-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Т.К.Ибрагим «Коранический гуманизм»

1.4. «Веди с ними диалог наиблагообразнейший!»

Конструктивный диалог мусульман с иноверцами является фундаментальным императивом Корана. В айате 16:125 Всевышний наставляет Пророка:

Призывай на путь Господний
[Словом] мудрым и увещеванием добрым,
Веди с ними диалог наиблагообразнейший
. **

Тем более такая кроткая, толерантно-плюралистская установка подразумевает христиан и иудеев, которые в Коране (и мусусульманской литературе вообще) обычно фигурируют как ахль аль-китаб, «люди/приверженцы Писания/Библии»:

Ведите с приверженцами Библии
Только наиблагообразнейший диалог!
(29:46) **

Да и сам Коран преимущественно выступает книгой диалога. Примечательно, что человеческая история начинается здесь с диалога между Богом и ангелами относительно создания людей, за которым следует Его диалог с Сатаной, ослушавшимся Божьего повеления преклониться перед Адамом. А коранические рассказы о пророках, как правило, служат диалогами этих посланников Божьих с народами, к которым они явлены для увещевания. В связи с этими дискуссиями определяется как мировоззренческая база межрелигиозного диалога, так и методология его введения. Коранические заповеди на сей счет были развиты в Сунне Пророка и в трудах ряда мусульманских богословов, разрабатывавших правила внутриисламского диалога, которые можно распространить и на межрелигиозный диалог в мировом масштабе.

Теолого-мировоззренческую базу межрелигиозного диалога составляют изложенные выше установки, а именно: общечеловеческая солидарность; предопределенность религиозного многообразия; несостоятельность эксклюзивистских претензий на монополизацию истины/спасения; ненасилие в вере. Что же касается собственно методологической, «технологической» стороны диалога, то главными кораническими заповедями здесь служат нижеследующие.

Подчеркивать общее

Как рассказывает притча, к некому философу однажды наведался юноша, пожелавший учиться у него мудрости. Взяв лист бумаги и начертав по периметру черную прямоугольную рамку, философ поставил в центре черную точку и спросил:

— Что ты видишь внутри прямоугольника?
— Черную точку, — ответил юноша.
— Мудрец — это тот, для кого черное пятно не заслоняет обширное белое пространство внутри рамки.

К сожалению, приверженцы разных религий часто оказываются подобными этому юноше, в полемическом жаре подчас заостряя внимание на второстепенных деталях, по которым имеются расхождения, и забывая об общих/фундаментальных положениях, на которых все сходятся. Коран же ориентирует участников диалога на выявление объединяющего начала и постоянную ориентацию на таковое. Для ислама, христианства и иудаизма этим принципом является единобожие:

Ведите с приверженцами Библии
Только диалог наиблагообразнейший…
Скажите [им]:

Мы веруем и в ниспосланное нам,
И в ниспосланном вам;
Наш Бог и ваш Бог — один…
(29:46) **

Скажи людям Библии:
Давайте придем к общему для нас с вами слову —
Не поклоняться никому кроме Бога…
(3:64) **

Коран неоднократно указывает на общие для богоданных религий три установки, которые служат надежным базисом для вечного спасения, а именно: вера в Бога, вера в потустороннюю жизнь и творение добра. Помимо упомянутых выше 71** коранических откровений, об этом учит следующий айат:

Воистину верующие [в Коран],
Иудеи, христиане и сабии,
Всякий кто верует в Бога и Судный день,
Верша добрые деяния, —
Таковым уготована награда Господа, О них не должно тревожиться,
И не знать им печали.
(2:62) **

В плане сближения трех авраамических религий в собственно теологической сфере существенным прорывом могло бы стать признание, с иудейско-христианской стороны, небесного посланничества пророка Мухаммада, что не только не противоречит Библии, но совсем наоборот — легко обосновать ею же (вспомним хотя бы благовестие о сыновьях Измаила) 72** В свою очередь, нам, мусульманам, следовало бы отказаться от тезиса об искаженности Библии, который, как увидим ниже (в § 3.2), в действительности не согласуется с самим нашим Писанием.

Быть объективным

Коран призывает, чтобы участники диалога были беспристрастными, открытыми друг для друга, не цеплялись фанатично за свои догматы. Так, айат 34:24 наставляет Пророка заявлять многобожникам:

И мы, и вы [могут быть]
Либо на правом пути,
Либо в заблуждении явном.
**

В этом духе звучит сформулированная имамом аш-Шафии (ум. 820) максима:

«Мое мнение — истинно, но может казаться ошибочным; и мнение оппонента — ошибочно [в моих глазах], но может оказаться верным». **

На обвинения мекканских язычников, что приверженцы Корана и приверженцы Торы сговорились между собой, подтверждая небесное посланничество друг друга, Пророк отвечал словами айата:

Представьте же Писание Божье,
Которое было бы верней этих [двух Книг] –
И я последую ему…
(28:49) **

А айаты 17–18 суры 39 восхваляют тех,

Кто, прислушиваясь к рассуждениям
И [обдумывая их],
Следует лучшему из таковых.
**

Означенному кораническому наставлению вторит хадис:

«Мудрое слово есть искомая цель правоверного, и, где бы он такое ни находил, ему подобает его принять». 73**

В духе предельной открытости для оппонента и максимальной готовности принять любое доказательное мнение противника звучит и кораническое откровение, которое Пророк призван оглашать:

Если [докажете], что у Бога есть сын,
Я первым стану поклоняться ему.
(43:81) **

Примечательно также, что призывающим к иным богам помимо Бога айат 23:117 угрожает Господней карой именно в том случае, если этому не представляют доказательств. 74**

От своих последователей Коран требует доброжелательности к инакомыслящим, избегание подозрительности:

О верующие,
Сторонитесь многих подозрений,
Ибо греховны домыслы некоторые.
(49:12) **

По свидетельству видного татарского богослова Шигабутдина Марджани (ум. 1889), господствующая среди ханафитов установка гласит: если мнение оппонента допускает девяносто девять возможностей толкования в смысле ереси/неверия (куфр) и хоть одну возможность отрицания такового, то подобает склониться к последнему. 75**

Как заповедует Писание, даже вражда не должна уводить от объективности/справедливости в оценках:

Чтоб ненависть к кому-либо
Не подтолкнула вас к несправедливости!
(5:8) **

Другое кораническое наставление выражено в воззвании Моисея к Богу:

Ужели, Господи,
Погубишь Ты нас из-за содеянного
Какими-то глупцами из среды нас?!
(7:155) **

Применительно к этикету межрелигиозного диалога это значит судить об учении данной религии/конфессии не по интерпретациям «глупцов» из числа его приверженцев. В частности, нам, мусульманам, не подобает распространять на всех иудеев те неподобающие представления о Боге, которые были свойственны мединским иудеям времен Пророка и которые порицаются Кораном (например, учение о Ездре как о сыне Бога). То же самое относится к коранической критике христианских сект Аравии, вульгарно толкующих Троицу (как состоящую из Бога, Марии и Иисуса). 76**

.Проявлять деликатность

Когда Бог повелел Моисею и Аарону следовать к Фараону, Он, хотя и отмечает, что египетский царь поистине неистовствует (объявил себя Богом и чинит всякие зверства над израильтянами), но тем не менее наставлял посланцев такими словами:

Говорите с ним кротко аулян ляййинан).
Быть может, он одумается…
(20:43–44) **

Прекрасный урок «политкорректности» подает также сура 34. Уча, что в случае безрезультатного исхода диалога с язычниками обе стороны должны мирно разойтись, Всевышний велит Пророку заявить оппонентам:

С вас не спросят за грехи наши
И нас не призовут к ответу за деяния ваши
.
(34:25) **

Заметим, как в первом случае применительно к себе употребляется осуждающее слово «грех» (аджрамна), а в отношении оппонента — нейтральное слово «деяние» (та‘амалюн).

В другой раз Бог увещевает мусульман касательно спора с многобожниками:

Не хулите тех,
К кому они взывают помимо Бога,
А не то станут [язычники]
Произносить хулу на Него
Из противоречия и по невежеству своему.
(
6:108) **

Обобщая, скажем: «золотое правило» поведения — «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой» — должно стать всеобщим руководством. Внимание к чувствам другого/оппонента подобает проявлять не только по отношению к монотеистам и верующим, но и к людям нерелигиозным.

Отрадно слышать, что в одном европейском городе, когда в церкви на симпозиум по межрелигиозному диалогу собрались вместе представители разных конфессий, христиане, щадя религиозные чувства мусульман, на время симпозиума прикрывали изображения креста. Вместе с тем обидно, что некоторые наши единоверцы изображали свое согласие на такое присутствие в церкви как толерантный жест со своей стороны, не осознавая, что это нам подобало бы проявить терпимость к христианской символике. Ведь наш Пророк не только принимал в своей Мечети наджранских христиан, носящих кресты, но и дозволил им там же совершить христианское богослужение.

Так же досадно, что в учебном пособии для российских школ авторы из числа наших единоверцев за высокие образцы толерантности нашей религии выдают такие: «Мусульманам разрешается принимать приглашения от последователей других религий… Шариат позволяет принимать подарки от иудеев и христиан даже в дни их религиозных праздников»! 77**

СКАЧАТЬ КНИГУ ПОЛНОСТЬЮ (2,8 Мб)

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге







Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх