На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Татары в Казахстане.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 05 Фев 2005 15:24    Заголовок сообщения: Татары в Казахстане. Ответить с цитатой

Экспресс К (Казахстан) 04.02.2005

По завету предков

На территории старого татарского кладбища Петропавловска покоится необычный клад: множество текстов Корана и образцов религиозной литературы. Спрятали эти сокровища в далекие двадцатые годы родные имама Касимовской мечети, погибшего в застенках НКВД. Его внук - Равиль Хасанович Рязапов поведал нам не только об этом семейном предании, но и об истории своего рода, обосновавшегося на североказахстанской земле более двух веков назад.
"Дабы орды киргиз-кайсацкой степи в лоно мечети обратити и царском повиновении держати" - с такой целью в середине XVIII столетия из Тобольска в наши края был направлен Хужи Резепов. Прапраправнуки миссионера - люди известные на всю область: один много лет руководит уникальным ботаническим садом, другой стал имамом мечети "Дин Мухаммад". Сведения о своих предках братья Рязаповы собирали буквально по крохам, их источниками были и архивные документы, и научно-публицистическая литература, и воспоминания близких. Постепенно составили генеалогическое древо, "основанием" которого стал князь Резепов-Кукмурский. "После взятия Казани Иваном Грозным здесь проходили массовые крещения местных жителей. Тех, кто отказывался принять новую веру, ждала незавидная доля. Как мы полагаем, среди таковых был и Багаутдин Резепов-Кукмурский, которого, лишив титула и состояния, сослали в Тобольск. Тем не менее даже там он занимался пропагандой ислама", - рассказывает Равиль Хасанович.
Прошло немало времени, прежде чем такая деятельность перестала восприниматься в штыки, а затем была поддержана властями. В каком году приехал в наши края миссионер Хужи Резепов, с точностью сказать трудно. Не исключено, что еще до начала строительства в 1752 году крепости святого Петра - колыбели будущего города. Есть сведения, что именно Резепов стал имамом самой первой его мечети. Официально она была зарегистрирована в 1795 году, однако Равиль Хасанович считает, что с этим можно поспорить. "Дело в том, что в документах речь идет о добротном каменном здании, возведенном на средства мецената Касимова. Но задолго до его открытия в той же подгорной части города, или нижнем форштадте, уже была мечеть. Правда, более скромная. Позже в ней разместилось медресе, просуществовавшее до середины XX столетия. Кстати, в нем училась когда-то и моя бабушка", - говорит мой собеседник.
Более того, в архивах Санкт-Петербурга и Москвы были обнаружены любопытные документы. Они позволяют выдвинуть версию о том, что вместе с православным храмом на территории самой крепости была возведена и небольшая мечеть. Но этой деревянной постройке была отмерена совсем коротенькая "жизнь" - в нее попала молния, вызвавшая пожар. Впрочем, эти факты еще требуют тщательной проверки.
Позже мечети "вырастали" одна за другой, и до революции в Петропавловске их насчитывалось девять. К сожалению, в годы советской власти большинство культовых сооружений было варварски разрушено. Касимовская мечеть, устоявшая в период атеистического разгула, погибла относительно недавно. Именно с этой мечетью связаны жизни представителей нескольких поколений Резеповых. Здесь служили сын Хужи, внук и правнук - Хафиз, ставший последним ее имамом. Обладавший широким кругозором и неутомимой энергией, он пользовался большим уважением горожан. В 1927 году его жизнь трагически оборвалась. Тогда власти не жалели нескольких граммов свинца ни для имамов, ни для батюшек, ни для ксендзов. Хафиза Резепова забрали прямо из мечети и без суда и следствия расстреляли в казематах здания НКВД. Тело отдали семье, которая, совершив необходимый обряд, похоронила имама на старом татарском кладбище, что за городским парком. Найти его могилу теперь практически невозможно - все надгробные памятники давно уничтожены. Их заменой станет мемориал в память о жертвах политических репрессий, который возведут на месте, где когда-то пролилась кровь тысяч невинных людей: "Расстрел дедушки, повальные аресты и закрытие мечетей побудили родных спрятать Коран и религиозную литературу. Таковой набралась целая подвода. Книги были уложены в огромные казаны, прикрыты рогожей и: свезены на то же самое кладбище, там их и захоронили. По крайней мере, так мне рассказывал отец. Может, когда-нибудь кому-то посчастливится отыскать этот клад, если он, конечно, не истлел", - говорит Рязапов.
Чудом уцелевшие раритеты бережно хранятся в мечети "Дин Мухаммад" и уже неоднократно демонстрировались горожанам. Так, весной 2004 года их можно было увидеть на выставке "Арабская вязь старинных манускриптов", организованной областным краеведческим музеем. Сколько здесь было редких фотографий, документов, книг! Несколько текстов Корана, самый древний из которых, переписанный от руки, датируется 1751 годом, молитвенники, "Мухаммадии", учебники, газеты, художественная литература - все на арабском языке. Кстати, еще в начале XX века им свободно владели многие петропавловцы. Оно и понятно: в городе было много мечетей, которые являлись не только религиозными центрами, при каждой были мектебы, медресе, в которых обязательно изучался арабский язык, как и множество других наук. Дети из мусульманских семей получали образование в различных учебных заведениях. "Мой отец и его сестра посещали еще и полковую казачью школу. Хотите верьте, хотите нет, но наш дедушка - тот самый имам Хафиз Резепов - был: почетным казаком. Если учесть, что в свое время татары и башкиры активно пополняли казачество, ничего удивительного в этом нет, - делится Равиль Хасанович. - В нашей семье всегда с уважением относились к другим религиям. Точно знаю, что предки вносили посильный вклад в строительство подгорного православного храма - собора святых апостолов Петра и Павла. Я сам в детстве помогал мастеру, который расписывал его стены. Правда, мне доверили только краски подавать, но мое сердце просто переполнялось гордостью".
Кстати, в школе за такие занятия пионера Рязапова по головке не погладили. Его отец Хасан Хафизович (после паспортизации в 30-е годы он стал Рязаповым) из-за социального происхождения долго не мог устроиться на работу. Несмотря на боевые заслуги, ранения, полученные на фронтах Великой Отечественной войны, его исключали из партии. Но одно время он трудился в организации "Союзглавкожсырье" и даже выезжал в командировки за границу. Однажды из Канады привез маленькое деревце туи, которое посадили во дворе дома: А вот еще воспоминание из детства: отец читает своим маленьким сыновьям Коран, терпеливо объясняет какие-то непонятные им моменты.
Он старался, чтобы дух атеизма не коснулся его семьи. Поэтому здесь всегда свято чтили традиции, отмечали все мусульманские праздники. Мой собеседник помнит, как в такие дни с ватагой "подгорских" пацанов ходил по домам многочисленных родственников, получая в подарок разные сладости:
Родители привили ему необыкновенную любовь к земле. Работе с ней Равиль Рязапов посвятил всю свою жизнь. Заслуженный агроном Казахстана, почетный гражданин Петропавловска, участник многих сельскохозяйственных выставок, в том числе и международных, он на протяжении почти сорока лет печется о процветании городского ботанического сада. Кстати, именно им было привезено большинство произрастающих в "Северной Тропикане" растений. Часть из них еще "крохами" прибыли в солдатском вещмешке из Вьетнама. А главное украшение парка - африканская пальма - попало сюда из Касимовской мечети. Сегодня эта красавица достигла гигантских размеров и даже попыталась "сбежать на волю", пробив стеклянную крышу. Такой же "подвиг" могут повторить и другие деревья, их дом остро нуждается в расширении и реконструкции. Удастся ли Равилю Хасановичу воплотить заветную мечту в жизнь, неизвестно. Но он делает все возможное, чтобы зеленые питомцы чувствовали себя комфортно.
Кроме того, профессор Рязапов руководит созданным на базе сада центром экологического воспитания "Табигат балалары", преподает в Северо-Казахстанском государственном университете, ведет огромную просветительскую работу. По его словам, справляться с неимоверными нагрузками, преодолевать массу проблем ему по жизни помогает вера. Ее зерна, посеянные в детстве, дали пышные всходы. Родной брат Равиля Хасановича - Рафаиль стал выборным имамом мечети "Дин Мухаммад", той самой, где когда-то сочетался браком с Зулейхой великий казахский поэт Магжан Жумабаев. И учился поэт там, где теперь продолжает свое образование имам Рязапов, - в Российском мусульманском университете, что в Уфе. Число прихожан мечети "Дин Мухаммад", особенно молодых, с каждым днем растет. Среди них - и дети Рязаповых. Как знать, может, кто-то из этих юношей также посвятит себя служению делу, начатому еще далекими предками.

Елена ЧЕРНЫШОВА.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB