Я получил бесплатную путевку в Болгарию, на курорт Камчия, что недалеко от Варны, и обрадовался. Спасибо правительству Москвы, оно обрело в собственность территорию на черноморском побережье и построило отели для москвичей-пенсионеров, а также уютные коттеджи для семейного отдыха. Зимой и летом функционирует этот современный оздоровительный комплекс. Популярность его растет с каждым годом.
Скучать здесь не пришлось ни одного дня, на каждый день предлагали свою программу развлечений. Поездки на автобусе скрашивали жизнь в прохладную для купания погоду, а главное давали впечатления, о которых в Москве и мечтать не мог.
Экскурсия в города Плиска и Шумен была особенно неожиданной. По легенде здесь, в гористой местности, хан Аспарух, один из сыновей великого Кубрат-хана, коснулся мечом земли и сказал: «Здесь наша Родина». Не будь я татарином, наверняка, пропустил бы эти слова экскурсовода мимо ушей, как не услышали их другие туристы в нашем автобусе. Я же вздрогнул, услышав их: вспомнились слова родных, бабая, аби которые рассказывали мне в детстве о Кубрат-хане, о Булгарии – о моей Родине. Вспомнился писатель Мурад Аджи, который в начале 90-х взбудоражил своими книгами сознание миллионов читателей.
Памятник ханy Аспаруху
Очень сильное впечатление пережил я тогда, забытая память словно ожила, она не давала покоя в течение всей поездки. Еще бы, вернуться на историческую Родину предков! К ее истокам.
Болгары в 1981 году на холме соорудили грандиозный памятник, «Създатели на българска държава» – «Создателям болгарского государства», он не имеет аналога в мире. К уникальному мемориалу ведут 1300 ступеней, характеризующих 1300 лет со дня основания первого Болгарского государства. Со всей Болгарии и из других стран приезжают сюда люди.
Иные туристы преодолевают этот крутой подъем едва ли не бегом, но большинство подъезжает к мемориалу на автобусе. В основание мемориала заложена капсула с посланием к будущим поколениям, в том числе и к нам, потомкам волжских булгар. Мне показалось это особенно важным.
Фигура легендарного основателя Болгарии хана Аспаруха высечена из камня, она величественно отражает исторический момент зарождения государства болгар, на Балканах, в низовьях Дуная и в непосредственной близости к Черному морю. Позже географы и историки назовут такой выбор стратегически важным. На пересечении торговых путей в Малую Азию, Иран, Египет, Грецию, другие страны Средиземноморья появилось новое государство. На судьбу Болгарии благотворное влияние оказало соседство с Византией, оно определило пути ее дальнейшего развития. Это огромный пласт Времени для исследователей, он очень слабо изучен – запрещалось.
По сути, речь идет о средневековой истории Центральной и Восточной Европы. И чтобы не вносить путаницу в первоисточники, историки договорились за дунайскими болгарами сохранить их древнее имя, в то время как волжских болгар впредь именовать «булгарами».
В доказательство своих слов приведу цитату из книги («Булгарская цивилизация – наше наследие» Ульяновск.2005г) характеризующую популярность данной темы не только у нас в Татарстане: «Живущие на Дунае болгары исторически являются нашими кровными братьями. По свидетельству историков, связи между Дунайской Болгарией и Волжской Булгарией, независимо от различного вероисповедания людей, не прерывались вплоть до 13 века. Ученые Болгарии утверждают, что их город Казанлык, славящийся розами, основали выходцы из Казани».
Здесь в Плиске, в древней столице ничему не надо удивляться, как бы неожиданным оно ни выглядело. В раннем Средневековье у волжских и дунайских болгар была одна культура, общая религия, общий язык. Они поклонялись Небесному отцу «Кок Тенгри», Создателю мира сего. Из этого следует, что в сознании предков уже тогда утвердилось главенство Востока, откуда восходит солнце и куда обращали молитвы. Поэтому Волжскую Булгарию считают более древней, хотя, конечно, деление это очень условно, к сожалению, история болгар политизирована до крайности. Люди просто забыли ее, вернее, политики отучили их от правды жизни.
Так, гид рассказала нам о кошмарных эпизодах недавнего прошлого, об этнических чистках, осуществленных Тодором Живковым. В 70–е годы ХХ века по открытому на четыре дня пограничному коридору на границе с Турцией были изгнаны из страны сотни тысяч болгар. Они были изгнаны только за то, что они не приняли славянство, продолжали говорить на древнеболгарском языке, то есть на нашем, на татарском языке, что власти посчитали преступлением.
Как видим, исторические проблемы Болгарии политики создавали сами и решали их по-своему усмотрению... У нас был 37-й год, который также остается в памяти как год народной трагедии. Да что 37-й год? Планомерное уничтожение булгар на Волге шло со времен Ивана Грозного. Сегодня политика скрытого геноцида никого не устраивает, к болгарам пришло естественное желание оценить свои возможности, понять истинное прошлое своей Родины, узнать правду, кто мы, кто наши предки.
В современной Болгарии уже получен ответ на вопрос, когда и почему болгары оказались у западной части Черного моря, на Балканах, в низовьях Дуная 1300 лет тому назад. И это позволило говорить о свободе мышления в проснувшейся стране, о ее жажде правды и возрождения.
Конечно, не на все вопросы пока найдены исчерпывающие ответы, но это дело времени... В поездке у отдыхающих не раз возникал вопрос, кто такие протоболгары и каковы их этнические корни? Иначе говоря, какие народы участвовали в формировании болгарской нации. Возникали вопросы об исторических, географических, политических предпосылках образования Великой Болгарии. Они естественны, эти вопросы. Но в отличие от прошлых лет гид давала ответы на них, пусть не всегда исчерпывающие. Дело то новое. И это, по-моему, самое показательное.
Мадарский всадник
на монете достоинтсвом 50 стотинок.
Я вспомнил удивление казанских татар, когда впервые в прошлом веке в печати упомянули слово «протоболгары», столько было разговоров и обсуждений. Тогда мировая наука заговорила о протоболгарах, участвовавших в создании болгарского государства, и таинственное слово «протоболгары» звучало как откровение, оно признало деяние основателей Великой Болгарии, то есть тюркских ханов.
Отмечу, этот шаг для болгарской общественности был переломным шагом, очень ответственным. Потому что тюркский, «османский» период в славянской истории тогдашней Болгарии традиционно рисовали самыми мрачными красками, назваться тюрком считалось предательством по отношению к славянству. И, тем не менее, правда буквально рвалась наружу – рушилась колониальная коммунистическая система, новые духовные ценности овладевали сознанием свободных людей.
Драматизм ситуации усиливался сознанием истины о том, что древние болгары являлись тюрками; что болгарский язык на протяжении веков был идентичен татарскому языку. Перенести такие истины было невероятно тяжело людям, поколениями воспитанным в славянских традициях. Однако ложь не вечна, Время заставило осознать правду! Так было всегда, потому что, правда бессмертна.
Моральный переход к осознанию обществом необходимости поиска реальных и правдивых истоков своей истории был необходим. К чести сказать, болгары прошли этот путь достойно.
Да, турки родственны основателям болгарского государства. И что? Кто-то принял этот факт, как удар по национальному самолюбию, а кто-то относился к нему спокойно, потому что не это главное. В глазах дунайских болгар их волжские братья, которых прежде называли врагами болгар-славян, теперь становились родными, братьями. Вот в чем я увидел смысл огромной, кропотливой работы ученых по восстановлению правды о Великой Болгарии.
Картина мира менялась при жизни нашего поколения. Полностью менялась… И это удивительно.
***
Но вернусь к своему пребыванию в Камчии. Следует отметить уровень культурной программы, предложенной администрацией отеля, все подавалось деликатно, не навязчиво. Регулярно проходили концерты артистов Варнского( может Варненского, уточнить) оперного и драматического театра, а также мастеров болгарской эстрады. Но меня удивило не это, удивил установленный в холле отеля стенд шелковых гобеленов с портретами болгарских царей и кратким описанием их биографий. Возле него всегда толпились люди, читали, спорили, просто беседовали. Работал своеобразный клуб любителей истории.
И хотя не сохранилось изображений первооснователей болгарской государственности, авторы мемориала придали ханам восточные, скуластые лица, чем подчеркивали «алтайскую породу» сыновей хана Кубрата и последующих поколений болгар. На стене зала четко высечено: «наши предки создали и утвердили не государство завоевателей, а державу, существовавшую благодаря развитой в ней цивилизации».
Как говорила гид, «до Аспаруха страна была полудикой».
Эти емкие слова передают суть необходимости исторической реставрации в Болгарии.
Как на естественное продолжение тех портретов я смотрел на панно с руническим письмом и знаками Тенгри, явный признак высокоразвитого общества. Здесь всегда шел оживленный обмен мнениями. По-новому люди воспринимали теперь образцы глаголического письма, было понятно, глаголица не возникла сама по себе, она создана на основе рунического письма.
Возникает прямая аналогия с орхоно- енисейским письмом существовавшего среди народов Алтая и Сибири, в те далекие времена.
В следующем зале представлен Золотой век Болгарии. Главенствует гордая фигура Симеона, сжимающего, свой жезл, который «застыл в царском великолепии». Показательно, фигура окружена книжникам и солдатами, что говорит о многом... Скульптура символизирует идею возрождения Болгарской державы. Словом, страна как бы рождается заново.
О современном возрождении свидетельствует даже мост, недавно построенный через залив в Варне. У него неожиданное для москвичей имя: «Мост имени хана Аспаруха». Через километр встречаем корпуса современного домостроительного комбината, он носит имя хана Тервела-строителя. Району элитных коттеджей болгары присвоили имя хана Кардама. Приморская береговая зона отдыха теперь носит имя хана Пресняна.
Это зов предков из глубины истории, это не дань моде, это страница новой – свободной! - истории. Она показывает, что болгарские ученые и вся болгарская общественность прошли через нравственно тяжелый этап поиска исторической научной и объективной истины, что делает честь болгарской науке в целом. Общеизвестно, что без исторического прошлого нет будущего.
Пусть истина послужит уроком нам и всем остальным народам, потерявшим себя во времени.
***
Я уезжал из Камчии в приподнятом настроении, с мыслью, что стал свидетелем революции, свершившейся в сознании целого народа, причем, не, только болгарского. Аналогичное очищение истории, как выясняется, идет в Польше, там недавно установили памятник безымянному «Татарину», или «первому поляку», как назвали его сами люди. На открытии памятника Президент Республики приветствовал тех, кто «сознает свою причастность к традициям польских татар, которые на протяжении столетий строили Польшу».
Венгры, не стесняясь, называют себя потомками Аттилы, гордятся своим тюркским прошлым. Украина тоже нашла свои тюркские корни и осторожно изучает их.
В Российской Федерации издается много книг по истории России, начиная преимущественно с эпохи Петра I и мало книг и трудов, посвященных истории Великой Степи, Дешт -и - Кипчак, предшественнике Руси-России.
Пожелаем дружелюбному болгарскому народу, в гербе которого роза, как символ Болгарии, мира и процветания, дальнейших успехов в строительстве демократического и свободного государства!