На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Исламский банкинг

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Мир Ислама
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Асхат Зиганшин
Акула пера


Зарегистрирован: 16.07.2005
Сообщения: 2637
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: 24 Май 2012 22:36    Заголовок сообщения: Исламский банкинг Ответить с цитатой

В Казани прошел семинар: «Опыт развития исламских финансов в Королевстве Бахрейн»
Май 27th, 2011 | В России | info-islam.ru |

25 мая Российский центр исламской экономики и финансов при РИУ провел семинар на тему «Опыт развития исламских финансов в Королевстве Бахрейн». Лектором семинара стал Искандер Исхаков, преподаватель РИУ, управляющий партнёр исламской финансовой компании «Юмарт Финанс», сообщает пресс-служба РИУ.

Целью семинара являлась передача практического опыта по развитию исламских финансов, полученного в ходе стажировки в головном офисе международного исламского банка «Аль-Барака» в Бахрейне, организованной при поддержке департамента экономики Совета муфтиев России в феврале этого года.

В ходе семинара лектор рассказал, об истории развития исламского банкинга в Бахрейне, о структуре институтов исламских финансов, об институтах, регулирующих и контролирующих работу исламских банков в мире, о состоянии исламских финансов в России сегодня, а также об опыте работы системы исламских финансов в Татарстане.

В конце встречи Искандер Исхаков ответил на многочисленные вопросы, касающиеся практической деятельности компании «Юмарт Финанс».
http://islamrf.net/?p=6658#comment-57[/b][/b]
_________________
Ты обязан нажать на Эмблему "Атомных татар"!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 11 Авг 2014 23:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Письмо АРБ Директору Департамента банковского надзора Банка России Амирьянцу Р. В. «Об исламских принципах финансирования»


Исх. № А-02/5-488 от 08.08.2014[/b]

Директору Департамента
банковского надзора
Банка России
Амирьянцу Р. В.

Об исламских принципах финансирования

Уважаемый Рубен Владимирович!


В ответ на Ваш запрос от 16 июля 2014 года № 40-1-1-6/3658 «Об исламских принципах финансирования» сообщаем. Проанализировав ответы банков по вопросу экспертизы норм действующего регулирования в части выявления положений, которые могут быть отнесены к ограничивающим развитие исламского банкинга, банки – члены АРБ отметили следующее.

Исламский банкинг представляет собой альтернативное традиционному банковскому делу направление предпринимательской деятельности, функционирующее с соблюдением исламских экономических принципов. Главной особенностью продуктов, разработанных с учетом требований мусульман, является избегание элементов, запрещенных Исламом и сводом правил жизни мусульманина – Шариатом.

Речь идет о запрете ссудного процента и ростовщичества (рибы), чрезмерного риска (гарар) и неопределенности (майсир). Кроме того, запрещается вкладывать средства и получать доход от запретных видов деятельности: производства и продажи свинины, алкоголя, оружия; а также индустрии «низменных чувств» - проституции, [!!!], азартных игр.

Все используемые инструменты и сделки в исламском финансовом институте должны получить одобрение Шариатского совета. Финансовые институты, предлагающие лишь отдельные исламские продукты, обычно привлекают внешних Шариатских советников: те же банки, которые хотят развивать свою деятельность с учетом положений Шариата, создают Шариатский совет внутри своей структуры. Кроме того, обычно в тех странах, где приняты специальные законы, определяющие деятельность исламских финансовых институтов, как в области банковского дела, так и страхования и операций на финансовых рынках, Шариатский совет действует и в структуре регулятора. Он и является конечной инстанцией, определяющей соответствие того или иного продукта положениям Шариата.

Банками отмечается, что спрос на исламские финансовые инструменты растет, поскольку растет спрос на инвестиции, которые могут приносить стабильный реальный доход в долгосрочном периоде вне зависимости от краткосрочных инфляционных шоков. При этом в ходе проведения соответствующих операций придется учитывать обстоятельства, приводящие к удорожанию исламских финансовых услуг по сравнению с традиционными:
- расходы на обучение и переквалификацию персонала;
- формирование и содержание Шариатского совета;
- налогообложение;
- невысокий масштаб бизнеса и трудности в его быстром развитии;
- отсутствие стандартных схем осуществления сделок и разработанной методологии в российских условиях;
- дополнительные расходы на адаптацию программного обеспечения;
- ограниченность пассивной базы в связи с отсутствием исламской инфраструктуры.


В качестве основных факторов, отсутствие которых негативно влияет на развитие исламского банкинга в России, банками отмечаются следующие факторы:

1. Недостаточная информированность населения страны о методах, механизмах, преимуществах исламских банковских операций и спрос на такие услуги. Традиционное недоверие российских потребителей к финансовым институтам может явиться тем фактором, который будет сдерживать развитие исламского банкинга на первых этапах. Кроме того, благодаря некомпетентным СМИ, слово «исламский» для российского обывателя приобрело негативную окраску.

2. Наличие таких дополнительных рисков в работе по принципам Шариата, как риск несоответствия принципам Шариата, правовые риски и т. п. В силу этого исламские банки вынуждены будут расходовать дополнительные средства для налаживания системы управления рисками.

3. Отсутствие инфраструктуры исламской экономики, прежде всего, исламских финансовых институтов (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.) и исламского фондового рынка в России, что ведет к значительному сужению возможности для инвестиций внутри страны, а значит и к избыточной ликвидности и повышению стоимости активов.

4. Отсутствие единых стандартов формирования финансовой отчетности и нормативной правовой базы для исламских финансовых институтов. В результате этого в некоторых странах они работают согласно стандартам AAOIFI (бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов), в то время как в других они используют стандарты, разработанные исключительно для данной страны, например, в Иране.

5. Отсутствие навыков работы в области исламских финансов у персонала финансовых учреждений, а также отсутствие Шариатских экспертов, разбирающихся в финансовых вопросах.

6. Отсутствие оснащенности ИТ - ресурсами, адаптированными к работе с новыми инструментами финансирования (в настоящее время в России таких программ нет). Существующие исламские финансовые институты вынуждены переделывать имеющееся программное обеспечение сами, что зачастую приводит к компьютерным сбоям и техническим ошибкам в работе.

7. Отсутствие правового регулирования исламского банкинга на территории Российской Федерации.

Данный фактор является очень существенным и находит свое выражение, прежде всего, в отсутствии комплексного законодательства, также связанного с внесением поправок в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 395-1) и Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон № 86-ФЗ).

Как отмечается банками, самым главным препятствием в правовом регулировании является отсутствие в российском правовом поле юридически закрепленной терминологии по исламским финансам, аналогов понятий, используемых в международной практике в рамках деятельности, соответствующей исламским принципам. Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», «сукук», «мудараба» и т.п.

Для разрешения данной проблемы предлагается принять специальный федеральный закон, например, назвав его «Об исламских финансах», помимо прочего определяющий все эти понятия.

Помимо этого представляется необходимым разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование банков для осуществления данных сделок локальным актом Банка России.

Такой документ будет призван закрепить следующую цель: при извещении кредитной организацией Банка России о своём намерении оказывать исламские финансовые услуги, она должна будет попасть под особый надзор регулятора. В своей отчётности она должна будет обосновывать экономический смысл каждой транзакции или группы однородных транзакций, с одной стороны, и будет обязана создать дополнительные фонды, компенсирующие возможные потери из-за специфического характера исламских операций, как это принято в других странах, например, в Малайзии.

В лицензии, возможно, необходимо будет оговорить, что кредитная организация, лицензированная для оказания исламских финансовых услуг, может в регулярном порядке принимать на баланс неденежные активы (вне торговой книги), которые не будут рассматриваться как непрофильные и не станут подвергаться повышенному резервированию.

Также банками предлагается внести изменения в нормативные правовые акты по следующим аспектам.

1. По проблемам приема и выдачи беспроцентных кредитов.

Статьей 819 ГК РФ предусмотрена уплата процентов за пользование кредитом.

Статьей 395 ГК РФ предусмотрена ответственность лица за неисполнение денежных обязательств в виде процентов от суммы обязательств.

Статьями 5 и 29 Закона № 395-1 предусмотрены проценты, как единственно возможный инструмент приращения средств как кредитной организации, так и ее клиентов.

Всё это противоречит нормам исламского права, в связи с чем предлагается признать доходы, полученные от деятельности с соблюдением исламских принципов, процентными по форме, внеся соответствующие изменения в действующее законодательство, или предусмотреть возможность кредитования/депонирования без процентов.

В связи с этим предлагается:

1) статью 29 Закона № 395-1 дополнить положением о том, что настоящая статья не распространяются на операции, осуществляемые банками, действующими с соблюдением исламских принципов;

2) внести изменения в Положение Банка России от 31 августа 1998 года № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» в части условий об уплате процентов за предоставление (размещение) денежных средств, указав о нераспространении данных условий на деятельность банков, действующих с соблюдением исламских принципов;

3) Положение Банка России от 26 июня 1998 года № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» (Положение № 39-П) дополнить условием о том, что Положение № 39-П не распространяется на деятельность банков, действующих с соблюдением исламских принципов.

2. По договорам купли-продажи с наценкой (мурабаха) в целях осуществления финансирования предлагается:

1) предусмотреть для банков, действующих с соблюдением исламских принципов, возможность совершения торговых операций, например, путем внесения соответствующих изменений в статью 5 Закона № 395-1;

2) предусмотреть облегченную процедуру регистрации прав собственности по сделкам исламского финансирования;

3) налогообложение операций по продаже товаров в рассрочку с наценкой в целях финансирования привести к сопоставимому уровню налогообложения аналогичных банковских операций. Например, освободить от НДС премию на перепродажу актива в целях финансирования, т. е. признать «исламские» доходы в целях учёта, отчётности и налогообложения как процентные по форме, а именно: если сделка признается регулятором совершенной в рамках «специальной» лицензии, то многократный переход права собственности должен рассматриваться как технический, налогом облагается только финальный акт перехода собственности к конечному покупателю.

В связи с этим представляется возможным статью 5 Закона № 395-1 дополнить нормой следующего содержания: «Передача имущества банками, действующими с соблюдением исламских принципов, освобождается от налога на добавленную стоимость в части дохода, подлежащего получению исламским банком в рамках финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации», а подпункт третий пункта третьего статьи 149 НК РФ дополнить положением следующего содержания: «Передача имущества исламскими банками клиенту в части дохода, подлежащего получению банком, действующим с соблюдением исламских принципов, в рамках финансирования торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита»;

4) разрешить банкам, действующим по исламским принципам, осуществлять операции со складскими свидетельствами.

3. По вопросу об открытии специальных банковских счетов (корреспондентских счетов) и разграничении денежных средств предлагается:

1) признать необходимым отдельный учет средств от осуществления исламских операций;

2) разрешить открывать корсчет действующего по исламским принципам филиала в одном РКЦ Банка России с традиционным (главным) офисом;

3) обязать банки, действующие по исламским принципам, создать отдельные дополнительные системы учета рисков и создания дополнительных резервов;

4) внести дополнения в Положение Банка России» от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» с целью создания и/или регламентации счетов, на которых будут отражаться непроцентные доходы исламских банков, поскольку данное Положение предусматривает получение и учет кредитной организацией процентных доходов по кредитным операциям и операциям с финансовыми инструментами. План счетов содержит счета второго порядка только по учету процентных доходов.

4. По проблемам привлечения денежных средств на основе доверительного управления без гарантии возвратности и платности капитала предлагается:

1) создать специализированные инвестиционные счета на базе банковских институтов без требования о возвратности и платности; и

2) создать отдельные виды доверительного управления, специализированного под исламские финансовые институты. В качестве инструмента, который может быть признан в качестве основы, можно использовать фидуциарный счет.

5. По договорам аренды с последующим выкупом предлагается разрешить действующим по исламским принципам филиалам традиционных банков заниматься лизинговыми операциями (без претензий контролирующих органов в отношении «непрофильных активов на балансе»).

6. По организации выпуска сукук (исламские облигации) предлагается внести изменения в законодательство по ценным бумагам, которые позволят приравнять выплаты инвесторам по сукук к режиму выплат по ценным бумагам (отмены лишних оплат НДС).

7. По вопросам резервирования и начисления доходов предлагаем внести изменения и/или дополнения, обеспечивающие законодательное закрепление возможности начисления доходов банками, действующими с соблюдением исламских принципов, в иной форме, поскольку в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» оценка кредитного риска осуществляется в соответствии с качеством обслуживания основной суммы долга и процентов. Процентный доход противоречит принципам исламского банкинга.

8. По рискам недобросовестного поведения.

В связи с наличием рисков введения в заблуждение потребителей недобросовестными игроками рынка, которые могут «маскировать» свои операции под «соответствующие Шариату», но на деле не приводить их в соответствие, предлагается:

1) обязать финансовые институты, получающие специальную лицензию на деятельность с использованием исламских принципов, организовать в своей структуре Шариатский совет – контрольный орган, отслеживающий соответствие операций банка Шариатским принципам;

2) добавить термины «Шариатский эксперт» и «Шариатское заключение» в нормативные правовые акты;

3) создать в структуре Банка России специализированное подразделение, регулирующее деятельность финансовых институтов, соответствующую исламским принципам, а также, создать в рамках Банка России центральный Шариатский совет, являющийся арбитром последней инстанции, определяющим соответствие операций банков Шариатским принципам;

4) обязать действующие по исламским принципам филиалы традиционных банков в рамках реализации защиты прав потребителей оценивать этическую составляющую договоров, привлекая сертифицированных Шариатских советников.

Также представляется целесообразным рассмотреть следующие нормативные правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, с целью переработки положений, препятствующих развитию исламского банкинга на территории Российской Федерации:

1) Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»;

2) Указание Банка России от 30 апреля 2008 года № 2005-У «Об оценке экономического положения банков»;

3) Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»;

4) Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

Банковским сообществом помимо разрешения вопросов правового регулирования исламского банкинга на территории России также предлагается следующее:

1. Для решения вопросов о разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов создать рабочую группу с участием представителей Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России, ФНС России, заинтересованных коммерческих банков и некоммерческих организаций, в т. ч. АРБ, и в качестве экспертов привлечь к работе членов Российской Ассоциации экспертов по исламским финансам (РАЭИФ), Центра развития исламской экономики и финансов (ЦРИЭФ) и Совета муфтиев России.

2. Проводить мероприятия по повышению финансовой грамотности населения, знакомя его с возможностями операций исламского банкинга, страхования и операций на фондовых рынках, используя средства массовой информации и Интернет.

3. Организовать специальные курсы по исламским финансам как таковым и правовому обеспечению деятельности, связанной с исламским банкингом, для банковских работников и сотрудников страховых компаний. А также разработать соответствующие учебные дисциплины/ программы в ведущих финансовых вузах страны.

4. Создать в структуре Банка России подразделение, регулирующее деятельность финансовых институтов, действующих с соблюдением исламских принципов, а также центрального Шариатского совета, наделенного полномочиями в качестве конечной инстанции, определяющей соответствие используемых инструментов положениям Шариата и дающей разрешение на их использование.

По мнению банков, эти меры, предпринятые в ближайшее время, позволят в перспективе достаточно быстро снять существующие ограничения, не позволяющие полноценно развиваться исламскому банкингу, привлечь в экономику России не используемые до сих пор средства мусульман, проживающих на территории России, а также иностранные инвестиции из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, что позволит усилить здоровую конкуренцию на финансовых рынках.

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России.

С уважением,
Президент Г. А. Тосунян



http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_direktoru_departamenta_bankovskogo_nadzora_banka_rossii_amiryantsu_r_v-9832643/

_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 16 Авг 2014 00:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

АРБ предложила выдавать лицензии для исламского банкинга

.
11 августа 2014 года

Российские банки, столкнувшиеся с ограничением финансирования со стороны ЕС и США, отмечают рост спроса на исламские финансовые инструменты


Москва. 11 августа. INTERFAX.RU - Ассоциация российских банков (АРБ) предлагает отдельное лицензирование банков, собирающихся заниматься исламским банкингом. АРБ опросила банки на предмет совершения сделок исламского финансирования в России и направила письмо главе департамента банковского надзора ЦБ Рубену Амирьянцу. Документ размещен на сайте ассоциации.

Исламский банкинг является альтернативной традиционному банковскому делу. Из него исключены инструменты, запрещенные исламом и законами шариата. Речь идет о запрете ссудного процента и ростовщичества (рибы), чрезмерного риска (гарар) и неопределенности (майсир).

Кроме того, запрещается вкладывать средства и получать доход от запретных видов деятельности: производства и продажи свинины, алкоголя, оружия; а также индустрии "низменных чувств" - проституции, [!!!], азартных игр. Все используемые инструменты и сделки в исламском финансовом институте должны получить одобрение шариатского совета, работающего в структуре банка.

Банки отмечают рост спроса на исламские финансовые инструменты, "поскольку растет спрос на инвестиции, которые могут приносить стабильный реальный доход в долгосрочном периоде вне зависимости от краткосрочных инфляционных шоков", отмечает АРБ. Среди российских банков сделки по принципам шариата совершал казанский "Ак Барс". В январе 2014 года он привлек $100 млн от инвесторов из стран Ближнего Востока и Персидского залива. А в 2011 году провел дебютную сделку на $60 миллионов.

Российские заемщики ищут новые источники капитала после того, как США и ЕС ввели санкции против крупнейших банков РФ, закрыв им доступ к долгосрочным долговым инструментам. Среди альтернатив традиционным рынкам капитала называются Азия и Ближний Восток.

Юридический вопрос

Несмотря на растущий интерес к этим инструментам, российское законодательство не позволяет банкам в полной мере заниматься исламским банкингом. "Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое "исламский финансовый институт" или "банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов", "сукук", "мудараба" и т.п. Для разрешения данной проблемы предлагается принять специальный федеральный закон, например, назвав его "Об исламских финансах", помимо прочего определяющий все эти понятия", - говорится в письме.

Кроме того, АРБ считает необходимым разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование банков для осуществления таких операций локальным актом ЦБ.

В своей отчетности банк должен будет обосновывать экономический смысл каждой транзакции или группы однородных транзакций и создать дополнительные фонды, компенсирующие возможные потери из-за специфического характера исламских операций.

"В лицензии, возможно, необходимо будет оговорить, что кредитная организация, лицензированная для оказания исламских финансовых услуг, может в регулярном порядке принимать на баланс неденежные активы (вне торговой книги), которые не будут рассматриваться как непрофильные и не станут подвергаться повышенному резервированию", - указывает АРБ.

Ассоциация также предложила создать в структуре Банка России специализированное подразделение, регулирующее деятельность финансовых институтов, соответствующих исламским принципам, и организовать в рамках ЦБ Центральный шариатский совет, являющийся арбитром последней инстанции, определяющим соответствие операций банков шариатским принципам.

http://www.interfax.ru/business/390743
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тuктар
Акула пера


Зарегистрирован: 17.03.2007
Сообщения: 1634

СообщениеДобавлено: 19 Авг 2014 22:11    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Әлбәтә Рәсәй канунарына үзгәрешләр кертәргә туры килер. Госдума депутлары ничек тиз кабул ителәләр Кырымны, биредә дә шулай ук тиз хәрәкәтләергә туры киләчәк. Билгеле, алар моны теләмиләр, ә башка чаралары юк, шуңа күрә эшләячәкаләр ничек кирәк шулай. Санкцияләр Путин командасын китереп терәде читкә, алар шушы юлдан чыгар өчен ни кирәген эшләрләр. Юридик терминологияләрдә булыр башкасыда, күнедерделәр бит барчабызны инглиз терминарына, ә боларына да күнәрбез. Алла кушса.
_________________
Ил, миллэт, дэулэт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Гаяр
Акула пера


Зарегистрирован: 07.12.2004
Сообщения: 6984

СообщениеДобавлено: 20 Авг 2014 11:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Безгә шул файда бит. Карагыз, Кырым турында язмаларымны.
_________________
Бергэ-бергэ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Мир Ислама Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB