-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Вторая научно-практической конференция

Галимов Рафкат Габдрахманович, президент Московского общества татарской культуры «Туган тел» (Родной язык), ветеран ВОВ

 

В мире, по данным ЮНЕСКО, по инициативе которого 21 февраля с 2000 года определен как Международный День Родного языка, люди говорят сейчас более чем на 6 тысячах языках, примерно половина которых под угрозой исчезновения. Каждые две недели в мире окончательно исчезает по одному языку… На 83 самых распространенных из них разговаривает около 80% населения мира; на 3500 самых малоупотребляемых – 0,2%... Под угрозой полного исчезновения в мире в ближайшее время находится 383 языка… Обеспокоенная плачевным состоянием негосударственных языков и их носителей в мире Генеральная Ассамблея ООН объявила 2008 год Международным годом языков.

В СССР за последние 20 лет его существования исчезло 20 языков… По языку в год (НГ Наука, приложение к «Независимой газете», №16 от 14.11.07 г). Основная причина – вытеснение… В Советской Сибири… власти… сами способствовали исчезновению языков…» (там же). «… С каждой такой потерей мы теряем всё, о чем столетиями думали эти люди – о времени, небесах, морских животных, оленях, о съедобных и целебных растениях, о математике, о природе, о мифах и музыке» (там же). Как обстоит дело с негосударственными языками и их носителями в России сейчас?

«Каждый год в мире исчезает примерно 15-20 языков… в том числе в России» (там же). Одно дело, если исчезает язык, даже не имевший письменности, естественно, потому, что на нем оставались разговаривать всего по нескольку лиц пожилого возраста; другое дело, когда исчезновению языка, как сказано выше, «способствуют власти». Это «способствование» проявляется в различных формах. Пример: «Поручение Президента РФ В. Путина о разработке новой редакции Концепции национальной политики (в котором, разумеется, должны были быть представлены и меры по сохранению и развитию национальных языков жителей РФ – Р. Г.), данное после встречи с делегатами II съезда Всемирного Конгресса татар, вызвало тысячи интереснейших предложений. Проведена огромная работа. Однако накопленный запас идей до сих пор законсервирован» (газета «Татарские края», № от апреля 2007 года). «Реформа общероссийской телерадиокомпании ВГТРК сопровождается сокращением местного и национального вещания, что приводит к закрытию татарских радиопередач в областях и краях. Финансирование татарских изданий остается на низком уровне и даже сокращается… Многократные обращения о возрождении телерадиопередач для народов России не дают результатов» (там же).

С тех пор прошло десять лет. 13-14 декабря 2007 года Казани прошел IV съезд Всемирного Конгресса татар, который принял обращение к тому же президенту РФ господину Путину В. В., в котором, в частности, говорится: «…Нас беспокоит, что во внутренней политике РФ всё отчетливее проявляются тенденции игнорирования интересов различных национальных групп населения страны. Так, до сих пор не выполнено Ваше Поручение, данное после третьего съезда Всемирного Конгресса татар о создании на общероссийском государственном телевизионном канале «Культура» регулярных культурно-познавательных программ, освещающих жизнь народов России. Особую озабоченность у нас вызывают так же процессы, направленные на разрушение системы национального образования. Уроки истории показывают, что в разные времена политика игнорирования национальных интересов порождала только взаимное отчуждение и недоверие народов, нагнетала напряженность в обществе. И это никогда не служило укреплению российского государства. Принятый Государственной Думой Федеральный Закон «О внесении изменений в некоторые акты РФ» (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта) отменяет региональный компонент, в рамках которого до сих пор изучались родной язык и история того или иного народа России. Большую тревогу так же вызывает так называемая программ «оптимизации» учебных заведений и их нормативного финансирования, которая, прежде всего, подрывает устои национальной школы в РФ. Сегодня во многих регионах национальная школа поставлена в положение пасынка существующих структур образования. А ведь для сохранения традиций взаимопонимания и взаимоуважения народов, укрепления толерантности в обществе необходимо поддерживать самобытность российских этносов, их язык и культуру, а, стало быть, и национальную школу с родным языком обучения.

Тем более что Российская Федерация вошла в европейское правовое пространство и тем самым взяла на себя обязательства по соблюдению прав человека, в том числе прав национальных меньшинств, гарантировав обучение на родном языке.

Мы так же выражаем серьезную озабоченность в связи с участившимися случаями проявления ксенофобии и нетерпимости на национальной почве в отдельных регионах РФ. К сожалению, подобные настроения открыто пропагандируются некоторыми политическими партиями и публичными политиками. Мы считаем, что в современной демократической стране такие негативные проявления должны получить отпор не только общественности, но и государственных органов власти…»

За примерами, подтверждающими последний абзац обращения, ходить далеко не надо. Так, известнейший публичный политик, член Государственной Думы почти всех созывов, поддерживаемый не менее 8,7% от общего количества избирателей, так сказать, российского электората, господин Жириновский В.В., в своем издании «Русская власть», обращаясь к гражданам России в предвыборной кампании 2007 года, говорит открыто: необходимо… «Провести административное переустройство Российской Федерации. Создать 50 краев с численностью не менее 5 миллионов жителей… Отказаться от национально-территориального деления и вернуть прежнее дореволюционное административно-территориальное деление». Всё ясно: вернуться ко временам, когда Россия была «тюрьмой народов» - государством для русских. А для этого еще: «Русским предоставлять гражданство России без излишних формальностей. Получение гражданства для русских – автоматическое за 3 дня!!! Для бывших граждан СССР – 30 дней…» А сколько выучеников Жириновского! И никто и ничто в существующей России им не помеха. Они свободно разгуливают по стране, выступают по телевидению и радио. Им всё дозволено в «демократической» России.

К сожалению, приходится вести речь не только о сохранении Родного языка нерусских жителей Москвы, России в целом, но и о самой выживаемости носителей этих языков в стране, где о толерантности теперь можно только мечтать.

Само понятие «День Родного языка» наводит на мысль, что это должно быть однозначно с понятием «Праздник Родного языка», но не в России. К величайшему сожалению, «День Родного языка» для всех нерусскоязычных проживающих в стране Россия становится «Днем печали по исчезающему Родному языку». Просвет «в конце тоннеля» не просматривается, тем более что этот Международный День в России не воспринят и в государственном масштабе не отмечается – России, по всей видимости, языки нерусских ее граждан – обуза.

В этой связи Мария Орлова в газете «Современная мысль» в №8-9 за август-сентябрь 2007 г. на стр.5 пишет: «… видеозапись казни таджика и дагестанца была опубликована в Интернете в минувшее воскресенье. Этот ролик является шокирующим напоминанием о существовании в современной России жестокого расизма, особенно опасного благодаря тому, что государство использует ксенофобию в собственных целях. Список жестоких преступлений на почве расизма длинен и удручающ… Несмотря на это, в большинстве таких случаев её виновные, даже если дело доходило до суда, обвинялись только в хулиганстве и получали небольшие тюремные сроки… В изрядной мере нежелание российского правительства сделать противостояние расизму и насилию на расовой почве стало приоритетным направлением его деятельности и связано это с тем, что власти этой страны склонны цинично использовать национализм в качестве политического оружия. Правительство России давно покровительствует экстремистским политическим партиям, в том числе либерал-демократам Владимира Жириновского, и (позднее) «Родине», партии, основанной перед парламентскими выборами 2003 года Дмитрием Рогозиным, которая, по мнению многих политических обозревателей, была создана и профинансирована самим Кремлем… Кремль манипулирует националистическими страстями, и ничего удивительного, что экстремисты чувствуют, что могут безнаказанно издеваться над нерусскими и убивать их. Успех «Родины» показывает, что подобный экстремизм привлекателен для изрядной части российского электората. Потворствуя этим страстям, Кремль играет с огнем, делая ксенофобию респектабельной политической стратегией».

«В Москве 4 января 2008 г рядом со станцией метро «Перово» произошло … зверское убийство»,- пишет газета «Лезг. известия» № 13 за январь 2008 г.- «… группа молодых людей славянской внешности в черной одежде напала на Бекерова Мехетдина Абубекеровича, когда он вышел из метро и направлялся домой. Толпа бритоголовых побежала за ним, догнав его, они нанесли ему 20 ножевых ранений и спокойно скрылись с места преступления… Симптоматично - никого из убийц до сих пор не нашли…» (на 21.01.2008 – Р.Г.)

В минувшем 2007 году бритоголовые лица славянской внешности убили 73 человека - лиц неславянской внешности.

А за минувших неполные 2 месяца 2008 года – убито ими же около 30 лиц неславянской внешности. Процесс, как видно, набирает темпы.

По словам публичного политика Явлинского: «Ксенофобия, расизм, антисемитизм разрастается в нашей стране как раковая опухоль. Это путь к развалу, это путь к смуте…» получается, Россия на изготове истребить не только нерусские языки, но и их носителей.

Вот другое из того же ряда:

Даниил Алексеевич Сысоев – секретарь православного общества «Шестоднев», священник, кроме своих злобных антиисламских проповедей, в издательствах Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадского и издательстве Храма пророка Даниила, издал открыто и реализует книги «Прогулка с протестантом» и «Брак с мусульманином», в которых:

- возбуждает ненависть к священному символу Ислама – пророку Мухаммаду, называя его «лжепророком», а его наставления – «лжепророчеством»;

- возбуждает ненависть к священной книге мусульман – Корану;

- возбуждает ненависть к исламской религии;

- возбуждает ненависть к мусульманским народам;

- о Коране: «… перед нами лжепророчество, вдохновленное извечным врагом рода человеческого» (о Пророке Мухаммаде) и т.д. (Хамидуллина Х.Г., 17.01.2008)

Как и во многих других случаях, Федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» хранит молчание как по отношению к деятельности Д.А. Сысоева, так и по отношению многих и многих других проявлений экстремистской и не только (убийства!) деятельности.

Был вопрос к президенту В. В. Путину (из фрагмента стенограммы прямого теле- и радиоэфира «Прямая линия с Президентом России») 18.10.2007 г. от С. Брилева: «… была еще речь (Ваша – Р.Г.) на татарском в Казани, Владимир Владимирович, длиннее, чем на французском в Гватемале…» В.Путин: «Что касается речи на татарском, то это было сделано тоже в знак уважения к татарскому народу. Это вторая титульная нация в нашей стране…» Из «уважения» ко второй титульной нации в стране к татарскому народу он, президент Путин В.В., подписал Указ, запрещающий перевод алфавита татарского письма с уродующей этот язык кириллицы на удобоваримый латинский алфавит, рекомендованный съездом Всемирного Конгресса татар. Тем самым он унизил и оскорбил татар не только российских, но всего мира, продемонстрировав, кто в российской стране хозяин, а кто бесправный холоп - татары и иже с ними, кто осмеливается подать голос в защиту своих попранных национальных прав.

В таком ракурсе решается в России и судьба языков нерусских ее коренных жителей, в свое время «облагодетельствованных» ею. «Мягко стелет, да жестко спать», говорят в народе, видя такую метаморфозу в умах и делах деятеля, резко расходящихся от слов, пусть даже президента.

А вот в Украине не так. Президент Украины Господин Ющенко поступает по-другому. Он поручает премьер-министру Украины Юлии Тимошенко (Интернет 16.01.2008,09-55,kyiv): Кабинетом Министров рассмотреть вопрос создания «Центрального Органа исполнительной власти для формирования и реализации Государственной языковой политики…», что это на сегодня является «… чрезвычайно актуальным» для «Неуклонного соблюдения конституционных гарантий … с целью создания Целостного Национального Языково-Культурного пространства…», что необходимо «принять новую редакцию Закона «О языках», базирующуюся на конституционном положении об обеспечении полноценного функционирования Государственного языка на всей территории Украины и во всех сферах общественной жизни, и предусматривая, вместе с тем, свободное развитие русского и  «других национальных меньшинств Украины».

Веря в искренность Президента России, к нему было обращение в виде открытого письма (опубликовано в «Известиях» № 38 от 5 марта 2007), где говорится, в частности, следующее: «…Выступая в конце 2005 г. на открытии парламента Чеченской Республики, Вы заявили о том, что Россия всегда была и остается наиболее надежной защитницей ислама. Мы верим в искренность этих слов и ценим, что они исходят из уст главы великого государства и гаранта российской Конституции… Однако… под угрозу поставлено само право граждан России на свободу совести и вероисповедания… В Набережных Челнах и Москве пытаются запретить книги одного из самых гуманистических мыслителей Б. Саида Нурси… Сегодня процесс по запрету книг Нурси продолжается в Коптевском суде Москвы. К этому делу подключилась Генеральная Прокуратура РФ… (труды Б.Саида Нурси, по данным председателя движения «Российское Исламское Наследие», Авясова Ш., уже запрещены… - Р.Г.)

В Астрахани новая власть планирует снести разрешенную прежним губернатором и мэром к строительству мечеть… Все жалобы и обращения в защиту мечети, в том числе в Генпрокуратуру РФ и к Уполномоченному по правам человека в РФ не привели к положительному результату… Складывается впечатление, что прокуратура действовала (и действует – Р.Г.) не в целях установления истины и соблюдения законности, а … по заказу из вне…» Получить разрешение и построить мечеть очень трудно, не только в Астрахани – везде в РФ. Мечети – хранительницы, кроме религии, и родного татарского языка: в медресе при мечетях обучение проводится на родном татарском, как и проповеди.

Все сказанное имеет очень прямое отношение к жизни, сохранению и развитию языков нерусских народов России, коренных жителей этой страны. И это – родимое пятно России от рождения, а не феномен сегодняшнего дня.

В книге для студентов, аспирантов и преподавателей под названием «Историческая роль филосовско-педагогической мысли в формировании личности гражданина» (авторы Н. И. Музафарова и В. И. Голованов) на стр.89 читаем: «Периодом расцвета Волжской Булгарии следует считать X-XIII вв. В этот период она представляла могущественную державу (отрогами она доходила на востоке до Самарканда, на западе – до Дона, на севере – до верховьев Волги, на Юге – до Кавказа и Каспийского моря.) Булгарское царство являлось своеобразным центром мусульманской цивилизации. С официальным принятием ислама (922 г.) стали создаваться школы (разумеется, на родном языке – Р.Г.), появились библиотеки с фундаментальными трудами ученых Востока по астрономии, медицине, географии, математике, философии и др. К сожалению, до наших дней не дошли эти источники, представляющие богатейший пласт мусульманской культуры… Окончательный разгром и уничтожение этого культурного наследия было произведено Иваном IV в середине XVI века». Жители страны были во множестве истреблены, а оставшимся в живых запрещено жить в городах. Богатейшие библиотеки были сожжены, произведения искусств разграблены. Народ лишился на столетия городской культуры, что отбросило его развитие на века. С тех самых пор культура, язык, религия нерусских народов, проживающих на исконно своих землях, мягко говоря, не в почете в России, мало похожей на федерацию, несмотря на присвоенное ею себе такого названия. Завоевывая, «присоединяя добровольно» чужие территории, Россия и для своего коренного государствообразующего народа не «успевает» уделять должного внимания и в деле образования.

По данным Александра Якуба (Интернет 06.12.2007) Россия недофинансирует образование. «… В Южной Корее до 20% ВВП ежегодно тратится на образование в течение последних 20 лет. В Японии – 14% ВВП, В Финляндии – 16,4% ВВП… В России же в 2007 году расходы на образование из Федерального бюджета составили всего – 0,9% ВВП».

При таком положении вещей в стране обучение на родном нерусском языке вообще обречено на вымирание. По данным ученых уже при «демократической» России, после распада СССР, умерло 3 языка. Кто следующий…?

Спекулируя на глобализации жизни на планете Земля, сторонники обучения подрастающего поколения только на государственном русском языке в России полагают, что они за «светлое будущее» детей нерусской национальности, т.к., по их «мнению», ребенок, закончивший школу с родным языком обучения, не будет конкурентоспособным с русскими детьми (прекрасно владеющими русским языком) при сдаче экзаменов для поступления на учебу в высшие учебные заведения. Возражая такому пониманию обучения на родном языке, авторы уже упоминавшегося труда Н. И. Музафарова и В. И. Голованов там же пишут: о национальных школах с обучением на родном языке, которые обеспечили бы «… единый государственный стандарт воспитания и образования, а с другой – приобщение к национальной (этнической) культурной традиции, т.е. воспитание личности, способную жить в поликультурном окружении. Такие условия предполагают создание школы, начальная ступень которой погружает в стихию родной культуры и языка, а средняя ступень (по содержанию которого и сдаются экзамены для поступления в ВУЗы – Р.Г.) выводит на общероссийское и мировое культурное пространство». Стало быть, лукавят сказочники о глобализации, в том числе и власти предержащие. Так, руководитель Департамента образования правительства Москвы (теперь бывшая) Любовь Петровна Кезина на одном из совещаний так и заявила: «Я считаю, что чисто национальные школы – это тупик» (Журнал «Этносфера» №8 (83) за 2005 год, стр.28). Поэтому в Москве нет ни одной Государственной или Муниципальной школы с обучением на родном нерусском языке даже в начальных классах.

Там же, отмолчавшийся на эту дикую заявку, видимо, оттого, что согласный на убийство родного языка, высказал свою «мысль» и полномочный представитель Полпредства Республики Татарстан в РФ Назиф Мириханов, фактически выражая тем самым свое согласие на убийство родного языка. Он сказал: «Планируется (это неправда – Р.Г.), что в каждом Округе (Москвы – Р.Г.) будут созданы школы с татарским этнокультурным компонентом (И он весьма доволен этим мифом. – Р.Г.). Сейчас дело только за татарской общиной». (Это ложь в угоду власти предержащих: без изменения отношения государства на общероссийском уровне о необходимости поддержки обучения и изучения родного языка, усилия общественности если и не тщетны вполне, то и весьма мизерны по своим результатам. – Р.Г.) И добавляет: «А перспектива, на мой взгляд, такая: национальные школы сохранятся, но при унификации системы образования, я думаю, мировая экономика и мировая история будут преподаваться на английском. Большинство предметов – на государственном русском языке. А язык, история и культура – на родном». То есть он однозначно против обучения на родном языке даже в начальной школе с постепенным переходом в старших классах обучения по многим предметам на государственный, что способствовало бы сохранению родного татарского языка.

Однако, там, где у руля образования нет Кезиных и ученых Мирихановых, доступно и расширяется именно обучение на родном татарском языке не только в Республике Татарстан – хранительнице и обереге татарского национального языка, защитницы родного татарского языка от исчезновения (вопреки козням федерального центра), правда, в основном только на территории РТ.

Как видно из отчета Исполкома Всемирного конгресса татар за 2002-2007 годы: «Одной из главных составляющих развития любой нации является наличие собственной системы образования. Татары на протяжении всей своей истории уделяли большое внимание национальной школе, неизменно отстаивая свое право на получение образования на родном языке…» Этого, разумеется, не знают ни руководители системы образования России, Москвы, ни господин Мириханов. Там, где минимизировано присутствие Кезиных и Мирихановых, организованы и функционируют учебные заведения с обучением на Родном языке. Так, «… в Самаре вот уже десять лет успешно работает татарская школа с символическим названием «Яктылык» («Озарение» - Р.Г.). В 2005 году … был построен пристрой к школе, что позволило открыть новые учебные классы и оснастить их современным оборудованием. Здесь сегодня за партами сидят 400 юных татар… на одно место претендует 5-6 человек, что свидетельствует о высоком уровне преподавания и большом авторитете школы… В Дмитровграде Ульяновской области в 2003 году открыта новая школа с … изучением татарского языка. То же и в самом Ульяновске. Ижевск – город, в котором вот уже на протяжении многих лет работает татарская гимназия… Во многих школах республики Удмуртия имеются татарские классы. Недавно еще в одной школе Ижевска открыт татарский класс, создан музей Муссы Джалиля … В Чувашии… в районах компактного проживания татар работает 19 школ, где обучение ведется на родном языке. В них обучается свыше трех тысяч учащихся. В районном центре Батырово (Чувашия же – Р.Г.) существует филиал Чувашского государственного университета, в котором работает отделение татарского языка.

Особняком стоит саратовская татарская национальная гимназия, которая одной из первых была открыта в период перестройки. Эта гимназия за последние годы сильно окрепла… Улучшилась ее материально-техническая база, надстроен третий этаж и проведен ремонт здания гимназии, а так же созданы компьютерные классы… Учителя татарских школ из регионов РФ постоянно проходят обучение на курсах повышения квалификации педагогических кадров в Казани… Однако есть и негативы… (Там, где, видимо, есть Кезины и Мирихановы – Р.Г.) В Тюменской области, где проживает 250 тысяч татар, в начале 90-х годов прошлого века было 118 школ, в которых преподавались татарский язык и литература, а сегодня осталось их только 50, в которых на изучение татарского языка отведено 22 минуты в неделю.

За последние 3 года не раз поднимался вопрос об открытии татарской школы в Челябинске, где проживает четверть миллиона татар. Есть даже соответствующее постановление органов власти, но школы до сих пор нет».

В Москве же, где Кезина и Мириханов, одна школа № 1186 с татарским этнокультурным компонентом (не считая школы №959, где мифический татарский этнокультурный компонент) и три детсада с татарской этнокультурой. Это на 166 тысяч московских татар (по официальной статистике, а по неофициальной – их более 400 тысяч). Здесь Кезина и Мириханов. Они не только здесь, в Москве. Их присутствие, т.е. власти – чувствуется и в таких городах, как Санкт-Петербург, Астрахань, Оренбург, Пенза, Пермь, Екатеринбург, не говоря уже о более мелких городах и населенных пунктах, где компактно проживают сотни тысяч татар, но нет не только обучения на родном татарском, но даже этнокультурного татарского компонента. Сильны еще Кезины и Мирихановы.

Татарстан - не Москва, но гарант сохранения, изучения и развития не только государственных языков республики, но и языков других народов, правда, проживающих только в Республике. Это – традиционная исстари политика татарской государственности. Известно, что, когда в XII-XIV вв на Руси татарский язык был одним из государственных языков, он был языком и дипломатии. Тогда не подавлялся русский язык, не преследовалась христианская религия; каждый народ, проживающий на своих исконных территориях в пределах нынешней России, мог свободно изъясняться на своем родном языке, обучаться на своем родном языке, писать тем шрифтом (алфавитом), который ему был сподручнее. Русский царь Иван IV прекрасно владел татарским языком. Путешественник Афанасий Никитин, тверской купец, писал свои путевые заметки на татарском…

Князь Иван Калита вошел в Историю России как «Собиратель земли русской». Он получил возможность от татарских владетелей усмирять междоусобицы среди русских разрозненных княжеств, положил начало Созданию Великого Русского государства, но только благодаря поддержке татар. Как нас учат современные учебники по истории России, «проклятое татарское иго иссушало русскую душу» (выражение знатока русской души Карла Маркса). Татары грабили, истязали русских, унижали их человеческое достоинство. Однако, как при всем при этом можно понимать, что именно в период «240-летнего татарского ига» было создано одно из чудес света – Золотое Кольцо вокруг Москвы, которым русский народ по праву гордится: прекрасные здания церквей с позолоченными куполами, прекраснейшей росписью изнутри. Разве можно при «иссушенной душе, ограбленном состоянии, в нищете» создавать такие шедевры, не уступающие произведениям мировой культуры, цивилизации. Видимо, совсем не так обстояло дело с «татарским игом», но «иго татарское» надо проклять, чтобы оправдать «тупиковость» их языка, а заодно и языков всех нерусских челядей России. Казнить эти путающиеся в ногах языки!

После «240-летнего проклятого татарского ига», которое не считало русский язык «тупиковым», русские вышли с окрепшим, ставшим великим могучим своим родным языком, обогащенным многими словами из татарской речи, своей культурой, окрепшим государством. Теперь же татарский язык в современной России низведен до языка «тупикового» (по Кезиной), языка-пасынка, не имеющего перспективы, стало быть, хоть и негласно, но подавляемого. Таков результат более чем 450-летнего (после 1552 года) «облагодетельствования татар», да и других нерусских народов. Очевидно, что такое «облагодетельствование» вынудило теперешние страны СНГ сказать «адью!» России. Поймет ли Россия это?

Татарин Кузьма Минин – земский староста Нижнего Новгорода (Кириши Минибаев) организовал ополчение против польских интервентов в начале XVII века. Он же пригласил главным воеводой ополчения Дмитрия Пожарского и Русь была освобождена от поляков. Александр Матросов, татарин, положивший сознательно свою молодую жизнь на алтарь Отечества в Великую Отечественную. Гази Загитов – первым водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом. Можно продолжить перечисление имен многих и многих знаменитых представителей татарского народа, верой и правдой содействовавших Величию России, а Россия в «благодарность» этим своим гражданам готова лишить их потомство Родного языка.

Заявление госпожи Кезиной Л.П.: «Я считаю, что чисто национальные школы – это тупик», а чисто русские национальные школы в России – это, разумеется, не тупик – это прогресс всего человечества: все языки мира могут исчезнуть, но Великий Могучий русский – на века! Заявление Кезиной – руководителя Департамента образования Правительства Москвы, разумеется, является заявлением от имени государства Россия, и это смертный приговор всем нерусским языкам России. Не обучаясь на родном языке, довольствуясь факультативами, этнокомпонентами, которые со временем, так же очевидно будут Кезиными устранены, в России останется один русский язык… всем гражданам России уготована судьба стать русскоязычными, русскими, чему потворствуют в поте лица выученики такой политики Мирихановы, ничтоже сумнящиеся. Это открытый вызов мировому сообществу. Есть всё-таки надежда, что ЮНЕСКО не отменит установленный им День Родного языка, и вынуждена будет Россия укротить своё вожделенное чувство неприязни ко всему нерусскому, в том числе и к языкам своих нерусскоговорящих подданных. Представляется, что не удастся России передать бесчеловечной казни языки своих коренных нерусских граждан.

Язык татар только в Республике Татарстан под надежной охраной Правительства Татарстана. Но в самой Республике проживает только четверть от всего числа татар России. Остальные три четверти от общего числа татар России, порядка трех миллионов проживают на своей родной земле рассеянно по всей территории России, и там их язык беззащитен. Молчаливым старанием Российских властей их язык, как и языки других нерусских граждан России, постепенно, но неуклонно вымирает, чему способствуют как Законодательство России, так и направленная идеология. Эта идеология идет еще от Петра I, который по живому “прорубал окно в Европу». Чтобы «промыть» умы россиян, чтящих прошлое России, и была придумана легенда о 240 летнем проклятии татарского ига, о котором до того времени никто и не догадывался. А ведь это «иго» помогло России не попасть в свое время под действительное иго Западной Европы, католицизма. Легенда о татарском иге была раздута и усиленно внедрялась в сознание людей и советской властью. Эта легенда еще не выветрилась из умов «электората», чему способствуют и ныне издающиеся учебники по истории России для школ и ВУЗов. Но, Бог милостив, появляются ученые, раскрывающие глаза «электората» на правду. Среди таких ученых Лев Гумилев, который сказал: «Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы», Михаил Худяков, расстрелянный Советской властью, имена Константина Пензева («Русский царь Батый», 2007г.), Гали Еникеева («Корона Ордынской империи», 2007г.) и многих многих других.

Проводя свою языковую политику, полностью соответствующую международным образовательным стандартам, Республика Татарстан утвердила Закон «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и языков других народов, проживающих в Республике Татарстан на 2004-2013 годы», Закон № 52-3РТ от 11 октября 2004 года. «Закон» в частности провозглашает:

«Цели и задачи Программы: создание условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, обеспечение оптимального функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан; последовательная реализация Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан». Сроки реализации 2004-2013 гг. Основные направления Программы: нормативно-правовое и организационно-структурное обеспечение, координация и организация научных исследований, система образования, национально-языковая среда семьи, институт общественного мнения.

Исполнители Программы: Академия Наук РТ, Министерство Юстиции РТ, Министерство Образования и Науки РТ, Министерство Культуры РТИ, Агентство РТ по массовым коммуникациям «Татмедиа», а также другие министерства, Госкомитеты, ведомства, соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, учреждения среднего и высшего профессионального образования, расположенные на территории РТ.

Ожидаемые результаты: …Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона…

Контроль за исполнением – Кабинет Министров».

Далее в «Законе» сказано: «… судьба государственных языков РТ и других языков в РТ перестало восприниматься как вопрос второго порядка… увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием на татарском языке и на языках представителей других народов, проживающих в РТ».

В разделе «Основные цели и задачи Программы», в частности, сказано: «содействие в сохранении и развитии языков представителей других народов, проживающих в РТ».

В памяти татар живо оскорбительно-унизительное отношение государя Петра «великого» и его челяди к татарам и их языку. Памятуя это не только Правительство РТ, но и весь татарский народ с величайшим уважением относится к языкам всех других народов, проживающих не только в России, но и по всему свету, включая и «великий могучий Русский язык».

«Работа по реализации Гос.Программы по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ», сказано далее, «в период с 1994 г. позволила определить факторы, препятствующие осуществлению поставленных целей, выявила новые проблемы, обеспечила более глубокое понимание прежних. Один из таких факторов - отсутствие целевых федеральных программ по сохранению языков народов РФ, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование татарского языка в местах компактного проживания татар на территории РФ». (А татары, как известно, проживают на своей исконной территории в пределах Российского нынешнего государства в ареале от Татарского пролива на Востоке до границы с Молдавией на западе, от Прибалтики на Севере, минуя сибирские северные таежные края до границ с Монголией, Казахстаном и Среднеазиатскими Республиками на юге, включая Предкавказье. – Р.Г.) И он, этот татарский язык на этих территориях на грани вымирания в связи с отсутствием поддержки Федерального Центра.

В разделе «Развитие языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан» сказано, в частности:

«Основной целью этого направления Программы является обеспечение сохранения и развития языков представителей других народов, проживающих в РТ, для чего РТ обеспечивает решение следующих задач:

Создание условий для функционирования национальных языков представителей других народов в системе органов местного самоуправления… (Это провозглашает Татарстан и гарантирует выполнение, но не Россия. – Р.Г.)

Содействие всем формам национально-культурной деятельности, средств массовой информации, издательской деятельности, народного творчества, профессиональной деятельности в области культуры и др., способствующим сохранению и развитию языков представителей других народов, проживающих в РТ». (Этого нет ни в каких «Законах» РФ, но полностью соответствует «Правам» народов, провозглашенных ЮНЕСКО, ООН, ЕС. – Р.Г.)

Закон РТ «Государственная программа РТ по сохранению, изучению и развитию…» - это не декларативно-декоративный документ, как всё в России, относящееся к национальной проблематике, в т.ч. и к языкам нерусских жителей страны, а руководство к действию. Этот Закон строго контролируется, по результатам исполнения этого Закона ежегодно представляется в Совет Министров РТ подробнейший отчет. Не на бумаге, а на местах реально существуют и функционируют на государственной основе, а не на средства меценатов школы и детские дошкольные учреждения с воспитанием и обучением на родном языке для детей в местах компактного проживания лиц не татарской и нерусской национальностей.

Обучение на русском и татарском языках в Республике вне всякого сомнения. Только еще не создан Татарский национальный Университет, несмотря на острую необходимость в этом Университете, о чем речь идет уже много лет.

«Обеспечение совместно с соответствующими ведомствами РТ и её субъектами подготовки кадров для учебных заведений республики, организующих обучение на языках этих народов» и т.д. – всё максимальное для сохранения языков этих народов. В рассматриваемой Программе предусмотрено всё до мелочей, необходимых для сохранения, развития и бытования этих языков, вплоть до «разработки Положения о надбавках к зарплате работникам за практическое применение в работе … положение этой Программы, создание общественных Светов и объединений по вопросам, определяющим развитие и сохранение языков РТ, содействие… обновлению содержания и методов обучения в учебных заведениях, где преподавание ведется на языках представителей других народов, укрепление учебно-материальной базы, …создание учебных программ нового поколения, поиск новых современных методов преподавания…» и т.д. и т.д. – всё для сохранения и развития языков народов, населяющих РТ. Во всем Татарстане проживает порядка трех миллионов человек, из них «лиц других национальностей» (кроме татар и русских) всего несколько сот тысяч человек, при превеликом уважении к их языкам так гуманно, по-человечески разработана Программа по сохранению и развитию их национальных языков. Это в полном соответствии с Всемирной декларацией ООН о правах человека. А в Москве, как уже сказано, собираются на диспут «знатоки» «без руля и ветрил» и считают во главе с руководителем Департамента образования Правительства Москвы, вопреки решениям и документам Международных организаций, в том числе ЮНЕСКО, ООН, Совета Европы, тупиковым дело обучения на родном языке граждан нерусской национальности, которых в Москве более двух миллионов даже по переписи, которой трудно довериться.

Законодательство РФ, сознательно и целеустремленно ликвидировав ведомство (Министерство) по делам национальностей, создает предпосылки к тому, чтобы как можно скорее сделать РФ только для русских, кратчайшим путем ликвидировать языки других национальностей. Однако вряд ли это удастся. Россия не живет отдельно на планете Земля и ей не вершить произвол в отношении других, нерусских своих граждан, права которых небезразличны для международных организаций, которые созданы и существуют на той же планете Земля. Недолго ей еще обманывать мировое общественное мнение своей приверженностью к человечности.

Не впавшие в раболепство татары – за законодательное государственное во Всероссийском масштабе обеспечение воспитания в детсадах на родном языке представителей всех коренных народов России, обучения в начальных классах школ, в т.ч. малокомплектных, на родном языке с введением русскоязычного компонента в старших классах и обязательного, как минимум, одного иностранного языка, обеспечивающих достаточными конкурентоспособными возможностями поступления в ВУЗы оканчивающих эти школы.

В этом нет ничего нереального. В послании Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуури говорится (к сожалению, не в послании Президента России): «… ЮНЕСКО … решительно настроена на выполнение своей роли в качестве ведущего учреждения.

…Ряд языков находятся вне систем образования, средств информации, книгоиздания и общественной сферы в целом. …

Надо принимать срочные меры… Поощряя и развивая языковую политику, направленную на то, чтобы каждая языковая община могла использовать свой первый язык или свой родной язык, в том числе в области образования, овладевая при этом национальным или региональным языком и международным языком. Побуждая также носителей доминирующего языка к овладению другим национальным или региональным языком и одним или двумя международными языками. Только сознательно культивируемое многоязычие может дать возможность всем языкам найти свое место в нашем мире в эпоху глобализации.

…ЮНЕСКО предлагает правительствам, учреждениям системы Организации Объединенных наций, организациям гражданского общества, учебным заведениям, профессиональным ассоциациям и всем другим заинтересованным сторонам активизировать свою деятельность в интересах уважения, поощрения и защиты всех языков, в особенности языков, находящихся под угрозой исчезновения, во всех ситуациях индивидуальной и коллективной жизни.

…Проведение Международного года языков в 2008 г. предоставит уникальную возможность для того, чтобы сделать решающий шаг вперед в выполнении этих задач».

Это послание прямо касается России на все 100%.

Дело за Президентом России, сделать этот решающий шаг! – остановить процесс подавления нерусских языков в стране, радикально изменить отношение государства к нерусским гражданам – направить страну в международное правовое поле, в том числе и в отношении языков своих коренных нерусских народов.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге







Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх