Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв





i-mulla

takbir.ru









Tatarmarket


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Общество

Социальные вопросы

Фандрайзинг по-татарски

24 января 2004 г. в Москве, в Доме Асадуллаева состоялось очередное заседание Координационного Совета по делам татарской молодежи г. Москвы, основным вопросом повестки дня которого стало живое обсуждение программы фандрайзинга в целях возрождения Дома Асадуллаева, возвращенного в 2003 г. московским татарам. По итогам обсуждения активисты татарской молодежи г. Москвы выступили с инициативой возродить известный татарам еще с дореволюционных времен институт сбора пожертвований или подписки на благотворительные цели, в данном случае на закупку и оснащение Дома Асадуллаева самым необходимым – аппаратурой, мебелью, литературой и пр. В отличие от прежних попыток татарских общественных организаций периодически собирать деньги на те или иные цели, молодые активисты планируют действовать в соответствии с последними рекомендациями, выработанными профессионалами в фандрайзинге (англ.), т.е. деятельности по поиску и привлечению ресурсов для реализации социальных некоммерческих проектов. Что выйдет из этой затеи, будет ли она поддержана татарской общиной г. Москвы и достигнет ли она хотя бы частично своих целей покажет лишь время. В данной статье пойдет речь об основах фандрайзинга, которые могут пригодиться не только московским татарам, но и активистам других татарских общин при сборе средств для реализации своих некоммерческих проектов.

Способы и приемы фандрайзинга достаточно разнообразны и подробно описаны в специальной литературе (например, на сайте «FUNDRAISING.RU), однако, достичь успеха на этом нелегком поприще можно лишь в том случае, если подходить к поиску ресурсов творчески и креативно.

Как метко подмечено на одном из сайтов, посвященных фандрайзингу: «Природа денег такова, что их всегда не хватает». Их действительно не хватает практически каждому из нас, сколько бы мы денег не получали и точно также не хватает денег всевозможным религиозным и общественным организациям, взывающим к нам с экранов телевизоров, страниц газет и просто с кружкой для подаяний на улице с тем, чтобы мы оказали им помощь. В одних случаях мы можем наблюдать успешную реализацию некоммерческих проектов, в других, а таких, к сожалению, большинство, дело заканчивается полным фиаско. В чем же причина? Почему одни люди успешны и достигают своих целей, а прочие терпят неудачу и лишь разводят руками и сетуют на пассивность и равнодушие сограждан? Попробуем вместе разобраться в этом вопросе, применительно к нашим татарским реалиям.

Прежде всего, перед тем как браться за такое зачастую неблагодарное и критикуемое всеми и вся дело как фандрайзинг надо понять, сформулировать и поставить ясно перед собой ту цель, ради которой стоит вообще начинать сам процесс. Цель должна быть очевидна и понятна каждому потенциальному жертвователю, она должна затрагивать его душевные струны и преподнесена ему таким образом, чтобы вопрос об оказании помощи в том или ином социальном проекте подымал он сам, не дожидаясь бренчанья медяков в протянутой ему кружке для сбора денег!

Следующим шагом в достижении успеха должно быть формирование команды единомышленников, разделяющих ваши убеждения и готовых тратить свое время и силы во имя общей цели. В этом вопросе самое главное уметь набрать людей, способных, и социально активных, не сдающихся легко при первом же препятствии, а самое главное обладающие успешными коммуникативными навыками и умеющих вести конструктивный диалог.

Сформулировав цель и сформировав команду можно начинать выработку пошагового плана дальнейших действий и сбор первоначального капитала. Этот этап самый сложный, поскольку здесь вам придется полагаться практически лишь на свои собственные ресурсы – потенциальные спонсоры вряд ли будут давать деньги под что-то, эфемерное, еще не существующее. Совсем другое дело, когда вы приходите с уже существующим проектом, объясняя при этом, что вы уже начали работу и действуете, однако, нуждаетесь в некоторой помощи. Само собой разумеется, что все ваши предложения должны уже быть вами самими оценены до копейки, с тем, чтобы разговор не был беспредметным.

Далее, необходимо максимально эффективно провести PR-компанию, задействовав все известные вам способы доведения информации до потенциальных жертвователей (радио, газеты, Интернет и пр.) и вот после этого собственно и начинается сам фандрайзинг.

Общая беда всех наших татарских общественных организаций при сборе денег на проведение той или иной благотворительной акции это зачастую безнадежно устаревшие способы решения данной проблемы, а также обращение за помощью не к тем людям, не в самое удачное время и в принципе с такими просьбами, которые вряд ли могут найти отклик у потенциальных жертвователей, поскольку жертвователи не могут воочию насладиться радостью созерцания своих благодеяний.

Применительно к Москве у московских татар до настоящего времени по сути не было такой общей цели, ради которой они могли бы без оглядки пожертвовать свои денежные средства и иные ресурсы. Немногочисленные татарские школы и детские сады в качестве таких целей не подходят, поскольку в основном располагаются на окраинах города и малоизвестны татарскому населению города Москвы, хотя периодически некоторые бизнесмены и общественные организации все-таки несмотря ни на что проводят там благотворительны акции, но это скорее исключение, подтверждающее общее правило.

Возвращение московским татарам Дома Асадуллаева, символа национального возрождения татар, в котором в период с 1914 по 1941 годы кипела культурно-образовательная жизнь татарской общины г. Москвы, резко изменило картинку на экране. Ведь все эти годы шла упорная борьба за его возвращение, вопрос решался на самом высоком уровне с участием Президента РФ В.В. Путина, Президента РТ М.Ш. Шаймиева и Мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова и вот теперь, получив дом обратно пришло время его обустраивать. Лучшей цели для консолидации общины и совместной работы всех татар г. Москвы трудно было и найти!

Конечно, на сегодняшний момент определенную помощь в содержании Дома Асадуллаева оказывает Правительство г. Москвы, но разве это препятствует тому, чтобы найти дополнительные ресурсы для того, чтобы Дом Асадуллаева был примером для всех национальных общин г. Москвы, образцом сотрудничества и взаимопомощи всех представителей татарской нации, сообща помогающих восстанавливать свой общий дом?

Мы везде любить говорить о том, что в Москве живет около 1 миллиона татар. Но даже если это не так и московских татар в несколько раз меньше, разве мы не сможем, собрав хотя бы по рублю с человека, как собирали в дореволюционные годы татары деньги на постройку мечетей и медресе, найти средства на поддержку и сохранение Дома Асадуллаева?

Безусловно мы должны принимать во внимание тот факт, что столичные жители, в том числе и татары, постоянно подвергаются всевозможным просьбам о «вспоможении» со стороны уличных попрошаек, которые постепенно вырабатывают стойкий иммунитет к подобным обращениям. Кроме того, необходимо честно признать, что «рынок татарских благодеяний» в г. Москве уже давно поделен и на нем царит точно такая же жесткая конкуренция за возможность получить финансовую помощь у татарских бизнесменов и пр. обеспеченных людей, как и среди прочих обычных некоммерческих организаций. А каждая новая общественная инициатива ревниво и болезненно воспринимается «конкурентами», готовыми при удобном случае подставить вам подножку. Дело порой доходит до открытого возмущения иных «новых татар», когда к ним в очередной раз приходят с просьбой за помощью, но что остается делать несчастным общественникам? Приходится терпеть и идти на поклон к новым татарским баям. А те скрипя зубами и напевая песенку старухи Шапокляк: «Кто людям помогаааает, тот тратит время зря, ха-ха. Хорошими делааааами, прославиться нельзя» выдавливают из себя злосчастные тугрики.

Парадоксально, что деньги попрошайкам в подземном переходе мы все-таки в конце концов зачастую даем, а те за ближайшим углом их пропивают, и мы также без каких-либо возражений исправно платим налоги в доход казны ну и вообще совершаем массу бессмысленных с практической точки зрения покупок, однако, мы почему-то не стремимся помогать самим себе, свой нации, развитию татарской культуры, образования и языка…Неужели мы такие черствые и бездушные? Думаю, что нет. Просто почему-то мы до сих пор наивно полагаем, что все проблемы общественников, а по сути наши собственные, должно решать государство. Но дело не только в этом – мы почему-то избегаем общепринятой мировой практики организации сбора массовых пожертвований на социальные проекты, в нашем же случае сборе средств на развитие татарских некоммерческих проектов. Что это – стыд признаться самим себе, что пришло время вновь обратиться к методам, используемым татарами в дореволюционной России, когда исключительно таким образом и строились мечети и медресе, в виду игнорирования царизмом культурных и религиозных запросов татар? Или боязнь опозориться, установив тот факт, что подавляющее большинство татар глубоко безразлично все эти вопросы и оно предпочитает пить пиво и смотреть сомнительные продукты западной культуры по телевизору, чем спонсировать татарскую культуру? Хочется верить что нет и проблема в основном заключается лишь в том, что информация не доходит до настоящего адресата либо доводится до него не так, как того требуют нынешние реалии.

Между тем, время жестко требует от нас выработки новых способов решения проблемы добывания ресурсов во имя такой общей цели, как возрождение нашей национальной гордости – Дома Асадуллаева! Пришло время покончить с столь часто практикующимися у татар демагогией и надуванием щек и перейти к конкретным делам, которые по силам каждому из нас!

Итак, с чего можно было бы начать? Да с самого простого и элементарного – изготовление и установка ящиков для сбора пожертвований! Ничего оригинального скажите вы и будете правы. Но, вспомните, когда и где в Москве кроме мечетей вы видели, чтобы на общетатарские нужды собирались деньги подобным образом? Изготовление и установка подобных ящиков не требует значительных денег, и красиво оформленные и установленные в таких местах, где часто бывают татар, например, в самом Доме Асадуллаева, татарских ресторанах и дискотеках, они могут приносить пусть и не самые крупные, но все же деньги.

Другим способом могла быть стать книга пожертвований, подобно той, в которую заносили всех благотворителей при сборе средств на постройку мечети Кул-Шариф в Казани. Пусть и здесь все, кто внес деньги, независимо от суммы, будут указаны, дабы благодарные потомки знали, кто жертвовал деньги.

Что касается возможности уплаты денег не только наличными, но и через сберкассу, то здесь также следует максимально упростить процесс – например, раздавая на татарских мероприятиях уже заполненные квитанции для оплаты через сберкассу либо предоставив возможность распечатать автоматически и заполнить на сайте подобную же квитанцию. Все эти способы давно и успешно реализуются многими некоммерческими организациями.

Вообще говоря, Интернет в процессе фандрайзинга может сыграть огромную роль – это и создание отдельного сайта, организация баннерной рекламы на сайтах Татнета, и рассылки по электронной почте писем, и многое другое. Главное, грамотно, ясно и целенаправленно подать информацию своей аудитории.

Помимо вышеназванных способов имеет смысл также организовывать благотворительную распродажу различной сувенирной продукции –карманных календариков, плакатов, постеров, открыток и др., с тем, чтобы выручка шла в фонд развития проекта. Я уже не говорю об организации благотворительных обедов, концертов, аукционов и прочих забытых мероприятий, которые применяются другими некоммерческими организациями.

К сожалению, практически невозможно описать в рамках одной статьи все те инструменты, которые профессиональные фандрайзингеры используют в своей работе, да и к тому же автор к этому и не стремится, ибо если раскрыть все секреты фандрайзинга почтеннейшей публике возможно эта самая публика более не захочет помогать нашим общественникам. Хочу лишь еще обратить внимание на то, что просьба оказать помощь не всегда должна звучать как просьба в получении именно живых денег. Далеко не каждый предприниматель с ходу согласится на это. Гораздо чаще люди могут предоставить вам какие-либо натуральные материалы – бумага, краски, продукты и пр. А если и этой помощи они оказать не в состоянии, то изучайте варианты помощи людей, в виде их работы на тех или иных общественных направлениях – ведь время, затраченное на выполнение своего общественного долга это тоже ресурс, который дорогого стоит!

Также не стоит забывать благодарить жертвователей, поддерживать с ними и дальше диалог, информировать их о том, как потрачены их средства, предоставляя им полностью прозрачную отчетность о проделанной работе.

В заключение, хочу сказать, что в татарском фандрайзинге зачастую главное не результат, а сам процесс поиска и сбора ресурсов, в ходе которого и происходит по настоящему консолидация нации. Главное не бояться скептицизма, насмешек и отказов и понимать, что судьба дает нам прекрасный шанс проявить все свои самые лучшие качества и научиться основам искусству убеждать людей, чтобы повести их за собой во имя общей благородной цели!

24.01.2004 г.

Сибгатуллин Айнур

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх