Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla





Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Общество

Обращения



Родовой герб князей Тарковских


Главе Республики Дагестан
    С.А.Меликову

Председателю Народного Собрания РД
    З.А.Аскендерову

Председателю Правительства РД
    А.Абдулмуслимову

Министру науки и высшего образования Российской Федерации
    В.Н.Фалькову

Министру образования и науки РД
    Я.Г.Бучаеву

Прокурору Республики Дагестан
    В.И.Эппу
Издательством «Просвещение» (Москва, 2023) изданы учебники (учебное пособие) для учеников средних общеобразовательных школ 6 – класса «История Дагестана. С древнейших времён до XV в.» (авторы М.С.Гаджиев, О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов) и «История Дагестана (XVI-XVII вв.)» (автор Ш.А.Магарамов). В данных учебниках, по нашему мнению, допущены неточности и искажения исторической действительности в отношении кумыков и Кумыкского государства «Тарковского шамхальство», которое в течение нескольких веков было одним из ключевых государственных образований на Кавказе.

В учебнике для учеников 6 класса средних общеобразовательных школ «История Дагестана. С древнейших времён до XV в.» (авторы М.С.Гаджиев, О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов), в параграфе № 9 представлена политическая карта Дагестана, на которой вообще на тот период отсутствует кумыкское государство, а вся территория исконного проживания кумыков представлена, как казикумухское шамхальство. В учебнике для учеников 7 класса средних общеобразовательных школ «История Дагестана (XVI-XVII вв.)» (автор Ш.А.Магарамов), основатель Эндирейского владения, народный герой кумыкского народа и всего Кавказа, выдающийся государственный и политический деятель в истории нашего отчества Султан-Мут Тарковский представлен племянником казикумухского шамхала Чубуна (Чопана), что явно не соответствует имеющимся документальным историческим сведениям из различных источников.

Термин «Казикумухское Шамхальство» был введен в оборот не ранее второй половины прошлого столетия. Нет ни одного первоисточника, где при упоминании термина «шамхал» говорилось бы о так называемом лакском шамхальстве, а не о гуннских, хазарских (позднее, кумыкских) правителях и государственных образованиях. Иными словами, «Казикумухское» и «шамхальство» не отождествляемы. Обработка истории шамхальства, направленная на её детюркизацию, а, значит, и декумыкизацию, в начале 1950-х годов была начата Рамазаном Маршаевым – сотрудником местного филиала академии наук, который стал безосновательно утверждать, что на протяжении XV-XVII вв. именно Кумух является административно-политическим центром шамхальства. В XVI и XVII вв. в отношении шамхальства упоминались термины «Кумыки», «Кумыцкая земля», «шамхальство» или «Шевкальская земля».

В научной статье известных дагестанских учёных историков А.С.Акбиева – профессора, доктора исторических наук и М.-П.Б.Абдусаламова «К вопросу о термине «Казикумухское шамхальство», опубликованном в журнале «Вопросы истории» (Москва, №12 (3), 2019. С.5-14), говорится:

«Шамхальство в русских летописях и документах XVI—XVII вв. известно, как «Шевкалы», «Шевкальская земля», «Шевкальское царство», «Кумыцкая земля». Так, в материалах Российского государственного архива древних актов под фондами «Сношения России с Персией», «Кумыцкие и Тарковские дела» шамхальство упоминается без наименования «Казикумухское» и без искажения — т. е. как «Шевкальство». В сборнике архивных материалов С. А. Белокурова «Сношения России с Кавказом» (М., 1889), хронологически охватывающем период 1578—1613 гг. и посвященном русско-кавказским отношениям, встречаются термины «Шевкал», «Шевкалская земля», «Шевкалова земля», «Кумыцкая земля», «кумыцкие люди», при этом нигде не указывается шамхальство как «Казикумухское».

В таком авторитетном источнике, как «Путешествия русских послов XVI—XVII вв. Статейные списки» (М. — Л., 1954), шамхальство обозначается как «Шевкальское царство», «Кумыки», чем, безусловно, подчеркивается: под этим названием имелось в виду прежде всего политическое образование, население которого в основном составлял кумыкский этнос. При этом следует учитывать, что «Статейные списки», представляющие собой отчеты русских послов об их пребывании за границей в XVI— XVII вв., становятся неотъемлемой частью «Посольских дел», что служит свидетельством их достоверности и научной ценности.

В «Материалах по истории грузино-русских взаимоотношений» (Тбилиси, 1937) шамхальство вовсе называется шамхалатом. В первом томе сборника документов «Кабардино-русские отношения» (М., 1957) оно упоминается как «Шавкальская земля», а ее правитель — как «царь шевкалской»; в первом томе сборника документов «Кавказский вектор российской политики» (М., 2011) владетель шамхальства называется «Шевкал княз», «Шевкалской княз», «шевкал», а в примечании — «тарковский шамхал» и т. д. Таким образом, в русских документах и материалах XVI— XVII вв. мы нигде не встречаем названия «Казикумухское шамхальство», а вместо термина «шамхальство» употребляются следующие: «Шевкальство», «Шевкалы», «Шевкальское царство», «Шавкальская земля», «Шевкалова земля», «Шамхалат», «Кумыцкая земля», «кумыцкие люди», «кумыки». Игнорировать архивные материалы, в том числе сборники документов, считаем недопустимым.

Постоянное употребление для шамхальства в качестве политического термина название «Кумыцкая земля», «Кумыки», что показывает, что территория шамхальства в это время в основном соответствовала территории, занятой кумыкской народностью. Шамхальство, которое до второй половины или до конца XVI в. включало не только земли на плоскости и в предгорьях, заселенные в основном кумыками, но и лакский Казикумух».

Казикумух являлся лишь горной резиденцией кумыкских правителей, а также временным неприступным убежищем в горах во время войн. Столицей шамхальства был Тарки, где протекала бурная экономическая и политическая жизнь и где побывали многие послы, ученые, купцы, путешественники и т. д., оставившие немало упоминаний об этом городе, в том числе как о столице шамхалов.

Как известно, шамхалы носили тюркские имена (Будай, Чопан, Гирей, Ильдар, Сурхай и др.). О тюркско-кыпчакской (кумыкской) этнической принадлежности шамхалов свидетельствует кыпчакский характер узора на одном из памятников шамхальского кладбища в Кумухе, относящемся ко второй половине XVI в., а также турецкая (или кумыкская) надпись на надгробной плите предшественника шамхала Айдемира— Ильдара (1635—1636). «Влияние тюркского элемента и тюркского мира не ограничивалось равнинными районами, были охвачены предгорье и горные районы, — пишет востоковед Ш. Ш. Шихалиев. — В Хунзахе встречается имя собственное Огуз и «огъузилал» применительно к отдельному роду».

Местные предания прямо утверждают наличие в Дагестане, в том числе в нагорной его части, правящей тюркско-татарской элиты. В Западном Дагестане в золотоордынский период тюрко-татарское происхождение имели, в частности правитель области Гидатль (Шамильский район РД) по имени Олло (Уллу?), правитель Мачада (Шамильский район РД) Кабтар-Хан. В высокогорном селении Сагада (Цунтинский район РД) правил Герей-Хан, а в селении Чирката (Гумбетовский район РД) — АтаХан. Таким образом, на всем Северо-Восточном Кавказе вплоть до границ Грузии в XIII— XV вв. господствовали тюркско-татарские феодалы. Имеется документ эпохи османо-сефевидских войн XVI в. — «Османский (турецкий) реестр мусульманским владетелям Северо-Восточного Кавказа. 1574—1586 гг.», — пишет, что в документах 1578—1586 гг. отец Султан-Махмуда Чопан титулуется аналогично крымским ханам и именуется при этом “Dagistan Hakimi Ulu-Sauhal” («Дагестана владетель Великий Шавхал»), “Komuk Hakimi Ulu-Sauhal” («Кумыков владетель Великий Шавхал») и даже “Dagistan Komuk-Kaitag Hakimi Ulu-Sauhal” («Дагестана кумыкско-кайтагский владетель Великий Шавхал»).

Необходимо указать, что в «Реестре…» вообще не упоминается шамхал, как «Казикумухский». Это особенно важно, поскольку речь идет об официальной документации османской государственной канцелярии. Тюркско-татарскую версию происхождения шамхалов приводит и крымско-татарский автор Мехмет-эфенди Волынский (XVIII в.) в своем рукописном сочинении «Рисале-и Ахвал-и Дагыстан…».

Р.М. Магомедов еще в 1957 г. писал, что «Первые письменные сведения о шамхальстве Тарковском относятся к концу XV – началу XVI века», что: «К концу XV в. под шамхальством Тарковским подразумевалась вся земля, населенная кумыками. Начиная от Буйнака до Терека и в глубь Дагестана, до Кадара и Дургели – все это пространство, за исключением отдельных редких аулов, населенных другими народностями, составляло владение шамхалов Тарковских...» (Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-начале XIX в, Махачкала, 1957. С. 147.).

«Кумыкские владетели в тревожную эпоху монгольского нашествия и в первое время после падения Золотой Орды имели свою резиденцию и в Нагорном Дагестане – лакском ауле Казикумух» – пишет известный дагестанский ученый проф. С.Ш. Гаджиева, – где по сравнению с плохо защищенной равниной было менее опасно. Только в XVI в. они снова переносят свою резиденцию на плоскость, в известный еще с гуннских времен торговый и политический центр в Северном Дагестане – Тарки». (Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.: Изд. АН СССР, 1961. С. 48).

Грузинские послы в Москве в 1589 г. называют Тарки главным городом, резиденцией шамхалов («...взять бы государевой рати город шевкальской начальной Тарки» (Белокуров С.А. Отношения России с Кавказом. Вып. 1. М., 1889. С. 58). Веским аргументом в пользу данной версии является то, что на обнаруженной в «шамхальском кладбище в с. Кумух могиле шамхала Ильдара зафиксирована надпись на кумыкском языке (Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана Х-ХVIIвв, М.: «Наука», 1984. С. 305-307).

Л.И. Лавров же по данному вопросу писал: «Тарки – бывшая столица некогда могущественных хазар, а затем грозных шамхалов, играл роль второго Дербента, т.е. укрепленных ворот на пути из Закавказья на Северный Кавказ» (Лавров Л.И. //Ученые записки: ИИЯЛ. Махачкала, 1958, т. IV, С. 11).

К концу XV в. под Кумыкской равниной подразумевалось Тарковское шамхальство, границы которого простирались от нынешнего Дербентского района до Терека и в глубь Дагестана. «Кумыки или кумыцкая земля, – подчеркивает Е.Н. Кушева, – термин, объединяющий в ХVI-ХVIII вв. владение Шамхалов и других кумыкских ханов и мурз Северного Дагестана» (Кушева К.Н. Народы Северного Кавказа и связи с Россией (II пол. XVI в. – 30-е годы XVIII в. ) М., 1963. С. 62).

Имеющиеся документы указывают на тюркско-татарские корни шамхалов, говорит в пользу того, что правящая элита, в том числе в нагорной части Дагестана, имела тюркско-кыпчакскую (кумыкскую) этническую принадлежность. Таким образом, на наш взгляд, применительно к XVI в. нет никаких оснований употреблять термин «Казикумухское шамхальство».

Случаи искажения исторических фактов в отношении истории кумыкского этноса имели место и ранее. В частности, в книге «История Дагестана с древнейших времён до наших дней», изданной в 2004 г. издательством «Наука (Москва), допущено изложение заведомо недостоверных сведений отношении истории «Тарковского шамхальства».

Не утверждая, что данные искажения были сформированы целенаправленно, вместе с тем, считаем необходимым указать, что подобное изложение исторических фактов может иметь признаки этноцида.

Фальсификацию истории целого народа можно классифицировать как этноцид, то есть, политика уничтожения национальной идентичности, самосознания народа. Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память, или значительную часть её, а в ряде случаев язык и культуру.

Подобное трактование исторических фактов является крайне сомнительным и спорным, а публикация этих версий в виде установленных фактов в действующей учебной литературе предоставляется явно преждевременным и тенденциозным. Данные факты, ставшие известными после издания указанных учебников, вызвали негативное реагирование кумыкской общественности и историков.

Исходя из изложенного, в целях недопущения использования подобных фактов деструктивными силами для формирования негативных настроений и нагнетания общественной напряженности, считаем, что вышеотмеченные учебники (учебное пособие) для учеников средних общеобразовательных школ 6 – класса «История Дагестана. С древнейших времён до XV в.» (авторы М.С.Гаджиев, О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов) и «История Дагестана (XVI-XVII вв.)» (автор Ш.А.Магарамов), в которых допущены искажения (фальсификация) истории кумыков и кумыкского государства «Тарковское шамхальство», должны быть изъяты и изданы повторно с соответствующими изменениями, отражающими объективную историческую реальность.

Со своей стороны, выражаем готовность оказать максимальное содействие в работе по улучшенных изданий указанных учебников путём обеспечения участия в них компетентных специалистов-историков и предоставления имеющихся необходимых документальных материалов.

С уважением,
Председатель Кумыкского национального Совета
Пахрутдин Шугаибов


Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх