-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татар

Исхаков Дамир Мавлявеевич

Исхаков Дамир Мавлявеевич,
д.и.н., в.н.с. отдела этнологии Института истории АН РТ, чл.бюро Исполкома ВКТ, Казань



О ТАТАРСКОЙ НАЦИИ



В последнее время мы были свидетелями ряда новых явлений в мире, явно заслуживающих внимания всего татарского сообщества. Прежде всего, это референдум о суверенитете в Шотландии (Великобритания) и опрос в Каталонии (Испания), показывающих, что даже в давно сложившихся старых государствах сохраняются этнонациональные общности, стремящиеся к обретению независимости. Затем мы стали свидетелями украинско-русского размежевания, опять-таки свидетельствующем о важности этнонациональных интересов в постсоветском пространстве. В ходе этого конфликта в происходящие процессы татары через Крым также оказались втянуты. Далеко не случайно, что по поручению В.Путина Татарстан начал принимать глубокое участие в крымских событиях. Ясно, что в данном случае российский президент признал особую роль татарстанской элиты в крымских делах. Вовсе не исключено, что его недавнее заявление о возможности сохранения за руководителем Республики Татарстан статуса президента также, не исключено, связано с негласным признанием им особой роли татар в современной России. Но так ли это на самом деле, мы узнаем достаточно быстро, еще до конца декабря текущего года. Однако, весь вопрос в том, насколько само татарское сообщество осознает эту свою роль, выстраивая соответствующую политическую линию и ее этнокультурную составную. Как представляется, этого понимания с нашей стороны явно недостаточно. Не в последнюю очередь такое положение объясняется размытостью представлений нашей элиты о границах и внутренней структуре той этнонациональной общности, которую принято именовать «татарской нацией». Но виновата в этом отнюдь не только наша политическая элита. В целом и среди ученых нет глубокого понимания сущности той этнической реальности, которая скрывается за этим понятием. К тому же следует учесть, что и наши давным-давно сложившиеся представления о «татарской нации» при глубоком анализе могут быть подвергнуты сомнению.

Действительно, вопрос о татарской нации далеко не прост. Думается, что не случайно такой крупный знаток тюрко-мусульманской истории и культуры, как В.В.Бартольд, в начале XX века относительно этого понятия колебался - с одной стороны, он высказывал мнение о существовании в стране нескольких народов с самоназванием «татары», но с другой считал возможным применять термин «татарская нация», подразумевающий почти все группы татар, живших тогда в СССР. Откуда же у него такая двойственность оценок? Не исключено, что В.В.Бартольд в своих формулировках учитывал представления татарских идеологов начала XX в., понимавших под «тюрко-татарской мусульманской нацией» гораздо более широкое этническое образование, чем это было принято позже в советской научной литературе. Конечно, начиная с 1940-х годов в советских трактовках термина «татары», «татарская нация» существовал и политический момент – после депортации крымских татар во всех публикациях их стремились упрятать под одним понятием «татары», хотя понятно, что в результате этой лингвистической операции крымские татары как особая этническая реальность никуда не исчезали.

При серьезных размышлениях выясняется, что несмотря на существование таких терминов, как татары «казанские» («поволжские», «волго-уральские»), «астраханские», «сибирские», «крымские», «буджакские», «литовские» и т.д., которых можно рассматривать в качестве не отдельных этнических реальностей, но и всего лишь географических определений, так как у них отчетливо прослеживается общее этническое «тело», именуемое «татарами». Оно существует как некая историческая реальность, обладающая определенным культурно-языковым единством. Это так, даже если литовские татары уже давно лишились своего тюрко-татарского языка, а крымские и буджакские татары подверглись влиянию огузского языка турок, хотя и сохранив многие кипчакские диалектальные особенности. Вот признанием этой общности и является исторический этноним «татары», отделяющий все этнотерриториальные группы, образующие татарскую этническую общность, от других тюркских народов, даже от таких близкородственных, как башкиры, казахи, и др. При рассматривании лингвистических отличий внутри сообщества татар следует учитывать, что нет необходимости, во-первых, в их абсолютизизации, во-вторых, иметь в виду, что в мире полно наций, внутри которых языковые различия гораздо более фундаментальные, чем у татар. Скажем, южные и северные немцы вообще не понимают разговорный язык друг друга, как и северные и южные китайцы, а сваны, являющиеся частью грузинской нации, говорят на совершенно самостоятельном языке и т.д.

При учете всего сказанного возникает вопрос: а являются ли вообще разными народами географические группы татар, такие, например, как крымские, сибирские, волго-уральские и др.? Тем более, что в ходе переписи 2010 года в Российской Федерации в составе татар как особые этнические образования были выделены лишь такие группы, как кряшены – 34,8 тыс.чел., нагайбаки – 8,1 тыс.чел., сибирские татары – 6,8 тыс.чел., мишари – 786 чел. и «булгары» - 719 чел. Правда, тогда крымские татары еще относились к Украине.

Конечно, сама сформулированная выше мысль относительно необходимости нового понимания понятия «татарская нация» некоторым представителям старых взглядов на татарскую этнонациональную общность, может показаться глубоко крамольной, даже, быть может, нацеленной на ликвидацию иных самобытных татарских групп. Особенно подобная мысль может возникнуть у представителей крымских и сибирских татар, обладающих, в первом случае, достаточно выраженным национальным самосознанием, а во втором случае имеющим некоторую склонность к этническому обособлению. Однако, подобная мысль, на самом деле, не обладает должной глубиной, являясь, прежде всего, продуктом старой традиции советского локального мышления, привитого стараниями коммунистических идеологов, длительное время занимавшихся конструированием мелких территориально-политических образований, очень удобных для управления и проведения ассимилятивной политики в СССР. В реальности эта политическая практика, характерная для нашего советского прошлого, находилась в полном противоречии с представлениями татарских идеологов либерально-буржуазного, прогрессистского направления начала XX в. В нынешних условиях, когда настоятельной является задача нашего воссоединения с собственным буржуазным прошлым, довольно нелепым является продолжение сохранения изживших себя представлений относительно понятия «татарская нация» советского происхождения.

К сказанному следует добавить, что в существующих условиях, когда в России явно формируется весьма консервативный, традиционалистский путь развития, основанный на русском национализме - не пугайтесь, он для татар не так страшен как думают некоторые, наоборот, может быть даже полезен, ибо осознание русскими своих этнонациональных интересов может создать условия для формирования другого типа российского общества, где учитываются интересы и других российских народов – для всех групп татар может оказаться весьма полезным осознание своего глубинного родства и этнокультурного единства, что невозможно без новой трактовки понятия «татарской нации».

Если начать размышлять в этом направлении, то следовало бы исходить из аналога британской нации, состоящей, как известно, даже из народов, имеющих разное происхождение. Полагаю, что татарские идеологи, включая и И.Гаспринского, оперировавшие в досоветский период термином «тюрко-татарская мусульманская нация», имели в виду именно подобный подход, являющийся вполне продуктивным и для современных условий.

Действительно, если вдуматься, интеграция под общей крышей единого «миллета» всех татарских групп не ущемляет интересы ни одной из них, сохраняя в том числе для отдельных татарских территориальных групп возможность обретения территориальных и иных автономных прав в рамках данной «нации». Кроме того, достижение указанного единства способно привести к существенному увеличению возможностей всего татарского сообщества. То, о чем здесь идет речь, только на первый взгляд может показаться абстрактным рассуждением, в реальности предложенная выше концепция может иметь совершенно конкретный выход на политический результат. На какой? Ответ следующий.

Во-первых, на необходимость формирования нового типа всетатарского общественного объединения, где были бы представлены интересы всех региональных татарских групп, включая и татар крымских. Как образовать такое формирование, вопрос технический, хотя и требующий аналитической работы. Во-вторых, до начала деятельности в таком направлении можно было бы образовать «Высший экономический совет» при президенте РТ из ведущих татарских предпринимателей (15-20 человек) с учреждением при нем общественного консультативного органа под названием «Национальный аналитический центр» из ведущих ученых, аналитиков, нацеленных на формулирование решений по наиболее важным задачам, стоящим перед всеми группами татарской этнонациональной общности и Татарстаном. При этом основными принципами функционирования этого экономико-интеллектуального ядра будущей обновленной татарской нации, могли бы быть:

1. Рассмотрение Татарстана и России как родины всех татар;

2. Выработка всех своих ключевых решений исходя из стратегических интересов России и Татарстана, из необходимости сохранения дружественных отношений между всеми народами страны, в особенности с русскими;

3. Неуклонное отстаивание этнонациональных интересов татар в политико-правовом пространстве России и в мире.

Конечно, сказанное выше является элементом конструирования этнической реальности. Но кто сказал, что подобная деятельность в настоящих условиях невозможна?

Источник: https://www.facebook.com/monitoring.vkt/posts/1578060795741973/



От редакции.

К сказанному можно добавить, что вся тюркско-мусульманская идентичность в дореволюционной России называлась "татары". Эта общность подкреплялась общим литературным языком "тюрки", применением арабского языка и "фарси", а также арабской каллиграфией. К сожалению, это родство долгие годы намеренно уничтожалось, что потребует серьезного восстановления.

Поэтому в семейство суперэтноса "татары" следует также включить кумыков, карачаевцев и балкар, оставив прежние названия в качестве наименований этнических групп (субэтносов) одного народа.

Практически вся Россия - исконная земля татар, являющихся здесь автохонным населением. Нужно подчеркнуть, что Татарстан - это общий культурно-политический центр, имеющий особый статус для всех татар, но при этом у каждого субэтноса должен быть свой культурный центр на его территории.

Есть проблемы с консолидацией народа, которая по законам природы происходит либо перед лицом серьезных угроз со стороны явных врагов, либо при вливании серьезных капиталов.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх