На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Защитим татарский язык! Конференция, обращения и др. материалы
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 28 Янв 2009 05:25    Заголовок сообщения: Защитим татарский язык! Конференция, обращения и др. материалы Ответить с цитатой

Комитет по межрегиональным связям и национальной политике Москвы
Государственное учреждение города Москвы «Московский дом национальностей»
Региональная благотворительная общественная организация
«Московское общество татарской культуры «Туган тел» (Родной язык)»
Местные татарские национально-культурные автономии Восточного и Зеленоградского округов г.Москвы

п р о в о д я т

25 февраля 2009 года
(начало в 15-00, регистрация участников с 14-00) в зале №2
ТРЕТЬЮ МЕЖДУНАРОДНУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ
КОНФЕРЕНЦИЮ,
ПОСВЯЩЕННУЮ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА, установленному ЮНЕСКО



На конференции планируется обсудить региональный компонент в системе образования в России, опыт преподавания родных языков в школах Татарстана, Москвы, в регионах России, в ближнем зарубежье.

Приглашены к участию ученые, преподаватели, представители общественных организаций из Москвы, Татарстана, Украины и Белоруссии.

По окончании конференции
К О Н Ц Е Р Т
татарской песни силами московских солистов

участвуют: лауреат российских и международных конкурсов
Ляйля ХАЛИКОВА и другие.
Ведущая - Тэнизя Карамышева

Приглашаются все желающие, кому не безразлична судьба родного языка.
Материалы конференции будут опубликованы.
Заявки на участие в конференции и выступлениях, а также справки по телефону: (495) 953-64-81; 953-64-91; факсу: 953-73-28; e-mail: 9536481@mail.ru, адрес: Москва, Малый Татарский пер., 5-1

Конференция проводится по адресу: Новая Басманная, д.4 (ст.м.Красные ворота) т. 625-43-22
_________________
Бергэ-бергэ


Последний раз редактировалось: Гаяр (21 Мар 2009 14:05), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Зам нач СБ Татнета
Постоялец


Зарегистрирован: 12.12.2008
Сообщения: 240
Откуда: "СВЯТАЯ РУСЬ"

СообщениеДобавлено: 28 Янв 2009 09:39    Заголовок сообщения: Re: Конференция по татарскому языку Ответить с цитатой

Гаяр писал(а):
Комитет по межрегиональным связям и национальной политике Москвы
Государственное учреждение города Москвы «Московский дом национальностей»
Региональная благотворительная общественная организация
«Московское общество татарской культуры «Туган тел» (Родной язык)»
Местные татарские национально-культурные автономии Восточного и Зеленоградского округов г.Москвы

п р о в о д я т

25 февраля 2009 года
(начало в 15-00, регистрация участников с 14-00) в зале №2
ТРЕТЬЮ МЕЖДУНАРОДНУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ
КОНФЕРЕНЦИЮ,
ПОСВЯЩЕННУЮ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА, установленному ЮНЕСКО



На конференции планируется обсудить региональный компонент в системе образования в России, опыт преподавания родных языков в школах Татарстана, Москвы, в регионах России, в ближнем зарубежье.

Приглашены к участию ученые, преподаватели, представители общественных организаций из Москвы, Татарстана, Украины и Белоруссии.


Я думаю , как бы организаторы этой конфереции не попали под ст 282 УК России , раз они не знают о том , что "медвежатники" ДУМские запретили Национальный компонент нерусских народов .

Лучше бы они обсудили такую тему , как во время запрета национального компанента на "Святой Руси" наладить изучение родного языка , "Туган телне" , в домашних условиях .

Мои родители и без национального компонента , до Великого переворота большевиков - бандитов , изучали родной язык в семье , а так же в медресе . Без поддержки царьского правительства ,
И не забыли родной язык и нас научили .

А нынешним властям нужны русскоязычные роботы , что бы они умели пахать и сеять , что бы олигархи не голодали .
Сегодня я им позвоню про свои думки .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 13 Фев 2009 13:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Материалы прошлогодней Конференции ждут Вас на нашем сайте!

Читайте: http://mtss.ru/?page=language
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 18 Фев 2009 18:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как сообщили из общества "Туган Тел" Конференция будет проведена не в Доме национальностей, как указывалось в объявлениях, а в Доме Асадуллаева (Малый Татарский пер, 8 ).

Очевидной причиной тому явилась реакция чиновников на заметку, появившуюся 13 февраля на сайте IslamNews http://www.islamnews.ru/news-17328.html , которые усмотрели в ней намек на политизацию мероприятия.

Позднее, 17 февраля, там же ( http://www.islamnews.ru/news-17382.html ) Президент Общества Рафкат Галимов выступил со словами опровержения:
Цитата:
В связи с намеченным мероприятием в ряде СМИ появились сообщения о якобы планируемых нашим обществом политических шагах, вплоть до принятия резолюции в адрес премьер-министра России. Как президент общества считаю нужным сделать опровержение и заявить, что конференция не намерена принимать какие-либо резолюции или проводить другие политические акции.

Возможно, кому-то хотелось бы развить "национальный вопрос", но работа конференции, как и общества в целом, целиком находится в культурно-просветительской области, и политика не является сферой нашей деятельности. Ответственность же за появление подобных публикаций лежит полностью на авторе статьи.

Непонятно, чего испугались чиновники. Само собой разумеется, что избежать разговоров об изъятии регионального компонента из школьной программы не удастся. Надо было думать раньше, когда принимали этот федеральный закон, вызвавший бурю негодования среди представителей различных национальностей.

К сожалению, новое место проведения Конференции мало приспособлено для этого, что несомненно помешает ее работе. Вместе с тем, считаю, что нужно будет все же принять Резолюцию, указывающую на факт ущемления, прямо заявив о препятствовании ее работе по политическим причинам.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тuктар
Акула пера


Зарегистрирован: 17.03.2007
Сообщения: 1634

СообщениеДобавлено: 19 Фев 2009 00:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А чего опровергает Р. Галимов? Решение чиновника Дома национальностей, который с начало разрешил провести конференцию по родному языку, Р. Галимову, президенту общество "Туган тел"?
Или он опровергает сообщение журналиста на сайте ислам.ру.? Какой смысл сейчас "ложится под чиновника" Р. Галимову, когда ему запретили проводить конференцию. Непонятно, или пытается отмежовываться в прок, так сказать, на будущее, выказать свою лояльность властям? Возможно и так. Но факт есть факт, запретили чиновники конференцию по родному языку, им татарский язык по любому не нужен, какое еще требуется докозательства? Все ясно как день.
_________________
Ил, миллэт, дэулэт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 19 Фев 2009 01:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тuктар писал(а):
А чего опровергает Р. Галимов?
Ясно чего: "Ответственность же за появление подобных публикаций лежит полностью на авторе статьи."
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алимжан малые
Бывалый


Зарегистрирован: 23.12.2008
Сообщения: 26

СообщениеДобавлено: 21 Фев 2009 15:26    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за ссылку.
Небольшое замечание, не указано что автором материала Возрождение культурных ценностей Ислама в национальном движении и повседневном поведении татар является Дамир Зинюрович Хайретдинов.
А по прошлогодней сессии обратил внимание, что два общественника не сговариваясь обрушиваются с критикой на полномочного представителя, возлагая на него всю ответственность за отсутствие в Москве татарских школ и чуть ли не вешая на него пагубные последствия татаро-монгольского ига. Похоже, ваши «профессиональные» татары охотно терпят свадебных генералов и «черных» (по терминологии времен Тукая) коммерсантов, но на дух не переносят интеллигентных уполномоченных Татарстана (а таких в регионах РФ абсолютное меньшинство). Судя по отсутствию каких-либо отзывов о главе ФНКАТ ? и плохих и хороших, им-то москвичи оченно даже довольны. Вспомнил, что о чем-то похожем читал на т.н. «историческом» форуме, где разошедшиеся не на шутку рахметовцы смаковали выдуманные подробности из личной жизни уполномоченного, а из его ничего не значащей статьи раздули целый бурную дискуссию на 73 страницы, на полном серьезе предлагали рассмотреть персональное дело уполномоченного на ближайшем Всемирном конгрессе и т.д. Кому чего надо было во всей истории сейчас уже не установишь, но по крайней мере понятно откуда «ноги растут». В чистом виде «дивида эт импера».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 22 Фев 2009 04:21    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алимжан, спасибо за замечания - поправили. Но писать надо по теме.
----------------------------
Полпред ведет себя неадекватно. Он публично высказывается против Ислама. У нас тоже об этом говорилось см.: Полпред, может, ты не прав?. Думаю, что для Полпреда РТ это недопустимо. Интеллигентностью здесь не пахнет. По Конституции РТ должна поддерживать татарскую культуру в других регионах.
Алимжан малые писал(а):
...ваши «профессиональные» татары охотно терпят свадебных генералов и «черных» коммерсантов...
Это вы откуда взяли? Наши об этом пишут открыто (см., например тему: Татарский культурный центр - Дом Асадуллаева под угрозой!).
Алимжан малые писал(а):
по крайней мере понятно откуда «ноги растут»
А мне непонятно ничего из Ваших выводов.
_________________
Бергэ-бергэ


Последний раз редактировалось: Гаяр (22 Фев 2009 17:48), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 22 Фев 2009 16:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Организаторы о себе: Московскому Обществу Татарской Культуры «Туган Тел» - 15 лет

Также читайте: Ф.Байрамова "Что случилось с тобой, татарский народ?"
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тuктар
Акула пера


Зарегистрирован: 17.03.2007
Сообщения: 1634

СообщениеДобавлено: 26 Фев 2009 23:52    Заголовок сообщения: Конференция по татарскому языку Ответить с цитатой

Хороший доклад сделал г-н Галимов. Он зажег огонь, а дрова должны подбрасывать другие. Ну, что-то дров не видно.
_________________
Ил, миллэт, дэулэт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 27 Фев 2009 03:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Некоторые доклады (Р.Галимова, М.Миначева, Г.Еникея, М.Аджи) уже на нашем сайте: http://mtss.ru/pages/conf250209.htm
См.также: http://mincult.tatar.ru/rus/index.htm/news/27921.htm
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
АСКЕРБАЙ
Собкор


Зарегистрирован: 04.01.2006
Сообщения: 602
Откуда: МОСКВА

СообщениеДобавлено: 05 Мар 2009 03:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гаяр эфенде а текст Резолюции они приняли тот же,который раздавали как проект перед началом Конференции? С ув Аскер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 06 Мар 2009 11:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По Резолюции ответить не могу.

Предлагаю Вашему вниманию доклад Р.Ф.Сафина ? первого заместителя председателя Исполкома Всемирного конгресса татар.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 12 Мар 2009 01:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добавлены фотографии там же.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 19 Мар 2009 02:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Речь Президента РТ Минтемира Шаймиева
на совещании Министерства образования и науки Российской Федерации


"Звезда Поволжья", №45 (27.11-03.12.08)

Председательствует Андрей Александрович Фурсенко - министр образования и науки Российской Федерации.

Председательствующий: Добрый день, уважаемые коллеги! Действительно, добрый день. Я хочу начать со слов благодарности нашим хозяевам: Минтимеру Шариповичу, его коллегам за то, что они взяли на себя труд и ответственность собрать эту встречу.

Мы сегодня будем обсуждать очень важную проблему. Все, что связано с образованием, важно, чувствительно. Какие бы ни были экономические проблемы в стране, мире, базой всего является все-таки человек, его образование, его знания, то, как он воспитан. И отделить одно от другого невозможно.

Сегодня мы здесь, в этом замечательном зале, будем обсуждать одну из таких важных, чувствительных тем: каким образом в процессе образования учесть все особенности нашей страны, которые делают нас сильнее. Я хочу подчеркнуть: то, что мы разные, - наше огромное преимущество. И мы должны, с одной стороны, обеспечить единство, с другой - сохранить эту уникальность каждого человека, каждого народа, не противопоставляя одно другому.

У нас очень представительная команда. Минтимер Шарипович, вот вы вошли, полный зал, всем интересно.

Шаймиев М.Ш.: Сегодня как выборы Папы Римского, - пока не решим все вопросы, не расходимся. Труба есть.

Председательствующий: Труба, чтобы жечь, да? Чтобы правильно дым пошел?

Шаймиев М.Ш.: Те поправки сожжем, дым от них пойдет.

Председательствующий: Да, сразу сжечь надо. Мирно начал.
У нас сегодня очень представительная команда: Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации представлена двумя председателями: это председатель Комитета по образованию Григорий Артемович Балыхин и председатель Комитета по делам национальностей Валентин Александрович Купцов. В зале сегодня представлены, насколько я понимаю, Федеральное собрание и исполнительная власть почти всех республик. Я думаю, что такая представительная аудитория по вопросу, который мы сегодня будем обсуждать, еще не собиралась.

Минтимер Шарипович сегодня должен будет через два с небольшим часа улететь на заседание Государственного Совета. Первые два часа мы поработаем вместе. Я думаю, надо дать возможность высказаться максимальному количеству людей. С позволения аудитории я прошу вас все-таки прокомментировать то, что уже прозвучит. А сейчас я передаю слово Минтимеру Шариповичу.

Шаймиев М.Ш., президент Республики Татарстан:

Уважаемый Андрей Александрович!
Дорогие друзья!
Гости!
Я приветствую вас в столице многонационального Татарстана - 1000-летней Казани. Действительно, мы все с вами ждали этой встречи. Тема, вынесенная на обсуждение совещания, несомненно, чрезвычайно актуальна как для всех присутствующих без исключения, так и для будущего Российской Федерации.

Андрей Александрович, мы признательны вам и всем представителям республик, регионов Российской Федерации за то, что с пониманием откликнулись на инициативу проведения этой встречи сегодня и здесь.

Все мы с вами прекрасно осознаем, что обеспечение доступности качественного образования для всех граждан нашей страны, независимо от их национальности, социального, имущественного положения, территориальных или иных различий, имеет огромное значение. Тут понимание всеобщее и никаких разночтений у нормальных людей быть не может.

Важная роль изучения родного языка здесь очевидна. Так же, как и культура, - они неотъемлемы. Это фактор сохранения национально-культурной идентичности народов Российской Федерации. Думаю, не будет преувеличением сказать, что это в значительной мере затрагивает интересы безопасности и стабильности нашего многонационального государства.

В своем недавнем послании Федеральному собранию президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил (я должен сказать, впервые за последний год), что в такой многосубъектной, многонациональной, многоконфессиональной федерации, как Россия, одним из основных ценностей является межнациональный мир, единство разнообразных культур. Это его слова. В мире больше такого не существует. Он отметил также важность укрепления федеративных начал нашего государства.
Поддержку национальных традиций и культур народов России глава государства назвал фактором, способным серьезно упрочить нашу федерацию, что это основа согласия в нашем обществе.

В целях обеспечения эффективной государственной поддержки конституционных прав граждан в 1992 году в Татарстане, - я думаю, и в других республиках, только по времени, возможно, позже, годы разные, - был принят Закон ?О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан?. Татарский язык наряду с русским языком в республике приобрел статус государственного, равнозначного языка. При этом мы направили свои усилия на обеспечение возможности изучения родного языка для соотечественников, проживающих в других регионах Российской Федерации. В нашей Конституции есть специальная статья, в соответствии с которой мы оказываем всестороннюю поддержку по изучению языка и развитию культуры.

Были созданы необходимые условия для развития языков народов, проживающих в Татарстане. Успешно развиваются школы, я имею в виду крупные, где обучаются многочисленные представители других народов. Много школ с обучением на чувашском, марийском, мордовском, удмуртском и других языках народов Российской Федерации.
Здесь министры присутствуют, они, я считаю, в большей степени с удовлетворением могут отметить, что отношение к этим школам абсолютно одинаковое в отношении материальной базы и содержательной части.

Полное обеспечение школ учителями родного языка и литературы, подготовка специалистов для национальных школ, разработка и использование учебно-методической литературы - все это позволяет нам сегодня решать образовательные задачи, опираясь на взаимную поддержку между регионами и с учетом инициатив каждого из нас, будь то республика, область или край. В этом вы можете убедиться и в процессе ознакомления с раздаточным материалом, и в ходе посещения школ, будучи у нас республике.

Несмотря на такие конкретные шаги, на то, что мы с вами делаем, происходит сокращение национальных школ и обучения на родном языке. Много тут обстоятельств. К примеру, количество школ с татарским языком обучения в регионах Российской Федерации в 2004/2005 учебном году было 712, а в 2007/2008-м - 490. Это школы. А ситуация с преподаванием на родном языке меняется еще больше не в лучшую сторону, к сожалению. Я говорю в данном случае о татарском языке. Особенно резкое уменьшение произошло в Нижегородской, Пермской областях и т.д., хотя там есть целые районы компактного проживания татар. На этом фоне в конце 2007 года произошло событие, которое вызвало серьезную настороженность и недоумение, по большому счету, как у нас, так и в других регионах, республиках: был принят Федеральный закон №309, фактически отменивший законодательную гарантию сохранения и развития национальных языков и культур. По сути, из законодательства оказались изъяты и переведены в нормативную плоскость важнейшие положения, при отсутствии которых практически невозможной становится реализация субъектами их прав, предоставленных законами Российской Федерации ?Об образовании? и ?О языках народов Российской Федерации?. Видимо, кому-то показалось, что языки народов Российской Федерации недостаточно быстро исчезают. Значит, решили ускорить, кому-то хочется ускорить это процесс. Родной язык не выбирают, с ним рождаются. Это язык мамы. А мама у каждого человека любой национальности единственная.

Если кто-то думает по-другому, поставьте себя на место человека другой национальности. Все это фактически вносит дисбаланс в сложившуюся выверенную систему образования, - в этой части она выверенная на сегодня, - противоречит Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что общие вопросы воспитания (я цитирую Конституцию), образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако, как известно, мнение субъектов по поводу отмены национального регионального компонента никто особо не спрашивал. Когда давали свое заключение, если даже и поддерживали эти поправки, мы записали: ?при условии сохранения национального компонента?. Однако вместо закона периодически стали появляться (уже после этого) разработки экспертных групп, которые не отвечают образовательным интересам регионов. И лишь после того, как мы стали уже настойчиво обращать внимание не без давления населения на этот факт, появились поиски более менее разных вариантов. Но так или иначе работа в данном направлении не должна строиться на выколачивании уступок или принуждении к компромиссу. Это не тот случай. Это чуждо самой сути и букве конституционных гарантий граждан Российской Федерации. При этом еще надо учитывать, что есть еще конституции республик, и гарантами являемся мы, руководители республик.

В этой ситуации было весьма логичным, что Государственный Совет Татарстана выступил с законодательной инициативой ?О внесении изменений в Закон Российской Федерации ?Об образовании? и статью 5 Федерального закона ?О высшем и послевузовском профессиональном образовании?. Похожую законодательную инициативу выдвинуло и Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан.

Показательно, что проект федерального закона, внесенный Государственным Советом Татарстана, был поддержан Ассоциацией законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, а также получил одобрение 21 субъекта Российской Федерации.

Уважаемый Григорий Артемович, эту проблему вы знаете изнутри, мы надеемся, что данный вопрос будет рассмотрен Государственной думой в установленном законом порядке. Иначе у нас не будет другого пути, как сообща обратиться в Конституционный суд, где мы, заранее можно предположить, выиграем. Тем более что в послании президента Российской Федерации было подчеркнуто, что нужно внимательно относиться к законодательным инициативам субъектов Федерации. Об этом он особо говорил. Я вам должен сказать, что в подтексте, прежде всего, лежит этот вопрос. Коль я так говорю, знаю, что говорю.
По сути, сегодня законодательные нормы подменяются рекомендательными письмами департамента Министерства образования и науки Российской Федерации (мы понимаем, у вас другого выхода нет), а также предложениями различных экспертных групп. Нам не это нужно, нам нужно изъять из закона эту неприемлемую для нас формулировку. Для нас она неприемлема!

В связи с этим необходимо внести законодательные нормы, учитывающие национальные региональные особенности (до принятия поправок, я имею в виду), в содержание образования, а также обеспечить гарантированное Конституцией России участие субъектов Российской Федерации в процессе формирования образовательной политики.

Мне, например, непонятно, как практически реализовывать навязываемые правила, когда в Татарстане по Конституции республики русский и татарский или татарский и русский языки являются равноценными государственными языками. Как кто-то может вдруг диктовать сократить обучение на родном языке, нарушив при этом паритет? Языки-то одинаковые по Конституции. Государственные. Если бы даже и хотели вдруг, в какой-то день, в какой-то час это сделать, хотя я этому не подвержен, мы не можем. Или вот предлагают нам часть уроков национального языка изучать во внеурочное время. Это что, оскорбление? Это что за предложение?! Кто додумался до этого? Получается, мы в федеральном государстве порождаем второсортные народы? Хочешь родной язык? Изучай во внеурочное время. Через некоторое время могут сказать: ?Если будет свет, в подвале это делай - изучай родной язык?.
Мы не в такое время живем. Если такое будет продолжаться, а я думаю, что этого не случится, мы будем вынуждены вопрос об изменении отдельных статей Конституции Татарстана выносить на республиканский референдум. В любом случае, в соответствии с Конституциями Российской Федерации, Республики Татарстан, учитывая, что образование - предмет совместного ведения, о котором я говорил, о котором мы все знаем, мы в Татарстане без решения этой надуманной, я бы сказал, вредной проблемы, переходить на новые стандарты не намерены ни при каких условиях! Мы не можем нарушить тот мир, спокойствие, которым гордимся. Если кому-то нужно порождать дестабильность в многонациональной Российской Федерации, тогда пусть этот кто-то этим занимается. Мы дорожили, дорожим, и я считаю, что республика является одной из опор федеративного устройства Российского государства.

Да, пожалуй, я выступил резко. К сожалению, такова суть проблемы и самого вопроса.
До принятия поправок к закону подготовлена резолюция, потому что закон принимает не Министерство образования Российской Федерации. Это мы можем еще принять у себя республиканский закон. Резолюция, я считаю, выверенная. Ее можно было бы сегодня принять, а дальше в установленном порядке мы будем требовать, это наше конституционное право, рассмотрения нашей законодательной инициативы, 21 субъекта Российской Федерации, по данному вопросу.

Я думаю, что состоится деловое, конструктивное, принципиальное рассмотрение данного вопроса с тем видением, которое я постарался изложить.

Спасибо. Бик зур рэхмэт. (Аплодисменты).

ТатПолит.Ру
_________________
Бергэ-бергэ


Последний раз редактировалось: Гаяр (19 Мар 2009 02:45), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 19 Мар 2009 02:43    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рашит АХМЕТОВ
Референдум

"Звезда Поволжья", №44 (20-26.11.08 )

18 ноября президент Шаймиев произвел фурор своим чрезвычайно жестким выступлением на федеральном совещании по вопросам образования в Госсовете РТ, которое было проведено совместно с министром образования Фурсенко и в котором участвовали достаточно большое число руководителей сферы образования регионов России.

Президент ради выступления на этом совещании даже мог опоздать на заседание Госсовета России в Ижевске в этот же день, которое проводил президент Медведев (Шаймиев вылетел из Казани после полудня 18 ноября). Ранее предполагалось, что из-за заседания Госсовета РФ Шаймиев не сможет принять участие в конференции по образованию. Но Шаймиев никому не решился доверить свое принципиальное, резонансное выступление, уже одно это свидетельствует, какое значение он ему придавал в масштабах всей России.

Начнем по порядку. Президент уже в своем послании заявил, что придает федеральному совещанию 18 ноября в Казани по вопросам образования большое значение в вопросе отмены поправок в 309-й федеральный закон, которые заметно сокращали время на изучение родного языка всех остальных народов России, кроме русского (закон о ликвидации национально-культурного компонента в федеральном стандарте образования). Шаймиев прямо подчеркнул в своем послании, что данный закон противоречит Конституции России. Это жесткая формулировка была, по существу, первой критической после 8 лет вынужденного дипломатического молчания при Путине. Шаймиев сообщил, что 21 парламент субъектов Федерации уже поддержал позицию Татарстана и главы этих парламентов собирались принять участие в федеральном совещании в Казани. Это показывало, что Татарстан вновь становится негласным лидером республик Российской Федерации.

Интегрировать «снизу» позицию 21 региона (ясно, что преимущественно республик, потому что именно они страдали от ликвидации национально-культурного компонента в образовании, позицию поддержал также Курултай Башкортостана) в условиях вертикали власти, позицию, явно не одобряемую «сверху», это уже показывало, что прежний Шаймиев, образца начала 90-х годов возвращается вновь на политическую арену. Можно также предположить, что деликатную функцию переговоров с лидерами парламентов республик в этом вопросе взял на себя правая рука Шаймиева Фарид Мухаметшин и провел переговоры с хорошим результатом, достаточно гибко, осторожно (у нас же все всего боятся, проявить инициативу в бюрократическом сообществе, при господстве вертикали власти, это подвиг, почти равный подвигу затыкания своим бренным телом пулеметной амбразуры, вот настоящие герои бюрократической России), так что никто не знал, что подобные переговоры активно ведутся. Фарид Мухаметшин еще раз доказал, что он совсем не прост и мог бы составить конкуренцию знаменитому переговорщику Генри Киссинджеру.

Шаймиев также заявил в своем послании, что события в Южной Осетии и Абхазии доказали всем в России, что путь силового решения межэтнических проблем ведет в тупик. Это, по существу, можно рассматривать как предупреждение всем, кто хотел бы решить силовым способом свои проблемы и в Татарстане, например, заменить каким-либо ставленником Москвы Шаймиева.

На самое сенсационное заявление обратили особое внимание ? Шаймиев заявил в послании, что договор о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном (Татарстан - единственный регион России, который имеет подобный договор) нуждается в наполнении дальнейшим содержанием. Что имелось в виду, неясно, но вектор политического движения республики обозначен четко. И это явно «болевой» для руководства России вектор. После оглашения послания поговорил с Рафаэлем Хакимовым, бывшим политическим советником Шаймиева, он заявил, что пункты послания о договоре о разграничении полномочий, о югоосетинском кризисе, о национально-культурной компоненте писал для президента именно он. Кстати, Рафаэль Хакимов заметил, что, скорее всего, будет баллотироваться в Госсовет РТ и собирается там стать нерядовым депутатом. Возможно, он там займет пост председателя комиссии по культуре и образованию, но, скорее всего, он рассчитывает на пост заместителя председателя Госсовета РТ.

Правда, близкие к Фариду Мухаметшину депутаты прямо заявляют, что не горят желанием видеть в Госсовете РТ Рафаэля Хакимова. Они считают, с его честолюбием он на первом же организационном заседании, несомненно, выдвинется в конкуренты Фариду Мухаметшину на пост председателя Госсовета РТ (своей деятельностью в проведении федерального совещания по образованию Фарид Мухаметшин, скорее всего, завоевал себе право вновь возглавить Госсовет РТ и при новом созыве), чтобы обеспечить себе больший политический вес вне Татарстана. Хакимов, скорее всего, будет выдвигаться по одномандатному округу, он не рассчитывает попасть в списки «Единой России», хотя его друг Олег Морозов и может за него похлопотать. Нужно также обратить внимание на красноречивое заявление Шаймиева, что состав Госсовета Татарстана на ближайших выборах существенно обновится, говорят, это означает, что в новом составе после выборов в марте 2009 года будет около 70% новых депутатов. Не могу не сообщить также, что в разговоре Рафаэль Хакимов отметил, что том «Истории Татарстана» о современной истории Татарстана после 90-х годов, о «шаймиевском» периоде, будет готов в лучшем случае только через два года.

Кстати, в послании президент Шаймиев вновь выступил категорически против введения в школах России «Основ православной культуры». Практически он назвал этот шаг крайне реакционным, нарушающим права человека фактом.

Теперь, после послания, вернемся к федеральному совещанию. Шаймиев не только повторил заявление, что поправки, направленные против национально-культурного компонента, нарушают Конституцию России, «вносят дисбаланс в выверенную систему образования». Он подчеркнул, что количество татарских школ в регионах России сократилось с 714 в 2005/2006 учебном году до 490 в 2006/2007 году (особенно в Нижегородской области и Пермском крае). Как видим, в регионах России были ликвидированы за год 224 татарские школы. Русский и татарский языки являются государственными в Татарстане, между ними сложился паритет. Теперь количество часов русского языка будет превышать татарский, а это нарушает уже Конституцию Татарстана. «Как кто-то может диктовать нам сокращать часы обучения на родном языке, нарушив при этом паритет? Или предлагают изучать часть уроков национального языка во внеурочное время, что мы считаем оскорблением. Кто додумался до этого? Получается, мы в федеративном государстве порождаем второсортные народы», - говорил Шаймиев. Татарстан обратился в Госдуму с законодательной инициативой отменить поправки в 309-й закон. «Если Госдума не решит вопрос, мы вынуждены будем обратиться в Конституционный суд России», - заявил Шаймиев. «Законодательные нормы сейчас подменяются рекомендательными письмами» - звучало из его уст. В случае продолжения такой образовательной политики, «вопрос изменения отдельных статей Конституции РТ придется вынести на республиканский референдум» - так жестко Шаймиев еще никогда не выступал за последние 8 лет. «В любом случае в Татарстане без решения этих проблем переходить на новые стандарты, мы не намерены ни при каких условиях» - это уже звучало как ультиматум.

На следующий день после послания мне позвонили из аппарата президента Медведева и неофициально сообщили, что Медведев тщательно читал послание Шаймиева, оно его заинтересовало и в целом он его оценивает положительно, считает очень интересным, особенно положения по выходу из кризиса в регионе и положения по федерализму. Вообще в аппарате Медведева послание Шаймиева расценивают как сенсацию и сильный политический документ. Попросили дать личную экспертную оценку посланию и мнение по ситуации в республике. Сказали, что пишут по распоряжению Медведева аналитическую записку на 12 страницах по посланию. На вопрос по федерализму ответил так: складывается впечатление, что чем ниже цены на нефть в России, тем больше федерализма. Разговор длился около часа. Чувствовалось, что к мнению Шаймиева в Московском Кремле внимательно прислушиваются. Самостоятельность мышления, а не подобострастность всегда вызывает уважение. А в моменты кризиса это качество ценно вдвойне.

ТатПолит.Ру
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 19 Мар 2009 02:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рашит АХМЕТОВ
Языкознание

"Звезда Поволжья", передовица, №45 (27.11-03.12.08)

В республике продолжают обсуждать итоги прошедшего федерального совещания по проблемам образования, состоявшегося в Госсовете РТ при участии министра образования России Фурсенко. Помимо необычайно резкого выступления президента Шаймиева, на нем выступила фактически оппонентом Шаймиеву Ольга Артеменко из Центра национальных проблем образования при Министерстве образования России.

Она заявила, например: «Школы с татарским языком обучения составляют 59% от общей сети общеобразовательных учреждений республики. Число детей, обучающихся на татарском языке, увеличилось с 12% в 1991 году до 53% в 2008 году. ?Может ли такая школа стать массовой в республике? Конечно, нет. Потому что, во-первых, в настоящее время нет ни одного моноэтнического субъекта, во-вторых, школа всегда получала и получает до настоящего времени от государства заказ на формирование общероссийского сознания. Я подчеркиваю, сознания, а не идентичности? К сожалению, в ряде субъектов Российской Федерации компонентный принцип использовался для достижения самостоятельных политических целей. ?Сделав школу фактором культурной автономизации этноса, взяв курс на регионализацию образовательной системы, школы используются как институт этнической мобилизации молодежи. Проведенные нами социологические исследования свидетельствуют, что в 82 случаях из 100 детей школьного возраста, проживающих в Республике Татарстан, в сознании отсутствует понятие «Я живу в России. Я гражданин России».

Закончила она свое выступление даже несколько угрожающим тезисом: «Что такое русский язык, который в Конституции Российской Федерации обозначен как государственный язык Российской Федерации, а не государственный язык субъекта? Унижать статус русского языка, безусловно, недопустимо в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Последнее утверждение фактически отрицает положение о равенстве, паритете в республике русского и татарского языков, так как русский язык является федеральным языком и гражданство России требует безусловного его знания, а татарский язык - лишь язык субъекта Федерации, практически замкнутый в границах субъекта. То есть, как мы видим, под доктрину унитаризма естественным образом подпали и «вопросы языкознания» вполне в сталинском духе. Когда Шаймиев задал вопрос на совещании о том, что кто-то формирует второсортные народы, второсортные языки в Российской Федерации, он был абсолютно прав, именно этим и занимаются, подводя солидную научную базу, а Шаймиева фактически обвиняя в подрывной деятельности.

Исходя из принципа языкового унитаризма, который естественным образом порождается из доктрины государственного унитаризма, и требуют приоритета изучения русского языка в Татарстане. Русский язык определяется как безусловно обязательный, стержневой предмет в школе (обязательные ЕГЭ по русскому языку). Татарский язык определяется как факультативный, как необязательный язык, а, во-первых, как язык дополнительный, изучаемый только по просьбе родителей сверх обязательной программы, во-вторых, не как язык обучения по предметам. При этом родной язык превращается даже в третьесортный, так как изучение иностранного языка входит в обязательный федеральный стандарт, а изучение родного языка не входит. Так что Шаймиев - оптимист, называя татарский язык второсортным, он третьесортный. Второсортный у нас английский.

Поэтому-то и выступал на совещании Шаймиев столь необычно резко по данному вопросу, что почувствовал, идет вполне осознанная политика тотальной гиперцентрализации образования. Конечно, Ольга Артеменко выступала не случайно, она именно идеолог данного направления. За такие политические обвинения - 82% школьников Татарстане не признают себя гражданами России и в татарских школах производится этническая мобилизация молодежи (против кого, позвольте спросить, задал нам вопрос профессор Фарукшин, против кого идет этническая мобилизация ? против России, это абсурд), Шаймиева даже в мягкие брежневские годы не только сняли бы с поста, но могли и посадить. Кстати, как сообщили малоинформированные источники, под председательством Патрушева в Нижнем Новгороде даже готовится совещание силовых органов по обсуждению именно такого вопроса: почему в Татарстане 82% школьников не считают себя гражданами России? И какие будут выводы ? снимут министра образования Татарстана? Посадят в каждую школу по уполномоченному ФСБ? Перелопатят все учебники истории Татарстана и татарской литературы и признают их антиконституционными (вспомним постановление ЦК компартии в 1944 году)? Может быть, сократят число вредоносных татарских школ, чтобы пресечь «этническую мобилизацию»? Может, даже возникнет дело новых татарских националистов и сепаратистов?

Но все это явно высосанные из пальца обвинения. Все школьники в 16 лет получают паспорт гражданина России. Многие служат в армии России, и никаких там проблем с ними по линии осознания гражданства не возникает. Цифр, которые привела Артеменко, в природе быть не может. Конечно, абсолютное большинство школьников осознает себя именно как граждане России в Татарстане. Как заметил Дамир Исхаков, профессор этнологии, дело здесь, вероятно, в некорректности вопросов школьникам. Обычно им задают вопросы, так как школьники в большинстве, естественно, еще не граждане: «1) Осознаете ли вы себя жителями России? 2) Осознаете ли вы себя жителями Татарстана? 3) Осознаете ли вы себя жителями России и Татарстана? 4) Затрудняюсь ответить». Большинство положительно отвечает на второй и третий. Вот и все. Это некорректным образом интерпретированные факты. Артеменко, думаю, это прекрасно понимает. Ее, вполне вероятно, специально выпустили «против Шаймиева», чтобы психологически его деморализовать, подавить волю к сопротивлению. Это, безусловно, расчетливая акция, на таких совещаниях случайностей не бывает. И здесь, конечно, главную скрипку играет не Фурсенко, он человек разумный и вынужден выполнять заказ. То есть здесь действуют лица, которые могут отдавать безусловные приказы Фурсенко. И он вынужден прибегать к подобным скомпилированным данным якобы «социологических исследований», которые явно шиты белыми нитками.

Некоторые силовики давно точат зуб на Шаймиева. В данном случае его пытаются подвести под политическое обвинение, что он использует школы республики под программы «этнической мобилизации молодежи» против России. Еще раз необходимо отметить, что большего абсурда трудно придумать, это какое-то новое «казанское дело», так Шаймиева, пожалуй, скоро объявят китайским шпионом вполне в духе новой охоты на ведьм. Такая же система «политической целесообразности» уже была ранее апробирована на так называемом деле «татаро-турецких» лицеев, в итоге которого фактически выслали 50 учителей-турок из Татарстана. А вот сейчас уже под запретом программы татарского языка и татарские школы. Выходит снос здания, где в последние годы жил Тукай, вовсе не случайность, а возможно, тоже лишь заказ соответствующих сил.

Кстати, недавно Валерий Тишков опубликовал программную статью, где еще раз сформулировал тезис, что СССР распался именно потому, что развивался как сообщество национальных республик (то есть Ленин ошибся в национальном вопросе, в праве наций на самоопределение, правы были как раз Бернштейн и Сталин), а не как административно-территориальный конгломерат американского типа. Из этого следует вывод, что развитие РФ по пути укрепления федерализма национальных республик может привести к аналогичным последствиям. И в России нужно выстраивать новую российскую политическую нацию, которая должна также иметь и некую общую культуру, естественно, не только политическую. Но общую культуру без доминирующего языка не создашь. Отсюда запрос на искусственное форсирование изучения русского языка в национальных республиках (в областях России, где, кстати, тоже крупный процент националов, этот вопрос уже решен).

В заключение не могу не привести прогнозы исследователей относительно количества мусульман в России в 2030 году. Оно может составить 30%. Так как жить они будут, естественно, не в Сибири, не в деревнях и малых депрессивных городах России, а в больших городах европейской части, то там их количество может составить до 40%. В Москве уже сейчас некоторые эксперты насчитывают около 4 миллионов мусульман. Это означает, что к 2050 году вполне закономерно в России появится президент-мусульманин. Наверное, и столица России в связи с этим может быть перенесена в Казань. А потом что, вся страна будет учить татарский язык, который может стать федеральным государственным?
ТатПолит.Ру
_________________
Бергэ-бергэ


Последний раз редактировалось: Гаяр (19 Мар 2009 03:18), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 19 Мар 2009 03:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Туфан Миннуллин
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
руководителю Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ Артеменко О.И.


"Звезда Поволжья" № 48 декабрь 2008 г.

Цитата:
?Проведенные нами социологические исследования свидетельствуют, что у 82 (это результат статистических данных) из 100 детей школьного возраста, проживающих в РТ, в сознании отсутствуют понятие «Я живу в России», «Я гражданин России», Это статистические достоверные факты?.


Уважаемая Ольга Ивановна!

Эти слова принадлежат вам. Они прозвучали в Казани с трибуны Государственного Совета Татарстана на специальном выездном совещании Министерства образования и науки РФ по вопросам национального образования в рамках новых государственных стандартов без национального компонента. До вашего доклада еще оставалась надежда на ваше заинтересованное участие в разумном разрешении возникшей на ровном месте проблемы. Вы же представляете Центр национальных проблем образования в ведомственном институте Минобрнауки РФ. Но мы услышали от вас угрожающее обвинение. Оно было адресовано не только татарским школам и Татарстану, но и всем национальным республикам РФ, которые были представлены на том совещании руководителями законодательных органов и органов управления образованием, а также представителям профильных комитетов ГД и СФ РФ, принимавшим участие в работе совещания. Нам неизвестно, каким способом проводились исследования и национальный состав опрошенных детей школьного возраста. Поскольку речь шла о национальных школах, и вы сослались на Татарстан, видимо, подразумевается, что опрошенные ? татары. Значить, у татарских школьников отсутствует понятие «Я гражданин России», значить, эти дети не считают своей Родиной России, значить, они не патриоты России.

Когда вы огласили свои обвинения, зал шумел. Я не понял истинную причину такой реакции. То ли это было оттого, что вы клевещете, то ли как одобрение ваших «статистических» данных. Я лично был рад, что у наших детей еще не утеряно чувство национального и человеческого достоинства. Было бы неудивительно, что при такой уродливой национальной политике российских властей не 82, а все 100 «опрошенных» вами наших детей не считали бы себя патриотами той страны, где им запрещают обучение на своем родном языке. К этим 82 опрошенным вы можете добавить и меня ? татарского писателя, депутата Госсовета Татарстана. Согласитесь, надо быть идиотом, чтобы считать Родиной ту страну, где законодательно лишают меня права обучать своих внуков на моем родном языке, запрещают пользоваться своей письменной графикой. Не нас надо обвинять в отсутствии патриотизма, а всех тех, включая и вас, которые считают нас чужими, второстепенными. Вы хотите лишить нас своей истории, своих духовных ценностей; хотите, чтоб мы были лишь послушными рабами-производителями материальных благ для вашей (как вы себе ее представляете) «великой» России. Так не будет. Пора вам осознать, что на дворе XXI век, и нельзя сегодня дирижировать народами посохом Ивана Грозного. Если вы хотите, чтоб Россия действительно стала великой страной, то можно этого добиться только объединенными усилиями всех ее народов, исконно проживающих на своей земле, на общей для всех территории. Мы не гастарбайтеры, госпожа Артеменко. Вы, наверное, прекрасно знаете, что любовь можно завоевать только взаимным уважением.

В конце своего выступления вы решили напомнить нам о том, что в России государственным языком является русский язык. Это «напоминание» звучало в ваших устах как угроза. Спасибо, хотя мы знаем о статусе русского языка не хуже вас. Без ваших «напоминаний» мы хорошо помним и исполняем свои государственные и гражданские обязанности. В отличие от вас с уважением относимся ко всем языкам народов Земли. Не надо использовать русский язык как пугало. Вы как ученый должны знать ? силой навязанный язык рождает лишь неуважение и отторжение. Без вашего окрика мы знаем, что русский язык не только язык управления государством, для нас он язык и межнационального, и межчеловеческого общения, язык дружеского разговора. И наш родной язык ничем не хуже русского и других языков мира. Его исчезновение счастья никому не прибавит, но сделает земную цивилизацию беднее и образ России бледнее. Мы осознанно и уверенно хотим сохранить свой родной язык и, как сказал наш президент, будем делать все для этого.

Не национальная школа лишает наших детей чувства Родины, а отношение российских властей к ней. Для того чтобы получать патриотические ответы школьников при опросах, понадобится уважение равноправия народов и граждан единой страны, не выискивая «второсортных»; придется перестать пугать народ и его школы угрозами, унижать клеветническими обвинениями, давить произволом и лишением законных прав. Вот тогда и будет истинный патриотизм ? любовь к своему народу при глубоком уважении других. Будет и готовность укреплять и защищать общий дом ? Родину.

Неуважение к чужому, враждебность к нему ? самый страшный человеческий порок. Школьная политика государства не должна попустительствовать его распространению. Пора опомниться. Происходящие в разных городах России погромы и убийства на почве национальной ненависти ? это предвестники общей беды. Это значить, что в обществе нарушен баланс межчеловеческих отношений. Если вместо разума в обществе возобладает слепое чувство взаимной неприязни, то это кончится трагедией для всех.
Великодержавные перекосы национальной политики России не сделали уютнее житие и русскому человеку. Когда достоинство одних сведено на нет, там все люди ущемлены. Поэтому вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», к сожалению, и сегодня остается без ответа. Вот о чем нам всем сообща надо думать, уважаемая Ольга Ивановна.

ТатПолит.Ру
_________________
Бергэ-бергэ


Последний раз редактировалось: Гаяр (19 Мар 2009 12:09), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Abbas
Постоялец


Зарегистрирован: 25.11.2008
Сообщения: 273

СообщениеДобавлено: 19 Мар 2009 11:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Все эти реверансы " великая страна ,русский язык -язык межчеловеческого общения , язык дружеского разговора и тд " низводит письмо до обращения в ЖЭК ,это не письмо сильного ,защищенного депутата ,а драматурга - с одной стороны боящегося ,что его пьесы на татарском некому будет смотреть ,а с другой стороны боящегося как бы их не сняли с репертуара за "дерзость" .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 20 Мар 2009 11:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Abbas писал(а):
боящегося ,что его пьесы на татарском некому будет смотреть ,а с другой стороны боящегося как бы их не сняли с репертуара за "дерзость"
И охота тебе все это выдумывать?
Пьесы не снимут, потому что они хорошие. Туфан эфэнди всегда выступал критически, защищая свою культуру.
А русский язык действительно велик, и глупо это не признавать.

===============================================

Текст приводится по публикации в газете:
?Дворянский вестник» (?Морзалар хәбәрчесе?), № 75
от 5 февраля 2009 года (Һиҗри буенча 1430-че елның Сәфәр ае). С. 3.



О Б Р А Щ Е Н И Е
Меджлиса ? Собрания татарских мурз РБ


Последние инициативы и выступления Министерства образования и науки РФ, а вслед за этим принятие закона ?ФЗ-№ 309?, который исключает национальный компонент из учебного процесса, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшими учебными заведениями, вызывают недоумение и настороженность. Непонятно, как все это согласуется с политикой государства в столь непростом и щепетильном вопросе, как национальный. Ведь эта проблема касается практически каждого здравомыслящего и порядочного человека.
Нет языка ? нет страны. Однако сведение всех усилий государства в языковом пространстве к сохранению и развитию только одного языка, особенно в нашей многонациональной стране, на наш взгляд, является глубоко ошибочным шагом.
Человек рождается с языком, который он сохраняет на генетическом уровне, с языком многих поколений своих предков. Поэтому по всем нормам этики, морали и даже физиологии самое первое, начальное образование должно начинаться на родном, материнском языке. Забывший родной язык ? по сути преступник перед своим народом, перед своей нацией. Это историей не прощается, такие народы исчезают с карты времени.
В течение многих веков проводилась политика русификации населения, но это не стало фактором превращения страны в однотипный монолит, а приводило всегда только к обратному эффекту ? к распаду, неприятию, самизоляции в национальных республиках. Одако сейчас маховик прежней политики начинает раскручиваться с новой силой, что ведет у вытеснению всех еще существующих языков, к установлению диктата одного государственного языка. Считаем, что это негативным образом скажется на всех языках, в том числе и на русском.
Потеря или ослабление роли языка приведет к снижению уровня подлинной духовности. Не сокращать, а развивать ? вот что должно быть приоритетом государства, думающего о процветании общества, о всестороннем развитии своих подданных.
Учебные программы и пособия должны составляться не безлико, как сейчас, ?под одну гребенку?, а с учетом особенностей культуры, языка, литературы, быта местного населения. Патриотизм Российский вырастает из чувства гордости за свою малую родину ? город, село, республику. Нежная любовь к родному очагу, песням, обычаям своего народа остаётся в душе каждого человека на всю жизнь ? в виде стержня, составляющего вместе с верой во Всевышнего основу души.
В какой-то мере этому валу бездуховности и забвения собственных корней противостоят открывшиеся мектебы и медресе при мечетях и духовных управлениях. Так было и до октябрьского переворота 1917 г. Но после семидесяти лет разрушений и запретов нынешние религиозные заведения с трудом справляются с поставленной задачей. Тем более, что конституционный закон гласит об отделении религии от светской направленности государства. Конечно, религиозные постулаты не запрещают вести проповеди на любом языке, но на территориях, где испокон веков проживали тюркские народы, службы, наряду с арабским, велись и на языках живущих здесь народов ? татар, башкир.
Сегодня с сожалением приходится констатировать, что татарский язык вытесняется даже из святая святых ? из мечетей. Зачастую проповеди читаются в мечетях только на арабском и русском языках, хотя среди прихожан большинство составляют представители коренных тюркских народов.
Газета ЦДУМ ?Маглюмат? выходит полностью на русском языке, хотя читают ее в большинстве своём в районах Башкортостана и в других регионах с компактным проживанием татарского населения. Это же можно сказать о рассылаемых по стране изданиях Духовных управлений Московского, Нижегородского, Саратовского и других муфтиятов. Имамам, муллам на местах, в районах приходится делать с них переводы для своих прихожан. В газете ДУМ РБ только благодаря усилиям общественности, переживающей за состояние родного языка, удалось добиться возвращения страниц на татарском и башкирском языках.
Сейчас имеется огромная возможность для того, чтобы открывать медресе (школы) при мечетях. И в некоторых приходах это происходит, занятия ведут сами наставники приходов ? имамы и муллы. Однако нет еще достаточно подготовленных кадров, утвержденных методик, программ. В последнее время за решение этой проблемы наряду с духовными учреждениями взялись в Башкирском государственном педагогическом университете имени Мифтахетдина Акмуллы.
В начале XX века существовало понятие общности российских мусульман ? миллят, которое включало в себя и религиозность, и знание родной культуры, языка, литературы, владение восточными и европейскими языками. Десятилетиями это вытравливалось из сознания народа, уничтожалось, предавалось забвению. Носители подлинной культуры всех народов подверглись репрессиям.
Многое зависит теперь, конечно, от самого татарского народа. Мы просим у государства принятия мер по сохранению, а не по уничтожению последних зачатков национальной идентичности, языка, традиций. Пока же шаги, принимаемые Министерством образования и науки РФ, ведут в совершенно противоположном, на наш взгляд, губительном для общества направлении.
Слова народного поэта Башкортостана Мустая Карима ? «не русский я, но россиянин» вызывают законную гордость и у татар, и у башкир и у многих других представителей национального созвездия России.



Мурзы и князья: Акчурины, Асадуллины, Аюповы, Байтеряковы, Бибарсовы, Бигловы, Дашкины, Даукаевы, Даушевы, Девлеткильдеевы, Дивеевы, Еникеевы, Енгалычевы, Кашаевы, Кудашевы, Кутушевы, Максютовы, Маматказины, Мамлеевы, Муратовы, Сакаевы, Сюндюковы, Тенишевы, Терегуловы, Утяшевы, Чанышевы, Янгуразовы, Яушевы.



Предводитель Татарского Дворянского Собрания РБ
З.Я. АЮПОВ.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Данное обращение изложено также в письме, направленном Премьер-министру правительства РФ В.В. Путину от Предводителя Татарского Дворянского собрания (Меджлиса татарских мурз) З.Я. Аюпова (исход. № 16 от 05.01.2009 г.)
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB