-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Вторая научно-практической конференция

РЕЗОЛЮЦИЯ

Второй научно-практической конференции “Сохранение и развитие родного татарского языка”, посвященной Международному Дню Родного Языка – 21 февраля, установленной по инициативе 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году, проведенной Московским обществом татарской культуры “Туган тел” (Родной язык) 21 февраля 2008 года в Московском Доме Национальностей с участием представителей науки, образования и общественности.

 

На конференции присутствовало 119 человек.

Заслушав и обсудив доклад и выступления участников, конференция отмечает, что за истекшие годы после установления ЮНЕСКО “Международного Дня родного языка”, в России не произошло никаких положительных сдвигов, как сказано в документе ЮНЕСКО об установлении “Дня родного языка”, в деле “сохранения и развития негосударственных исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а так же повышения осведомленности о языковых и культурных традициях, существующих в мире”.

В России отсутствует Закон о языках народов, исстари проживающих на своих территориях, но вовлеченных в состав России, не узаконено понятие о том, что язык – это не только средство общения и получения знаний, но так же и неотъемлемая часть культурной самобытности, прав и возможностей, как личности, так и этноса в целом. Наоборот, несмотря на то, что Российская Федерация вошла в Европейское правовое пространство, что уже само по себе обязывает Россию соблюдать права человека, в том числе права национальных меньшинств, гарантировав им образование на их родном языке, Государственная Дума приняла Федеральный Закон “О внесении изменений в некоторые акты РФ” (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта), который отменяет региональный компонент, в рамках которого до сих пор изучались родной язык и история того или иного народа России.

Даже без этого “Закона” во многих регионах страны национальная школа поставлена в положение пасынка существующих структур образования. И это – на фоне участившихся случаев проявления ксенофобии и нетерпимости на национальной основе в отдельных регионах Российской Федерации.

Во внутренней политике РФ все отчетливее проявляются тенденции игнорирования интересов национальных групп населения страны, которые, в частности проявляются и в том, что даже поручение Президента РФ, данное несколько лет назад, о создании на общероссийском государственном телевизионном канале “Культура” регулярных культурно-познавательных программ, освещающих жизнь народов России, полностью игнорировано и не выполнено. Нет и передач на государственных российских радиопередающих станциях, посвященных жизни, культуре и языкам коренных народов страны.

Не выполнено и поручение Президента Путина В.В. о разработке новой редакции Концепции национальной политики, данное соответствующим структурам руководства страны. Все это – яркое свидетельство того, что власти в стране полностью игнорируют интересы нерусскоязычных коренных жителей страны.

Вызывает тревогу и тот факт, что Россия явно недофинансирует образование в стране в целом. Это в первую очередь отражается на деятельности образовательных учреждений, где так или иначе присутствует изучение родного нерусского языка. Так, если в Южной Корее на цели национального образования в течение последних 20 лет тратится до 20% ВВП ежегодно, в Японии – 14%, в Финляндии – 16,4% ВВП в год, то в РФ в 2007 году на цели образования потрачено всего 0,9% ВВП. При таком отношении властей России к образованию трудно представить себе, что они будут привержены идее установления “Дня Родного языка” и поощрять обучение своих нерусских граждан на их родных языках.

Примечательно и то, что в Москве, которая является образцом для всей России, как не было, так и нет обучения на родном языке даже в младших классах начальной школы ни для одной национальности, проживающей в Москве. А в Москве проживает более двух миллионов нерусских граждан России, которые ускоренно лингвоассимилируются, не получая навыков родного языка и в детских садах.

Конференция обращается в Департамент образования Москвы с просьбой рассмотреть итоги мониторинга, проведенного нашим обществом совместно с Московским городским педагогическим университетом в 2001 году, и содействовать созданию в каждом административном округе Москвы школ и детсадов с татарским этнокультурным компонентом, а возможно и с обучением на родном языке хотя бы в начальных классах некоторых школ.

Безфинансовые и, фактически, бесправные национально-культурные автономии и общественные организации нерусских народов России практически лишены возможности влиять на национальную политику страны. В связи с этим, конференция обращается к Федеральному Собранию РФ с предложением принять новую редакцию Закона о национально-культурных автономиях, имеющих целью сбережение всех наций, населяющих Россию, что невозможно без создания условий для развития их языков.

Конференция рекомендует руководству Российской Федерации (при разработке основ законодательства о языках народов России) принять за основу принципы и методологию в части сохранения и развития языков народов страны, которые приняты в Республике Татарстан, подобно тому, как принципы построения государственной власти (ямская служба, налоговая система, веротерпимость и т.д.) были приняты Российским государством от Золотой Орды, наследницей которой в государствообразующем плане она является.

Во имя прекращения политики властей, способствующей этнической ассимиляции, в т.ч. лингвоассимиляции, великороссами своих сограждан нерусского происхождения, конференция также обращается в ООН с просьбой побудить Россию принять новую редакцию закона о НКА, согласно которому они стали бы не просто общественными организациями, а приобрели бы свои законодательные и исполнительные функции, финансируемые государством, с тем, чтобы иметь реальную возможность влиять на языковую политику в стране, действительно направленную на сохранение и развитие родных языков нерусских коренных ее жителей с введением (восстановлением) обучения на родном языке, начиная с детских садов, во всех местах более или менее компактного их проживания с программой обучения, позволяющей выпускникам этих школ конкурентноспособно поступать в любые ВУЗы РФ.

Конференция обращается также к Президенту России вернуться к рассмотрению и удовлетворению вопроса об организации Государственного Центра (Министерства) по делам национальностей, изданию общероссийских СМИ о жизни наций в стране, в т.ч. восстановлению радио- и телепередач о жизни национальностей в стране, и законодательно установить “День Родного языка” в Российской Федерации.

 

  Принято единогласно

 

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге







Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх