Юсупов Рузаль Абдуллазянович - вице-президент Академии наук Республики Татарстан, академик
«Сохранение родного языка – долг каждого»
В результате принятия закона и правительственной программы о языках народов Татарстана в республике был предпринят ряд серьезных мер по сохранению и развитию татарского языка: усилилось внимание к преподаванию родного языка, увеличился объем средств массовой информации на татарском зыке, отношение к нему как со стороны руководства республики, так и со стороны самого населения стало более позитивным.
Однако утверждать, что в настоящее время с сохранением и развитием татарского языка все благополучно, не приходится.
На сегодняшний день существуют две серьезных проблемы, связанных с состоянием и перспективой татарского литературного языка. Первая из них связана с тем, какова степень употребительности или функционирования его, то есть какой процент татарского населения владеет своим родным языком и как активно используют его в своей жизни. Вторая проблема заключается в том, каково качество пользования этим языком его носителями, то есть каков уровень культуры их речи.
Что касается степени употребительности татарского языка, количество татар, в совершенстве владеющих своим родным языком и свободно общающихся на нем, в последние годы больше не стало. Наоборот, оно, кажется, имеет тенденцию к постепенному сокращению. Это связано, во-первых, с тем, что численность татарского населения, проживающего на селе, в связи со всемирным процессом урбанизации, все более уменьшается. Между тем, как известно, сохранение и развитие татарского языка, прежде всего, обуславливается стабильной жизнью сельского татарского населения.
Во-вторых, современным татарам, проживающим в городах совместно с представителями других национальностей, свойственно на производстве, в общественных местах, на транспорте разговаривать на русском языке. К тому же, если взрослое татарское население дома общается, как правило, на своем родном языке, то значительная часть татарских юношей и девушек, а так же детей даже в семье в своем общении все больше пользуется русским языком.
Для выросшей в городе татарской молодежи языком общения в учебных заведениях является также, в основном, русский язык.
Такова современная языковая картина татар.
Языковая политика, как и в целом национальная политика, а так же национальные отношения – это очень тонкая, деликатная область. Здесь нельзя решать вопросы принудительно, администрированием. Нужен взвешенный, разумный подход. В этом деле, как и в других, должны проявляться выражение воли и демократические принципы. Нельзя силой заставлять людей говорить лишь на их родном языке.
Современному обществу требуются люди, владеющие как их родным, так и русским и английским языками. Однако, бесспорно то, что представители всех народов, в том числе, разумеется, и татары, должны как можно лучше знать свой родной язык и уметь свободно общаться на нем, хотя бы дома, в своих семьях. Это главное условие для выживания нации и народа.
Сохранение и развитие языка – важнейшее политическое дело государственного, мирового масштаба. Ибо каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит – или многочисленной нации, или малочисленному народу, этносу – это драгоценный клад, созданный тем или иным народом. Если язык функционирует, то живет и народ, который им пользуется, если исчезает язык, то исчезает и сам народ.
Различные языки и вместе с ними национальные культуры логично сравнивать с лесной поляной, состоящей из множества разнообразных цветов, образующих вместе красочный ковер. С потерей этих цветов будет пропадать и красота ковра. Так же и с языками: с потерей каждого из многочисленных языков обществу, культуре народов будет нанесен непоправимый урон. Сохранение и развитие родного языка требуют глубоко продуманную, многостороннюю работу, которая должна осуществляться по специальной государственной программе.
Изложим некоторые из задач, составляющих данную программу.
Важнейшим условием для прогресса татарского народа, развития его языка, культуры является воспитание у населения, в особенности у детей и молодежи, чувств национальной гордости и патриотизма.
Быть патриотом – это значит любить свою страну, свою Родину, дорожить ею. Однако патриотизм для татар не ограничивается лишь этим. Для того, чтобы у них присутствовало желание знать и сохранять родной язык, свою культуру, совершенствовать и развивать их, обогащать духовные ценности, необходимо иметь в себе такие качества, как любовь к своему народу, родному краю, его природе, уважение к своей истории, возвеличивание и почитание великих людей, личностей, гордость ими.
Воспитание у молодежи патриотизма и национальной гордости на сегодня представляет самую важную и вместе с тем самую сложную задачу. И ее можно решать лишь комплексом глубоко продуманных, серьезных задач, проводимых государством, правительством республики.
Во-первых, необходимо учить молодежи, как и среднему и старшему поколению, в доступной и увлекательной форме богатую историю татарского народа. История татар восходит к древним временам, и она достаточно полно насыщена яркими страницами, примерами самоотверженности и героизма, событиями, способными пробудить чувства патриотизма и гордости за свой народ.
В этих целях прежде всего Министерству образования республики следует в ближайшее время критически пересмотреть учебники истории татар и народов Татарстана и там, где это необходимо, переиздавать их с учетом требований к ним максимальной объективности. Также необходимо активно издавать популярные книги, освещающие различные периоды жизни татарского народа.
Во-вторых, важнейшим средством в воспитании у людей чувств национальной гордости является пропаганда великих сынов и дочерей, крупных личностей татарского народа. Справедливости ради следует заметить, что очень много выдающихся лиц из татар, которые не могут не вызывать не только у молодых, но и у старшего поколения чувства законной гордости за свой народ. Это, например, такие всемирно известные ученые, как академики Роальд Сагдиев, Камиль Валиев, Рашит Сюняев, Роберт Нигматуллин, знаменитый хирург Ренат Акчурин, выдающиеся артисты балета Рудольф Нуриев, Ирек Мухаммедов, композиторы Салих Сайдашев, Софья Губайдуллина, звезды кино и театра Марат Башаров, Чулпан Хамматова, знаменитый теннисист Марат Сафин, такие крупные военачальники, как генералы армии Махмут Гараев, Рашит Нургалиев, сотни героев Советского Союза и России, Героев Социалистического труда.
Задача заключается в том, чтобы достойно показывать всех выдающихся татар, волею судьбы разбросанных по всему свету. О них следует написать книги, освещать их жизнь и дела в печати, создавать о них радио и телепередачи, кинофильмы.
Воспитание патриотизма и национальной гордости остро необходимо для всего татарского народа. И реализации это цели должны служить все соответствующие органы под руководством правительства – в первую очередь печать, радио-телевидение, министерство просвещения, учреждения культуры, учебные заведения, книжные издательства.
Одним из условий сохранения и развития татарского языка является совершенствование, улучшение системы обучения родному языку.
Следует признаться, что проблем, связанных с преподаванием татарского языка, еще немало. Это особенно касается обучения детей, плохо знающих свой родной язык или совершенно не владеющих им. Не секрет, что имеется немало упреков по поводу преподавания татарского языка со стороны родителей детей, обучающихся в школах с русским языком обучения или в русских классах смешанных школ. Оставляет желать гораздо лучшего знания татарского языка детей, посещающих уроки родного языка в таких школах и классах в течение всего периода обучения. Странно, но факт: дети овладевают английским языком быстрее и лучше, чем своим родным. Тут есть, о чем задуматься.
То, что дети, обучающиеся в городских школах, слабо владеют своим родным татарским языком, и что нередко не хватает серьезного отношения и внимания к обучению их родному языку, объясняется следующими обстоятельствами.
Первое – это дефицит в патриотизме, национальной гордости, о чем было сказано выше.
Второе – недостаточно высокий уровень преподавания родного языка.
Третье – отсутствие совершенной методики обучения татарскому языку детей, не общающихся в семье на их родном языке.
Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. И все они основываются на одном главном обстоятельстве: отношение к обучению татарскому языку как ко второстепенному делу и отсутствие у людей, занимающихся этим делом, необходимой ответственности и требовательности к себе и другим.
Корни отсутствия должного внимания и ответственности отношения к преподаванию татарского языка уходят далеко. Обучение детей-татар, занимающихся в русских школах, родному языку в течение нескольких десятилетий осуществлялось формально. Учащиеся-татары, посещая уроки родного языка, до окончания школы так и не могли выучить этот язык в совершенстве. Ибо в организации и проведении уроков татарского языка имели место серьезные недостатки: преподавание нередко велось не специалистами, были проблемы, связанные с качеством учебников и методикой обучения, не хватало наглядных пособий и технических средств, были и другие неурядицы.
Недостаточно серьезное отношение к занятиям по татарскому языку в русскоязычных школах царит в основном и сегодня.
Между тем обучение детей-татар своему родному языку в русскоязычных школах представляет собой значительную возможность для сохранения татарского языка, так как количество школ с русским языком обучения и численность обучающихся в них детей-татар в Республике Татарстан значительно.
Упомянутые выше и не отмеченные здесь другие сложности в сохранении, обучении и развитии татарского языка в конечном счете создают не всегда благополучную атмосферу вокруг татарского языка. Не случайно, что редко встретишь говорящих на своем родном языке татар в общественных местах, на транспорте и на улицах городов Татарстана, хотя в них большую часть жителей составляют татары. Не случайно также и то большая часть детей и подростков-татар, проживающих в городах, общается дома не на своем родном языке.
Сохранение и развитие родного языка подразумевает не только расширение его функций и увеличение численности населения, говорящего на нем, но и обеспечение его качественного уровня, соблюдение носителями языка его литературных норм, то есть поддержание культуры речи.
Современные татары в преобладающем своем большинстве двуязычны. Многие из них уже несколько десятилетий, наряду со своим родным языком, довольно хорошо владеют русским языком и свободно общаются на нем. Роль русского языка в жизни татар, как и других народов Российской Федерации, приобретает все большее значение.
Если владение татарами русским языком, с одной стороны, создает больше условий для их успешной жизнедеятельности, то, с другой, возлагает на них и ответственность за правильное пользование обоими языками.
Эта ответственность обусловлена тем, что носитель двух языков (билингв), если в совершенстве не владеет обоими языками и не имеет филологических знаний о соотношении языков, отдельные лексические единицы, грамматические формы русского языка ошибочно (механически) переносит в татарский язык, в результате чего особенности, правила, нормы родного языка, свойственные лишь ему искажаются, нарушается его естественная природа.
Именно по этой схеме двуязычные обладатели пера нередко занимаются автоматическим переносом в татарский язык невостребованных им слов, выражений, морфологических и синтаксических форм русского языка, противоречащих нормам родного языка. Данное явление более всего наблюдается в средствах массовой информации, и оно приобретает все большее распространение.
Разумеется, нельзя полагать, что все нарушения норм татарского языка происходит лишь вследствие неправильного перевода с русского языка. Часть их является результатом прежде всего несовершенного знания журналистами и другими билингвами родного татарского языка, а также их невнимательного, халатного отношения к языку, слову вообще.
Языковые ошибки, распространяясь и увеличиваясь количественно, приводят к подрыву естественной природы языка, постепенно расшатывают его основу, структуру. Если этот процесс будет продолжаться беспрепятственно, то язык со временем может потерять свою самобытность и стать каким-то искусственным, суррогатным, то есть окончательно потерять свое соответствующее оригинальное качество.
В свете сказанного возникает серьезная задача для всех – журналистов и писателей, ученых, преподавателей и для всего населения – встать в защиту правильности, чистоты родного языка.
Какие же имеются пути и средства для соблюдения норм культуры речи, для поддержания чистоты и правильности родного языка?
Одним из главных средств является улучшение качества преподавания татарского языка в учебных заведениях различного уровня, для чего прежде всего необходимо повышать ответственность преподавателей, а также требовательность к обучающимся за их знания.
Следует ввести в учебные планы общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений такие предметы, как основы культуры речи, теория и практика перевода, и соответствующие специальные курсы.
Необходима в печати, на радио и телевидении пропагандировать культуру речи, открывая для этого специальные рубрики, проводить популярные занятия по привитию населению правильных литературных норм современного татарского языка.
Перед Татарским книжным издательством, а также издательством «Магариф» стоит задача издания книг по культуре речи и теории и практике перевода.
Следует резко повысить ответственность журналистов, ученых и всех тех, кто владеет мастерством пера, за сохранение чистоты и правильности языка, соблюдение норм литературного языка. Обладание культурой родной речи, правильными литературными нормами языка – это неразрывная часть общей культуры человека. И поэтому борьба за чистоту родного языка, культуру речи – священный долг каждого, кто любит свой родной язык, свою культуру, свой народ и дорожит ими.
|