На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Юлдаш сайлау. Yз я бyтян милляттан? hяр кешеда уз жавабы бар

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Молодежь
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Cabbar
Бывалый


Зарегистрирован: 25.02.2005
Сообщения: 42
Откуда: Мяскяу

СообщениеДобавлено: 26 Июн 2006 12:55    Заголовок сообщения: Юлдаш сайлау. Yз я бyтян милляттан? hяр кешеда уз жавабы бар Ответить с цитатой

Выбор супруга. Своей или другой национальности? Ответ у каждого свой.

Тема смешанных браков, откровенно говоря, уже многим набила оскомину. Эта тема, обычно вызывает самые эмоционально тяжелые споры у самой широкой аудитории. Тем не менее, в настоящем материале я попытался ещё раз обратиться к этой теме и примирить противников и сторонников смешанных браков, предоставив для их рассмотрения ряд малоизвестных широкой аудитории фактов. Возможно, каждая из сторон сможет лучше понимать противоположную позицию.

Современная этническая психология в качестве основного признака, определяющего национальную принадлежность, рассматривает национальный менталитет, который представляет собой набор сознательных и бессознательных национальных стереотипов, установок и ценностей, наиболее характерный для представителей определенной национальности. Национальный менталитет не постоянен, а изменяется в различные исторические периоды. Для подборки материалов по этой теме могу предложить читателю набрать, например, «национальный менталитет», или «national character» в любой поисковой системе в Интернете. Исследованиями по этой тематике занимаются как государственные, так и частные научные учреждения. Такие, как National Character Laboratory Inc., Laboratory of Personality and Cognition.

Ниже я предлагаю рассмотреть тему смешанных браков, имея в виду феномен национального менталитета.

Производной от национального менталитета можно считать другую характеристику национальностей ? эндогамию, которая, как находят этнологи, характеризует все устойчивые национальности, т.е. национальности не находящиеся на стадии исчезновения. В отношении национальностей эндогамия определяется, как предпочтение большинства представителей национальности создавать семьи с представителями своей национальности. Как показывают объективные данные, и среди татар и среди русских большинство является сторонниками эндогамных браков (т.е. браков внутри своей национальности).

Объяснение такой ситуации проще построить на примере брака с представителями каких-либо экзотических для наших мест народов. Например, при серьезном рассмотрении возможного собственного брака с камбоджийцем/камбоджийкой или с уругвайцем/уругвайкой (варианты можно продолжить) у большинства россиян возникнет вопрос-сомнение относительно того, «а как принято в семьях у них?». Как я как-то услышал от российских студентов Университета Дружбы Народов имени П.Лумумбы ? «поживите с ними в общежитии, у них же менталитет совсем другой!» На таком экзотичном примере допустить, что национальность супруга все-таки играет какую-то роль, гораздо проще.

У татар c русскими, конечно же, общего в менталитете больше, чем с камбоджийцами или уругвайцами. Но некоторая и иногда принципиальная разница в менталитетах все-таки есть, включая сюда несколько различающиеся типичные модели поведения мужа и жены, родителей, родственников, различающиеся взгляды на воспитание детей, принципы социализации и т.д. и т.п. Без обсуждения что хуже и что лучше. Просто, менталитеты у двух разных народов все-таки в чем-то разные. Кто-то эту разницу чувствует острее, кто-то же вообще не поймет, о чем я тут говорю. Для последних - пример с иностранцами.

Уникальность национального менталитета каждой национальности определяет межэтнические различия, прямо или косвенно связанные с институтом семьи и объективно выявляемые в результате исследований. Среди сегодняшних таких различий между татарами и русскими можно, например, привести следующие:
- татары имеют более высокий уровень рождаемости по сравнению с русскими;
- татары имеют более высокую среднюю продолжительность жизни по сравнению с русскими.
Подобные статистически значимые различия у двух народов, проживающих в идентичных социально-экономических условиях, объясняются только различиями в образе жизни и укладе, которые в свою очередь, во многом определяются национальным менталитетом.

Приведенные примеры не означают, конечно, что любой татарин живет дольше русского, что в любой татарской семье детей больше и т.п. Однако эти факты объективно подтверждают различия в современном укладе и менталитете между татарами и русскими.

Сказанное также не означает, что любой брак между представителями двух разных национальностей обречен на конфликты по причине различий в менталитетах и не позволяет судить о такой субъективной категории, как «счастье в браке». Тем не менее, ряд исследований направленных на определение коэффициента разводимости в межэтнических браках показывает, что количество разводов в межэтнических браках, как правило, выше, чем в эндогамных браках. При этом, чем больше различий между национальностями, тем выше и разводимость в таких межнациональных браках. Некоторые из источников по этой теме можно посмотреть по ссылкам в конце статьи.

Анализ в рассматриваемом контексте позволяет сделать вывод, что эндогамный брак является не искусственным решением, как иногда утверждают сторонники смешанных браков, а естественным выбором на основе схожести менталитетов. Если угодно, то на основе родственности менталитетов.

Принимая во внимание вышесказанное, при дальнейшем рассмотрении ситуации вокруг русско-татарских браков я предлагаю условно разделить всех татар, стоящих перед выбором своего спутника жизни, на три категории:
1) убежденные сторонники эндогамного брака, для которых брак с татарином / татаркой ? это естественный и единственный выбор;
2) убежденные противники эндогамного брака, для которых отношения с татарином или татаркой ? это набор проблем, в противовес которым отношения, в частности, с русскими строить проще и легче;
3) татары, для которых национальность супруга не играет важной роли.

Давайте, оставим первым двум категориям право на их чувства и личную жизненную позицию, а вопрос «татарин или не татарин» рассмотрим только для последней категории, поскольку именно эта группа, вероятно, является наиболее уязвимой при принятии ошибочного решения в выборе супруга.

Существенным генератором возможных проблем для последней категории является их истинное личное восприятие татарского менталитета, которое во многом будет определять то, насколько позитивно они в будущем смогут оценивать свой брак.

Одна часть татар, отнесенных к последней условной категории, при внешнем скорее позитивном отношении к татарлык на самом деле относится к татарлык эмоционально безразлично или даже с некоторым негативным контекстом. Для таких татар счастливый брак с не татарами вполне вероятен, а давление со стороны родителей и родственников о необходимости брака с татарином/татаркой ведет к конфликтам и разочарованию. Таким татарам и их близким можно пожелать терпения, взаимоуважения и понимания при отстаивании влюбленными своего права в принятии жизненно важных решений.

Другая часть татар, отнесенных к той же последней условной категории, воспринимает татарский менталитет или эмоционально нейтрально, или скорее позитивно. При этом в силу разных причин эти татары готовы рассматривать брак и с не татарами. От таких татар и татарок обычно слышно - "сердцу не прикажешь", "браки заключаются на небесах", "главное, чтобы человек был хороший" и т.д. В семьях у таких татар и татарок элементы татарской культуры, языка, традиций, положения ислама часто в том или ином виде соблюдаются, вопрос татарин или не татарин в том или ином виде возникает, часто делаются шаги для согласования с будущим супругом не татарином имен и вероисповедания детей и т.п. Можно сказать, что для таких татар и татарок татарский менталитет ? это естественный и неосознанный взгляд на жизнь.

Таким татарам и татаркам можно пожелать разобраться в себе и взвесить, насколько комфортно им будет, если в результате смешанного брака:
- их дети будут считать себя русскими и татарское будет для них чужим или интересно не как свое, а с посторонней позиции;
- их дети будут православными или атеистами;
- они сами морально отдалятся от татарской родни и в первую очередь родителей с глубокой психологической травмой для всех;
- они сами и их дети будут жить в нетатарском укладе и будут принимать для себя нетатарский взгляд на мир во всем.
Если «допрос с пристрастием» самого себя приведет к выводу, что ничего страшного не случится, то можно со спокойной душой выбирать себе супруга, не учитывая его (её) национальность. Если же сомнения есть и решение болезненно, то ....

Специально для сомневающихся -

Часто говорят - национальность ребенка определяется воспитанием матери. Другие говорят - национальность ребенка определяется по отцу. Если честно, то и то и другое - это домыслы.
Научный факт - дети определяют свою национальную идентичность сами и обычно в пользу доминирующего этноса. Доминирующий этнос - это термин из этнической демографии. Не питайте иллюзий, в России доминирующим этносом являются русские. Статистика неумолима ? в подавляющем большинстве русско-нерусских браков потомки уже в первом поколении определяют себя как русские.

Оговаривать заранее имена детей, их вероисповедание, оговаривать, чтобы будущий супруг принял ислам и т.п. не имеет смысла. Подобные договоренности - не более чем самовнушение и самообман. Такие базовые вещи нет смысла оговаривать. Это договор не с реальным человеком, а с вымышленным образом. Вы не сможете изменить менталитет другого человека. Да и стоит ли?

Отдельно про любовь.
Зрелая любовь - это спокойное принятие человека как он есть, осознание его недостатков, но ощущение родственности с этим человеком. Человек, как говорят, «свой в доску». Другая «любовь» - это отрицание недостатков у человека или их оправдание, это масса всепоглощающей страсти. Это «божья искра», «моя единственная идеальная половинка», и т.п. Это не любовь к человеку как он есть, а любовь к своим собственным положительным ощущениям от нахождения вместе с этим человеком. Год-два проходят, пелена с глаз спадает, и «откуда-то» появляются недостатки, которые на самом деле были всегда.

Браки не создаются на небесах. Идеальные половинки - сказка. Если бы идеальные половинки существовали, то нам всем имело бы смысл съездить на их поиски в Юго-Восточную Азию, как-никак там скоро половина населения планеты проживать будет. На самом деле люди выбирают себе спутника из своего окружения. Не видите избранника (избранницу) среди сегодняшнего окружения? Расширьте круг общения. Считаете, что татарское для вас эмоционально тепло и с татарином при прочих равных лучше. Зачем отказывать себе в лучшем? - Расширьте круг общения среди татар.

Часто слышал - искусственный поиск татарина - не естественно. Так настоящую любовь можно пропустить. А чем "искусственный" критерий = татарин/татарка отличается от таких же искусственных критериев как
блондины/брюнеты, городские/деревенские, с высшим образованием/средним, высокий/низкий, тощий/толстый, продолжите сами? И ещё раз вернитесь к допросу себя с пристрастием.

Бахетле булыгыз.

Некоторые источники по теме:
www.perepis2002.ru
http://www.anco-rt.ru/index.php?i=8&k=45
http://www.koryosaram.freenet.kz/figures/intermarriage(russian).doc
http://www.niiss.ru/mag13_probsmalnat.shtml
http://atlas.socpol.ru/portraits/tatar.shtml
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ilyas xan astraxanski
Акула пера


Зарегистрирован: 05.10.2002
Сообщения: 1281
Откуда: Asterxan

СообщениеДобавлено: 26 Июн 2006 13:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравый взгляд.

Чувствуется, подвижки есть, и наконец-то приходит понимание того, что каждый выбирает свой путь сам, и является источником бед для себя лично в первую и в последнюю очередь.
_________________
Qazanda küreşerbez! Встретимся в Казани!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail MSN Messenger
Руслан
Собкор


Зарегистрирован: 10.10.2002
Сообщения: 557
Откуда: г. Челябинск

СообщениеДобавлено: 27 Июн 2006 08:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приятно почитать умные мысли.

Пожалуй возьму кое-что на вооружение.

Все хотят жить "хорошо" и "счасливо". Только почему-то многие не связывают эти понятия с соплеменниками.
_________________
Аллах ничего не даёт, но помогает взять.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
zengerkuzler
Постоялец


Зарегистрирован: 01.10.2002
Сообщения: 164
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: 28 Июн 2006 16:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Данияр, Супер! Идея! Браво!
Модно
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
ilyas xan astraxanski
Акула пера


Зарегистрирован: 05.10.2002
Сообщения: 1281
Откуда: Asterxan

СообщениеДобавлено: 02 Авг 2006 18:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://webwarper.net/ww/www.ng.kz/gazeta/139/libido/index.shtml?001

БРАКИ МЕЖДУ НАРОДАМИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Наша страна ? далеко не Америка, в которой баллотироваться в президенты может китаец или туркмен. Но все-таки Казахстан - республика многих национальностей, хороших и разных, а значит и страна многочисленных смешанных браков. Однако, как известно, много ? это не всегда хорошо. Но ведь и не всегда плохо?

ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ
СМЕШАННЫЕ БРАКИ ? ВЗРЫВНАЯ СМЕСЬ

Первое, что необходимо выяснить «претендентам»: стоит ли вообще вступать в смешанный брак. Мировая и отечественная практика показывают, что в большинстве таких союзов супруги сталкиваются с рядом трудностей, подчас неразрешимых. В наше время институт семьи переживает не лучшие свои времена, а разница в национальностях и обычаях, как ни странно, не всегда сводится на нет, наоборот, порой только добавляет молодоженам новых специфических проблем. Поэтому, прежде чем решиться соединить свою судьбу с «чужаком», надо определиться, какой жизненный уклад примет новая семья, каким будет отношение к «его» и «ее» религии, как будет решен вопрос с почти всегда неизбежным противостоянием родителей.

Если мужчина ? представитель мусульманского Востока, то женщина европейской национальности с соответствующим менталитетом должна еще до брака предупредить его, что ни при каких обстоятельствах она не станет жить на положении «восточной» жены. Если он с этим не согласится, можно смело советовать этой паре отказаться от идеи совместной супружеской жизни, поскольку неизбежные трагедии не будет возможным решить с помощью каких бы то ни было компромиссов.

С будущим супругом или супругой обязательно надо обсудить и вопрос о воспитании детей. Эта проблема сейчас стоит остро не только в смешанных семьях, а уж там, где налицо разные представления о субординации внутри семьи, о ролевых функциях полов, сложившихся веками в рамках той или иной нации, конфликты просто неизбежны. Даже если такая семья в наших условиях худо-бедно будет держаться, то постоянные претензии ревнивых в национальном плане родственников оставят в душах детей неизгладимый след. Если родители не попытаются оградить своего ребенка от проблем, связанных с их национальностями, вероисповеданием, то он вырастет в атмосфере тревоги, нервозности, непонимания. В результате у ребенка может выработаться болезненное чувство вины за «грехи» собственных родителей. Ведь дети не в состоянии обвинить взрослых, тем более близких им людей, поэтому единственное, что им частенько остается делать ? это винить во всем себя: «Почему я такой уродился ? не как все, из-за меня одни неприятности».

Но с другой стороны, если вас все-таки посетило настоящее большое чувство, если вы уверены в том, что встретили своего единственного или единственную ? не отказывайтесь от своего счастья только из-за того, что у него другой разрез глаз, цвет кожи, язык или вера. В случае, если ваши чувства подлинные, вы сможете найти компромисс, который поможет превратить семейную жизнь в праздник. Но приготовьтесь к тому, что для этого вам придется чем-то поступиться, от чего-то отказаться, с чем-то смириться. Как и вашей второй «половине». Может быть при этом вы даже несколько оторветесь от своих древних национальных корней и станете чуть-чуть космополитами. Но ведь все мы ? современные люди, а значит смотрим на вещи шире и можем считать себя не только жителями отдельной страны, но и планеты всей. Кстати, природа неизбежно наградит вас за мудрость и терпение: дети от смешанных браков, как правило, рождаются сильными, красивыми, здоровыми и талантливыми. Если вы вырастите их в атмосфере любви, то они дадут вам массу поводов считать себя счастливыми и гордиться ими. А их национальную двойственность люди будут воспринимать как оригинальность, эксклюзивность, уникальность.

СОКРОВЕННОЕ
НЕ ХОДИТЕ ЗАМУЖ ?ЗА АФРИКАНЦА!

Лет тридцать назад меня угораздило покинуть наши родные костанайские степи и отправиться завоевывать Москву. Я неплохо закончила сельскую школу, была уверена в себе, в том, что в столице тогда еще нашей общей родины меня ждет не дождется дядя и что «молодым везде у нас дорога». Моя дорога оказалась не везде. Во всяком случае, на биологический факультет МГУ, куда я так стремилась, она меня не привела. После провала на первом же вступительном экзамене я решила не отчаиваться ? кто-то мне напел про рабфак, на который якобы в МГУ принимали после двух лет работы на стройке. Недолго думая, я устроилась строить московские многоэтажки в качестве разнорабочей. Время было веселое, молодое, родители далеко в Казахстане, дядя с тетей в разводе и по командировкам. Я ? часто одна в двухкомнатной московской квартире в Ясенево. Будучи общительной и заводной, я тут же обросла новыми друзьями. Они любили бывать у меня в гостях в отсутствие дяди. На одной из таких вечеринок я впервые в жизни близко увидела негра.

Кто его тогда прихватил с собой ? сейчас даже и не вспомню. У него было позорное для моего уха имя Альфонс и позорное русское произношение. Однако от него замечательно пахло каким-то умопомрачительным парфюмом, одет он был в умопомрачительные фирменные голубые джинсы и необыкновенную фирменную рубашку. Ну, а когда он запел под гитару по-французски, я сразу забыла, что он Альфонс. В общем, мы задружили. Он оказался студентом третьего курса Университета Дружбы народов и одновременно гражданином совершенно загадочной для меня африканской страны Конго.

Я попала совершенно в другой мир. Там не было нашего обязательного русского гостеприимства, не было желания накормить до отвала каждого гостя, не было традиционного застольного «ты меня уважаешь?», не было откликов помочь в решении любой проблемы? Каждый жил сам по себе и не загружал своими проблемами других, даже родственников. Мне казались странными африканские вечеринки, на которых было бесконечно много музыки, танцев и напрочь отсутствовало застолье. Конголезцы бесконечно летали в свою Африку через Париж и привозили оттуда все для жизни, включая медикаменты и продукты. Наше казалось им второсортным и неприемлемым. Все, кроме возможности почти бесплатно обрести советские дипломы, которые тогда в Африке очень ценились. Но Альфонс казался мне совсем другим. Он был очень внимателен ко мне, очень нежен и в конце концов предложил руку и сердце. Моей первой реакцией был ужас: замуж за негра? А что скажет мама, родственники, знакомые? Я решила не торопиться и испытать наши чувства на прочность. А тут вдруг вернулась из Африки Наташа, жена одного из конголезских приятелей моего Альфонса. Она вышла замуж месяц назад, хотя их общему ребенку исполнилось уже два года.

При первой же встрече со мной она резко предостерегла: «Не вздумай, мы совсем другие. Африканской жизни даже мой желудок не выдержал. Больше никогда туда не поеду. Даже моего сына Жульена встретили там, как чужака. И нет у них таких родственных теплых чувств, как у наших бабушек и дедушек к своим внукам. Русской жене с африканцем можно жить только в России?» Через три месяца, получив диплом, муж мадам Натали отчалил туда, где «гориллы и большие злые крокодилы», а она вернулась к своей маме в московскую коммуналку. История замужества Наташи очень подействовала на меня. Я решила порвать с Альфонсом. Сделать это было нелегко, пришлось даже обращаться к бабкам, к психологам. Меня магнитом тянуло к Альфонсу. И вот спустя месяц нашего необщения я все-таки отправилась к нему. В комнате какая-то светловолосая девушка подметала пол. «Ты к Альфонсу? Он сейчас придет» «А ты кто?»- спросила я. «Жена. Уже полтора года, как мы расписались. Только вот пока он учится, я с нашей дочкой живу у родителей в Тамбове. Я раньше него закончила институт».

После этих слов я пулей вылетела на улицу. Любовь как рукой сняло, осталась только обида. Через некоторое время до меня дошли слухи, что он свозил свою первую жену в Конго, после чего она отправилась жить в свой Тамбов навсегда.

Марина, несостоявшаяся африканка

ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ
ПОЙМИ ДРУГОЙ НАРОД

Я никогда не думала, что брак с корейцем доставит мне столько хлопот. До замужества перед моими глазами прошло столько нормальных русско-корейских пар, что такие браки казались мне нормой. Поэтому убедить своих космополитичных родителей в необходимости моего союза с Климом мне не составило труда. Он же сказал, что сообщил своим о нашем браке по телефону, но они не смогут приехать на свадьбу, поскольку приболел отец. Этому факту тогда, упиваясь своим счастьем, я не придала значения.

Мы были студентами, учились в Алматы, а родители были далеко: мои ? в Костанае, его ? в Чимкенте. На нашу свадьбу приехали только мои родственники, но с его стороны было много друзей-корейцев, которые и заменили родню. Мы сняли квартиру и стали жить законной семьей. Но проблемы началась чуть ли не с первых дней совместной жизни, начались, между прочим, с тарелок. Я стала замечать, что мой муж демонстративно не моет посуду. Если не успевала это сделать я, скапливалась гора. Но ведь мыл же он ее, когда жил в общежитии без меня? Я сказала ему об этом. Оказалось, что в их семье всю работу по дому выполняла мама: «Это традиции, - сказал он, - и никуда от них не деться». Я вспомнила, что в моем русском родительском доме было все иначе: отец с удовольствием делил все хозяйственные заботы с мамой, поэтому проблемы с немытой посудой у нас никогда не было. Клим сказал мне, что в традициях восточной семьи жена должна ходить за мужем, как за малым ребенком. Он в семье ? главный авторитет. «Но ты современный человек, неужели ты хочешь, чтобы у нас было также?» «Традиции сильнее нас», - ответил мне мой любящий муж. Так мы прожили два года. Причем за это время я ни разу так и не увидела его родителей, хотя он иногда бывал у них, но меня под любым предлогом в Чимкент не брал. К этому времени у нас родился совершенно очаровательный, как все метисы, сын. Я старалась ухаживать за своим мужем, как восточная женщина, хотя у меня это плохо получалось, так как было слишком много работы в школе (я ? учительница).

Корейские дедушка и бабушка впервые приехали к нам тогда, когда Стасику исполнилось два года. За праздничным столом я изо всех сил пыталась угодить свекру, свекрови и мужу. Но его мама постоянно хмурилась и нашептывала мне на ухо: «У нас принято рис класть мужчине доверху, с горкой. Если без верха кладешь, значит не уважаешь». За два часа именинного обеда у меня набралось таких пять или шесть промахов. Я то и дело поглядывала на Клима. Он нервничал: я поняла, что ему было стыдно за меня. К вечеру разразился скандал. Стасик почему-то назвал своего корейского дедушку дураком. Свекровь устроила по этому поводу истерику, обвинив меня в том, что я дурно воспитываю ребенка, от которого она, как от внука, отказывается. Клим в сердцах схватил ремень и стал стегать Стаса так, что у меня зашлось сердце. Я вырвала ребенка из его рук и выбежала с ним из дома. Неделю жила у подруги. Клим, правда, нашел нас через день. Стал уговаривать вернуться. Сообщил, что его родители уехали, что теперь мы долго не будем с ними видеться. В конце концов я сдалась. Жить было негде, да и любили мы все-таки с сыном своего Клима. Жизнь в семье постепенно стала налаживаться. А год назад скончался отец мужа. Переборов себя, я поехала на похороны в Чимкент, оставив сына на попечение друзей. В корейской среде я оказалась впервые. Сначала чувствовала себя очень напряженно, а потом мне даже многое понравилось. Вдруг пришло осознание, что приложи я больше усилий, чтобы понять этот народ, не было бы многих из тех конфликтов, которые возникали между мной и мужем, мной и его родителями.

Светлана Ким

Нынешний казахстанский истеблишмент пестрит межнациональными браками. К этой когорте относятся глава МИДа и председатель Совета безопасности Касымжомарт Токаев (жена Надежда Давыдовна), министр экономики и торговли Мажит Есенбаев (жена Лариса Леонидовна), первый космонавт Тохтар Аубакиров (жена Татьяна Михайловна), поэт и дипломат Олжас Сулейменов (жена Маргарита Владимировна), министр МВД Каирбек Сулейменов (жена Лариса Николаевна), режиссер Ардак Амиркулов (жена Эвелина Юрьевна), председатель Комитета по атомной энергетике Тимур Жантикин (жена Людмила Васильевна), депутат Серикбай Алибаев (жена Надежда Ивановна), высокопоставленный политолог Ермухамет Ертысбаев (жена Людмила Анатольевна).

Другая не такая многочисленная группа - там все наоборот. Показательным примером служит союз акима Алматы Виктора Храпунова и Лейлы Храпуновой. Похвастаться женами - восточными красавицами могут и известные в стране журналисты Виктор Кияница (жена Лейла Меликовна), Олег Квятковский (жена Айша Баяновна) и писатель, публицист, член Совета немцев Казахстана Герольд Бельгер (жена Раиса Закировна).

Полосу подготовила Любовь Ли
_________________
Qazanda küreşerbez! Встретимся в Казани!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail MSN Messenger
Руслан
Собкор


Зарегистрирован: 10.10.2002
Сообщения: 557
Откуда: г. Челябинск

СообщениеДобавлено: 03 Авг 2006 12:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это чё за отстойная статейка? Мерзость какая...
_________________
Аллах ничего не даёт, но помогает взять.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Amatullah
Бывалый


Зарегистрирован: 26.09.2009
Сообщения: 47
Откуда: bik eraq

СообщениеДобавлено: 28 Сен 2009 01:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Cabbar, meqalen ochen- full mark! bik dores fikerler.
_________________
И Идел-йорт, Идел-йорт, Идел эче имин йорт!..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Cabbar
Бывалый


Зарегистрирован: 25.02.2005
Сообщения: 42
Откуда: Мяскяу

СообщениеДобавлено: 18 Фев 2010 14:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://psyjournals.ru/articles/d9023.shtml

По ссылке приведено исследование браков между татарами и русскими. В продолжение и обоснование.


На случай, если не открывается


Взаимоотношения супругов в моно- и полиэтнических браках русских и татар
Источник: Проблемы cоциальной психологии личности

Автор: Городецкая И.М., Блохин А.Б.

Рубрика: Семейная психология, Социальная психология

Межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследования семьи как таковой, которая призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей сути она является индикатором благополучия общества в самых различных сферах: утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики, и т.д. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Во-вторых, одним из первоочередных вопросов не только в стране, но и во всем мире, является этнопсихологический и кросскультурный аспект общественных отношений. В условиях, когда, с одной стороны, во всем мире идут процессы глобализации и укрепления кросс-культурных связей, а с другой, остро стоит вопрос межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов, к проблеме взаимоотношений между народами обращены многие науки, в том числе, конечно, психология.

Таким образом, изучая взаимоотношения супругов в этнопсихологическом аспекте, можно проанализировать ключевые проблемы общества в целом и проследить многие социальные тенденции, поскольку именно в семье проявляются социальные и этнические установки, ценности, привычки, а также первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социально-психологические качества и личностная (в том числе этническая) идентичность.

В данном исследовании мы поставили целью изучить взаимоотношения супругов как моноэтнических семьях русских и татар, так и в полиэтнических супружеских парах, где один из супругов является русским, а другой – татарином.

Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, в современной России оба эти народа имеют много общего в образе жизни и истории. Однако, как показывают многочисленные исследования [2, 4] и др., эти народы имеют достаточно значимую специфику проявляющуюся, в первую очередь, на бытовом уровне. Эта специфика не может не сказаться на семейных взаимоотношениях.

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов [5]:

социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи;
хозяйственно-экономические включают ведение хозяйства, бюджет;
воспитательные отношения – социализация молодого поколения;
социальные отношения – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшими;
духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
социально-статусные отношения - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
досуговые отношения – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
эмоциональные отношения – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
Многими авторами высказываются соображения о большом значении и одновременно с тесной связи друг с другом параметров, характеризующих распределение и реализацию супружеских ролей в семье. В частности, подход Р.Орта [9] в исследовании совместимости супругов. Он считает главным условием счастья совпадение ролевых ожиданий и ролевого поведения.

В семье выделяют восемь «зон разногласий» [5]. Конфликты возникают на основе неудовлетворенности:

сексуальных потребностей одного из супругов;
потребности в ценности и значимости своего «я»;
потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях;
размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам и т.п.;
финансовые разногласия;
потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, потребности в кооперации и сотрудничестве;
ссоры на почве различных увлечений, потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга.
Как видим, большинство ключевых моментов в семейной жизни связано с образом жизни, ценностями, привычками и традиционными ожиданиями супругов, обусловленными, зачастую, их этнической принадлежностью. Н. Пезешкиан [11], автор межкультурного подхода к проблеме внутрисемейных взаимоотношений, отмечает, что каждый конкретный индивид склонен смотреть на мир через призму собственного опыта, той конкретной системы культуры, в которой он рос и формировался как личность. В частности, во внутрисемейных взаимоотношениях мы нередко с опаской относимся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения наших близких, что препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему отношению к другому.

В частности, Н.Пезешкиан говорит, что «плюралистическое сосуществование во многих семьях и группах, где каждый придерживается различных философских, религиозных, этических взглядов и живет согласно специфическим производственным отношениям и правилам человеческого поведения, становится нормой воспитательных отношений внутри отдельной семьи. Это превращает транскультурный подход в основу межличностных отношений» [10. С.28].

В.П. Левкович [6], исследуя взаимоотношения в разнонациональных семьях, предполагает, что источником деструкции супружеских отношений в таких семьях может быть противоречивость потребностей супругов, основанная на различиях их национальных культур, формирующих специфику национального сознания и самосознания супругов, которая особенно ярко проявляется в сфере семейно-бытовых обычаев и традиций. Следовательно, успешная адаптация супругов в разнонациональной семье зависит от того, насколько они способны преодолевать противоречия, обусловленные спецификой национальных культур брачных партнеров.

Говоря об этнической (национальной) культуре, нужно отметить, что мы понимаем здесь способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системах общественных норм и в духовных ценностях, в совокупности отношение людей к природе, к себе, к другим людям в определенном этносе. В культуре фиксируется качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности – этнических общностей, эпох, этапов развития [12].

Именно семья играет главную роль в сохранении и передаче этнической культуры, так как с ослаблением семейно-родственных связей механизм этнокультурной трансмиссии нарушается.

В частности, Г.Л. Хиршхорн указывает на то, что «внутрисемейные межличностные взаимоотношения, с одной стороны, способствуют ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, а с другой - аккомодируют внутренний мир индивида к культурным схемам общества» [15. С.66].

Этническая культура проявляется во всех областях жизнедеятельности этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве, фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса.

Национальная психика реально проявляется в поступках, поведении и взаимоотношениях членов семьи. Она проявляется по механизмам национальной установки и национального стереотипа – устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственных той или иной нации.

Таким образом, для человека, усвоившего стереотипы своей нации, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Это можно проследить по многим исследованиям.

Например, в результате проведенного исследования О.Г.Лопуховой и Ю.В.Пайгуновой [7], удалось выяснить, что зачастую фактором, препятствующим адаптации человека в сфере социального взаимодействия, выступает не только несовместимость этнокультурных установок представителей разных этногрупп, но также и недопонимание традиций и норм собственной этнокультуры.

Социальные психологи, рассматривая природу межэтнических взаимодействий, определяют и особый момент в этих взаимоотношениях как толерантность и интолерантность. Социально-психологические характеристики взаимодействия и взаимоотношений в семье наряду с культурно-психологическими стереотипами являются базовыми причинами как интолерантного общения, так и длительности, интенсивности ее существования. Толерантность, прежде всего, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов.

С другой стороны, длительный опыт совместного проживания, развитие двустороннего двуязычия, культурного взаимовлияния, распространение межэтнических браков обуславливают надёжную степень толерантности в общении. Безусловно, этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна, прежде всего, формироваться в культуре. Реальными формами проявления толерантности в рассмотренных взаимоотношениях можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, в ряде случаев двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.)

Итак, говоря об этнических факторах, влияющих на взаимоотношения в семье, нужно учитывать, насколько каждый член семьи принимает каждую подструктуру психологии своего этноса, каждый ее компонент: психический склад этноса; этническое сознание; этнические чувства; этнические вкусы. Другими словами, насколько он идентифицирует себя с тем или иным этносом, например, русским или татарским, и насколько он повторяет поведение своих родителей в семье, в которой родился и вырос.

Описывая и анализируя специфику взаимоотношений в татарских и русских семьях, мы обратились к работе А.М. Аминова [3]. Он рассмотрел и проанализировал национально культурные традиции татарских и русских семей.

Традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из шести и более членов. Наиболее желательным в татарской семье было рождение мальчика. Сыновья с малых лет вынуждены были работать вместе с отцом и другими старшими мужчинами в семье, приобщались к мужскому труду. Дочери помогали матери. Большое влияние уделялось привитию нравственных качеств. Строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой» [3. С.57].

У татар, как и у многих других народов, главой семьи являлся муж. В руках главы семьи были сосредоточены земля, рабочий инвентарь, скот. Он являлся владельцем имущества всей семьи движимого и недвижимого, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Владея всей собственностью, глава семьи имел над остальными ее членами власть, на которой держался моральный авторитет семьи. Кроме того, власть усиливалась благодаря мусульманской традиции, которая всецело защищала права мужа, объявляя его фактическим хозяином всей семьи.

Основной формой заключения брака был брак по сватовству. На выбор супругов решающее влияние оказывали экономические или иные «деловые» соображения и воля родителей. Кроме брака по сватовству существовало еще бракосочетание посредством самовольного ухода девушки к своему избраннику. В таких случаях свадьба не проводилась.

Семья для русского человека всегда была сосредоточением его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Иметь семью и детей так же было необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась нравственным авторитетом. Таким авторитетом пользовался традиционный глава семьи. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Все руководство домашним хозяйством держала в руках жена. Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях. Браки создавались по сватовству.

Рассматривая особенности татарских и русских семей в конце 60 гг., исследователи отмечали, что «в силу большей устойчивости семейных традиций, сильных родственных связей, татары чаще, чем соседнее русское население, живут трехпоколенными семьями» [13. С.53].

Татары и русские живут бок о бок уже многие столетия, и это многовековое проживание на одной территории, давние экономические, культурные связи, тесное общение в быту, в трудовой деятельности не могло не наложить отпечаток на характер межэтнических контактов. В республике Татарстан, по данным переписи населения 2002 года, количество браков между татарами и русскими составляет приблизительно 1/3 от общего числа браков, а из числа ориентированных на межнациональные браки русских предпочтение отдают бракам с татарами 34,9%, а татары с русскими – 42,5% [8].

Показателен в связи с этим тот факт, что многие супруги в русско-татарских семьях в бытовом общении не делают различий, кто татарин, а кто русский, что можно объяснить длительностью совместного проживания, широким распространением межнациональных браков, культурной и языковой близостью, двойственностью самосознания.

В межэтнических браках этническая идентичность имеет свои особенности. При смешанных браках русских и татар молодежь принимает преимущественно татарскую национальность, тогда как при смешанных браках русских с другими народами дети чаще избирают русскую национальность [14]. По-видимому, здесь все-таки преувеличивается этническое влияние татар в смешанных браках, особенно в последние десятилетия. Тем не менее, при рассмотрении вопроса о смешанных браках татар и русских следует учитывать крайне важный аспект национальной принадлежности конкретно матери и отца. «Как представляется, в тех семьях, где мать – татарка, до половины детей становятся татарами, если же отец - татарин, то в большинстве случаев дети становятся русскими» [1].

Объектом данного исследования были супружеские пары моно- и полиэтнических браков русских и татар. Обследовалась случайная выборка, состоящая из 120 пар, проживающих в Республике Татарстан. Для анализа были выделены четыре группы – татарская моноэтническая семья, русская моноэтническая семья, полиэтническая семья, где муж русский, жена татарка и семья, где муж татарин, жена русская. Каждая группа состояла из 30 пар. Возраст респондентов и стаж семейной жизни не учитывался.

В ходе исследования использовались следующие методики (авторы Ю.А.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская): шкала любви и симпатии, тест на удовлетворенность браком, тест на распределение ролей в семье.

По результатам исследования можно констатировать следующее.

1. Результаты исследования эмоциональной привлекательности супругов в моно- и полиэтнических браках неодинаковые. Например, эмоциональная привлекательность супругов в русских семьях ниже, чем в татарских. В полиэтнических браках эмоциональная привлекательность русских мужей для жен-татарок ниже, чем эмоциональная привлекательность татарских мужей для русских жен. В целом по исследованию, эмоциональная привлекательность супругов-татар выше, чем супругов-русских, что видимо, связано, с более высокой ценностью семьи и родственных отношений в татарской культуре.

2. Результаты исследования удовлетворенности браком в моно- и полиэтнических браках имеют ряд особенностей. Удовлетворенность браком супругов в русских семьях ниже удовлетворенности браком супругов татарских семей. Другими словами, браки татар приносят супругам больше удовлетворения, чем в русских семьях. При этом удовлетворенность жен вне зависимости от типа семьи ниже удовлетворенности мужей. Результаты удовлетворенности браком в полиэтнических браках следующие: жены-татарки в меньшей степени удовлетворены браком с русскими мужьями, хотя мужья русские имеют высокую удовлетворенность браком. А вот показатель удовлетворенности браком русских жен очень высокий, однако, мужья татары браком удовлетворены меньше, т.е татары в меньшей степени удовлетворены браком с русскими. В целом по исследованию удовлетворенность браком супругов моноэтнических браков выше удовлетворенности браком супругов полиэтнических браков, что, видимо, объясняется тем, что в полиэтническом браке больше разногласий и несовпадения образа жизни и привычек.

3. По методике изучения распределения ролей в семье можно сделать следующие выводы. В русских семьях жена ответственна за материальное обеспечение семьи. Основная роль мужа в этих семьях – это «психотерапевт». Остальные роли распределены равномерно. У жен в татарских семьях нет явных ролей, они распределены в равной степени с мужем. Однако ведущие роли мужа – это роль «хозяина», «психотерапевта» и воспитание детей. Если рассматривать результаты по распределению ролей в полиэтнических браках, то они по обеим семьям почти совпадают. В обеих группах жены исполняют роль ответственного за материальное обеспечение, а роль мужа – «хозяин».

4. Также в ходе нашего исследования было выявлено, что если удовлетворенность супругов браком высокая, то и эмоциональная привлекательность супругов будет высокой, что, в принципе, очевидно. У мужей моноэтнических браков эмоциональная привлекательность супруги обратно пропорционально его удовлетворенностью браком. Думается, что эта особенность и ведет к высокой удовлетворенности браком в моноэтнических браках. Это подтверждается результатами исследований в татарских семьях, где высокий показатель удовлетворенности супругов браком, и это соответственно дает высокие результаты эмоциональной привлекательности супругов.

5. Удовлетворенность браком зависит от зон конфликтов по распределению ролей в семье. Например, в русских семьях ярко проявляющаяся себя зона конфликта – «сексуальный партнер», где удовлетворенность браком низкая. Зоны, где могут происходить конфликты в татарских семьях, достаточно много, но они не связаны с основными семейными ролями – воспитание детей, материальное обеспечение, «сексуальный партнер» и роль «хозяина», поэтому и удовлетворенность браком более высокая. В полиэтнических браках очень много зон конфликтов, как по основным ролям, так и по «второстепенным», в частности, «организация семейной субкультуры». Думается, что это и приводит к более низкой эмоциональной привлекательности супругов и соответственно к низкой удовлетворенности браком. В моноэтнических семьях зон конфликтов по основным ролям не существует. Можно предположить, что это также приводит к высокой удовлетворенности браком, то есть ролевое совпадение и ролевое ожидание приводит к высокой удовлетворенности браком.

Таким образом, из исследования видно, что этнопсихологический и этнокультурный аспект супружеских отношений является важным фактором успешности брака. Изучение взаимоотношений в моно- и полиэтнических семьях позволяет выявить ряд проблем, решение которых имеет большое значение не только в масштабе отдельного этноса, но и на общероссийском уровне. Русские и татары являются самыми многочисленными этносами в Российской Федерации. В их взаимоотношениях наблюдается толерантность и взаимное принятие. Однако, как подчеркивалось нами ранее [4], невозможно говорить о полном отсутствии межэтнической напряженности между этими двумя этносами, что в поликультурном обществе было бы невозможно.

Литература
Абдрахманов Р., Маврина Э. Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга // http: //federalmcart ksu. ru /publications/ abdrakh/1.html
Алишев Б.С. Этинокультурные различия в ценностях татар и русских // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. Казань, 2003. С.13-16.
Аминов А.М. Татарская и русская народная культура. Казань, 1998.
Городецкая И.М., Рогов М.Г., Блохин А.Б. Межэтническое отношение русского, татарского и башкирского народов // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2004. С. 148-154.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.
Левкович В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал. 1990. № 2. С.25-35.
Лопухова О.Г. Особенности становления гендерного образа «Я» у девушек и юношей татарской и русской национальностей // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. Казань, 2003. С. 98-101.
Мусина Р.Н. Республика Татарстан: межэтнические отношения, этничность и государственность // Современные межнациональные процессы в ТССР. Казань, 1991. С.143-147.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
Пезешкиан Н. Психотерапия семейной жизни. М., 1996.
Пезешкиан Н. Терапия семейных отношений. М., 1995.
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000.
Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М.,1995. С.53-57.
Хайретдинов Д.З. Коренные и московские мусульмане // Независимая газета. 28 марта 2001 г.
Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. 1994. № 4. С.45-56.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Молодежь Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB