Д.Аги
КУРБАН-МАЖЛИС В РОДНЫХ ПЕНАТАХ
18 октября в Доме Асадуллаева состоялся большой татарский Курбан-мажлис (мәҗлес). Сколько счастливых улыбок и слов благодарности высказано в адрес организаторов, не перечесть. Алла кабул итсен дугаларыбызны! Амин.
С инициативой проведения народного Курбана выступил известный общественный деятель Г. Искандяров. Предложение было поддержано московской автономией и подготовка к общему байраму закипела. Проверенное временем сарафанное радио и в этот раз не подвело, и к подготовке праздника присоединилось много неравнодушных людей. Были распределены обязанности между заинтересованными сторонами, из коих главным был сам народ. Часть людей жертовавала баранов, другая взялась обеспечить домашней выпечкой и сладостями, ресторан «Заман» - пловом, а фирма «Сафа» - мясными деликатесами. Подготовка зала, сценарий праздника, концертная программа оставались за Автономией. И все в этот день сложилось, вплоть до погоды, и байрам с самого утра набирал обороты.
В этом юбилейном для Московского Татарского культурного центра году, 100 лет со дня основания, в интерьере произошли разительные перемены и это заметно уже с порога. Входя в помещение, взгляд сразу устремляется вверх и выхватывает главное - картину, висящую над парадной лестницей первого этажа . Это изображение здания Дома Асадуллаева, выполненного в стиле высокой мусульманской архитектуры, колоннада которого устремлена так высоко , будто на ней и держится небо. Все нюансы, от пропорций холста до точно расставленных акцентов, создают иллюзорный эффект огромного пространства, а выставленная под ним корзина с белыми розами, придает особую торжественность. Картина, розы, множество оттенков белого создают праздничную и уютную атмосферу теплого дома, где, хочется верить, тебя ждут и где тебе рады. Вот такие приятные ощущения создают происходящие здесь преображения. А возникают они, благодаря усилиям неравнодушных и ответственных людей, в данном случае я говорю об А.Галимовой, которая взявшись за дело, делает его хорошо и качественно, в чем мы сами убедились во время организации народного Курбан-мажлиса.
И так, театр начинается с вешалки, а наш праздник - с лестницы. Чтобы добраться до третьего этажа, вначале мы поднимаемся по парадным ступенькам, далее проходим широким коридором, вновь по лестнице и вот мы уже в зале. На мероприятие собралось порядка 150 человек. Татары всех возрастов: от убеленных сединой стариков до малолетних детей, пришедших с родителями и многочисленной родней. И, конечно, как на любом байраме, множество гостей, представителей других народов.
Почетные гости и духовные наставники (слева-направо): Ринат Айсин, Альбир Крганов, Ренат Абянов.
Открывает торжество Ренат Абянов, директор Международного департамента Совета муфтиев России, поздравляет всех с праздником и передает приветствия от своего духовного руководства ДУМЕР.
Торжественная часть праздника начинается с прочтения обязательных молитв и пояснений ритуального значения священного Курбана. Зал откликается на молитвы всеобщим обращением к Всевышнему (дуга).
Ренат – эфенди, личность не простая, и у меня к нему особое отношение. Его проникновенная поэзия выдает в нем высоконравственного человека, поэтому его словам хочется верить. В качестве подтверждения сказанному, привожу фрагмент предисловия к стихотворению «Имам» - «Именно поэтому я написал стихотворение имам, чтобы люди поняли, что имам это не тот человек, который только и делает, что ходит по гостям и ждет садака, а тот кто, борясь отчасти с собой, не взирая не на что, денно и нощно совершенствуя себя, старается сделать чуточку лучше этот мир…» Кто не читал его стихов «Имам», «Мама» обязательно советую это сделать.
Следом на сцену поднимается член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов. Неоценим его вклад в дело защиты интересов мусульман на Российских и международных форумах разного уровня. Для нас тем более ценно, что несмотря на свой жесткий график, Альбир хазрят, нашел время придти в наш общий Татарский дом и поприветствовать гостей и организаторов праздника. Он поздравил и благословил присутствующих на совместные благие дела во имя укрепления традиционных, нравственных ценностей Ислама, дабы мусульманам России прочно занять достойное место в многонациональной и многоконфессиональной палитре своей Родины.
Неожиданным гостем нашего праздника оказался муфтий из Донецка Ринат Айсин, про таких у нас у татар говорят «Алла кунагы». О печальных событиях , происходящих на Украине, мы слышим уже полгода, сопереживаем и молимся за скорейшее окончание бессмысленной гражданской войны, а тут перед нами очевидец. Когда страна не защищает своих граждан, говорит он, приходится уповать на Бога, единоверцев и добрых людей.
У меня у самой там тоже жили, надеюсь и живут, родственники, и мы ничего не знаем об их судьбе. Кстати, мулла из Макеевки, оттуда, где и жила моя родня. В кулуарах, ответив на наши вопросы, он продолжил тему войны, еще раз сокрушаясь по поводу бедствий, обрушившихся на жителей Донбасса. Говорит вот, не далее чем вчера, позвонили из Донецка и спрашивают: «где Вы находитесь хәзрәт? Мәчет янында малайне үтерделәр, укырга дугаларны кемдә юк».
И тут я подумала, что наши молитвы с прошениями, обращенные к Аллаху, пусть будут Им услышаны и приняты, не только за своих умерших родственников, но и за невинно-убиенных жертв воюющего Донецка. Алла иман байлыгы бирсен, рухлары шат булсын, гөнәхларын афу итсен.
В продолжении регламента мероприятия выступил член совета автономии Д. Серажетдинов , поздравил с таким начинанием, как проведение народного Курбана в стенах татарского дома. Инициатива, предложенная Гаяром Искандяровым, сказал он, должна стать доброй традицией. Зал поддержал аплодисментами.
Следующим на сцене появился Гаяр-эфенди. Поблагодарил всех участников, организаторов и гостей праздника, пожелал благих дел во имя процветания татарского народа и всех мусульман. Недавно отмечалась трагическая дата - годовщина взятия Казани. Но, справедливости ради надо заметить, что татары воевали с двух сторон, впрочем, как и на Куликовской битве. Конечно все мы разные, и взгляды на разные события у нас разные, а роднит нас религия и родные традиции. Нас остается все меньше, поэтому, сейчас, как никогда, нам нужно беречь, ценить и не приносить в жертву друг друга.
Далее он призвал почтить память разрушенной Соборной мечети, которой в ноябре месяце исполнилось бы 110 лет. Зал отреагировал должным образом, но тут же, последовала реплика господина Ф. Фарисова, что, мол, нечего говорить о старой, коль новая мечеть вводится в эксплуатацию в 2015 году и ее вместимость будет больше.
Да не в этом дело, уважаемый, что она больше и лучше, просто историческую память стереть невозможно, вот ведь оно как. Мне, коренной москвичке, трудно Москву представить без той мечети. Она стала неотъемлемой частью городского ландшафта и нашей жизни, у ее стен в течение столетия, только задумайтесь, провожали в последний путь не одно поколение москвичей, здесь молились наши деды и прадеды. Сгусток духовной энергии, сконцентрированный в ее стенах связывал поколения, а сейчас прервалась нить времен, родовых корней, и мы, татары, потерялись в собственном городе. Конечно, и в новую мечеть придут люди, но в основном это уже единоверцы из других регионов. После трагической участи постигшей старую мечеть, память о ней становится все дороже.
Давайте учиться у евреев. В Воронеже им вернули синагогу 1899 года постройки. Она долгие годы использовалась не по назначению. А недавно у Синагоги началась новая жизнь. Была сохранена старая постройка, причем недостающую кладку восстановили кирпичами той же формы и того же времени, собирая их штучно отовсюду. Умеет народ беречь свои ценности, ничего не скажешь, - поэтому и силен.
Далее состоялся концерт. Украшением вечера стали духовные песни – манажаты в исполнении ансамбля «Медина» под руководством Н. Фатеховой, песни татарских композиторов в исполнении Аурии Салаховой, Наили Дусметовой , Флеры Вафиной и др. Очень тепло слушателями были приняты стихи о маме в авторском исполнении Фарида Фарисова. Удачно подобранный видеоряд еще более усилил ответную эмоцию, и женщины захлюпали носами. Конечно, с репертуаром не все прошло гладко. Есть отдельные недоработки, ну это в адрес художественного руководителя. Индийский танец во время религиозного праздника – просто нонсенс, многовато «сырых» номеров. И все же, артисты молодцы, хорошо постарались, всем большой рахмят - без Вас не было бы праздника!
Потом в зале раздался Азан, все желающие прочитали молитву.
По залу уже распространялся манящий запах плова. После завершения программы мероприятия все направились попробовать главного угощения, потом их ждал чай с пирогами, и конечно, с разговорами. Назирә-апа, известная общественница, от счастья даже запела. Очень было тепло и уютно. Все благодарили и говорили : «Алла кабул итсен бәйрәмебезне!»
В заключение хочется сказать, что акт жертвоприношения – это метафора, когда каждый из нас во имя Аллаха совершает свой джихад - очищает себя, поднимаясь над своими пороками. Каждый грешен, и часто внешне не демонстрируя, в душе знает себе истинную цену. Возможно, именно для этого и существуют такие священные праздники, когда человек задумавшись, ломает себя, усмиряя гордыню, приглушая шкурный интерес, протягивая руку врагу, подавая нуждающемуся и т. д. Ведь история человечества не раз доказывала, что самое трудное – победить себя. И это - безусловно высший человеческий подвиг. Мне кажется, что такие преображения сегодня происходили и с участниками байрама. Потому что, несмотря на мелкие уколы и разногласия, всем удалось договориться, и праздник состоялся. Надеюсь, молитвы были приняты Аллахом, и все мы расстались друзьями. Значит, можем вместе, если сильно захотим, и это здорово. И надо всегда всем помнить, что Дом Асадуллаева – это наш Татарский Общий Дом и главным его хозяином является его Величество Народ .
Москва, октябрь, 2014
|