На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

О певице Сайре Вельшаковой (Салахетдиновой)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татарские края, культура и традиции
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6960

СообщениеДобавлено: 17 Июл 2011 04:03    Заголовок сообщения: О певице Сайре Вельшаковой (Салахетдиновой) Ответить с цитатой

Сайра Азымовна Вельшакова


Для меня она была просто бабушкой…Бабушка-эбикэй, которая удивительно вкусно готовила татарские блюда, к которой все в семье обращались в самые ответственные минуты жизни, которая была хранительницей домашнего очага. Но назвать Сайру Азымовну классической бабушкой невозможно. Она была общественным деятелем. Возможно, прежде всего, общественным деятелем. В доме постоянно царила радостно-взволнованная, атмосфера. Телефонные звонки, переговоры о концертах, репетициях. Жизнь кипела… С раннего детства я находилась в круговороте этих событий. Бабушка всегда брала меня на свои концерты, будь то концерты студентов и преподавателей Консерватории или же выступления татарских национальных коллективов. Это был обычный ритм жизни, казалось, жизнь не может быть другой….

Сайра Азымовна Вельшакова-Салахетдинова – замечательный, светлый человек, педагог, наставник, просветитель, родилась 26 марта 1922 года в деревне Ключище Нижегородской области. В 1930 году семья переехала в Ленинград, где Сайра поступила в первый класс общеобразовательной школы. Наряду со школьными уроками, девочка посещала занятия в хоровом кружке. Детский хор часто выступал на различных концертах, являлся первым исполнителем многих произведений И.О.Дунаевского.

В 1940 году Сайра закончила школу с золотой медалью и поступила в Электротехнический институт им. В.И.Ульянова-Ленина. Однако продолжить учебу в институте Сайре не пришлось. 22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война. Осенью 1941 года кольцо блокады замкнулось вокруг Ленинграда. Семья Салахетдиновых осталась в блокадном городе. Молодая девятнадцатилетняя девушка нашла в себе силы поступить в одну из концертных бригад, выступавших в суровую зиму 1941-1942 годов в госпиталях и перед солдатами действующей армии. В апреле 1942 года Сайра вместе с семьёй переехала по ладожскому льду на “большую землю” и направилась в свою родную деревню.

В деревне Ключище Сайра Азымовна поступила на работу в школу, где стала учителем математики и пения. Здесь она организовала концертную бригаду из школьников, которая давала концерты в близлежащих деревнях. Тут талант Сайры Азымовны заметило руководство Нижегородской области. Решением администрации Нижнего Новгорода (в то время города Горького) в 1944 году сайра Салахетдинова была направлена на учебу в Московскую Консерваторию по классу вокала. Семь лет учёбы в столичной Консерватории, общение с замечательными педагогами и студентами, многие из которых впоследствии стали цветом советского музыкального искусства, дали Сайре Азымовне многое как в профессиональном, так и в общеобразовательном плане.

По окончании Консерватории Сайра Азымовна поехала на работу в Казань. Здесь её профессиональными данными заинтересовался Рашид Вагапов – в то время звезда татарского музыкального искусства. В 50-е годы Р. Вагапов был самым любимым и самым востребованным татарским певцом. Поступив в бригаду Р. Вагапова, Сайра Салахетдинова объездила с концертами весь Татарстан и многие города Советского Союза, включая Ленинград. Во время одной из таких поездок, Сайра Азымовна, встреченная в Ленинграде семьёй, возвратившейся сюда после войны, решила остаться дома в родной семье. Вскоре Сайра Азымовна Салахетдинова вышла замуж за Зината Хасановича Вельшакова и навсегда осталась в городе, ставшем её второй родиной.

После рождения дочери Сайра Азымовна поступила на работу в ленинградскую государственную Публичную библиотеку им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Нотный отдел. Один из музыковедов, посещавших библиотеку, обратил внимание на четкость и слаженность работы С.А.Вельшаковой и предложил ей перейти на работу на кафедру русской музыки Ленинградской государственной Консерватории им. М.А.Римского-Корсакова. Консерватория, музыка – это родные стихии С.А. Вельшаковой. Она с радостью согласилась. Спустя некоторое время Сайра Азымовна становится заведующей Отделом практики Консерватории. Многие воспитанники Консерватории, имена которых сейчас славятся по всему миру, начинали свой творческий путь со студенческих концертов, организованных С.А. Вельшаковой.

Работа в Консерватории была основным занятием Сайры Азымовны. Однако большое внимание она уделяла и просветительской деятельности в татарской общине С.-Петербурга. Многочисленные концерты в лучших залах города, проведенные Сайрой Азымовной для членов общины, не прошли даром. Сейчас многие посетители этих мероприятий с благодарностью вспоминают тот вклад, который она внесла для развития музыкальной культуры среди членов общины. Дав свой последний концерт, посвященный 100-летию Муссы Джалиля в зале Капеллы 15 февраля 2006 года, Сайра Азымовна ушла от нас 7 апреля 2006 года. 26 марта 2007 года ей исполнилось бы 85 лет.

http://www.elemtede.ru/node/6665
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6960

СообщениеДобавлено: 17 Окт 2011 01:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Познакомиться с творчеством С.Вельшаковой можно здесь
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6960

СообщениеДобавлено: 21 Окт 2011 10:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рональда Зеленова

Татарский портрет Сайры Вельшаковой на фоне Петербурга

Рассказ о деревенской татарской девочке, ставшей ленинградским просветителем
.


1922 год. Татарская деревня Ключищи Нижегородской области, где в многодетной семье учителя Азыма Салахетдинова явилась на свет наша героиня — Сайра. У семьи скромный дом, одна корова и поле ржи, которую жнёт мать. В избе люльку Сайры качает маленькая сестра Саадат — взрослые добывают скудный хлеб насущный. Пять лет спустя соседи собираются послушать, как Сайра читает по-русски: "Кузнец-молодец, расковался жеребец…" Все смеются, хотя ни чтица, ни слушатели не понимают значения русских слов.

Конец 20-х годов — в Поволжье всё ещё голод. Но отец мечтает дать детям образование и в 1929 году отправляется к родственникам в далёкий и великий Ленинград "за знаниями". После деревенского простора девочку обступают громады зданий, двор-колодец на улице Разъезжей,31 и стены комнаты в коммуналке, набитой родственниками. Спать приходится на полу. Зато вскоре Меккой Сайры становится татарский класс в школе на улице Ломоносова с учительницей Салеёй Байбуровой. Русский язык и музыка! Обнаружилось, что у Сайры прекрасный голос. И вот наступил удивительный день в 1940 году на смотре творчества юных в Большом зале филармонии. Слушал сам Жданов! После концерта он позвал исполнителей в залу, где сидел среди ваз с яблоками и конфетами. Похвалил Сайру и одарил её яблоками. Она вспоминает: "Он казался нам таким добрым. Я не решилась съесть яблоки и, как драгоценность, отнесла их в школу поделиться со всеми, хоть по маленькому кусочку".

Идиллия длилась недолго. Грянула война, Сайру включали во фронтовые концертные бригады Дома офицеров, и начались концерты на фронте.

"8-го сентября замкнулось кольцо блокады. В этот день я пела в госпитале у Петропавловской крепости. Когда мы вышли на улицу, над городом поднималось огромное облако дыма — горели продуктовые "Бадаевские склады", уничтожая и так небольшие запасы продуктов в городе. Мы ещё не знали, что такое голод. Фронт тогда был там, где теперь раскинулись новостроенные районы Петербурга: мы шли туда пешком по бесконечным линиям окопов. 7-го ноября 1941 года я пела ночью в землянке перед фронтовиками. Только успела пропеть: "Бей, барабан, походную тревогу", как начался налёт немецких бомбардировщиков. Солдаты бросились к зениткам. Мне крикнули: "беги помогать!" и я побежала оттаскивать гильзы от снарядов. Кругом был ад. Всё небо усеяно дирижаблями, перекрещено лучами прожекторов, мерцает от разрыва снарядов. Было жутко, но в морозную ночь так красиво — мне казалось, что падают звёзды.

Новогодняя ночь 1942-го. Транспорт уже не ходил и мы 30 километров шли на фронт пешком — в город Колпино, от которого почти ничего не осталось. Очень хотелось есть, но солдатам покормить нас было нечем. Слушали они нас с восторгом. Таких концертов было много, всех не упомнить.

Я от голода не умерла потому, что меня вывезли последними машинами на "большую землю" по льду Дороги жизни, и я вернулась в родную деревню Ключищи, куда уже съехались другие наши родственники. Снова голодно, но мы посылали на фронт всё, что могли".

Поворотным в её судьбе стал 1944 год, когда после смотра народных дарований в Горьком её послали на учёбу в Московскую консерваторию.

В ту ещё военную пору в стенах консерватории работали выдающиеся композиторы и музыканты Шостакович, Прокофьев, Шапорин, Богатырёв, Свешников, Эмиль Гилельс, Генрих Нейгауз. Одновременно с ней учились Мстислав Растропович, Родион Щедрин, Александра Пахмутова, Святослав Рихтер, татарский композитор Рустем Яхин, ставшие выдающимися музыкантами XX века. Такая среда, конечно, оказала огромное влияние на становление личности Сайры. Она окончила консерваторию по специальности оперная певица.

Казань встретила её не слишком приветливо. Сайра вспоминает об этом: "Когда я попала в Казань, я немножко растерялась. Для меня это была очень новая обстановка, новые люди, и к тому же атмосфера филармоническая мне не очень понравилась… подводные течения, симпатии и антипатии. Но меня, как мишарку, пригласил в концертную бригаду очень любимый тогда артист Рашид абый Вагапов. Так, вместо того, чтобы петь в оперном театре, я с бригадой объехала всё Поволжье и пела в деревнях под гармошку народный татарский и русский и композиторский репертуар, а также сочинения Рустема Яхина, бывшего многие годы моим личным другом ещё со времени учёбы в консерватории".

Яхин внес большой вклад в татарскую камерно-инструментальную музыку. Он самый романтичный из татарских композиторов. Дружба Сайры и Рустема возникла на студенческой вечеринке, на которой он исполнил ей своё первое сочинение. Многие годы она была исполнительницей его произведений. Однажды Рустем сказал Сайре: "Ты сегодня убила меня своим пением!" Ему понравилось, как звучал её голос с виолончелью. В ноябре 1947 года в Москве в Октябрьском зале Дома союзов она спела первый романс Рустема под его аккомпанимент. Их дружба бросалась всем окружающим в глаза и ей предавали различные толкования. А Сайра, смеясь, отвечала фразой Райкина: "Знаете, это такая любовь, от которой дети не рождаются". Вот у них такая любовь была, платоническая. Даже разъехавшись по разным городам, они продолжали переписку (см. сборник "Рустем Яхин. Материалы, письма, воспоминания", Казань 2002 г.).

Ещё один крутой поворот в жизни Сайры— в 1956 году она встретила спутника жизни, вышла замуж, стала Вельшаковой, родила дочь Гюзель и снова, уже навсегда, вернулась в Ленинград-Петербург. Увы! Пришлось на время отказаться от исполнительского творчества и посвятить себя дочери и семье. Когда дочь подросла, Сайра на 7 лет связала себя с Публичной библиотекой имени Салтыкова-Щедрина. Вначале с Отделом литературы народов СССР, позже с Музыкальным отделом, где давала консультации многим музыковедам, музыкантам, композиторам. Вот они-то в 1967 году и "переманили" Сайру Азымовну на работу в Консерваторию на кафедру истории музыки. Здесь развернулись её талант педагога, умение объединять вокруг себя людей и действенно помогать студентам, начинающим свой творческий путь на артистическом поприще. Став заведующей отделом практики, она широко развернула исполнительскую деятельность своих подопечных. Многочисленные концерты с её личным участием в Музее-квартире А. С. Пушкина, в концертных залах. Сайра Азымовна и сегодня, в свои 80 лет, поёт чарующим молодым голосом и недавно записала вокальную лирику Рустема Яхина с аккомпониментом Рината Шакирова — выпускника Ленинградской консерватории.

Её любимый татарский поэт с детских лет — Габдулла Тукай. В деревне отец читал детям его стихи. Как и многие татары, она считает Тукая "татарским Пушкиным", поэтому придумала и со студентами организовала в музее-квартире А. С. Пушкина литературно-музыкальный вечер "Тукай в гостях у Пушкина".
25 лет Сайра Азымовнаа ездила со своими студентами в Михайловское Подружилась с многолетним хранителем этого святого уголка России Семёном Степановичем Гейченко.

С этим необыкновенным человеком её связывала многолетняя дружба до самой его кончины в 1993 году. Все эти годы между ними велась дружеская переписка. Письма Семёна Степановича к Сайре Азымовне опубликованы в сборнике "Михайловская Пушкиниана", изданном в 2003 году к 100-летию со дня рождения Гейченко. Вот одно из его писем:

"Дорогая Сайра Азымовна! Возвращаюсь мысленно к ушедшему августу. Я всё больше вспоминаю приезд вашей консерваторской братии на наши литературные пушкинские вечера. Всё было прекрасно. Все были прекрасны! Спасибо, ангел души моей, милая Сайра Азымовна, за ваше отзывчивое сердце. Спасибо всем, кто посетил наш август!
Ваш всегда С. Гейченко
31 августа 1979 г."

Её друг ушёл из жизни, но Сайра Азымовна продолжает возить своих студентов на поклон к Пушкину и по-прежнему устраивает в Михайловском концерты, на которых поют будущие солисты оперных театров России, в том числе Татарстана и Башкирии...

Татарская деревенская девочка стала в великом городе Ленинграде-Петербурге просветителем, приобщающим к сокровищам культуры множество людей, и в их числе — и самих будущих деятелей культуры. Такая долгая, красивая и светлая жизнь... Когда в переполненном концертном зале имени Глазунова Петербургской консерватории отмечали 80-летний юбилей Сайры Азымовны и она легко взлетела на сцену, весь зал встал и рукоплескал ей. А лучшие петербургские певцы пели для неё.

"Татарский мир" №9 2003
http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=98&section=0&heading=0
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6960

СообщениеДобавлено: 23 Апр 2012 23:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вечер камерной музыки, к 90-летию со дня рождения Сайры Азымовны Вельшаковой.


26 марта 2012 года в Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова состоялся вечер камерной музыки, к 90-летию со дня рождения Заслуженного работника культуры России, Заслуженного работника культуры Республики Татарстан – Сайры Азымовны Вельшаковой (1922-2006).

Сайра Азымовна Вельшакова — Салахетдинова – замечательный, светлый человек, педагог, наставник, просветитель, родилась 26 марта 1922 года в деревне Ключище Нижегородской области. В 1930 году семья переехала в Ленинград, где Сайра поступила в первый класс общеобразовательной школы. Наряду со школьными уроками, девочка посещала занятия в хоровом кружке. Детский хор часто выступал на различных концертах, являлся первым исполнителем многих произведений И. О. Дунаевского.

В 1940 году Сайра закончила школу с золотой медалью и поступила в Электротехнический институт им. В. И. Ульянова-Ленина. Однако продолжить учебу в институте Сайре не пришлось. 22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война. Осенью 1941 года кольцо блокады замкнулось вокруг Ленинграда. Семья Салахетдиновых осталась в блокадном городе. Молодая девятнадцатилетняя девушка нашла в себе силы поступить в одну из концертных бригад, выступавших в суровую зиму 1941–1942 годов в госпиталях и перед солдатами действующей армии. В апреле 1942 года Сайра вместе с семьёй переехала по ладожскому льду на “большую землю” и направилась в свою родную деревню.

В деревне Ключище Сайра Азымовна поступила на работу в школу, где стала учителем математики и пения. Здесь она организовала концертную бригаду из школьников, которая давала концерты в близлежащих деревнях. Тут талант Сайры Азымовны заметило руководство Нижегородской области. Решением администрации Нижнего Новгорода (в то время города Горького) в 1944 году сайра Салахетдинова была направлена на учебу в Московскую Консерваторию по классу вокала. Семь лет учёбы в столичной Консерватории, общение с замечательными педагогами и студентами, многие из которых впоследствии стали цветом советского музыкального искусства, дали Сайре Азымовне многое как в профессиональном, так и в общеобразовательном плане.

По окончании Консерватории Сайра Азымовна поехала на работу в Казань. Здесь её профессиональными данными заинтересовался Рашид Вагапов – в то время звезда татарского музыкального искусства. В 50-е годы Р. Вагапов был самым любимым и самым востребованным татарским певцом. Поступив в бригаду Р. Вагапова, Сайра Салахетдинова объездила с концертами весь Татарстан и многие города Советского Союза, включая Ленинград. Во время одной из таких поездок, Сайра Азымовна, встреченная в Ленинграде семьёй, возвратившейся сюда после войны, решила остаться дома в родной семье. Вскоре Сайра Азымовна Салахетдинова вышла замуж за Зинната Хасановича Вельшакова и навсегда осталась в городе, ставшем её второй родиной.

После рождения дочери Сайра Азымовна поступила на работу в ленинградскую государственную Публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Нотный отдел. Один из музыковедов, посещавших библиотеку, обратил внимание на четкость и слаженность работы С. А. Вельшаковой и предложил ей перейти на работу на кафедру русской музыки Ленинградской государственной Консерватории им. М. А. Римского-Корсакова. Консерватория, музыка – это родные стихии С. А. Вельшаковой. Она с радостью согласилась. Спустя некоторое время Сайра Азымовна становится заведующей Отделом практики Консерватории. Многие воспитанники Консерватории, имена которых сейчас славятся по всему миру, начинали свой творческий путь со студенческих концертов, организованных С. А. Вельшаковой.

Работа в Консерватории была основным занятием Сайры Азымовны. Однако большое внимание она уделяла и просветительской деятельности в татарской общине С.-Петербурга. Многочисленные концерты в лучших залах города, проведенные Сайрой Азымовной для членов общины, не прошли даром. Сейчас многие посетители этих мероприятий с благодарностью вспоминают тот вклад, который она внесла для развития музыкальной культуры среди членов общины. Дав свой последний концерт, посвященный 100-летию Муссы Джалиля в зале Капеллы 15 февраля 2006 года, Сайра Азымовна ушла от нас 7 апреля 2006 года.

В концерте принимали участие:

заслуженная артистка России, народная артистка Республики Татарстан, солистка Мариинского театра София Ялышева (сопрано),
заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан Ринат Шакиров (фортепиано),
заслуженный работник культуры России и Республики Татарстан Анвар Сайтбагин,
лауреаты международных конкурсов:
Мария Бочманова,
Светлана Чуклинова,
Динара Хафизова,
Светлана Москаленко
(сопрано),
Фарид Исхаков,
Павел Валужин (тенор),
Динар Байтемиров (баритон),
Регина Глазунова (фортепиано),
Елизавета Глазунова (скрипка).

Партия фортепиано: Галина Сенина, Виктория Пайкина,

Струнный квартет «Shushan» в составе: Шушан Шамирян, Александр Хирный, Иван Берташ, Ярослав Георгиев.

Представительство РТ в СПб
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6960

СообщениеДобавлено: 24 Апр 2012 00:29    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Юлдуз ИСАНБЕТ


Две истории о любви


7 апреля 2006 г., через две недели после перехода через 84-летний рубеж, в Санкт-Петербурге скончалась Сайра Азымовна Вельшакова - певица, педагог, музыкальный деятель, заслуженный работник культуры РФ и РТ. Сайра Азымовна была активным и деятельным человеком, открытым людям и всегда готовым прийти на помощь. На нее можно было положиться. Недаром она проработала в Санкт-Петербургской консерватории вплоть до последних дней жизни.


Живя вдали от Татарстана и центров татарской культуры, Вельшакова тем не менее вносила посильный вклад в развитие национального искусства: с детства пропагандировала татарскую музыку в нетатарской среде, была связующим звеном между казанскими артистами и татарской диаспорой Санкт-Петербурга, помогала татарским музыкантам и ученым, тем или иным образом связанным с Санкт-Петербургской консерваторией. Сайра Азымовна любила свой народ, родную музыку и считала своим долгом служить им делом. Это по-своему обогащало ее жизнь, придавало ей дополнительный смысл.

А еще Сайра Азымовна безответно любила Рустема Яхина, и, как мне кажется, с ее смертью на свете больше не осталось людей, ему искренне преданных. Сайра Азымовна была замужем за красивым и достойным человеком, вырастила красавицу дочь и красавицу внучку. Конечно, в ее жизни они занимали центральное место. Но в укромном уголке ее души до последних дней жизни продолжала гореть, а с появлением семьи, наверное, уже тлеть, но все же не гаснуть любовь к Яхину На протяжении 60 лет в ней жили воспоминания молодости, и при встречах, по крайней мере со мной, она в основном говорила только о нем.

Дружеские отношения Сайры Вельшаковой (тогда Салахетдиновой) и Рустема Яхина начались весной 1946 года. Они встретились в Московской консерватории, где оба учились в татарской студии (позднее Яхин стал студентом консерватории). Вельшакова была исполнительницей студенческих произведений композитора, представляла их на концертах и экзаменах, в том числе на государственном экзамене Яхина. Специально для концертных выступлений Вельшаковой Яхин написал виолончельные партии к собственной «Песне любви» и «Колыбельной» Дж. Файзи. Вельшакову считали «девочкой Яхина», и ей приходилось выполнять при нем некие секретарские обязанности (передать, принести, позвать и др.). На каникулах они продолжали общаться письменно. О любви разговоров не было. Вельшакова сначала догадывалась, а затем точно убедилась в предпочтениях Яхина, но, как говорится, сердцу не прикажешь.

В 1950 году с прекращением работы студии в жизни Сайры Азымовны наступила черная полоса. Так успешно начавшаяся певческая карьера складывалась не очень удачно. В школьные годы она пела в знаменитом на весь Ленинград детском хоре, с которым сотрудничали И. Дунаевский, В. Соловьев-Седой и другие корифеи советской песни, училась пению у известной солистки Мариинского (Кировского) театра В. Павловской, исполнение ею на смотре детского творчества песен М. Музафарова и Дж. Файзи было отмечено в прессе профессором М.А. Юдиным. Зампредседателя Горьковского облисполкома, услышав пение Вельшаковой, ходатайствовал о приеме ее в Московскую консерваторию. Но на последнем курсе студии что-то не заладилось с голосом, сменилось по разным причинам несколько педагогов по специальности, и Сайра Азымовна начала терять веру в себя. В Казани в оперный театр приняли только четверых выпускников, закончивших учебу в качестве студентов консерватории, остальные студийцы практически оказались не У дел. Но к работе, кроме как в Татарстане, их не готовили.

Сайра Азымовна в течение двух сезонов была солисткой эстрады в бригаде приютившего ее Рашида Вагапова. Но затем уехала в Ленинград, некоторое время нигде не работала, затем пробовала силы в новых специальностях, позднее вернулась в музыку: была завлабом кафедры русской и советской музыки и с 1973 года преподавателем по исполнительской практике вокального факультета.

Сайра Азымовна уехала из Казани не столько из-за безденежья, бесквартирности и мыканья по деревням, сколько из-за взаимоотношений с Яхиным, который повел себя трусливо, избегал ее, а при случайных встречах вел себя как незнакомый человек. В Казани Вельшакова ему была не нужна, но честно сказать «не жди меня, возвращайся домой и устраивай свою судьбу», ему не хватало мужества. Это было оскорбительно. Сайра Азымовна воспитана в строгих правилах, не позволяющих вольных взаимоотношений с мужчинами и тем более навязчивости. Она не искала примитивных связей, а нуждалась в духовном общении. Но редко способный на поступок Яхин обычно ждал, что стоящие перед ним проблемы иссякнут и растворятся сами по себе без всякого его участия.

В 1960 году Сайра Азымовна поздравила Яхина с 60-лстием ТАССР, он ответил. Переписка и прежние дружеские отношения возобновились так, как будто бы никогда не прерывались. Было и несколько встреч в Казани. Яхин наконец-то оценил преданность и бескорыстие Вельшаковой, воспринимал ее как своего человека.

Уже после смерти Рустема Яхина Сайра Азымовна записала компакт-диск из его романсов и песен. В каждой спетой ею ноте звучит искренняя и безмерная любовь. Она исповедуется в своих собственных чувствах. * * *

Во время работы над книгой «Рустем Яхин: материалы, письма, воспоминания» я случайно разговорилась с одной дамой (назову ее Н. - для читателей она должна остаться прекрасной незнакомкой), не имеющей профессионального отношения к музыке, но знакомой с Яхиным и неоднократно встречавшейся с ним в обществе. К тому же она часто бывала на концертах, систематически слушала и смотрела татарские программы радио и телевидения, была музыкальна и хорошо знала татарскую музыку, в том числе яхинскую. Оказалось, что Н. училась с Яхиным в детской музыкальной школе у

О.М Шевниковой (этот факт я привела в книге). Получалось, что к А.В. Чернышевой, которая всегда считалась единственным казанским педагогом Яхина, он, видимо, перешел после того, как О.М. Шевникова, начавшая обучение ученика-переростка, чуть-чуть поставила его на ноги.

Мы довольно подробно поговорили о Яхине, а при следующей встрече Н. (по-моему, совершенно неожиданно для себя) рассказала, как Яхин объяснился ей в своей давней любви. С использованием этих сведений в готовящейся книге она не согласилась и только сейчас, спустя 10 лет, разрешила воспользоваться ими, но так, чтобы ее имя осталось закрытым. Поэтому я неизбежно опускаю некоторые подробности.

Произошло это около середины 1970-х годов в спецбольнице на улице Чехова, где Яхин и Н. лечились в стационаре. После каких-то физиотерапевтических процедур Яхин очень собранно спросил, не может ли он немного поговорить с ней, и пригласил в находящуюся рядом комнату отдыха. Там, в самой будничной обстановке, одетый, как и Н., в больничную одежду, Яхин признался, что любит ее со школьных времен.

Я мгновенно поверила в эту историю, мысленно представив Н.-подростка: благовоспитанная, женственная девочка из интеллигентной татарской семьи, ухоженная, очень красивая, с густыми черными ресницами и толстыми косами, со вкусом одетая, она по тем временам должна была выделяться из школьной массы. Любоваться ею должен был не только Рустем Хаджиевич.

Несмотря на то что кроме индивидуальных Яхин встречался с Н. еще и на групповых занятиях, он ни разу не заговорил с ней лично, хотя, как позднее припоминала Н., ей приходилось ловить его взгляды. В частности, урок Н. в школе следовал за уроком Яхина, поэтому, ожидая в классе своей очереди, она обычно грела руки о стенку горячей печки, а Яхин, продолжая играть, непрерывно оборачивался и взглядывал на нее.

С 1937 года Яхин учился в московском музыкальном училище. Возвратившись в Казань в 1941 году с началом войны, он попытался выяснить в школе, где сейчас эта девочка, но в той суматошной и нервозной обстановке найти ее не сумел. Вскоре он был мобилизован, затем учился в Московской консерватории и вернулся домой только в 1950 году.

«Все мои произведения только о вас», - сказал Н. Рустем Хаджиевич. Не знаю, как все, но, например, написанная в 1942 году на слова Г. Тукая «Песня любви» заставляет о многом задуматься. Это первое произведение Яхина, не имеющее предшественников ни в вокальной, ни в инструментальной музыке композитора, стоит в его творчестве особняком. Оно отличается неожиданной зрелостью и проникнуто таким высоким романтическим чувством, которое не соответствует менталитету военного времени. На таком музыкальным языке следовало обращаться не к современным советским сверстницам, а к дореволюционным просвещенным татарским девушкам начала XX века, к которым Н. по типу и принадлежит.

Рустем Хаджиевич вновь встретился с Н. только в начале 1960-х годов. Это произошло в Татарском академическом театре, куда Н. пришла с мужем. Яхин же находился в компании с поэтом Мустафой Нугманом, от которого узнал, что Н. - жена человека, с которым он хорошо знаком, и что она имеет филологическое образование. Далее при встречах Н. и Яхин здоровались, но тогда, поговорив с мужем Н., он не сделал никаких попыток быть представленным ей. Хотя они не обменялись ни словом, как бы само собой подразумевалось, что они узнали друг друга и возобновили безмолвное школьное знакомство. Яхин не искал встреч с Н. или, возможно, наблюдал за ней издали, так как они, несомненно, могли бывать в одних и тех же местах. Но, видимо, он хотел узнать об Н. как можно больше, и в этом ему помогал М. Нугман.

Н. рассказала, что после разговора в спецбольнице она по-другому оценила некоторые запомнившиеся ей факты. Так, например, в начале 1960-х годов, уже после встречи в театре, Н. часто занималась в читальном зале университета. Если там появлялся М. Нугман, он обязательно садился за один стол с Н. напротив нее (тогда в зале стояли большие дореволюционные столы). Это очень раздражало Н., потому что поэт ее пристально разглядывал. Н. опасалась, что имевший репутацию ловеласа М. Нугман попытается ее соблазнять. Но к ухаживаниям М. Нугман не приступал (только иногда галантно помогал Н. приносить тяжелые газетные подшивки) - он изучал Н., чтобы рассказать о ней Яхину. На защите диссертации Н. снова увидела Яхина вместе с Нугманом, всю защиту они простояли у открытых дверей аудитории. Тогда Н. и в голову не пришло, что они пришли из-за нее, ей подумалось, что они ждут кого-то в коридоре и заглядывают в аудиторию от нечего делать.

О своем увлечении Яхин, видимо, кроме М. Нугмана, рассказал и матери, а та поделилась со своей приятельницей, которая, будучи хорошо знакома с матерью Н., привела Марьям Ситдиковну к ней в дом посмотреть на несостоявшуюся невестку. Как рассказала Н., две пожилые женщины (Марьям Ситдиковне было уже за 80) пришли без предупреждения, не зная, что матери Н. нет в городе (думаю, они это сделали специально, чтобы поговорить именно с Н., а не уединяться с ее матерью в отдельной комнате). Но Н. спешила на работу, и разговор был коротким. Судя по некоторым деталям, знакомая матери Н. поделилась этим несомненным секретом со своей семьей, но широкой огласки эта история не имела.

Завершая разговор в спецбольнице, Яхин сказал, что, раскрыв душу, он наконец-то испытал огромное облегчение. Возможно, к этому времени он уже изжил свою любовь и разговор помог поставить точку на этой странице его биографии.

Решившись наконец-то на откровенный разговор с Н., Яхин проявил определенную волю. Но взаимоотношения с ней все же не сложились из-за нежелания Яхина осложнять свою жизнь действием. Речь не о том, что он мог побороться за свою любовь к замужней женщине, здесь у него не было никаких шансов. Но что мешало ему отыскать ее, когда она была еще свободна? А вдруг тогда она ответила бы ему взаимностью?

Жизнь сыграла с Рустемом Хаджиевичем злую шутку. Пассивно отдавшись воле волн, он в конце концов все же женился. Его избранница прибилась к его берегу по собственному усмотрению. А он, не столкнув ее обратно в воду, как всегда стал ждать, не растворится ли она сама по себе, как исчезали с его горизонта более деликатные женщины. Но не тут-то было! Его существованию в последние годы жизни позавидует разве что бомж.

Источник: Исанбет Ю. Две истории любви // Звезда Поволжья. — 2006. — 15-21 июня.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тuктар
Акула пера


Зарегистрирован: 17.03.2007
Сообщения: 1634

СообщениеДобавлено: 16 Июн 2012 23:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Күпме таланлы Кешеләр? Тик бәхет кенә юк аларга!
_________________
Ил, миллэт, дэулэт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6960

СообщениеДобавлено: 24 Фев 2014 11:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Смотрите новые видео!

_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татарские края, культура и традиции Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB