1. О текущей национальной и региональной политике в Российской Федерации.
2. Участие населения России в управлении государством
3. Россия на постсоветском пространстве.
4. Укрепление тесных связей России с Турцией – залог мирного сотрудничества в Евразии.
5. Разное
Мы, собравшиеся в Москве участники конференции, представляющие регионы и народы Российской Федерации, заслушав и обсудив выступления докладчиков, выражая серьезную обеспокоенность ситуацией как внутри страны, так и за ее пределами, препятствующей нормальному развитию нашего многонационального народа, считаем:
1. Национальная и региональная политика РФ требует серьезных изменений в следующих направлениях.
1.1. Вектор национальной политики в соответствии с Преамбулой Конституции должен быть направлен в сторону реального обеспечения равенства прав и свобод всех народов страны, сохранения и их развития языков, культуры и истории, укрепления взаимопонимания и дружбы между народами как составной части патриотического воспитания граждан.
1.2. Необходимо законодательно закрепить статус коренных народов и обязанности государства в их отношении. Провести ратификацию Декларации ООН «О правах коренных народов» от 13.09.2007 г.
1.3. Расширить сферу применения национальных языков. Вернуть обязательное обучение государственным национальным языкам Республик. Обеспечить обучение родных языков всеми школьниками в очной или дистанционной форме. Ратифицировать «Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств» от 5.11.1992 г., подписанную РФ 10.05.2001 г.
1.4. Разработать единый курс российской истории, объективно отражающий развитие народов, обитавших на территории Российской Федерации, как минимум, с V в до н.э. Также достижения народов России должны быть упомянуты в школьных учебниках, экспозициях государственных музеев, выставок и пр.
1.5. Популяризация достижений народов России должна стать одной из основных тем государственной пропаганды. Обеспечить переводы литературы на языки и с языков народов РФ. Во всех государственных СМИ уделять особое внимание и регулярно освещать точку зрения коренных народов по всем вопросам общественной жизни. Образовать федеральные каналы по распространению знаний о народах России.
1.6. Обеспечить соблюдение светского характера деятельности во всех государственных органах и учреждениях, а также запретить проведение ими религиозных церемоний. Религиозные деятели должны быть полностью независимы от государства. Недопустимо любое ущемление граждан по религиозному признаку. Экспертизу по религиозным вопросам проводить при участии научных учреждений и представителей религиозных организаций соответствующего профиля.
1.7. Требуется дальнейшее развитие федерализма, основанном на перераспределении властных полномочий Федерального центра в пользу регионов и муниципальных образований, с предоставлением регионам равных прав республиканского уровня, а также на развитых договорных отношениях между субъектами и с Центром.
1.8. С учетом состава населения предусмотреть возможность создания национальных районов с полномочиями в сфере организации национального образования и делопроизводства.
1.9. Предусмотреть полное выполнение положений законодательства о репрессированных народах, обеспечивающее возвращение гражданам и их потомкам в места прежнего проживания с соответствующими компенсациями.
2. Для реализации положения ст.3 Конституции права многонационального народа на власть необходимо:
2.1. Расширить непосредственное участие граждан в управлении государством путем организации референдумов по всем важным общегосударственным и местным вопросам с возможностью дистанционного голосования.
2.2. Вернуть выборность во все органы государственной власти, а также судейского корпуса. Кандидаты на выборные должности должны проживать в течение установленного срока на территории, где они избираются. Установить обязательные правила отчетности перед избирателями и возможности отзыва избранных лиц.
2.3. Расширить компетенцию местных органов власти (муниципалитетов).
2.4. Придать всем ветвям власти установленные законом полномочия, гарантировать условия для принятия ими объективных и независимых решений, а также гласности и прозрачности их работы.
2.5. Активизировать роль гражданского общества, его общественных институтов:
2.5.1. создание условий для нормальной работы общественных объединений, включая открытость системы предоставления государственных грантов, в качестве необходимой обратной связи в системе управления государством;
2.5.2. сформировать систему народного контроля по наиболее важным направлениям жизни общества;
2.6. Обеспечить представительство коренных народов в органах государственной власти и государственных СМИ.
3. Политика РФ на постсоветском пространстве должна быть нацелена на подъем авторитета страны и развитие межгосударственного сотрудничества. Для этого следует предусмотреть:
3.1. В развитии деловых и культурных связей со странами СНГ шире использовать методы народной дипломатии, привлекать к ним представителей коренных народов с учетом их национальных особенностей.
3.2. Способствовать безусловному возвращению представителей коренных народов на свою историческую родину.
3.3. Обеспечить для приглашаемых трудовых мигрантов на уровне с гражданами страны равную оплату за равный труд, нормальные социальные условия проживания, удовлетворение культурных и духовных потребностей.
3.4. Заслуживают осуждения и наказания недавние экстремистские высказывания депутатов Госдумы В.Никонова, Е.Федорова, В.Жириновского, П.Толстого, сеющие межнациональную рознь и возбуждающие межгосударственные конфликты.
4. Всячески приветствуем развитие партнерских отношений Российской Федерации и Турецкой Республики, возможности которых были ярко продемонстрированы в ходе прекращения военных действий в Нагорном Карабахе. Более тесное сотрудничество наших стран вместе со странами СНГ способно открыть принципиально новую страницу мирного существования для многострадальных народов Евразии, защитит их от агрессивных нападок и даже поглощения цивилизациями Востока и Запада. Такое сотрудничество является вполне естественным, учитывающим как территориальную близость, уровень экономики, наличие исторических связей и этническую близость народов этих стран.
5. Адвокат Дагир Зиявдинович Хасавов, являющийся одним из ярких представителей кумыкского народа, известен защитой обездоленных, участием в общественной жизни. Выражая солидарность с подписавшими Обращение на имя руководителей страны 137-ю российскими адвокатами, решительно протестуем против преследования Д.Хасавова и требуем незамедлительного освобождения его из-под стражи.
6. Результаты отдельных экспертиз и принятых по ним судебных решений вызывают протесты в обществе как необоснованные. Необходимо создать механизм общественного мониторинга судебной системы. Мнения общественных комиссий такого мониторинга, состоящих из квалифицированных экспертов, так же, как и Международного суда должны быть основанием для рассмотрения и принятия решения в процессуальном порядке.