29.11.2024 г.
[Об обучении татарскому языку в школе]
Мы, представители татарской общественности, воспринимаем разработку и утверждение Правительством Российской Федерации Концепции государственной языковой политики РФ (распоряжение Правительства Российской Федерации 1481 от 12 июня 2024 г.), в которой подтверждается конституционный принцип образования Российской Федерации как союза равноправных народов и подтверждается курс на сохранение и равноправное развитие языков народов Российской Федерации, как необходимый и долгожданный шаг в нужном направлении. Мы исходим из того, что соблюдение принципов и норм Конституции Российской Федерации, на которых базируется Концепция, обеспечивает права каждого народа РФ на cуществование, сохранение и передачу будущим поколениям веками накопленных духовных и культурных традиций: языка, литературы, истории и искусства. Только основанное на принципе равноправия, справедливости и взаимной поддержки взаимодействие народов в сохранении и развитии их языков и культур создают условия для внутренней стабильности и межнационального согласия.
Концепция государственной языковой политики подтверждает: “Российская Федерация проводит политику сохранения, развития и поддержки существующего языкового многообразия, сочетающую в себе функционирование русского языка как государственного, государственных языков республик Российской Федерации, языков официального общения населения в местностях его компактного проживания и языков народов Российской Федерации ”.
Татары внесли весомый вклад в государственное строительство в прошлом и активно участвуют во всех сферах общественной жизни государства в настоящее время, в том числе и в сфере образования. Татары повсеместно изучают государственный русский язык, успешно сдают экзамены по этому предмету, а во многих случаях и успешно преподают его, пишут на нем литературные произведения и научные работы (Приложение 1). Устойчивый показатель уровня владения татарами государственным русским языком (более 96 %, Приложение 2) не оставляет сомнения в его будущем.
О ситуации с родными языками.
Совершенно другая ситуация с изучением и применением родного татарского языка - одного из древнейших тюркских языков. В результате действия разнообразных факторов на глазах буквально одного поколения произошел не только, как отмечается Концепцией, “…разрыв межпоколенческой передачи языков народов Российской Федерации”, но и деградация языка и численности многих крупных этносов, в том числе татар. Об этом свидетельствует сравнительный анализ итогов 3-х последних переписей населения 2002, 2010 и 2020 г.г. (Приложение 2). Численный состав татар согласно переписи 2002 г. составлял 5 554 601 чел., в 2010 г. сократился до 5 310 649 чел. (-4,39%), а по переписи 2020 г. составил 4 713 669 чел., т. e. сократился еще на 11,24%. Число татар, владеющих родным языком, в абсолютных цифрах и в процентном отношении сокращается еще быстрее: по переписи 2002 г. 4 488 330 чел. указали на знание татарского языка из числа указавших национальность "татарин" (т. е. 80,80 %), в 2010 г. среди татар знали татарский 3 647 137 чел., что составило 68,68 %, а в 2021 г. число татар, указавших на знание родного языка составило только 2 761 523 чел. , т. е. сократилось до 58,58%. Таким образом, в промежутке между переписями 2002 г. и 2020 г. численный состав татар сократился на 840 932 чел. или на 15,14 %, а число татар владеющих татарским языком сократилось на 1 млн 726 тыс. 807 чел. или на 38,47 %! Аналогичная ситуация и у других крупных этносов РФ: башкир, чувашей, удмуртов, мари, якутов, мордвы и других. Очевидно, что действуют общие факторы и для сохранения и, тем более, развития языков, как это предлагается Концепцией, требуются объективный анализ их состояния, выявление причин негативных изменений, а также научно обоснованные пути решения. Уровень владения родными языками напрямую зависит не только от качества образования, но и от количества часов отведенных на их изучение. Предметная область "Родной язык и родная литература" есть только в 3-х из 6 вариантов примерных недельных учебных планов (УП) основного общего образования (ООО) и 3-х из 5 вариантов УП начального общего образования (НОО). По новым ФГОС НОО и ФГОС ООО, введенным в 2022 году, количество часов, отводимых предметной области, уменьшилось на треть - с 3 до 2 в неделю для вариантов с изучением родных языков и с 5 до 4 – для вариантов с обучением на родном (нерусском) языке. По вариантам ФГОС с изучением родных языков на иностранные языки выделяется примерно в 1,5 раза больше часов, чем на родной язык (Приложение 3).
За пределами национальных республик даже в местах компактного проживания коренных народов России в абсолютном большинстве школ родной (нерусский) язык как предмет не изучается совсем, или на него выделяется 1 час в дополнительной части учебного плана, прекращены подготовка учителей татарского языка, учителей начальных классов и воспитателей для детских садов, владеющих татарским языком.
Как видим ситуация удручающая.
Сдача экзаменов ОГЭ и ЕГЭ исключительно на русском языке и отсутствие экзаменов по языкам коренных народов в списке квалификационных, учитываемых при поступлении в ВУЗы и колледжи, даже на специальности от которых зависит будущее языков – педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений школ и ВУЗов ставит эти языки в неравноправное положение. По нашему мнению, отчасти эти факторы побуждают родителей к отказу от подачи заявлений на изучение родного языка их детьми, а администрацию школ и местные органы образования удерживают от стремления вводить качественное образование на языках коренных народов. Этим вызвано и сокращение числа изучающих предмет “Родной язык”. Кроме того, даже в этих условиях есть случаи, когда родители подают заявление на изучение родного татарского языка своим ребенком, но получают отказ, мотивированный отсутствием необходимых возможностей. Более того, варианты отказов от организации изучения родных языков народов РФ сформулированы в “Примерных образовательных программах для начального общего и основного общего образования”, утвержденных Министерством просвещения России.
Мы предлагаем следующее.
Татарская общественность, серьезно озабочена сложившейся ситуацией с преподаванием татарского языка. Учитывая значимость проблемы сохранения родного языка для настоящего и будущего народа, принимая во внимание разработанную Правительством РФ Концепцию государственной языковой политики, поддерживаем разработку и рассчитываем на принятие в кратчайшие сроки Государственной программы в области сохранения и развития языков народов Российской Федерации. По нашему убеждению, программа должна носить комплексный характер и содержать необходимые для ее реализации решения к которым мы относим:
I
- Корректировку нормативно-правовой базы в области образования для снятия барьеров препятствующих решению задач сохранения и развития языков народов России в соответствии с принципами, подтвержденными в статье III Концепции.
- Внесение в перечень языков, на которых допускается сдавать квалификационные экзамены ГИА, языки коренных народов РФ, в том числе татарского. Одновременно с этим включить языки коренных народов, в том числе татарского, в ФГОСы среднего общего образования. Ограничение образования на родном языке основным общим образованием лишает возможности получения высшего образования по языкам народов в области филологии, педагогики, журналистики и других гуманитарных наук.
- Учет результатов ГИА сданных на языках коренных народов РФ при поступлении в ВУЗы.
- Включить изучение языков коренных народов РФ в учебные планы всех школ в рамках предмета Родной язык, Родная литература и Чтение на родном языке как это предусмотрено законом "Об образовании РФ". Отменить варианты учебных планов, не включающие преподавание языков коренных народов в “Примерных образовательных программах для начального и основного общего образования” .
- Увеличить часы на предметную область "Родной язык и родная литература" по вариантам ПООП НОО и ПООП ООО с изучением языков коренных народов: не менее 3 Часов в неделю и не меньше часов на изучение иностранного языка.
II
- Государственная программа также должна предусматривать возможность создания в муниципальных образованиях со смешанным населением в детских дошкольных учреждениях отдельных групп с воспитанием и обучением на языках коренных народов РФ, в том числе на татарском.
- Предусмотреть возможности в системе высшего и среднего образования для плановой подготовки научных и педагогических кадров в области получения образования на родном языке и преподавания языков коренных народов для всех звеньев образования, воспитания и культуры в количестве достаточном для охвата детей всех народов образованием на родном языке.
2.1. Предусмотреть проведение экспертизы учебников на родных языках для включения в перечень учебников, допущенных Министерством просвещения РФ за счет средств федерального бюджета.
- Предусмотреть возможность создания в системе образования управленческих структур для ведения всей работы по анализу, планированию и контролю за выполнением задач Концепции и организацией процесса обучения языкам коренных народов РФ. Восстановить институт образования на родном языке с филиалами на местах для организации методической работы и подготовки билингвальных педагогических работников и воспитателей для детских дошкольных организаций.
- Вести учет в образовательных организациях этнического состава учащихся и вовлеченности детей дошкольного и школьного возраста в изучение родного языка и обучения на родном языке из числа языков коренных народов РФ. Внести соответствующие пункты в форму отчетности ОШ-1 Министерства просвещения России.
- В целях сохранения родных языков этносов в местах компактного проживания предусмотреть необходимое федеральное финансирование для сохранения малокомплектных школ с обучением на родном языке.
- Предусмотреть выделение необходимых материальных ресурсов как основы для решения задач Концепции. В целях поощрения школ на изучение родных языков из числа языков коренных народов предусмотреть 150% подушевого финансирования на каждого ученика из числа изучающих родной язык, доплату учителям родного языка при недостаточном количестве часов и иные меры по стимулированию учителей и администраций школ на изучение этих языков..
III
Кроме того, нами ранее уже выдвигались и пока не реализованы предложения по улучшению организации процесса приема заявлений на обучение родным языкам и их изучения.
- Внедрить обязательное информирование родителей на классных собраниях о возможности изучения предметов Родной язык из числа языков коренных народов и необходимых процедурах для их изучения.
- Совместно с муниципальными органами организовать прием заявлений на изучение предметов “Родной язык“, “Чтение на родном языке” и “Родная литература” из числа языков коренных народов РФ через порталы “Госуслуги” и школьные сайты.
- В случае недостаточного заполнения, допустить формирование классов и групп изучения родного языка по гибким схемам: из учеников разных классов одной школы, или, под руководством местных органов образования, из учеников разных школ.
- Шире внедрять уже зарекомендовавший себя дистанционный способ обучения используя ресурсы Республики Татарстан, образовавшиеся после сокращения изучения татарского языка в 2018 году.
Мы, татарская общественность, надеемся и выражаем глубокое убеждение в том, что учет наших предложений в Государственной программе по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации, их реализация в законодательной сфере, в мероприятиях Министерства просвещения РФ, других ведомств, дадут импульс для разворота ситуации с изучением языков коренных народов РФ, в том числе татарского языка в благоприятном направлении, обеспечат условия для сохранения и развития этих языков, передачи их будущим поколениям и, безусловно, сыграют положительную роль в укреплении конституционных основ существования России как союза равноправных народов.
С уважением, представители общественности Москвы и регионов:
- председатель общественной организации "Региональная национально-культурная автономия татар Московской области" Мухтасаров Ф.Ш. ;
- председатель Исполкома общественной организации "Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия" Сафин Р.Ф.;
- председатель Региональной общественной организации "Татарская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга" Яркаев Р.М.;
- председатель Региональной общественной организации "Национально-культурная автономия татар Тверской области" Ибрагимов М.М.;
- председатель общественной организации "Региональная национально-культурная автономия татар Ивановской области" Ляпин Ф.У. ;
- председатель общественной организации "Региональная национально-культурная автономия татар Ярославской области" Хазипов Я.Т. ;
- председатель общественной организации "Местная татарская национально-культурная автономия Люблино г. Москвы" Сяпуков Р.Ж.
- председатель общественной организации "Местная татарская национально-культурная автономия "Некрасовка" ЮВАО г. Москвы Таиров Р. Х. ;
- председатель Совета национально-культурной автономии сибирских татар г. Тобольска Тычинских З.А.;
- председатель общественной организации "Местная татарская национально-культурная автономия г. Новомосковска Тульской области" Насибуллин Ф.К.;
- председатель общественной организации "Сасовская местная татарская национально-культурная автономия Рязанской области" Гарипов Н.К.;
- сопредседатель РБОО МОТК "Туган тел (Родной язык)" г. Москва Якубов Н.Ф.;
- предводитель Татарского дворянского собрания Москвы и Московской области Утямышев И.Р. ;
- председатель общественной организации "Содружество татар Москвы", член Общественного Совета при Полпредстве РТ Искандяров Г.А.;
- руководитель Ассоциации работников татарского образования и культуры "Магариф" Лотфулин М.В.;
- инициативная группа “Родной язык в школах Москвы”: Жамниханов Ш.С., Жиганшин Н.Ю., Гильманов Н.Р., Хуснутдинов Р.А., Дашкин Р.М., Ярахмедов Ф.С., Чумарин Р.Ф.
|
* * *
Приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Cредние баллы ЕГЭ по русскому языку по республике Татарстан
Cредние баллы ЕГЭ по русскому языку по республике Татарстан по статистике начиная с 2020 года были неизменно выше, чем по Российской Федерации в целом. Разница составляла в среднем 3-5 баллов. Средние баллы ЕГЭ по русскому языку за последние 5 лет:
| 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. |
по России в целом | 71,6 | 71,4 | 68,3 | 66,4 | 63,9 |
по республике Татарстан | 74,67 | 74,73 | 72,82 | 72,03 | 67,3 |
Источники:
1. https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2329574.htm
https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/1791338.htm и др.
2. https://4ege.ru/novosti-ege/70931-srednie-bally-ege-2024.html
https://4ege.ru/ege-gia/68114-srednie-bally-ege-2023.html и др.
3. https://blog.maximumtest.ru/post/srednij-ball-egeh-po-predmetam.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Итоги переписи 2002, 2010, 2020 годов.
Росстат. Перепись 2002 г.
(http://www.perepis2002.ru/)
Том 4. Таблица 1. Национальный состав населения
поз. 123. русские - 115 889 107
поз. 137. татары - 5 554 601
Том 4. Таблица 2. Население по национальности и владению русским языком
поз. 137. татары - русским 5 335 252 - 96,05 %
Том 4. Таблица 5. Владение языками наиболее многочисленных национальностей
(https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm)
поз. 40. татары – татарским 4 488 330 - 80,80 %
Росстат. Перепись 2010 г.
Том 4. Таблица 1. Национальный состав
поз. 150. татары - 5 310 649
Том 5. Таблица 6. Владение языками населением (по национальностям)
(https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom1_Chislennost_i_razmeshchenie_naseleniya)
поз. 122. татары - татарским 3 647 137 - 68,67 % поз. 110. татары – русским 5 174 236- 97,83 %
Росстат. Перепись 2020 г.
Том 5. Таблица 1. Национальный состав населения
поз. 152. татары - 4 713 669
Том 5. Таблица 3. Владение языками населением по национальной принадлежности, владению русским языком.
поз. 151. татары – русским 4 582 772- 97,22 %
Том 5. Таблица 5. Владение языками наиболее многочисленных национальностей
поз. 135. татары - татарским 2 761 523 - 58,58 %
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Изменение количества часов родного языка по новым ФГОС.
Ввод в действие новых федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО) (утверждены в 2021 году, внесены изменения в 2022 году) привел к снижению количества часов выделяемых на изучение предметной области "Родной язык и родная литература" (по тексту – Родной язык) в 1-4 и 5-9 классах. Согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования изучение родных языков предусмотрено в 3-х из 5 вариантов примерных учебных планов ФГОС НОО (1-4 классы), и в 3-х из 6 примерных учебных планов ФГОС ООО (5-9 класс).
По вариантам ФГОС с обучением на родных (нерусских) языках (5 вариант ФГОС НОО и 6 вариант ФГОС ООО) общее количество часов Родного языка уменьшилось: в 1-4 классах на 29% (с 709 до 501), в 5-9 классах на 6% (с 714 до 670). Суммарно составило около 18%. По данным вариантам обучаются примерно 8% изучающих родные языки школьников (исходя из доли обучающихся на родных языках, кроме учащихся 10-11 классов).
В последние годы в абсолютном большинстве регионов школы были переведены на 5-дневную учебную неделю, в оставшихся нескольких республиках этот процесс идет. В 1 классе пятидневка стала обязательной, происходит переход в начальной школе. В ближайшие годы следует ждать полного перехода на 5-дневную учебную неделю в школах.
При пятидневке родные языки изучаются по 2 варианту ФГОС НОО и ФГОС ООО (обучение на русском языке с изучением родных языков или государственных языков республик при 5-дневной учебной неделе). Переход на пятидневку по новым ФГОС сокращает на 40% количество часов родного языка (по сравнению с учебными планами для 6-дневной учебной неделе прежних ФГОС):
По старому варианту 3 учебного плана НОО с изучением родного языка всего в 1-4 классах на предметную область "Родной язык" было около 405 часов, по новому варианту 2 учебного плана НОО стало 236 часов. Снижение на 42%.
По старому варианту 4 примерного учебного плана ООО с изучением родного языка в 5-9 классах всего на предметную область "Родной язык" было выделено 510 часов, по новому варианту 2 – 306 часов. Снижение на 40%.
В сводной таблице приведено распределение часов выделяемых на изучение предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" в 1-4 классах и "Родной язык и родная литература" в 5-9 классах, согласно примерным учебным планам начального общего образования и примерным учебным планам основного общего образования по новым, действующим ФГОС, и по старым ФГОС.
Количество учебных часов на предметную область “Родной язык”:
| ФГОС НОО | ФГОС ООО |
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 1-4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5-9 |
Учебных недель | 33 | 34 | 34 | 34 | | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | |
Варианты с изучением родных языков для 5-дневной уч. недели |
| Вариант 2 ФГОС НОО 2021 г. | Вариант 2 ФГОС ООО 2021 г. |
Часов в неделю | 2 | 2 | 2 | 1 | | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Часов за учебный год | 66 | 68 | 68 | 34 | 236 | 68 | 68 | 68 | 68 | 34 | 306 |
Варианты с изучением родного языка для 6-дневной уч. недели |
| Вариант 4 ФГОС НОО 2021 г. | Вариант 5 ФГОС ООО 2021 г. |
Часов в неделю | 2 | 3 | 3 | 3 | | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Часов за учебный год | 66 | 102 | 102 | 102 | 372 | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 | 510 |
Варианты с обучением на родном языке |
| Вариант 5 ФГОС НОО 2021 г. | Вариант 6 ФГОС ООО 2021 г. |
Часов в неделю | 3 | 4 | 4 | 4 | | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Часов за учебный год | 99 | 134 | 134 | 134 | 501 | 134 | 134 | 134 | 134 | 134 | 670 |
Ранее действовавшие ФГОС |
Варианты с изучением родного языка для 6-дневной учебной недели |
| Вариант 3 ФГОС НОО 2009 г. | Вариант 4 ФГОС ООО 2010 г. |
Часов в неделю | 3 | 3 | 3 | 3 | | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Часов за учебный год | 99 | 102 | 102 | 102 | 405 | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 | 510 |
Варианты с обучением на родном (нерусском) языке |
| Вариант 4 ФГОС НОО 2009 г. | Вариант 5 ФГОС ООО 2010 г. |
Часов в неделю | 5 | 5 | 6 | 5 | | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | |
Часов за учебный год | 165 | 170 | 204 | 170 | 709 | 170 | 170 | 102 | 102 | 170 | 714 |
Источники (https://fgosreestr.ru):
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, 2022 год.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2022 год.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2015 год.
|