бизнеса в исламском мире, из которого бы финансировалось участие в выставках, рекламные кампании, маркетинговые операции и т.д.;
- создание нескольких российских консорциумов по пяти-шести приоритетным направлениям (нефтегазодобыча, строительство трубопроводов, строительство энергетических объектов и т.д.), интересы которых продвигались бы в исламском мире в первую очередь;
- подписание соглашений о преференциальном режиме с заинтересованными мусульманскими странами, а в перспективе - присоединение к соответствующему соглашению в рамках ОИК.
Одновременно для повышения интереса частного бизнеса мусульманских стран необходимо преодолеть ряд субъективных препятствий, ограничивающих масштабы реальных инвестиций, направление и тактику экономического взаимодействия с российским бизнесом:
- недостатки российского законодательства, регламентирующего иностранные капиталовложения;
- неурегулированность ряда правовых вопросов, связанных с приобретением иностранными партнерами земельных участков под строительство предприятий;
- дефицит информации о потенциальных экономических партнерах;
- отсутствие норм о полной ответственности российских хозяйствующих субъектов перед своими зарубежными партнерами;
- неэффективность судебной защиты по гражданским и арбитражным искам, рассматривающимся по российскому законодательству, отсутствие гражданской ответственности адвокатов и нотариусов;
- отсутствие адекватных финансовых инструментов сотрудничества, банковского сопровождения, эффективных механизмов кредитования торговых и производственных операций, процедур разделения и страхования рисков и т.д.;
- отсутствие ключевых банков исламского мира на российском рынке.
Россия и исламский мир: борьба с «международным терроризмом»
Неожиданное и вроде бы спонтанное появление «широкомасштабного» феномена международного терроризма буквально в течение нескольких лет вряд ли можно назвать случайным. Начавшееся формирование «нового мирового порядка», рост кризисных тенденций в глобальной международной системе, существенное усиление стратегической неопределенности, начавшаяся широкомасштабная ревизия существующих норм международного права и т.д. - все это способствовало росту различных радикальных сил и течений во многих частях нашей планеты.
Однако для превращения экстремистских групп в действительно террористические структуры, как показывает исторический опыт, прежде всего необходимо появление т.н. «третьей силы». Причем связи между террористами и «третьей силой» могут быть весьма сложными и опосредованными (в этом случае боевиков, экстремистов и т.д. используют «втемную»), а могут быть и относительно открытыми. Очень часто с террористическими структурами в принципе нельзя договориться именно потому, что за ними стоит «третья сила».
В основном т.н. «третья сила» прибегает к террору в двух случаях.
Во-первых, когда резко обостряются противоречия внутри властвующего класса того или иного государства и терроризм прямо используется в острых фазах борьбы за власть.
Во-вторых, «третья сила» прибегает к использованию террористических структур и методов в решающих стадиях реализации своей стратегической линии, когда для достижения определенных целей отбрасываются любые моральные принципы и нормы. Трагедия в Беслане находится именно в этом ряду.
Без долгосрочной и разветвленной помощи американского разведывательного сообщества «Аль-Каида» никогда не смогла бы создать свою международную сеть. Более того, некоторые известные специалисты в мире считают, что использование терроризма «втемную» постепенно становится важным направлением в деятельности многих спецслужб, занимающихся разработкой и внедрением новых видов организационного оружия. Специалисты отмечают, что уровень террористической активности во всем мире значительно вырос после начала проведения «антитеррористической операции», которую ведут Соединенные Штаты.
По мере постепенного усиления «однополярной системы» понятие «международный терроризм» стало целенаправленно приравниваться к «исламскому терроризму». Как считают авторитетные эксперты, одна из ключевых задач этой кампании - столкнуть между собой Россию и исламский мир.
Среди террористов, конечно же, есть и те, кто формально относится к исламской традиции. Одновременно существуют террористические группировки, в которые входят люди, формально принадлежащие к христианству, иудаизму, сикхизму, индуизму. Но никто не говорит, например, о «христианском» или «индуистском» терроризме. Любые террористы по сути являются отступниками от законов своей религии. Не случайно, что антитеррористические правовые нормы в целом ряде стран исламского мира гораздо более суровые, чем соответствующее российское законодательство. Поэтому терроризм, как справедливо указывали многие, не имеет религии. Именно поэтому использование в СМИ словосочетания «исламский терроризм» следует рассматривать как форму разжигания межрелигиозной розни, недопустимую ни в одном многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Международный терроризм является системным феноменом, поэтому успешная борьба с ним должна быть основана на системной стратегии. И в рамках такой стратегии одним из важнейших приоритетов для России становится долгосрочное сотрудничество с мусульманскими странами. Министр иностранных дел России С.В.Лавров заявил: «Арабы готовы быть настоящими партнерами в борьбе с терроризмом. Они от него страдают не меньше. Может быть, даже чуть больше, потому что есть попытки ассоциировать терроризм с исламом и с арабской нацией. Поэтому Россия постоянно подчеркивает отсутствие какой-либо национальности у террористов. В Беслане действовали существа, которые попрали все каноны любой религии».
Как считает целый ряд экспертов, окончательное преодоление феномена «международного терроризма» вряд ли возможно до тех пор, пока мир вновь не станет более сбалансированным, многополярным и более справедливым.
Трагедия в Беслане и другие теракты 2004 года в России убеждают в двух, по крайней мере, вещах.
Во-первых, именно Российское государство, наряду с исламским миром, становится главной мишенью «международного терроризма» и той «третьей силы», которая заинтересована в том, чтобы «очаг войны постоянно тлел на Кавказе». Это дает возможность влиять на внутрироссийские процессы, в том числе с прицелом на выборы 2007 и 2008 годов.
Во-вторых, в плане террористических угроз Россия является одним из наименее защищенных государств мира. Главная причина этого - условия, сложившиеся «после распада огромного великого государства» - Советского Союза.
Президент России В.В. Путин в своем выступлении на X заседании глав государств и правительств Организации Исламская Конференция заявил: «Россия, как и большинство представленных здесь исламских государств, выступает за укрепление системы международного права, за центральную координирующую роль ООН в решении мировых проблем. И мы убеждены, что совместными усилиями сможем эффективнее противостоять развитию событий в мире по неблагоприятным сценариям. Сценариям, приводящим к появлению новых опасных разделительных линий».
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Российская Федерация Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB