-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Труды исламоведа Тауфика Ибрагима



Тауфик Ибрагим

КОРАНИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ

Толерантно-плюралистские установки


УДК 28.23
ББК 86.24 И 15

Книга раскрывает гуманистическое, толерантно-плюралистское учение Корана о религиозном разнообразии, отношении к иноверцам и принципах ведения межконфессионального диалога. Критике подвергаются радикально-экстремистские интерпретации коранических установлений относительно джихада и войны. Вопреки утвердившимся воззрениям, автор показывает, что мусульманское Писание не устанавливает какой-либо меры наказания за перемену вероисповедания и фактически отменяет смертную казнь.

В книге использованы материалы, подготовленные в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (Направление 3).

ISBN 978-5-9756-0109-4
© Ибрагим Т. К., 2015
© Издательский дом «Медина», 2015


Содержание

Предисловие7
1. Религиозное разнообразие предопределено Богом10
 1.1 Единое человечество, много религий11
 1.2 Нет монополии на истину33
 1.3 Свобода вероисповедания44
 1.4 «Веди с ними диалог наиблагообразнейший!»60
 Приложение: Аллах или Бог?71
2. «Воистину милость Моя — всеохватывающая»86
 2.1 Об аргументах поборников вечного наказания 87
 2.2 Традициональные указания на конечность Ада96
 2.3 Доказательства от субстанциальности блага116
 2.4 Доказательства от премудрости и справедливости130
 Приложение: Три богословских текста 141
3. Говорится ли в Коране об искажении Библии?159
 3.1 О доводах полемистов160
 3.2 Кораническое подтверждение истинности Библии199
 3.3 Дополнительные свидетельства211
4. Лишь оборонительная война законна223
 4.1 «Бог не любит агрессоров»224
 4.2 Айаты «о мече» и «о джизйе237
 4.3 О других айатах и хадисах 246
 4.4 Мир как Божий императив264
 Приложение: Из трактата Ибн-Таймиййи287
5. За перемену религии карает только Бог318
 5.1. В Коране нет карательных мер 320
 5.2. Пророк не наказывал за само отступничество 342
 5.3. Пророк не учил о казни для ренегатов 364
 5.4. Каковым было движение ридда402
6. Коран не санкционировал раджм417
 6.1. За прелюбодеяние — джальд417
 6.2. «Кроме открытого прегрешения»445
 6.3. Мнимый айат459
 6.4. Спорные хадисы477
Арабские имена520
Перечень источников536


СКАЧАТЬ КНИГУ ПОЛНОСТЬЮ (2,8 Мб)


اسلاميتى سعت اصليه سيله علويت قدسيه سيله
كوسترمك املى بنى تحريك ايتدى

Меня побуждала к действию надежда показать истинную основу и священную возвышенность ислама.

Муса Бигиев

لولا أن الإسلام محجوب عن الأنظار بالمسلمين
لأخذ به جميع عقلاء الأوربيين

Если бы от взоров людей ислам не закрывали собой сами мусульмане, все разумные европейцы приняли бы его.

Рашид Рыда


Предисловие

Настоящая книга представляет собой первую часть исследования, посвященного раскрытию гуманистических аспектов коранического послания, которые, значительно опередив свое время, не были вполне адекватно освоены со стороны большинства традиционных/средневековых богословов.

Как благовестит Коран, пророк Мухаммад был воздвигнут посланником «в милость всем людям» (21:107). Кораническое послание учит о человечестве как о единой семье, провозглашает национально-этническое многообразие и религиозно-конфессиональный плюрализм Божьим предначертанием, заповедует свободу совести и вероисповедания. В нем нет места для «священной войны» во имя распространения веры. Предельно сужая круг уголовно наказуемых грехов, мусульманское Священное Писание фактически отменяет смертную казнь.

Однако многие из этих установок были существенно затемнены средневековыми толкованиями и наслоениями, а в ряде случаев произошел возврат к суровым нормам уголовного права, от которых сам Коран отказался. Раскрывая подлинную, толерантно-гуманистическую интенцию коранического учения, предлагаемые вниманию читателя очерки, призванные содействовать не только восстановлению исторической правды, но и развенчанию широко распространенных в обществе (и отчасти среди самих мусульман) стереотипов о жестокости/нетерпимости ислама, а также идеологическому разоружению выступающих от его имени ригористов, фанатиков и обскурантов.

Вместе с тем, как заметит читатель, на протяжении всей истории ислама были также мыслители, которые отстаивали высокие толерантно-гуманистические идеалы коранического/пророческого ислама. В Новое время именно российские мусульмане острее всех осознавали величие и актуальность этих идеалов. М. Бигиев в начале XX в. выступил ярким поборником концепции «всеохватности Божьей милости», которая была поддержана некоторыми мусульманскими учеными, в том числе муфтием Р. Фахретдиновым, подчеркивавшим судьбоносное значение этой концепции для будущего как российского, так и вообще мирового ислама. Но в силу известных причин работы в этом направлении были прерваны, не успев утвердиться в общественном сознании и не получив дальнейшего развития. Изложенные в настоящей работе идеи преимущественно идут в русле означенной концепции. И я надеюсь, что нынешнее поколение мусульман России еще больше, чем столетие назад, понимает всю необходимость освоения коранического гуманизма, следования ему и донесения до других.

Первоначальные версии представленных здесь очерков появлялись в журналах «Восток» (Oriens; 2006–2007) 1** и «Минарет» (2006), а затем вошли в сборник моих статей «На пути к коранической толерантности» (Нижний Новгород, 2007) и в первые два выпуска серии «Коранические чтения» (Москва-Нижний Новгород, 2008). При подготовке нового издания были учтены, по мере возможности, замечания коллег и читателей, за что я приношу им мою глубокую признательность. Буду благодарен и за предложения и замечания по настоящей версии, пусть и самые критические.

Фрагменты из Корана, Сунны и других источников на арабском языке приводятся в моем собственном переводе (если не оговорено иное). Коран цитируется по номеру суры-главы 2** и, через двоеточие, номеру айата-стиха. Так цитируются и тафсиры-комментарии к Корану.

Собственно же пророческая традиция, Сунна, состоящая из хадисов-преданий об изречениях и деяниях самого пророка Мухаммада, 3** представлена прежде всего шестью наиболее авторитетными сводами, своего рода «каноническими»: два «Сахиха», составленных аль-Бухари и Муслимом, а также четыре «Сунана» Абу-Дауда, Ибн-Маджи, ан-Насаи и ат-Тирмизи. Если хадис фигурирует в обоих «Сахихах», которые считаются наиболее надежными сводами, то при ссылке на каноническую Сунну указываются лишь эти два источника. Как хадисы, так и шархы-комментарии к ним 4** цитируются по их номеру в цитируемых изданиях.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх