Хайлов Е.М. - http://mtss.ru/?page=hajlov
[%BEGIN:MAIN%] [%FILE:1.html%] [%BEGIN:CONTENT%]

Татароведение

Изобразительное искусство

  

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Только Аллах вдохновляет людей на благие дела и указывает им на прямой путь. О Аллах, прими наши благодеяния, ведь Ты – Слышащий, Знающий!


Светлана Губайдуллина,
     куратор выставок

Исламская живопись Евгения Хайлова

Е.М.Хайлов на фоне картины 'Кааба'

Е.М.Хайлов на фоне картины "КААБА"

Евгений Михайлович Хайлов1 родился на Волге 28 ноября 1948 года. Был моряком, художником в театре. С юности душа искала приключений, просторов познания мира, творческой самореализации.

После окончания в 1980 году Московского архитектурного института строил посёлки на БАМе, проектировал уникальные объекты в космическом центре на Байконуре, работал главным художником издательского комплекса Машмир. Является заслуженным работником культуры России, членом московского Союза художников и членом Международного художественного фонда.

Последние 5 лет в составе группы архитекторов работал над проектом реконструкции и расширения комплекса зданий Московской Соборной мечети.

Приказом муфтия – хазрата Равиля Гайнутдина был назначен учёным-секретарём Художественно-архитектурного Совета по разработке и проведению Международного конкурса концептуального решения оформления фасадов и интерьеров комплекса Московской Соборной мечети.

Именно это новое место работы, ежедневное посещение Московской Соборной мечети на проспекте Мира как места работы и общение с духовными деятелями Ислама привело Евгения Михайловича к новой творческой жизни, наполненной яркими образами, нисходящими в душу и сердце

Е.М.Хайлов 'Сияющий Коран. Древо познания. Прямая дорога.'

Картина «Сияющий Коран. Древо познания. Прямая дорога.» 2009 г. (Холст, авторская техника. 89x89 см.) Явно возникла в воображении. Реально существующая послана в сознание автора, которому осталось перенести этот священный образ на холст и оформить рукотворной рамой2.

Художник в институте стран Азии и Африки МГУ, на кафедре арабской филологии слушал лекции по истории ислама, которые читал директор института Мейер М.С., заведующий кафедрой арабской филологии Фролов Д.В. читал лекции по истории Корана, арабский язык и основы арабской каллиграфии подняли творческий потенциал исламской живописи Евгения Михайловича на научную основу и более глубокое понимание тех творческих поисков в выражении, посредством которых возникла новая тематика: захотелось выразить своё понимание восточной мудрости и терпения по Корану. Ученический опыт был опытом свободным и чувственным, приобретался с неспешностью мудрого Востока.

Е.М.Хайлов 'Начало. Первая мечеть Мухаммеда Да благословит и приветствует его Аллах'

Картина «Начало. Первая мечеть Мухаммеда Да благословит и приветствует его Аллах» 2010 г. (80x90 см., авторская техника) Композиция картины вызывает чувство затишья перед великим НАЧАЛОМ. Мечеть строилась во дворе Пророка, руками его ближайших родственников: жены Хадиджы, племянника и дяди Али. Вокруг пустынный космос. Тишина до звона в ушах. И только одна еще пустая мечеть. НАЧАЛО!

Живопись подчиняется законам не менее прекрасным и жёстким, чем философские силлогизмы, а каждая картина может представлять собой маленькую модель ВСЕЛЕННОЙ. Евгений Михайлович изобретает авторскую технику, более гибкую и морфологичную, придумывает композиции, которые структурируют и держат пространство холста. Автор достигает выразительности цвета («Первая мечеть Пророка Мухаммеда. Да благословит и приветствует его Аллах»), линий (в картине «Вознесение пророка Мухаммеда. Да благословит и приветствует его Аллах»), пластической формы («Сгусток»), игры светотенью («Дорога к храму. Строительство Московской Соборной мечети»), ритмической внутренней пульсацией ряда картин (особенно в картине «Коран. Прямая дорога. Древо познания» и «Великая битва при Бадре»), изящными миниатюрными деталями («Благославенная Хадиджа, Мать правоверных»).

Е.М.Хайлов 'Дорога к храму. Дорога к Аллаху. (Строительство московской Соборной мечети)'

Картина «Дорога к храму. Дорога к Аллаху. (Строительство московской Соборной мечети)» 2009 г. (80x90 см. холст, масло, авторская техника). Главным композиционным центром является святая для мусульман московская Соборная мечеть, освящающая своим намоленным светом вновь возводимую мечеть, минареты которой возвышаются над маленьким строением излучающей божественный свет старой мечети.

Темы художественных полотен - это не иллюстрации к Корану. Мы знаем, что Исламская живопись отличается от живописи православной, например, религии тем, что она не знала изображения Бога (Аллаха). Священная книга Ислама - Коран - никогда не иллюстрировалась – в этом её отличие от иконографического богатства византийской живописи. Самым распространенным видом Исламской живописи на таких территориях, как Аравия, Испания, Сирия, Турция, Персия, Индия, была миниатюра, изображающая роскошь, утончённость и величие придворной жизни. Каллиграфия, архитектура, украшенная изразцами с затейливым растительным или геометрическим орнаментом – вот доступная часть исламской живописи в интернете.

Новый этап творчества Е.М. Хайлова не укладывается в рамки и стереотипы арабо-мусульманской культуры. Автор идёт своей дорогой, и об этом говорят его работы и названия к ним: «Коран. Прямая дорога. Древо познания», «Первая мечеть Пророка Мухаммеда. Да благословит и приветствует его Аллах», «Дорога к храму. Строительство Московской Соборной мечети», «Святой источник Зам-Зам», «Сгусток», «Великая битва при Бадре», "КААБА", «Вознесение пророка Мухаммеда. Да благословит и приветствует его Аллах», «Благославенная Хадиджа, Мать правоверных, «Женщинам Ислама ПОСВЯЩАЕТСЯ», «Посох Мухаммеда. Да благословит и приветствует его Аллах».

В хадисе, который возводится к ибн Аббасу (дядя Пророка), говорится об одном персидском художнике, спросившем ибн Аббаса: «Так что же, я не могу больше рисовать живых существ? Мне больше нельзя заниматься своей профессией? – Можешь ,- ответил ибн Аббас,- но лиши их лица и старайся, чтобы они напоминали цветы».

По мнению С.М.Червонной, автора книги «Современное исламское искусство народов России», это простое суждение мусульманских средневековых представлений отражает разделение Бытия на явное и сокрытое. Истинно ценное в Исламе, - а это божество и коранические персонажи, - не может обнаружить свои реальные очертания. «Хува ал – аввалу ва л ахиру ва з захиру ва л батину…»(«Он первый и последний, явный и тайный…»), - сказано в Коране.

Е.М.Хайлов 'Женщинам Ислама посвящается'

Картина «Женщинам Ислама посвящается» 2010г. (100x155 см., авторская техника, инкрустация сусальным.золотом, ткани) (Сюжет картины навеян трагическим событием, произошедшим в семье художника-кузнеца Тимура Алимова. Умерла от неизлечимой болезни его молодая жена. Тимур и его сын похоронили ее по мусульманским канонам, чтобы душа ее на страшном суде была принята как правоверная. В честь почитания, уважения, памяти женщинам ислама написаны золотом цветы прикрытые хиджабом (от арабского – преграда, занавеса которая несёт в себе смысловую выразительную нагрузку) Ведь занавес в Исламе призван отметить границу между выразимым и невыразимым, материальным и духовным. В нижней части картины – вуаль черного цвета, напоминающая о неминуемом страшном суде. В центре вверху надпись «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного».

Этот принцип просматривается в работах художника Хайлова Е.М., посвящённых образу пророка Мухаммеда, Благославенной Хадидже, Аише, женщинам Ислама. И если в стамбульской серии миниатюр XIV в. художника Ахмеда Мусы Мухаммед изображается с завесой на лице, то в работе художника Хайлова Е.М. «Женщинам Ислама ПОСВЯЩАЕТСЯ» хиджаб (от арабского – преграда, занавеса), прикрывающая часть картины, несёт в себе смысловую выразительную нагрузку. Ведь занавес в Исламе призван отметить границу между выразимым и невыразимым, материальным и духовным.

В творчестве художника находит своё отражение и такой исключительно важный компонент классического Исламского искусства как система письма – каллиграфия, находившая своё преломление и воплощение и в резьбе по камню, штуку(алебастру), и дереву, и в рукописной керамике, и в графике, и в живописи, и в вышивках, и в торевтике, и в ювелирном и многих других видах искусства. Создание каллиграфической миниатюры как произведения искусства было возможно при двух непременных условиях: художник должен был владеть арабским письмом и понимать, что он пишет, а зритель должен был уметь читать то, что начертано. Этим объясняется тот факт, что в течение последних двух лет Евгений Михайлович обучается в ИСАА МГУ, на специальных курсах изучая корановедение, хадисы, сунны, историю Ислама и совершенствуя навыки арабского письма. В его работах использованы изречения, фрагменты сур из Корана, каллиграфически вписанные в контекст художественных полотен.

Е.М.Хайлов 'Источник жизни ЗАМ-ЗАМ'

Картина «Источник жизни ЗАМ-ЗАМ» 2010 г. (80x90 см., авторская техника). (Картина посвящена легенде открытия Пророком Мухаммедом – Да благославит Его Аллах и приветствует святого источника Зам-Зам. Плодородная капля воды, посылаемая Аллахом источником из земельных недр и небес, дающая жизнь всему земному. На капле воды зеркальная надпись «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!»

Рассматривая полотна Хайлова Е.М. в этом аспекте, можно выделить общие закономерности этого художника с особенностями шамаилей , в изобразительную структуру которых входили элементы пейзажа, изысканная вязь строчек сур из Корана, архитектурные виды городов Мекки, Медины, Иерусалима, Стамбула, изображения мусульманских святынь (чёрного камня Каабы, источника Зам-Зам) – работы «Первая мечеть Пророка Мухаммеда. Да благословит и приветствует его Аллах», «Дорога к храму. Строительство Московской Соборной мечети», «Святой источник Зам-Зам», «КААБА».

Е.М.Хайлов 'Великая Битва при Бадре'

Картина «Великая Битва при Бадре».

В работах Е.М. Хайлова мы также видим характерные для шамаилей особенности: аппликации из кожи и металла, коллажи, инкрустации, вставки из жемчуга, драгоценных камней («Великая Битва при Бадре», «КААБА», «Благославенная Хадиджа, Мать правоверных»). Общим признаком изобразительной структуры традиционных шамаилей была и есть их полная «безлюдность» - отказ от изображения человека и живых существ. Продолжая традиции исламского искусства, с одной стороны, художник Хайлов Е.М. руководствуется собственными понятиями, с другой стороны, его работы не похожи ни на какие другие: они неординарно композиционно выстроены, по-своему расцвечены, исполнены в иных материалах. Развивая Исламскую живопись, Е.М.Хайлов формулирует своё творческое кредо: на полотнах художника явное острое ощущение трёхмерности пространства, хрупкости мира, ёмкость мысли и действия, чувство ритма, личное не только зрительское присутствие, но и погружение в мир авторских замыслов и воплощений единообразного и пластически выверенного пространства Бытия, универсального для всего искусства Ислама.

Е.М.Хайлов 'Хадиджа – Мать правоверных'

Картина «Хадиджа – Мать правоверных» 2010 г. (100x126 см. Смешанная техника, инкрустация кожей, драгоценными камнями, сусальное золото) В этой картине показаны философские мотивы, связанные с жизнью, благодеянием, божественным озарением и пророческим откровением. Начиная с торговых караванов, переходя к пещерам с посланием коранических пророчеств, тяжелому но яркому пути борьбы с идолопоклонничеством и к светлому развитию ислама, символикой которого стал полумесяц.

Разнообразны названия полотен, поражают их размеры, формы картин, авторские рамы изготовленные к каждому сюжету Е.М.Хайловым. Исламская живопись художника Хайлова Е.М. в данном случае непосредственно отражает единство в многообразии. Мы видим на картинах традиционные для мусульманского искусства характерные повторения выразительных геометрических мотивов, неожиданные смены ритма и диагональной симметрии, что просматривается в мусульманском искусстве ковроткачества, архитектуры, живописи и каллиграфии.

Е.М.Хайлов 'Чудесное Ночное Путешествие и Вознесение Пророка Да благославит и приветствует его Аллах'

Картина «Чудесное Ночное Путешествие и Вознесение Пророка Да благославит и приветствует его Аллах» 2010 г. (80x90 см., авторская техника, инкрустация сусальное Золото). В этой картине нашло отражение истории возенесения Мухаммеда, да благославит его Всевышний Аллах и приветствует на небо, вход в райский сад и лицезрение адского огня. В центре композиции арабеск Мухаммеда, Да благославит и приветствует его Аллах.

Слова автора теоретических исследований всего комплекса образной системы и философской сущности Исламского искусства Ш.М. Шукурова можно отнести и к творчеству Е.М. Хайлова: «Красота есть важнейшая характеристика стиля искусства Ислама, поскольку пластика формы энергетически заряжена самым божественным именем ал-Джамил (Красивый)».

В целом мусульманское искусство, оставаясь в системе визуальных и пространственных искусств (будучи воспринимаемым зрительно и занимая определённое статичное место в пространстве), никогда не было в основе своей искусством изобразительным в дословном значении этого определения. Таковым и является Исламская живопись художника Хайлова Евгения Михайловича.

В своих полотнах художник стремится дать цельную картину мироздания, созданного волей Аллаха и послушного этой воле, посредством орнаментально – каллиграфической, символико-знаковой системы.

Экспозиции Исламской живописи заслуженного работника культуры России, члена московского Союза художников и члена Международного художественного фонда Хайлова Е.М. были не раз выставлены в г.Москве:

  • Апрель 2010г. ИСАА МГУ при посещении посла Королевства Саудовской Аравии.
  • Июнь 2010г. Первая Московская международная выставка Халяль – Moscow Halal EXPO 2010
  • Октябрь 2010г. Международный конкурс чтецов КОРАНА в концертном зале "Космос" г.Москва
  • Май 2011г. Вторая Московская международная выставка Халяль – Moscow Halal EXPO 2011

    Из книги отзывов:

    Директор ИСАА МГУ, профессор Мейер М.С.: «Картины показывают, как глубоко и искренне чувство сопричастности художника Хайлова Е.М. к Исламскому искусству. Эта искренность и горячее желание выразить своё чувство восхищения Исламской культурой очень подкупает и волнует.»

    Зав. кафедрой арабской филологии ИСАА МГУ, профессор Фролов Д.В.: «Картины выполнены мастерски и пронизаны духом веры».

    Доцент кафедры арабской филологии ИСАА МГУ Пак В.М: «Автор художник Хайлов Е.М. сумел изобразительным языком передать глубокие идеи Ислама, настроить зрителя на созерцательный лад».


    1 - контакты: 8(903) 774 2693 моб., e-mail: palitart@mail.ru.

    2 - комментарии к картинам даны Е.М.Хайловым.

  • [%END:CONTENT%] [%FILE:2.html%] [%END:MAIN%]