На главную страницу МТСС
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы    РегистрацияРегистрация
 ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход
   
Мечеть - подписи Реестр татар  Обучение - подписи  Әгъзалык  НЕТ фильму Орда 

Поиск на форуме:

 

Свободу имаму!

Отца и матери язык…

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Имагинатор
Постоялец


Зарегистрирован: 05.11.2010
Сообщения: 254

СообщениеДобавлено: 21 Ноя 2013 00:41    Заголовок сообщения: Отца и матери язык… Ответить с цитатой

Общеизвестно, что язык является одной из краеугольных основ сохранения любого народа или нации. На мой взгляд, самыми важными из этих основ являются четыре: две материальные – это национальная территория с ее природными богатствами и национальная экономика с общими экономическими интересами, а также две духовные: это национальный язык и национальная история, отражающие общность судьбы и цементирующие национальное самосознание общества.
Язык нельзя рассматривать лишь как средство коммуникации, на нем построены дух и ментальность народа. На нем базируются фольклор, литература и искусство. Язык – это очень глубинное свойство любой нации, оно даже более корневое явление, чем религия или идеология.
Например, язык татар – тюркский, а на протяжении истории религии у них были разные: сначала – тенгрианство, затем – ислам, позднее – коммунизм, а сейчас – вера во всесилие денег, но язык как был тюркским, так и остался таковым. Единственно, что изменялось в нем, так это лексика, которая обогащалась арабскими, русскими и английскими словами.
Татарский язык – это фундамент, внутренняя сущность татарской нации. Когда я вижу миловидную татарскую девушку, одетую по татарской моде и даже с полумесяцем на груди, но не знающую татарского языка, она напоминает мне красивейший сосуд, но, к сожалению, с выбитым дном.
В силу разных причин для татар сохранение и развитие родного языка даже в условиях Татарстана сейчас является очень трудной задачей. Об этом говорят и две публикации Римзиля Валеева (журналист, бывший зам предс. исполкома Всемирного конгресса татар, бывш. предс. Совета федеральной нац.-культурной автономии татар России), посвященные проблеме выживания татарского языка.
На первую статью под названием «Национальные языки умирают сами или их специально убивают?» (15.09. 2013) читатели написали аж 1300 комментариев, своего рода рекорд. Вторая его публикация, как бы извиняясь за резкость фразы «их специально убивают», вышла под названием «Проектов ассимиляции татар я не видел и даже не слышал о них» (13.10.2013).
У нас в РТ оба языка, и татарский и русский, объявлены государственными. Причем русский – государственный и по российской, и по татарстанской Конституциям, а татарский – лишь по татарстанской Конституции. Язык реально может стать государственным лишь в двух случаях: через принудительные меры всей мощи государственной машины или когда носители одного из языков являются подавляющим большинством на данной территории (например, как в Чечне, где чеченцев 99%).
Как же действует российская госмашина в отношении татарского и других языков национальных республик? Вот что писал об этом Фандас Сафиуллин (бывш. депутат парламента РТ и Госдумы РФ): «Бывает и так, что они (языки) умирают своей смертью. Но чаще всего бывает их убивание, которое выглядит как умирание своей смертью, как умирание лишенного свободы человека, оставленного без пищи и воды. К такому умиранию приговорен татарский язык совокупно с языками десятков других нерусских народов России. Принят федеральный закон под N309 от 2007 года, исключивший из государственного стандарта школьного образования национальный компонент, то есть изучение нерусских родных языков. Закон оставил право преподавания общеобразовательных предметов на этих языках, но с экзаменами по ним только на русском языке. И самое поганое в нем – он позволяет, ссылаясь на него, отменить в любое время утвержденные правительством РФ после принятия этого закона государственные стандарты, милостиво разрешающие пока сохранение начальных классов нерусских школ.
Тот 309-й федеральный закон стал законом об убийстве национальных школ, позволяющим полностью запретить изучение татарского языка за пределами Татарстана, где язык не защищен государственным статусом.
Запрет ЕГЭ на родных языках для выпускников национальных школ – это уже «контрольный выстрел» для убиваемых национальных школ. Выпускники национальных школ обязаны показать знание русского языка и литературы на уровне тех, для кого они родной язык и родная литература.
Это и есть прямое принуждение нерусских народов к отказу от родных языков ввиду искусственного сужения сферы их применения. Это и есть ликвидация нерусских родных языков.
На рассмотрение Госдумы уже внесен проект еще одного федерального закона N292430-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации». Рассмотрение запланировано в октябре 2013 года. Предлагается полное выхолащивание статуса государственных языков республик до положения языков самых малочисленных меньшинств. А самое чудовищное по безумию в законопроекте (статья 20) – национальным СМИ оставляют права лишь на дублирование русскоязычных публикаций и телерадиовещания с идентичным соблюдением голосовой интонации с оригиналом!
Татарский язык оказался очень живучим. Но не менее живучими оказались и те, кто его убивает. Конечно, российская власть все эти законы, противоречащие ее же собственной Конституции, не будет широко рекламировать и принимать их в Думе в виде некоего проекта по ассимиляции татар. Они проводятся тихой сапой, широкая общественность мало что и знает о них. Странно, что Римзиль Валеев считает татарский народ за лохов и разводит его на подмене терминологии. Мол, Дума ведь не принимала «Проект об ассимиляции татар», значит, ее и не существует. «Я не видел такого проекта», – говорит он. Непонятно, как он хочет поднять национальное самосознание татар, не называя вещи своими именами?
Казалось бы, татарский язык должна была и развивать, и внедрять своими законами татарстанская госмашина, но этого за 20 лет не произошло и вот почему. Первые 10 лет при выпивающем Б. Ельцине, при относительной свободе можно было многое сделать в этой сфере, но наша элита бросилась в накопление личных капиталов, а деньги, как известно, любят тишину. Зачем им нужны были лишние заботы и дискомфорт борьбы за внедрение татарского языка в жизнь? В последующие 10 лет курс Москвы резко изменился, под ее нажимом наша элита сама ликвидировала суверенную Конституцию РТ и потеряла государственную машину под названием Татарстан. Сейчас регионом под этим названием «правит» недоучившийся аспирант Раис Сулейманов, являющийся сотрудником РИСИ, учреждения, работающего на администрацию президента России. Недавно, видимо, по его рекомендации сняли с постов главу аппарата президента РТ Ю. Камалтынова и прокурора республики К. Амирова.
За все эти годы, чтобы как-то сохранить свое лицо, высшие чиновники имитировали бурную деятельность: выделяли из бюджета в некоторые годы деньги на внедрение татарского языка в сумме намного меньше зарплаты рядового хоккеиста-легионера из «Ак барса», в последние годы внедрили в Совмин аж одну штатную единицу, проводящую языковую политику в республике, а уж о сотнях методичек по преподаванию и улучшению преподавания татарского языка я не говорю. Программы по языкам, принятые в свое время в Госсовете, так и не выполнены. Руководство годами морочит голову народу той простой обманкой, что не все еще выучили татарский язык, чтобы внедрять его в госучреждения, и предлагает еще поучить его лет 20 – 30. Мол, надо совершенствовать методики обучения и т.д. Хотят решить этот вопрос полюбовно.
Местами наблюдается открытое нарушение Закона о государственных языках РТ. Например, зачастую в Казани вводятся новые здания госучреждений без вывесок на татарском языке. Как видно из комментов, многие люди пишут об этом И. Метшину в мэрию, ответов оттуда не получают. Как же требовать от людей исполнения законов, если сама власть их не выполняет. Мэр хочет посадить миллион деревьев в Казани. Я искренне в восторге от этого, сам посадил только в октябре 8 деревьев. Но, Ильсур энем, давайте придадим Казани национальное лицо, не должно быть вывесок только на русском языке, ведь это – ваша прямая обязанность как мэра. Зачем туристам Казань, похожая на Рязань? Такие вопросы связаны и с успешностью туристического бизнеса. Деревья тоже этому помогут.
Другой пример, когда элита не желает претворять в жизнь свои же принятые законы. 20 лет назад наш парламент принял закон о двух госязыках в РТ. Несмотря на то что 70 – 80 процентов депутатов татары, до сих пор парламент ведет работу на русском языке. Получается, все эти депутаты оказались болтунами, а не людьми дела. Все-таки деньги любят тишину, которая потом, возможно, перейдет в тишину кладбища, на котором наша элита похоронит родной язык. Грустные мысли приходят иногда. Может быть, от элиты, позволяющей руководить собой недоучившемуся аспиранту, мы требуем слишком многого? С другой стороны, каждый народ достоин той элиты, которую он имеет.
Ведь почему дело пророка Мухаммеда (новое учение ислам) победило, потому что Пророк был человеком дела, а его оппоненты кахины (поэты-прорицатели) просто как наши депутаты только вещали и провозглашали, но лично ничего практически не предпринимали. О таких людях в Коране в суре «Поэты» сказано: «Разве ты не видишь, что они по всем долинам бродят и что они говорят то, чего не делают» (26 – 225). Потому массы и пошли за Мухаммедом, а не за аристократами и интеллектуалами кахинами, которые оказались обычными демагогами.
С философской точки зрения живой язык как явление состоит из двух начал: обучение и применение. Неразрывная связь и притирка друг с другом этих двух начал является источником саморазвития языка как такового. Это по Гегелю – борьба и единство противоположностей. Если нет взаимосвязи этих двух начал, то нет и развития языка. У нас, в Татарстане, одно из этих начал, а именно, внедрение языка в госучреждениях начисто отсутствует, потому нет и развития языка. Нет внедрения – нет и мотивации. Русские говорят нам об этом же. Они говорят: «Зачем наши дети должны изучать язык, который нигде не применяется, знание которого нигде не требуют, и даже многие татары между собой говорят по-русски. То есть иными словами они хотят сказать: «Сначала внедрите язык, потребуйте его знать на основе служебных инструкций, а потом требуйте от нас его понимания, иначе обучение не имеет своей цели».
Наша элита уже неадекватна запросам времени. В своем упорном нежелании создать памятник павшим защитникам Казани (видимо, до сих пор она обуяна генетическим страхом перед Московским Кремлем, хотя Кремль, возможно, об этом даже и не подозревает) она все еще пребывает в некой средневековой ментальности взаимоотношений «раб – господин».
Дело дошло до того, что сооружения этого памятника требует Общество русской культуры (ОРК) для создания атмосферы взаимной толерантности между народами. Получается, что русские – за толерантность, а татарская элита – против.
По доступной мне информации, в свое время директор Института истории РАН во время пребывания в Казани обещал мэру К. Исхакову от имени своего института написать научное обоснование для установки памятника защитникам Казани, если со стороны мэра будет просьба такого рода.
Видимо, наша элита ждет прямой просьбы В. Путина воздвигнуть сей монумент.
А ведь, действительно, получается, что наша элита таким своим поведением не дает утихнуть межнациональным претензиям, старым историческим обидам и косвенно способствует разжиганию межнациональной розни. Очень недальновидная политика. Отсутствие этого памятника – очень знаковая вещь. Она говорит о том, что татары до сих пор не равны с русскими, что Татарстан на положении колонии России. Уже даже русские понимают абсурдность и ненормальность такого положения в XXI веке, а ситуация все равно не меняется. Не знаю, кто там занимается межнациональными отношениями при президенте Р. Минниханове, видимо, они живут, не чуя под ногами республики.
Только не надо нам памятника в виде шара и треугольника как издевательства над нормальным народом. Мы это уже проходили. Наши предки не были ни шарами, ни треугольниками, они были отважными воинами, сознательно погибшими за нас, за свободу своих потомков, и не надо глумиться над ними этими геометрическими фигурами.
Но вернемся к языку. Итак, мы видим, что на татарстанскую госмашину надежд пока мало. Что же могут сделать по поднятию татарского языка с колен простые люди, интеллигенция, общественные организации да и каждый человек в отдельности?
Во-первых, чувствуется насущная необходимость создания всетатарстанского, а может быть, даже всероссийского общества татарского языка и культуры с его филиалами в районах, городах и областях. Это общество объединило бы вокруг себя всех граждан (не только татар), обеспокоенных судьбой татарского языка. Общество должно работать в тесном контакте с ВКТ, ВТОЦ, муфтиятом и отдельными мечетями. Кстати, очень много есть пустующих мечетей, их желательно использовать для поднятия татарского языка. Это бы очень подняло их авторитет в глазах народа. Надо перестать подстраиваться под политику языковой ассимиляции и увеличивать объем книжной продукции на русском языке под предлогом того, что некоторые татары не знают родного языка. Надо не на русский переходить, а обучать этих людей татарскому. Во многом моя статья обращена и к подобным татарам, поэтому я и разместил свой материал в русскоязычной газете.
Что может сделать отдельный человек? Надо использовать законы рынка в бизнесе, в торговле, вообще в сфере обслуживания. Я замечал, что со стороны населения уже намечаются стихийные процессы снизу по защите и внедрению татарского языка в жизнь. Отдельные граждане, видя, что в торговле, например, на рынке обычно предложение превышает спрос, покупают мясо только у тех, кто обслуживает их на татарском языке. Слышал даже возмущающуюся продавщицу-татарку, у которой не брали мясо за то, что она обращалась на русском языке к покупателям. Она их обвиняла в национализме. Бабули, продающие зелень, прямо говорят татарским клиентам, чтобы они брали лучок у «своих» людей. На этом фоне некоторые русские бабули тоже начинают употреблять некоторые расхожие фразы на татарском языке. Как говорится, конкуренция делает свое дело. Мы же не удивляемся тому, что в Стамбуле многие торговцы обращаются к россиянам на русском языке. Жизнь заставляет. Сейчас, например, миллион фирм по ремонту, по обслуживанию компьютеров и т.д., так можно выбрать ту, где вам ответят и обслужат по-татарски, как говорится, «свои» бизнесмены. И так поступать во всех сферах. У нас должен быть лозунг – «Покупай у говорящих по-татарски!».
Таким методом в начале ХХ века в Османской империи турецкое население способствовало росту турецкой буржуазии в ее конкурентной борьбе с армянской и греческой буржуазией. А в ЮАР африканцы способствовали созданию буржуазии из коренного населения.
Например, у нас обычно татары, придя в какое-либо учреждение, сначала обращаются на русском языке, потому что у чиновника не написано на лбу – татарин он или русский. Лишь удостоверившись, что он татарин, клиент переходит (и то не всегда) на татарский.
А надо бы везде обращаться сначала на татарском, и если только чиновник не знает татарского, пригласить другого, который знает, и если такого не найдется, то перейти на русский язык. Надо вести себя в республике как хозяин, а не робкий проситель, который боится принести своим татарским языком некий дискомфорт окружающим, не знающим татарского. Такой хозяйский стиль поведения надо воспитывать в детях с молоком матери.
Может, кто-то из читателей предложит еще какие-то механизмы усиления роли нашего языка, как говорится, один ум хорошо, а два – лучше.
А еще нам необходима просто настоящая языковая революция в сфере современной молодежной лексики, связанной с новыми технологиями, Интернетом и т.д. Но это уже будет материал для другой статьи.


Рафаэль МУХАМЕТДИНОВ,
кандидат исторических наук.
http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/ottsa-i-materi-yazyk-13-11-2013.html
_________________
Ну конечно, жизнь есть воля!
Жизнь есть воля... Только чья?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов МТСС -> Татароведение Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB