Ренат Абянов
г.Москва
О СПЕКТАКЛЕ «МУЛЛА» И НЕ ТОЛЬКО...
Вновь Малый театр гостеприимно встречает столичных татар в своих стенах. И вновь татары спешат с работы в театр, чтобы на несколько часов погрузиться в атмосферу национального искусства, создаваемую самым именитым театром Республики Татарстан. Из метро вышел человек: мужчина, лет тридцати живо обсуждая со своим другом и коллегой и его супругой нынешний визит «Камала» в столицу. Этим человеком являюсь я, тот, кто в том году был так разочарован спектаклем «Голубая шаль», подвергнув его субъективной критике в интернете. Но ведь я это говорил не со зла! Порой нам приходится говорить правду, пусть и горькую, ради того, чтобы люди посмотрели на имеющуюся проблему по иному, ведь врач, иногда тоже говорит пациенту диагноз, возможно и неутешительный, однако дающий ему возможность своевременно пройти курс лечения. Нет, конечно нет, друзья мои, я не театральный критик, у меня даже нет актерского образования, скажу более, к своему стыду я бываю крайне редко в столичных театрах, хотя не скрою, являюсь большим любителем театральных постановок русских классиков. Я простой человек, имеющий духовное и светское образование, который по долгу службы является директором Международного департамента Совета муфтиев России, по призванию преподаватель, любящий историю и литературу, а также человек, слагающий стихи. А еще я имам, который любит проводить пятничные проповеди, но только тогда, когда имею счастье «пережить» определенную тему, после чего поделиться своими мыслями с прихожанами мечетей. Поверьте мне, я знаю, что такое смотреть в глаза прихожанам с трибуны, стучась в их сердца. Именно поэтому я написал стихотворение имам, чтобы люди поняли, что имам это не тот человек, который только и делает, что ходит по гостям и ждет садака, а тот кто, борясь отчасти с собой, не взирая не на что, денно и нощно совершенствуя себя, старается сделать чуточку лучше этот мир:
"Им не понять – прицелам чутких глаз,
Что и тебе понятно искушенье,
Что для тебя оно сильней в сто раз,
Что иногда ты просишь сам прощенье,
кусая губы в кровь! Что в темноте ночной,
Надев халат, под цвет твоих обоев
Приходит чёрт и сильною рукой
Сжимает горло, чтоб лишить покоя
тебя до самого утра! И каждый раз борьба,
Борьба, в которой ты черпаешь вдохновенье,
И в этой схватке только лишь она
Способна дать тебе благое наставление
и силы; для рывка, для шага на минбар,
Для новых слов, для взгляда на прицелы
горящих глаз, чтоб вновь сдержав удар
Рассеять тишину воззвать, вздувая вены
на напряженной шее! Ты сквозь сетчатки глаз
Стучишься в душ захлопнутые двери,
Так искренне, что точно бы сейчас
Подпрыгнув, закричал в восторге: «Верю!»
Станиславский! И только ты оставшийся без сил,
Встав у окна, сжимая крепко руки,
Способен оценить, смотря на этот мир,
Что, значит, испытать при жизни ада муки
переживая их в своей душе! Ты как огонь, что, словом растопил,
В сердцах людей бесчувственные льдины!
Все хорошо… Ты снова победил…
Добавив на висках своих седины…"
К тому же я имел честь стоять на сцене Кремлевского Дворца, где, по воле Всевышнего, смог реализовать написанный мной сценарий на тему «Жертвоприношение сына Ибрахима (мир Ему)». Пусть я играл отрицательного персонажа, но поверьте мне, когда в твои глаза смотрят пять с половиной тысяч человек и ты обращаешься к ним с теми словами, которые хотел донести, каждое слово, каждая буква, написанные тобой имеет совершенно иной вес. Я бы это назвал «светской проповедью» для людей, которые очень редко бывают в мечетях. Однако, речь об ином….
Мы подошли к театру под наблюдением строгого взора памятника А. Н. Островского, смотревшего на нас из под бровей… а может быть и не на нас, а на Большой театр или на стройку развернувшуюся перед ним…
Приятно видеть полный зал людей, вдвойне приятно, что добрая половина из них тебе знакома! Однако и у этой радости есть обратная сторона, ибо нет новых лиц, есть только отдельные пассионарии, напоминающие маленькую макушку большого, инертного, почти потонувшего в пучине незнания и невежества айсберга, под названием татарский народ.Грустно… но я и не об этом…. Я о постановке «Мулла». Свое посещение данной постановки вместе с молитвой, обращенной Всевышнему, я посвятил Туфану Миннулину и Валиулле хазрату Якупову. Я знал, что эта постановка не будет напоминать почти неактуальную «советскую Голубую шаль», а затронет современные проблемы татар.
Сразу хочу сказать о том, что я не ставлю цель описать свое мнение обо всем спектакле, а только акцентировать внимание на некоторые эпизоды.
Выключен свет. Зал полон… и вот начало… вот оно начало… появляются артисты, играет музыка, вырисовываются декорации… сердце бьет учащенней, а дыхание замирает… Но….
Именно с таким ощущением «но», я просидел два отделения! Я не добрал эмоций, при хорошей игре актеров мне не хватало сильных диалогов, рвущих сердце на части! Мне искренне непонятно, почему сельский сюжет мы пытаемся вписать во все, что проводим: концерт, встречи, спектакли. На мой взгляд, режиссерам, а кому как не им улавливать дух современности, пора бы ставить спектакли, повествующие о жизни в современном многонациональном мегаполисе, ведь жизнь в городе сложнее, а ухищрения Сатаны изощреннее. Нам всем известно о том, что села спиваются и исчезают, однако городским жителям было бы куда полезнее посмотреть на свою жизнь со стороны и заметить все то, чего в обычной жизни они возможно не замечают!
Мне очень хотелось проникнуться в суть проблем, увидеть, возможно, пути выхода из сложившихся ситуаций, но акценты были сделаны на юмор и ругательские слова, которые подчас резали слух из-за своего обилия. Мне не хватило спора муллы с «философом», где бы имам мог убедить его, а вместе с ним всех нас в правоте своих убеждений и слов, а все получилось так, что каждый высказался о том, что считает нужным, при этом оставшись при своем мнении. Да, конечно, «философ» пошел на уступки, но это смотрелось не потому, что имам его убедил, а потому, что так написано по сценарию. Мне совершенно не понравилась «банда» сельских хулиганов, способных творить беспредел на селе. Они больше походили на бандитов из 90-х годов нежели на сельскую шпану, да и то насилие в мечети и тяжбы по поводу кражи ковра казались также не убедительны. Спектакль, особенно, во второй части больше походил на комедию и это не мое мнение, а многих коллег посмотревших данную постановку. Сильным и неожиданным эпизодом спектакля был выстрел в имама, он был также внезапен, как выстрелы, прозвучавшие 19 июля 2012 года прервавшие жизнь Валиуллы хазрата.
Концовка спектакля, где мальчик читает Коран в мечети, дает повод надеяться, что будущее будет добрым и светлым, несмотря на все сложности в жизни современного татарского народа. Остается вопрос, чего хотят возродить постановщики: село или нацию? А еще услышат ли зрители этот посыл, ведь некоторые из них не послушали администрацию театра, так и не выключив свои телефоны, звонящие на протяжении всего спектакля!
Но вот спектакль окончен и впервые за все эти годы, я смог выйти из зрительного зала, не под хихиканье людей, смеющихся над полусумасшедшим, корыстным, похотливым имамом из советских спектаклей, а под задумчивые взгляды, размышляющих о судьбах тех священников, которые прилагают все свои силы для восторжествования вечных ценностей! И если бы в этот момент, каждого из моих коллег спросили: «Кто вы?», они бы, не задумываясь, ответили: «Я имам!»
Театр опустел… Я шел мимо большого театра в сторону метро с противоречивым чувством, и с четким пониманием того, что пришло время пересмотреть, концептуально пересмотреть, взгляды, подходы, сложившееся видения татарского театра! На мой взгляд, создавая постановки, режиссерам надо общаться с людьми, в данном случае со священнослужителями, чтобы персонажи были более законченными, яркими, а значит и интересными! Чтобы не быть голословным, я сам готов оказывать содействие в этих вопросах, поэтому можно считать, что это мое официальное предложение Татарскому Государственному Академическому Театру им. Галиаскара Камала.
Хочу пожелать театрам, в особенности национальным, чтобы ваши спектакли вдохновляли нас, чтобы ваши постановки были актуальны и востребованы, что не позволит вам затеряться в этом современном мире, оставив себя и ваши народы на периферии истории человечества. Вы должны побуждать, воспитывать зрителей, тогда ваши слова проникнут в их сердца и они, наконец, выключат свои мобильные телефоны!
18.01.2013
|