Г.А.Искандяров,
председатель Общественной организации «Содружество татар Москвы»
ТЮРКО-ТАТАРСКИЙ ЛИЦЕЙ
(АВАНПРОЕКТ)

О необходимости элитного школьного образования для татар и других тюркских народов России
Для нормального развития каждого народа необходимо наличие в его среде здоровой сердцевины – национально ориентированной элиты, носителя и распространителя традиций своего народа. (Слово “элита”, возможно, имеет тюркские корни и глубокий смысл от “иль итә”.) Это особенно важно для живущих вне своих национальных образований в окружении численно превосходящего местного населения, относящегося к иной языковой и духовной культуре. Последнее справедливо к более 70% татар, проживающих вне Татарстана, а также к миллионам граждан, выходцам из стран СНГ.
Люди, не имеющие полноценного национального образования, ограниченные в общении на родном языке постепенно ассимилируются, становятся благодатной почвой для других народов. В таких условиях необходима национально ориентированная элита, имеющая желание и, главное, способная противостоять деструктивным факторам, содействовать сохранению и развитию культурно-нравственных ценностей народа.
Сотрудничество в этом деле с другими тюркоязычными согражданами, близкими по языку, культурно-нравственным традициям, а также имеющих общность пути исторического развития позволяет объединить усилия. Кроме того, это способствует расширению связей со странами тюркского мира, заинтересованными в тесном взаимодействии с Россией.
Надо отметить, что многие тюркские народы Евразии исторически и культурно связаны с Великой Татарией (Great Tartariya), простиравшейся с Севера на Юг от Северного Ледовитого до Индийского океана, а также с Востока на Запад от Курильских островов до вод Балтики. Долгое время эти народы именовали в отечественной и мировой практике татарами. Поэтому, как напоминание о великом прошлом, об общем начале, справедливо называть эти народы тюрко-татарскими, что уже используется в ряде научных работ.
Особенности Тюрко-Татарского лицея
Система элитного школьного образования может быть создана сетью тюрко-татарских лицеев, обслуживающих население крупных агломераций (городов). Уровень подготовки должен позволять выпускникам продолжить свое образование в престижных российских и иностранных ВУЗах, а также успешно работать в любой тюркоязычной среде, в развитых странах Запада и в условиях многонационального государства, которым является Российская Федерация.
Надо подчеркнуть, что лицей доступен детям независимо от национальной и религиозной принадлежности.
В настоящее время объем знаний, предусмотренных государственным образовательным стандартом Российской федерации недостаточен. Необходимо также сделать упор на нравственное и трудовое воспитание учащихся. Было бы целесообразно организовать создание такого учебного заведения в форме государственно-частного партнерства, существующей в сфере образования.
Определим некоторые типовые требования к Тюрко-Татарскому лицею.
Цель: воспитание современной тюрко-татарской элиты для работы прежде всего в госаппарате и в других отраслях многонациональной России.
Требования к воспитанию: на основе культуры и духовно-нравственных ценностей тюрко-татарских народов формирование патриотически настроенной, социально активной, дисциплинированной, конкурентно способной личности, ориентированной на нравственную жизненную позицию и успешную профессиональную карьеру, готовой к постоянному саморазвитию.
Требования к знаниям: программа в объеме российской средней школы с дополнительной тюрко- татарской этнокультурной компонентой с изучением и применением передовых информационных технологий.
Языки образования: русский, турецкий, английский, а также на выбор один из языков народов России и стран СНГ, преподаваемых в лицее.
Дополнительно: внеклассные занятия для развития творческих качеств личности по национальной культуре, истории, ремеслам, а также изучение языков: арабский, фарси, китайский и т.д.
Спортивная подготовка: общефизическая с элементами национальных видов спорта.
Форма обучения: 5 дней в неделю с отрывом от дома.
Размещение: отдельное здание(я) с обширной территорией в экологически чистом районе, обеспечивающее проведение учебного процесса, а также проживание детей и преподавательского состава.
Транспортировка учеников: школьными автобусами от места учебы до центра агломерации (города) и обратно.
Прием: варьируется в категориях: по собеседованию за полную оплату, по конкурсу за 50% оплаты, по конкурсу бесплатно.
Оплата обучения: может меняться по результатам на конец года и с учетом материального положения семьи.
Бюджет: государственные дотации на внешкольное образование, плата за обучение, спонсорские средства.
Дополнительное применение: территория и здание лицея во внеучебное время могут использоваться для проведения общественных мероприятий и учебы лиц старшего возраста.
Кураторы проекта: местные национально-культурные автономии, другие общественные организации, в том числе меджлисы мурз, землячества и пр., а также родительское сообщество лицея.
28.10.2021
|