-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Вторая научно-практической конференция

Капкаев Азиз Амерхабебулович - кандидат экономических наук, ст.научный сотрудник ВНИИ конъюнктурного института

 

Будучи приглашенным на научно - практическую конференцию Московского общества “Туган тел”, хотел бы представить взгляд на состояние и развитие татарского языка в России. Хотя я по первому образованию филолог - германист, но мне небезразлична судьба и родного языка и связанные с ним сферы общения.

В результате моего ознакомления с материалами конференции общества “Туган тел” от 21.02.07 г., в которых дан критический, объективный анализ современного положения татарского языка в России, хотел бы выразить свое согласие с авторами докладов (Р.Г.Галимов, А.Х.Бурганов и др.), указавшими на проблемы, с которыми сталкиваются носители татарского языка. Вместе с тем, не менее значимым представляется взгляд на проблематику татарского языка, изложенный в книге Р.С.Валеева “Татары у себя дома”. В заключительной главе “Между распадом и процветанием” автор книги констатирует: «В последние годы в условиях реформы государственной власти России ... снижается темп национально - культурного развития татар, продолжает уменьшаться количество желающих учиться в татарских школах и классах, снижаются тиражи татарских изданий, в большинстве российских регионов молодежь практически не знает родного языка, национальной культуры. Довольно узкой остается сфера применения национального языка в науке, культуре, деловой жизни, в этноконфессиональной сфере, урезается время для местного и национального теле- и радиовещания. Финансирование татарских изданий, открывшихся в областях и краях за годы перестройки, остается на низком уровне и даже сокращается. В мечетях все чаще проповеди читаются на русском языке, так как молодые имамы не знают родного языка и татарской культуры».

Автор делает вывод, что в татарском сообществе одновременно идут два противоположных процесса: с одной стороны - духовное, культурное и социальное развитие, а с другой - разрушение нравственных, духовных и этнокультурных ценностей, распад национальных общностей. Эти положения перекликаются с тревожным прогнозом, данным в свое время классиком татарской литературы Гаязом Исхаки: “Татарский язык исчезнет через 200 лет, если те изменения, которые творятся вокруг него, будут продолжаться”.

Не менее категорично звучит высказывание и писателя Фаузии Байрамовой о том, что народ (татарский - А.К.) начал проявлять симптомы равнодушия к своей судьбе, к родному языку - своих детей он не отдает в татарские школы, книг на татарском не читает, на татарские газеты, журналы не подписывается.

Вместе с тем, Р.С.Валеев остается все же оптимистом и считает отрицательные тенденции в развитии татарского языка и национального характера преодолимыми, поскольку законы и реальная действительность российского общества составляют крепкую основу духовного и культурного развития народов. Культурно - демократическая революция татар идет по созидательному руслу, отвергая разрушение, сепаратизм, конфронтацию. Восстанавливается достойное место татар в российском обществе и в мире. Начинается избавление от чувства привыкания к перманентному страданию и комплекса неполноценности. В отчетном докладе IV съезду Всемирного конгресса татар, состоявшемуся в середине декабря 2007 г., было предложено объявить пятилетку возрождения татарского языка.

В заключение хотелось бы остановиться на некоторых аспектах из личного опыта овладения и культивирования родного языка. Я убежден в абсолютной правоте татарских филологов, что основы родной речи должны закладываться с рождения в семье и затем совершенствоваться по мере взросления человека. Хотя мои родители были неграмотными, а старшие братья и сестры малограмотными людьми, переехавшими из деревни в город в 1930-х гг. не по своей воле, но родной язык я постиг в семье, а затем уже расширял и совершенствовал свои знания самостоятельно на протяжении всей жизни. О положении татарского языка на родине моих родителей - в Пензенской области и Мордовии - известно из Татарской газеты следующее. В татарских деревнях преподавание родного языка осуществляется до 4 -го класса. Однако отношение к преподаванию на татарском двойственное - сильны и патриотические чувства, и утилитарные. Для многих селян литературный татарский язык представляет определенную трудность (“как иностранный”).

В целях активного использования родного языка мои личные пожелания состоят в том, что следует по - возможности максимально использовать технический прогресс в распространении татарского языка - радио, телевидения, СМИ, тем более что мы живем в век информационных технологий. По линии пропаганды национальной культуры целесообразно активнее привлекать профессиональное театральное искусство, а не ограничиваться лишь организацией концертов татарского искусства. К тому же, в основном, по коммерческим соображениям. Желательно также проводить встречи с известными татарскими литераторами, учеными и другими деятелями науки и искусства.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге







Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх