Серажетдинов Дамир Османович – вице-президент, генеральный директор МОТК «Туган тел»(Родной язык)
Мировое сообщество, а именно Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2008 год – Международным годом языков, а на ЮНЕСКО возложена координация по проведению этого года. В материалах конференции, которые Вы получили при регистрации, имеется информация об этом.
В связи с этим ЮНЕСКО представила разнообразные проекты, касающиеся языков и языкового многообразия. На мой взгляд, за этими красивыми словами, к сожалению, ничего нет, кроме лозунгов. Они могут лишь констатировать, что тот или иной язык бесследно исчез. Все мы знаем, что мировое сообщество, в общем-то, бессильно повлиять на что-либо, как, например, во время разбойничего нападения США на Ирак, ООН собственно расписалось в собственном бессилии, что уж говорить об организациях, аффилированных с ним.
Сохранение родного татарского языка, как и других национальных языков в руках самих представителей этих народов, в частности, в нас – татарах.
Только если мы сами не добьемся открытия детских садов и школ с обучением на родном языке, никто за нас, конечно, этого не сделает.
Наше Общество, выступившее с инициативой проведения этой конференции, планомерно, начиная с 2000 года, проводит работу по расширению учебных заведений, хотя бы с татарским этнокультурным компонентом обучения, той формы, которая официально принята в России. Мы провели мониторинг совместно с департаментом образования Москвы. Более 65% опрошенных респондентов высказались о необходимости создания новых дошкольных образовательных учреждений и школ с татарским этнокультурным (национальным) компонентом в административных округах и районах Москвы; подготовить для них педагогические кадры, необходимую учебную литературу и наглядные пособия.
Социологический мониторинг проводился среди воспитанников и учащихся существующих учреждений, родителей детей и школьников, педагогов дошкольных образовательных учреждений и школ с татарским этнокультурным компонентом образования, представителей татарской общины города, принимавших участие в мероприятиях, организуемых нашим обществом, а также экспертов – руководителей и работников Центрального, Северо-Восточного, Южного и Юго-Западного окружных управлений образования, окружных методических кабинетов (центров), не татар по национальности.
Целью этого исследования было выявление потребности в дополнительных дошкольных образовательных учреждениях и школах с татарским этнокультурным (национальным) компонентом образования.
Большинство наших татарских общественных деятелей, если спросить об этой проблеме, хором отвечают, что, дескать, татары сами не изъявляют желание отдавать своих детей в подобные учреждения образования. Конечно, если предложить кому-то из одного конца Москвы везти своего ребенка, по пробкам или в переполненном общественном транспорте через всю Москву на другой конец Москвы в татарскую школу, очень мало кто согласится. Необходимо решение Департамента образования Москвы об открытии в каждом административном округе учебных заведений: детские сады и начальные школы с татарским компонентом обучения. Ведь люди не могут поступать в виртуальные учебные заведения, надо, чтобы они были открыты и доступны, желающие могли ознакомиться с их работой, и мы готовы организовать работы по немедленному наполнению этих заведений учащимися и воспитанниками.
Юрий Михайлович Лужков, мэр Москвы 10 сентября 2005 года, на торжественной закладке первого камня в основание новой Московской соборной мечети, сказал, что сегодня в Москве насчитывается 147 национальных диаспор. «Каждая из них должна иметь для комфортного существования свое образование, свою культуру, и свою конфессию. Это основной принцип, на котором зиждется мир и согласие в Москве».
Решение нашей конференции о дополнительном открытии учебных заведений с татарским этнокультурным компонентом, по сути своей является реальном наполнении содержания положения Конституции РФ, в соответствии с которым "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития" (п.3 ст.68).
И последнее.
Мосгордума приняла решение об увековечивании памяти основоположника татарской классической литературы Габдуллы Тукая, но я думаю не обязательно ставить памятник человеку, можно увековечить его память по другому, тем более что Тукай был верующим и богобоязненным. Помимо того, что он сам увековечил себя своими бессмертными произведениями. И если мы и наши дети в 21 веке будем читать произведения Тукая, в том числе на родном языке, это и будет самая лучшая память.
|