-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Вторая научно-практической конференция

Миннегалиева Розалия Халитовна - учитель татарского языка и литературы МОУ Гимназия № 90 г.Казани Республики Татарстан

 

Проблема сохранения и развития родного татарского языка, которой посвящена настоящая научно-практическая конференция, является сегодня очень актуальной. В первую очередь это связано с недавними изменениями в нормативных документах в образовательной системе РФ. Это принятие нового федерального государственного образовательного стандарта, оптимизация и реструктуризация образовательных учреждений.

Несомненно, знание и владение родным языком является залогом межнационального согласия и социальной стабильности в обществе. Одним из ярких примеров этого является национальное образование в Республике Татарстан, имеющий уже пятнадцатилетний опыт. Растущая взаимосвязь между народами, осуществление совместных проектов, рост глобализации ставит также перед национальным образованием и задачу формирования полилингвистического поколения, способного общаться на двух государственных языках и знающего как минимум один язык международного общения.

Например, в столице Республики Татарстан, Казани накоплен положительный опыт развития национального образования, базирующийся на законодательно - правовых актах Российской Федерации: Закона РФ "Об образовании", "Концепции модернизации образования РФ", а также законодательно - правовых актов субъектного значения: Законы РТ "Об образовании", "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", Государственной программы РТ и города Казани по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков Республики Татарстан на 2004-2014 годы. Вышеизложенные законодательные акты обеспечивают функционирование национальных образовательных учреждений в рамках единого образовательного пространства Республики Татарстан. Основным показателем развития национального образования в республике, в частности в городе Казани, является сеть национальных образовательных учреждений. На сегодняшний день в городе функционирует 42 общеобразовательных учреждения с татарским языком обучения. Из них 37 являются инновационными учреждениями (18 гимназий, 6 лицеев, 13 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 5 общеобразовательных школ), где обучаются всего 16457 обучающихся, количество учителей татарского языка в городе - 1227. Охват обучением татар на родном языке по общеобразовательным учреждениям ¬ 37%. Все обучающиеся изучают 2 государственных языка: русский и татарский.

Успешно функционирует Центр образования "Многонациональная воскресная школа", где изучается история, культура и языки 21 народностей, проживающих в нашем городе. Функционирует 92 учреждения дополнительного образования, в том числе 8 из них на татарском языке. В каждом муниципальном районе при Центрах детского творчества и детских музыкальных школах открыты национальные отделения.

Наряду с образовательными учреждениями на татарском языке обучения существует большой спектр национальных школ и других национальностей. Открыты 9 гимназий с русским, 1 общеобразовательное учреждение с еврейским, 1 негосударственная основная школа с турецким этнокультурным компонентом.

Приоритетными направлениями в деятельности национальных школ и национального образования в целом прежде всего являются:

1) достижение диалога культур, реального двуязычия, качественного овладения обучающихся двумя государственными языками: русским и татарским;

2) организация учебно-воспитательного процесса на родном языке;

3) создание комфортных условий для воспитания толерантности, воспитания гражданина в условиях полиэтнической России.

В городе Казани принята городская программа развития образования, которая включает в себя актуальные проблемы развития городского образования в целом. Один из разделов этой программы посвящен развитию национального образования. Хочется отметить, что большое внимание уделяется введению современных информационных технологий, создаются сети экспериментальных площадок для отработки новых образовательных стандартов и программ всех уровней. Планируется создание модели концентрированного изучения татарского и английского языков, основанных на принципах погружения в языковую среду; обеспечение электронными учебно-методическими пособиями на русском и татарском языках. Большое место в программе развития национального образования занимает ставшие традицией города Казани такие мероприятия, как конкурсы "Татар кызы", "Татар егете", конкурс вокалистов "Казан сандугачы". Традиционно отмечаются праздники "Науруз", "Сюмбэля", стало хорошей традицией про ведение международного праздника "День родных языков". Учащиеся принимают активное участие на республиканских чтениях имени Каюма Насыри, межрегиональной научно-практической конференции имени Николая Лобачевского.

Вышеназванные факты свидетельствуют, что национальные образовательные учреждения города Казани являются центром всестороннего развития как в образовательной, так и в воспитательной сфере; что они способны воспитать конкурентоспособную личность ученика. Доказательством этого являются:

- дипломы, грамоты, многочисленные призовые места в предметных олимпиадах и на научно- практических конференциях различного уровня;

- 85 % выпускников национальных школ поступают в ВУЗы (показатели города составляют 82%);

- учащиеся татарской национальности, обучающиеся в лицеях, интернатах, являются неоднократными призерами не только республиканских олимпиад, но и олимпиад всероссийского уровня. Город Казань по числу победителей всероссийских предметных олимпиад занимает 3-е командное место в России.

Одной из форм совершенствования преподавания татарского языка и литературы является проведение выпускных экзаменов в 9, 11 классах. Есть возможность выбора экзаменов в форме ЕРЭ и ЕГЭ.

Всё это способствует формированию достойного гражданина России.

Хочется отметить, что русскоязычные учащиеся с большим интересом изучают второй государственный язык. Даже если не все свободно говорят на этом языке, но ими уже приобретен навык на уровне понимания и простого общения. Многие из них понимают, что знание нескольких языков является одной из основ интеллектуального развития и духовного роста. А ведь татарский язык ныне находится в центре тюркского мира и занимает 14-е место среди мировых языков по уровню доступности для взаимопонимания и общения.

Особо хочется подчеркнуть то, что в общеобразовательных учреждениях с обучением и воспитанием на татарском языке значительно реже наблюдаются, а в некоторых совсем отсутствуют, такие негативные антисоциальные явления как правонарушения, преступления и наркомания. Это достигается организацией воспитательного процесса на народных традициях. Уважение к людям пожилого и старшего возраста, почитание своих родителей, своих соседей являются неписаными законами для татар.

Татарская семья всегда опиралась на авторитет родителей, на народную педагогику, народные традиции, обряды и обычаи.

Мне думается, что высокое качество обучения и воспитания в школах обеспечивается путём тесного сотрудничества общественности, семьи и школы. Более того, в «Год семьи» особое значение имеют совместно проведённые мероприятия городского масштаба. Стало хорошей традицией проведение родительских конференций, организованных Управлением образования города Казани, где обсуждаются актуальные проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Эти конференции проводятся совместно с благотворительным фондом "Энием-Мама".

Согласно вышеизложенному можно сделать вывод, что проделана огромная работа. Несмотря на это ставятся под сомнение необходимость развития национального образования.

Наибольшую озабоченность среди педагогической общественности города Казани вызвали разработка нового варианта федерального государственного стандарта образования, внесение изменений в Федеральный Закон «Об образовании» и начало проведения экспериментальной работы по апробации федеральных стандартов общего образования по РТ.

Современные тенденции развития Российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационной технологии. Это требование времени. Вместе с тем, в базисном образовательном плане первой ступени общего образования отсутствуют часы на изучение родного языка и литературного чтения. Возможность введения регионального компонента предусмотрена только при 6-дневной неделе, при 5-дневной - нет. Это решение вызвало большой резонанс среди родителей и учительской общественности города Казани, так как это может привести к искусственному разделению на русские и татарские школы.

Принятая на высшем федеральном уровне программа образования, в форме её нынешнего существования, ликвидирует достижения национального образования, которых удалось добиться за последние 15 лет. А ведь опыт двуязычия, методики ее преподавания вызывает интерес и у зарубежных институтов. Важно заметить, что национальная культура занимала и должна занимать в образовательной деятельности одно из важнейших мест, поскольку посредством неё осуществляется связь поколений, а также сохраняется колорит народа, имеющего традиции и богатую историю. В Республике Татарстан за последние годы удалось не только заинтересовать в изучении родного языка лиц татарской национальности, но и обратить неподдельное внимание к языку иных этносов, как было сказано выше. Понимая происходящее, общественность должна принять незамедлительные меры для пересмотра ныне существующих позиций, касающихся национального образования, иное же приведет к тому, что многонациональная страна, толерантно относящаяся к национальному вопросу, потеряет свою самобытность и культуру, проводником которых прежде всего является родной язык народов населяющих РФ.

Я хотела бы акцентировать ваше внимание на следующих вопросах, которые меня очень волнуют. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов РФ может привести к следующим результатам.

1. Второй по численности народ РФ, татары, лишится права изучения родного языка, а это значит - его лишают своих корней, своей культуры, своего языка.

2. Устранение татарского языка, литературы, как государственного языка РТ и национально - регионального компонента в УП приведёт к исчезновению татарского народа.

3. Уничтожению всей системы национального образования и закрытию школ.

4. К ликвидации педагогов системы национального образования.

Для сохранения народов России и в соответствии с Конституцией РФ необходимо, чтобы федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивали изучение родных языков народов РФ и государственных языков республик в составе РФ, как и предусмотрено законом "Об образовании" РФ.

Своё выступление хочу закончить народной мудростью: «Телләр белгән – илләр гизгән», то есть знающие языки - познают мир. Ведь знание языков духовно обогащает людей.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге







Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх