-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Одежда и мода

Татарские одежды

Семья городских татар, начало XX века
Семья городских татар, начало XX века

Одеяния татар — Это целая симфония, вобравшая практичность и творческую фантазию, строгие каноны и едва ли не безбрежную вариативность. ХХ век с его индустриализацией и интернационализацией всех сторон жизни унифицировал быт татар – равно как и русских, и, к примеру, удмуртов или бурят. Национальные одежды стали экспонатами музеев. И вроде бы ничего с этим не поделаешь. И всё-таки: Старые хвалим года, но в новое время живем мы: то и другое должны мы одинаково чтить», внушал в начале I века нашей эры римский поэт Овидий. Почитание «старых годов» должно воплощаться хотя бы в любопытстве к ним и использовании хотя бы каких-то элементов прежней "моды". В том числе и в одеяниях.

«Вот как описывает одежды богатых татар Казани начала ХIX века профессор Казанского университета Карл Федорович Фукс (1776-1846):

Образ молодой городской татарки, начало XX века
Образ молодой городской татарки, начало XX века

"…Одежда казанских татарских купцов так отлична от платья всех других народов, что заслуживает особенного внимания. У мужчин: рубаха (кульмяк) из ситцу, китайки или миткаля, белая или красная, до колен. Исподнее платье, чрезвычайно широкое (штан) из ситцу, или из китайки, или иногда из шёлковой материи. Чулки (юк) бумажные или холщовые. Ичиги (читык), иногда вместо чулок, из тонкого сафьяна, жёлтого или красного. Башмаки (калуш) чёрные или зелёные. На рубахе два камзола: маленький камзол без рукавов, шёлковый или парчовый; на нём большой камзол (казаки эдрес) шёлковый с рукавами. Кафтан (чекмен), халат из нанки или из синего сукна. Кушак (пода) шелковый. За пазухой шёлковый носовой платок (чаулок), тебетей (такья), вышитая золотом; богатая в 60 рублей, обыкновенная в 5 рублей. Шапка (бурык) бархатная опушенная каким-нибудь мехом, у богатых бобровым, ценою иногда в 400 рублей (...)

Одежда женская в домах зажиточных купцов следующая:

  1. Колпак шёлковый с бахромою и позументами, ценою в 50 рублей. Наместо колпака замужние женщины носят на голове шёлковый или парчовый платок (занар чаулок), остроконечный, склоняющийся концом на правую сторону.
  2. Серьги (алка-кашли, челдерли) из серебра, вызолоченные, примерно ценою в 35 рублей.
  3. Ожерелье (каптарма); Чага — вызолоченного серебра, с каменьями, особенно с бирюзами, с вызолоченными рублёвиками, обращёнными портретом к телу, ценою в 60 рублей.
  4. Рубашка (кульмяк) из ситца, или из китайки, или шёлковая, пёстрая, длиною до пят, обшитая около шеи и на груди позументами, внизу с тройными оборками и с лентами, ценою в 80 рублей; а ежели из парчи, то стоит 350 рублей.
  5. Панталоны (штан)— из кумача в 9 аршин, или из ситца в 6 аршин, или из шёлковой материи в 5 аршин, пёстрые и широкие. Эти панталоны у богатых стоят 15 рублей, у женщин среднего состояния 4 рубля, у деревенских из дурного холста в 25 копеек.
  6. Ичиги (читык) — ботинки сафьянные, искусно выстроченные шёлком, красные, жёлтые и зелёные, ценою в 9 рублей; шитые золотом, ценою от 18 до 30 рублей. На место чулок они обёртывают ноги тонким полотенцем.
  7. Туфли из красного сафьяна, шитые золотом, ценою от 7 до 10 рублей.
  8. Кукрень для закрывания женских грудей, из шёлковой материи или парчовой, обшитый позументами, ценою в 10 рублей.
  9. Камзол без рукавов, длиною до колен, из шёлковой материи с позументами и с карманом на правой стороне для носового платка, который татарки никогда не носят в руках, ценою от 80 до 400 рублей.
  10. Джилан парчовый или шёлковый с позументами, очень длинный и с весьма длинными рукавами, ценою у богатых в 2000 рублей. Ныне джилан выходит из моды; а вместо него делают камзол с длинными рукавами, у богатых в из парчи, а у бедных из китайки или нанки, на лисьем или заячьем меху.
  11. Шёлковая большая фата (куши-чаулок) с золотыми цветами, простирающая по спине и укреплённая над колпаком, ценою у богатых от 120 до 300 рублей.
  12. Браслеты (мерчем-блязек) из вызолоченного серебра с надписями, с камнями, особенно с сердоликами и с бирюзами, за ними нанизаны голландские червонцы и несколько ниток красных кораллов или жемчугу, ценою в 3000 рублей.
  13. Джузюк, у богатых на каждом пальце по кольцу, из вызолоченного серебра с бирюзою, с аметистами и с жемчугом. Все эти десять колец ценою в 500 рублей.
  14. Одна длинная, часто приделанная, чёрная коса, в которую вплетены большие серебряные монеты; на конце этой косы привешивают несколько серебряных монет для бренчания (чулле).
  15. Перевязь (пути) через левое плечо, с камнями, жемчугом и с империалами. Внизу этой перевязи на правом боку пришит карманец, куда кладут мелкописаный Коран; но часто тут вместо мелкого Корана находится кусок деревца. Причина сему есть та, что татарки, охотницы часто и много пить чай, принуждены бывают нередко ходить до ветру и, следовательно, оставляют свою святую книгу дома. Такая перевязь стоит до 3000 рублей. 16) Капот суконный или нанковый, который они носят, набросив на голову и не вдевая руки в рукава.

Одежда татар
Одежда татар

Лет 30 назад у татарок был головной убор, похожий на сахарную голову, из шёлковой материи, покрытой русскими позолоченными рублёвиками, с кораллом и с жемчугом; вверху этот длинный конус оканчивался вызолоченной пуговкою.3д всём этом головном уборе весу 20 фунтов. Этот костюм ныне вышел из моды. Татарка, так тяжело и пребогато одетая, ходит очень дурно, как утка. Но здесь вопрос: кому показаться в этом пышном наряде? Одному только мужу, или сёстрам своим, или другим своим подругам: потому что женщинам у татар не позволено показываться самому близкому родственнику из мужчин. Какая досада для татарок)..."

Во второй половине Х1Х века, в период интенсивного становления крупных торгово-промышленных и национально- культурных центров татарской буржуазии в Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Касимове, Астрахани, Томске, Тобольске, роста экономических и культурных связей между татарами регионов России, формирования общетатарской национальной культуры наметилась тенденция к смене стиля национального костюма — от традиционных монументальных на- родных форм к более изысканным и утончённым, соответствующим направлениям общеевропейской моды. "На базе казанско-татарских городских традиций формируется общенациональный костюм, который достаточно быстро усваивают все этнотерриториальные группы (кроме кряшен)", — отмечает С.В. Суслова в монографии "Татары".

В начале ХХ века под влиянием общеевропейских традиций произошли ещё более заметные изменения в женской одежде особенно в городах и некоторых слоях сельского общества. В конечном итоге это привело к нивелировке как этнотерриториальных, так и социально-возрастных особенностей, Стабильными составляющими женского национального костюма повсеместно остаются лишь небольшие калфачки и мозаичная кожаная обувь —специфические в прошлом элементы традиционного костюма казанских татар.

Мужской костюм и в середине XIX века был достаточно единообразный. В качестве общенационального в конце XIX — начале ХХ века воспринимался комплекс одежды, состоящий из рубахи с вшивным достаточно узким рукавом, короткого казакина, брюк общеевропейского покроя, чёрного бархатного "казанского" головного убора, штиблет или ботинок фабричного производства.

Казанская татарка в расшитом голоdном уборе-калфаке и перевязи с камнями, жемчугом и монетами- бути (1907г.)
Казанская татарка в расшитом голоdном уборе-калфаке и перевязи с камнями, жемчугом и монетами- бути (1907г.)

К началу XX века судьба сложившихся в середине XIX века комплексов традиционной одежды складывалась по-разному. Для мусульманских групп народа (зтнотерриториальные группы волго-уральских, астраханских и сибирских татар) было характерно освоение на фоне общеевропейских культурных традиций городского казанско-татарского костюма. На одежде волго-уральских кряшен сказалась ориентация в сторону более крупных христианских этносов. Молькеевские кряшены почти полностью восприняли народный костюм чувашей- анатри, нагайбаки практически перешли на русский костюм казачьего образца.

У татар (особенно волго-уральских) традиционный костюм достаточно рано вышел из повседневного быта. Это было связано с ранней урбанизацией, приобщением их к европейской культуре (в том числе и к европейской oдежде), а также с рядом иных причин — свёртыванием в советское время народных промыслов, пренебрежительным отношением к женскому рукоделию, ориентацией на общесоветскую культуру. Раньше других это коснулось городского населения, издавна более активно включающегося в исторические процессы.

"Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка "по-татарски" (в роспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха — кулмэк, кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у сельских жителей, меньше у горожан. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия, направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Профессиональные художники, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, руководители фольклорных коллективов и музейные работники стремятся воссоздать (реконструировать) традиционные комплексы народного костюма" ("Татары", с.314).

Варианты покроя верхней одежды
Варианты покроя верхней одежды

Материалы газеты «Татар Доньясы», №5/2002

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх