Получен ответ
Наше письмо2
Получен ответ2

Об обучении языкам народов России в школах

23 ноября 2020 года            г. Москва

'

Мэру города Москвы
СОБЯНИНУ С.С.

Председателю Московской городской думы
ШАПОШНИКОВУ А.В.

В соответствии с изменениями в федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ предметы «Родной язык» и «Родная литература» были включены в обязательную часть учебного плана и стали вводиться в школах всех регионов РФ, включая Москву. В 2019/2020 учебном году в Москве изучение «Родного языка» было формальным – на него чаще всего выделялось 0,5 учебных часов в неделю, учебников не было. С нового 2020/2021 года предметы «Родной язык» и «Родная литература» стали полноценными предметами, преподаются по 1 часу в неделю, появились учебники по предмету «Родной русский язык».

В школах Москвы родителям, как правило, предлагают заполнить готовые формы заявления, с фразой такого содержания: «прошу организовать изучение родного языка и родной литературы на родном (русском) языке». Такая форма фактически исключает возможность выбора иного родного языка, кроме русского, нарушая принцип свободного выбора родного языка, и противоречит самой идее введения предмета «Родной язык».

По статье 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка, как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования».

Основным препятствием для организации изучения родных языков коренных народов России в школах Москвы и других регионов за пределами национальных республик, является то, что в рамках одной школы по существующим нормативам практически невозможно собрать класс или группу для изучения иного родного языка кроме русского. Другое препятствие – недостаток или отсутствие специалистов по языкам народов России.

Ссылка на отсутствие возможностей у школ и ведомств, занимающихся вопросами образования, не может лишить наших детей права на изучение своих родных языков в системе государственного образования. Стремительное развитие технологий дистанционного обучения в 2020 году в связи с пандемией и превращение его в полноправную форму обучения в школе позволяет решить эту проблему.

Насколько нам известно, подобное решение уже прорабатывается с сентября 2020 года в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Там обсуждается законодательная инициатива по дистанционному изучению родных языков школьниками независимо от места проживания.

На основании вышеизложенного для обучения школьников 1-9 классов в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» предлагаем следующее.

1. Обеспечить приём, регистрацию, рассмотрение заявлений от родителей на изучение их детьми любого родного языка из числа языков народов России. Формальный подход, при котором выбор иного родного языка, кроме русского, не предусмотрен, считаем недопустимым.

2. Для упрощения подачи заявлений организовать приём через портал госуслуг и Официальный сайт Мэра Москвы.

3. Формирование учебных групп для очного обучения осуществлять на базе как одной, так и близлежащих школ. При невозможности создания таких групп использовать технологии дистанционного обучения. Выбор очной и дистанционной формы обучения производится с учетом пожеланий родителей.

4. Для организации и ведения дистанционного обучения предлагаем создать в Москве Центр обучения языкам народов России с привлечением специалистов из Москвы и национальных республик, а также подготовить техническую базу для обучения в школах.

5. Разрешить школьникам получать знания по указанным предметам в иных образовательных организациях в очной и дистанционной форме с зачётом результатов обучения, согласно п.7 статьи 34 «Закона об образовании в Российской Федерации» и приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России № 845/369 от 30.06.2020 г.

Реализация подобных мер в Москве будет способствовать созданию атмосферы уважения и интереса к языкам народов России, сохранению языков, послужит примером для других регионов страны. Надеемся на то, что совместными усилиями руководства города, департамента образования и науки, экспертов в области образования, общественности и всех заинтересованных сторон будут выработаны и осуществлены все необходимые меры для решения данной проблемы!

С уважением, представители общественности Москвы и России:

П О Д П И С А Т Ь