Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Общество

Вопросы веры и религиозные организации


Нижегородские татары обвиняют неофита из Москвы в искажении их истории

Рафис Джамдихан

Член национально-культурной автономии татар Москвы Динара Бухарова своими словами задела жителей деревни Красная Горка (Сафаджай) в Нижегородской области. Многие требуют извинений. Корреспондент радио Азатлык побывал в селе и расспросил местных жителей о том, чем же их так обидели слова татарки, принявшей православие.

Динара Бухарова, член национально-культурной автономии татар Москвы, написавшая обращение от имени татарского народа к новоизбранному президенту Соединенных Штатов Америки Дональду Трампу вновь оказалась в центре скандала. На этот раз дело касается села Красная Горка (татарский вариант названия – Сафаджай), в которой вырос её отец. Это село находится в Нижегородской области. В интервью православному телека- налу "Спас", называющая себя "православной татаркой" Бухарова заявила о том, что татары раньше были казаками, в селе широко отмечался Петров день, функционировала церковь, а в ислам местные татары перешли позже.

Сафаджай – родное село выдающихся татарских просветилелей XIX века Габдельгалляма и Хусаина Фаезхановых. Сегодня в деревня, входящая в Пильнинский район Нижегородской области, насчитывает более тысячи дворов, в селе проживает около 2,5 тыс. человек. Работает средняя школа, функционирует пять мечетей.

История деревни началась в 1451 году. Село основали ногайские татары, переселившиеся из Астрахани, а также татары-мишари из Рязани. Каким образом село, зародившееся еще в эпоху Золотой Орды, может иметь глубокие православные корни? В поисках ответа на этот вопрос пришлось отправиться на Нижегородчину.

СПЕЦИАЛИСТ ПО РОДОСЛОВНЫМ ВАФА КАМАЛЕТДИНОВ: “ДИНАРА РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКИ”

Вафа Камалетдинов, посвятивший свою жизнь изучению истории села Красная Горка и занимающийся составлением родословных, заявил, что Динаре Бухаровой не помешало бы изучить историю села.

– 300 лет назад в нашу деревню впервые переселились русские. Один солдат из татар продал землю русскому, и тот перевёз сюда своих людей. Таким образом появилась русская часть села. Они расселились по обе стороны речки: на одной стороне - пять дворов, на другой - шесть. Возвели мост. Есть неподтвержденные сведения о том, что ими была возведена и часовня, которая, скорее всего, была разрушена после того, как провалилась земля - русские переселенцы разместились на склоне горы. Я сейчас веду речь о событиях, случившихся более 200 лет назад.

– Динара Бухарова говорит как раз об этой легенде?

– Ну, часовня-то была у русских, а не у татар.

– А куда подевались русские жители?

– Ситдык Якубов (автор исторической летописи "Сафаҗай дәфтәрләре" - ред.) подробно описал, как русские покинули наше село.

До Второй мировой войны в нашей деревне было 20-25 русских дворов. У них был отдельный клуб и своя школа. Я еще сам это помню. Вот в этой русской части села, там, где сейчас стоит дом Исмала Шакурова, жил некто по имени Василий. В 80 см от его дома на четырех столбах был подвешен колокол, который и служил для русских жителей часовней. В годы Второй мировой в нашей деревне проживало около 180 русских. Они никогда не создавали семьи с татарами, но очень хорошо говорили по-татарски. В 1956 году в речке утонула маленькая девочка из русской семьи. После этого они один за другим стали уезжать из села. Кто-то переехал в Шумерлю, кто-то - в Медину, а кто-то - в Барятино. К 1965 году в Красной Горке не осталось ни одного русского жителя.

Конфликтов на национальной почве у нас никогда не было. В русской части села всегда была своя бригада, которая относилась к колхозу села Барятино. Даже территориально они к нам никак не относились: когда Сафаджай находился в составе Краснооктябрского района, русская часть деревни относилась к Пильнинскому.

– Получается, что слова Динары Бухаровой о том, что татары Сафаджая когда-то были христианами и что здесь стояли церкви, не имеют отношения к истине?

– Абсолютно. Это сказка, которую придумала сама Динара. Наши татары никогда не носили русские имена, в татарской части села никогда не было никаких часовен. В XVIII-XIX веках были попытки насильственной христианизации. Но даже те, кто был крещён, затем вернулись в ислам. Даже те часовни, о которых говорится в легендах, стояли в двух километрах от села (показывает карту). Еще раз говорю: речь идет о маленьких деревянных часовнях, которые находились вдали от той территории, где проживали и ныне проживают татары.



Мечети в селе Сафаджай

– Что бы вы ответили самой Динаре Бухаровой?

– Ей бы историю нашего села изучить. Наверное, не стоит заниматься рассказами о том, о чем не имеешь представления. Пусть сначала изучит историю своих дедов. Эта Динара не росла в нашем селе, в нашей школе успела проучиться-то всего год.

– Она заявляет, что её отец из Красной Горки.

– Да, он и сейчас живет в Сафаджае. Вернулся из Москвы. Их же трое сестёр - все родились в Москве. В 1992 году, когда умерла бабушка Динары Алия апа, её отец со всей семьёй переселился обратно в деревню, чтобы присматривать за своим отцом. Но уже через год они опять уехали в столицу - в нашей школе девочки успели проучиться лишь год.

САФАДЖАЙЦЫ ТРЕБУЮТ ИЗВИНЕНИЙ ОТ БУХАРОВОЙ

Ильдар Нуриманов: "Это провокация!"

После громких заявлений Динары Бухаровой историк Динар Хайрутдинов выступил со статьей-опровержением. Выходец из села, руководитель аппарата Духовного управления мусульман России Ильдар Нуриманов говорит, что слова Бухаровой - это провокация.

– Для нас это было, конечно, большой новостью. Мы же всё знаем, общаемся с историками, публикуем книги. Не было в нашем селе часовен и церквей. Слова Динары Бухаровой, конечно же, провокация. Она же сама заявила о том, что приняла христианство - теперь вот, по всей видимости, старается склонить к такому же шагу и своих односельчан. Но мы прекрасно знаем, что наше село было основано татарами из Астрахани. Ни в одном источнике нет информации о том, что здесь были церкви. Именно поэтому её слова так тяжело были восприняты и в самой деревне, и в среде выходцев из села, ныне проживающих в Москве.

В настоящее время мы совместно с историками готовим основательный ответ на сделанные ею заявления. Историки Дамир Хайрутдинов и Ольга Сенюткина подробно изъяснят свою позицию.

Фарит Каюмов: "Динара Бухарова должна извиниться как можно скорее"

Глава администрации села Фарит Каюмов также остро отреагировал на выступление Бухаровой в эфире православного телеканала "Спас":

– Наше село было основано почти 700 лет назад. Мы - мусульмане. Это доказано казанскими, нижегородскими, московскими историками. Уже сколько веков бок о бок дружно живем с чувашами, русскими, мокшанами. Но никто еще так не искажал нашу историю. Ни у кого нет такого права! Сафаджай - большая деревня. Народ живет богато - не жалуемся. Какую религию приняла сама Динара - это её личное дело, но у нее нет права вмешивать в эти дела наше село. Я, являясь главой сельского поселения, от имени всех односельчан заявляю, что Динара Бухарова как можно скорее должна извиниться перед народом Красной Горки за свои слова.

Такого же мнения придерживаются и другие жители села. Раис Аляутдинов в свое время был учителем Бухаровой. Он также считает, что она должна принести извинения односельчанам своего отца:

– Не было в нашей деревни церквей. Мы очень дружно живем с чувашами и русскими. У каждого народа своя религия. Мы - мусульмане. У нас раньше было 8 мечетей.

Сколько живу, но ни разу не приходилось слышать, что в Сафаджае жили православные татары. Я считаю, Динара Бухарова сильно ошибается. Думаю, ей стоит принести извинения.

В то же время жители села равнодушно относятся к тому, что сама Бухарова приняла православие: считают, что это "её личное дело". По мнению, Ахмета Аляутдинова заявления Бухаровой можно сравнить с ярлыком, наклеенным на село:

– Каждый человек волен сам выбирать свою религию. Раз уж Бухарова перешла в православие - это её дело. Нас это не касается. Но не зная истории своего народа, она тем не менее клеит ярлык на целый регион. У нее нет такого права. Историки все поголовно утверждают: в нашей деревне испокон веков жили татары-мусульмане. Да, в селе была русская часть, но русские жили отдельно и исповедовали православие.

Мне кажется, она должна извиниться перед сафаджайцами - её слова задели очень многих.

09.01.2017 г.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх