Проблемы сохранения и развития татарского этноса
Президенту Татарстана Рустаму Минниханову
Агдас Бурганов, заслуженный профессор РГГУ, почетный академик АНТ, действительный член Академии политической науки.
Уважаемый Рустам Нургалеевич!
Поздравляя Вас с избранием на высокий пост Президента Татарстана, желаю Вам плодотворной деятельности на благо народа Республики, а также всей татарской нации. В условиях перехода к рыночной экономике и формирования демократического общества важнейшей задачей руководящих деятелей нации я считаю её сбережение пресечением стихийного, а также целенаправленного государством, процесса ассимиляции малых народов России.
Сбережение нации, развитие её языка и культуры, как показывает исторический опыт конца 19 и начала 20 столетий, когда началось было возрождение татар, вопреки великорусской шовинистической политике царизма, возможно лишь благодаря созиданию национального капитала, составленного мелкими и средними собственниками, то есть народом. Крупный капитал монополистов, включая государственный, как свидетельствует всемирная история - бюрократически-компрадорский; он, будучи национальным по происхождению, не является таковым по использованию, распоряжению им. До революции, при практическом отсутствии государственной поддержки (которой и для русской нации было недостаточно) состоятельные татары с участием религиозных деятелей, прежде всего мулл и их жен (остабикә) организовали массовое просвещение татар, обучая их при мечетях, в мектебах грамоте, чтению Корана и хадисов пророка Мухаммада, арифметике и др. И достигли поголовной грамотности населения (включая женщин, в отличие от россиян всех других наций, у которых и большинство мужчин-то было неграмотным), многие могли получить достойное, по тому времени, образование, на родном языке в медресе, которого, в лице современного университета, к сожалению, мы не имеем по сей день. Именно тогда произошло становление театрального и музыкального искусств, светской татарской литературы, представленной гениями, формирование выдающихся общественных деятелей, добившихся после Февральской революции фактического суверенитета нации (Национально-культурной автономии). И, наоборот, уничтожение состоятельной части татар, превращение всех в полностью обессобственниченных наемных рабов при Советской власти ускорило процесс ассимиляции татар русским и другими народами (потери многими татарами родного языка, национальной культуры и обычаев).
Руководство нации свою деятельность должно сообразовывать со стремлением каждого татарина, еще не утратившего хозяйскую, собственническую жилку натуры, соответствовать зову Истории: «Обогащайся!». Тем обретая самодостаточность и способность к самоорганизации. Только так может сформироваться национальный капитал. Другого пути национальной свободы просто нет. Нигде. В России, в частности и в особенности. Только так можно стать демократической республикой, успешно решающей задачу сбережения нации, живущей в условиях социальной справедливости! Решение предложенной задачи общезначимо и не только для России. Правящая бюрократия игнорирует истину, перманентно подтверждаемую в последние три века в недоцивилизованных, как наше, государствах: «пролетариям (мы в большинстве – пролетарии) нечего терять, кроме своих цепей» и потому вынужденные в озлоблении искать выход «во всех тяжких». Бюрократия обрекла народ на образ жизни, сопряженный с бесконечным террором, будь то в революционно-контрреволюционной, индивидуальной или иных формах. Татары своим образом жизни самодостаточности в самореализации, преобразовав свою социальную структуру, могли бы послужить примером для всех россиян, помогая им выйти из тупика, именуемого, по известному присловью - «жизнь-копейка».
Другая, не менее важная, задача, стоящая перед руководящими деятелями нации, проистекает из того обстоятельства, что будущее многонационального человечества – с ныне вполне определившейся тенденцией к перемешиванию народов везде и всюду - в федерации национально-культурных автономий. Но, разумеется, не наших нынешних. Им следует придать общественно-государственный статус: со своими исполнительными, законодательными органами и бюджетом. И самое главное: автономия с физическим членством, для граждан данной национальности, а не для политиков (политиканов), как это организовано сегодня.
Принятый в 1997 году закон о национально-культурной автономии не соответствует требованиям самоуправления национальных меньшинств, поскольку автономиям придан статус общественной организации, со всеми вытекающими отсюда негативными следствиями материальной и правовой недееспособности, к тому же при полном отсутствии механизма реализации даже этого закона. Жизнь требует государственно-общественного статуса. Хотя бы потому, что национальные проблемы самого великорусского народа решаются государством и за счет общегосударственного бюджета, формируемого усилиями всех наций, а не одних лишь русских. Налицо очевидная дискриминация национальных меньшинств как следствие проводимой правящими кругами государственной политики, которую можно квалифицировать как шовинистическую.
Роковой ошибкой руководства РТ является небрежение к создаваемым в стране татарским национально-культурным автономиям. На мой взгляд, непосредственная связь с последними содействовала бы установлению более тесных отношений и организации массовой поддержки татарстанской власти. Поэтому-то, мне кажется, г-н Президент, что Вам следовало бы возглавить и Федеральную национально-культурную автономию татар (ФНКАТ), фактически бездействующую, которую с момента её организации возглавляют третьестепенные лица из чиновников и им подобных, угодные начальству, но не авторитетные в глазах масс и вышестоящего начальства. При этом акцент поставлен на проблемах татар, расселенных за рубежом, что, разумеется, дело благое, но не за счет же дисперсно расселенных в самой России это делать, которые подчас оказались в руках, как, например, в Московской региональной автономии, политиканов, мошеннически узурпировавших власть в региональной НКА. Они могли, в лучшем случае, более-менее успешно заниматься проблемами сабантуя, доведя его до праздника общефедеральной значимости. За что мы говорим спасибо, хотя его следовало бы вернуть на исламские традиции, исключив из него обретенный в последние десятилетия общероссийский срам: пьянство, табакокурение и употребление другого «харамного» зелья.
Взаимодействие Республики со всеми татарами, расселенными компактно и дисперсно за пределами Татарстана, оживит и рыночные отношения, не концентрируясь лишь, как сегодня, на проблемах культуры, точнее сказать: в её концертной сфере, что, безусловно, очень важно, но недостаточно. Без возрождения всеобщей взаимосвязи всех частей нации (к тому же – с её большинством, живущим вне РТ!) она не сможет самореализоваться, самостоять; она – объект денационализации, ныне идущей «семимильными шагами», ее будущее – исчезновение с этнической карты мира. И еще вопрос – при каком режиме: царском, большевистском или нынешнем названные тенденции имели (имеют) больший шанс ускорить исчезновение нации с этнической карты мира?!
***
История свидетельствует, что государственные деятели остаются в ней, когда они свою судьбу не отделяют от судьбы нации, как бы, сливаются с ней. Деликатная проблема, стоящая перед любым национального масштаба деятелем: как состояться в качестве работника нации, её лидера? В это понятие, обычно, вкладывается слияние человека с нацией, его породившей, в неодолимо единое, не взирая на какие бы то ни было трудности и соблазны, во все исторические времена, преподносящие её чадам сюрприз за сюрпризом, иные из которых ставят вопрос ребром: «быть или не быть?». И ответ у него, если он лидер нации по призванию, будет один: «быть, непременно быть и только с ней, родимой; её сберечь и продвигать вперед». Не позволяя правящей бюрократии использовать себя в роли марионетки, действующей ради её укрепления.
Переход в русские в течение многих веков наиболее пассионарных, продвинутых, талантливых представителей татар, потомки которых составили список в несколько сотен крупных государственных деятелей России, её прекрасной литературы, философии, науки и т.п., соблазненных русской монархией дворянскими льготами, землей, чинами и т.п., в обмен на дикие притеснения, а в советский период - поголовное истребление цвета нации, не могли не сказаться негативно на генетическом коде нации. Эта опасность реальна посейчас. Названному процессу содействуют обстоятельства, создаваемые политикой властей, превращая их для инородцев в неблагоприятные условия физического выживания. Мы хотели бы надеяться, что руководство Татарстана найдет им демократический способ противодействия. Татары за дружбу с русским и другими народами России, на основе полного равенства сторон и взаимного благоприятствования их национальному развитию. Пришла пора окончательно и навсегда распрощаться с остатками колониализма, какими бы незначительными они ни казались (на первый взгляд!).
Москва,1 апреля 2010 г.
|