-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Музыка
Татарские исполнители

Альберт Асадуллин

В сентябре заслуженному артисту России АЛЬБЕРТУ АСАДУЛЛИНУ исполнилось 50 лет. Он родился в Казани, но вот уже 31 год живет в городе на Неве. В октябре наш знаменитый земляк приехал в Казань, чтобы дать юбилейный концерт... и интервью телеканалу "Вариант"

- Альберт, ваше имя занесено во Всемирную энциклопедию джаз, рок и поп-музыки наряду с именами величайших музыкантов XX столетия...

- Вы знаете?.. Когда я увидел этот фолиант, мой знакомый (которого я умолял продать эту энциклопедию мне за любые деньги) сказал: "Сейчас я тебе покажу что-то интересное. Смотри: буква "А". Армстронг Луи. Переворачивает страницу: Асадуллин Альберт. Хорошо, что я сидел, а то бы упал...

- Вы обладатель уникального по силе, красоте и диапазону голоса. А когда вы сами это обнаружили?

- Года в три. Я в детстве был очень стеснительный. В общем, я и по сей день такой. То, что я на сцене такой раскрепощенный, не значит, что я и в жизни такой. Это две разные вещи. Так вот, приехали к нам как-то гости из деревни. Ну, застолье, как водится. И вот мой дядька говорит: "Альберт, спой песенку!" Я стал отнекиваться, а он говорит: "Я тебе три рубля дам". В конце концов я спел песенку "Жулики-бандиты ограбили меня"... Детство мое прошло на Суконке, в Суконной слободе, так что ничего удивительного, что я пел такие песни...

- Музыкальный дар у вас от мамы?

- Да, определенно. У нее был удивительный, потрясающий голос. Она переживает сейчас, когда хочет что-то спеть и чувствует, что уже нет того чистого, звонкого голоса, тех высот, что раньше. Ее друзья всегда говорили ей: "Насима, на сцену бы тебе, на сцену - ты же лучше всех поешь!"

- Альберт, вы по гороскопу Дева. Считается, что Дев нужно чаще хвалить - тогда они добьются больших успехов. Вас часто хвалили в детстве?

- Нет, не часто. Я был такой хулиганистый, как все мальчишки у нас на Суконке. Но единство наших душ позволяло нам всегда легко общаться друг с другом. Я всегда говорю, что самый близкий мой друг - это мама. Будучи пацаном 15 - 16 лет, я делился с ней своими любовными похождениями, и она мне всегда давала советы. Мне от нее в общем-то не попадало, но и с похвалами было не очень щедро - это такая мусульманская сдержанность... Впрочем, я сам в себе чувствую некий стержень, который меня заставляет работать. Независимо от того, хвалят меня или нет, я иду к цели.

- Альберт, вы закончили здесь художественную школу, поступили в училище. А в 67-м году уезжаете в Ленинград и поступаете в Академию художеств.

- Дело в том, что в зимние каникулы на 2-м курсе каждая группа обычно едет в Ленинград на ознакомительную экскурсию - для того чтобы приобщиться к этому великому городу, к его искусству, прикоснуться к той атмосфере, которая там сложилась за столетия.

- И вы были настолько покорены этим городом, что решили там остаться?

- Я не знаю, как это объяснить. Ты вдруг понимаешь, что это твое, просто твое, абсолютно... Я мгновенно влюбился в этот город. Это происходит не глазами, а душой.

- 74-й год. Вы защитили диплом по специальности художник-архитектор. И в том же году вас пригласили вокалистом в ансамбль "Поющие гитары". Как произошло, что вы не стали архитектором, а стали певцом?

- Первые попытки как-то прикоснуться к музыке были еще в Казани, в художественном училище. Где-то в 64-м году мы попытались создать маленькую группу. Но у нас ничего не получилось. Интересно, что моим первым желанием было стать барабанщиком. И я сначала сел за ударные, они были смешные такие, типа пионерских барабанов.

А когда я уже приехал в Ленинград, нас, абитуриентов, послали в колхоз на картошку. И вот там, во второй вечер, когда все выползли на завалинку, один из наших товарищей взял гитару и начал петь по-английски - что-то из репертуара "Роллинг Стоунз". Я слушал-слушал и говорю: "А можно я попробую?" Взял гитару и спел "Can't buy me love". И они так обалдели от того, как я это спел. И тут же говорят: "Слушай, парень! Давай к нам, ты здорово поешь!" Таким образом я оказался в группе "Призраки". Мы были ужасно популярными. Потом были группы "Фламинго" и "Невская волна". Кстати, в 68-м году на первом в Советском Союзе рок-фестивале я был признан лучшим вокалистом.

А потом я получил приглашение от руководителя "Поющих гитар" Анатолия Васильева - ну, для начала прослушаться. Они искали певца на роль Орфея. Режиссеру был нужен некий Маугли, "дитя природы", ничем не закрепощенный и свободный в пластике и вокале. Таких ребят в "Поющих гитарах" не оказалось. Они упорно искали, и кто-то им посоветовал: "Татарчонок может спеть все, что угодно". Там действительно нужно было петь все - и рок, и мягкие, лиричные, красивейшие песни.

- В 1975-м году состоялась премьера рок-оперы "Орфей и Эвридика", и исполнение главной роли принесло вам грандиозный успех. А Эвридику играла Ирина Понаровская. Вы с ней как-то поддерживаете отношения?

- Частого общения нет, но когда я бываю в Москве, я звоню ей. Иногда встречаемся в концертных программах и очень рады нашим встречам. Искренние, теплые отношения друг к другу остались, несмотря на то, что прошло столько лет.

- Казанцы гордятся тем, что у них есть такой знаменитый земляк, как Альберт Асадуллин. А вы гордитесь тем, что родились в Казани?

- Конечно. Хотя в детстве было несколько сложнее. Не было открытой, широкой речи на родном языке. Но уже в те годы я понял, что я должен гордиться своим народом, своими корнями.

- Вы горячо пропагандируете татарскую национальную культуру. Например, ваш проект - фолк-сюита "Магди" на сюжет из Корана. Немного расскажите, как она создавалась.

- К этому трудно человека подтолкнуть. Человек-творец должен сам созреть для того, чтобы создать что-то подобное. Многие годы я вводил в свои программы татарские песни. Мои друзья говорили мне: "Почему ты не сделаешь что-то большее?" Три года я мучительно создавал это произведение. Может быть, причиной тому - некая неподготовленность тех кругов, которые могли бы помочь? Но я это сделал, и я горжусь тем, что это произведение внесло свой вклад в развитие национальной музыки.

- Я держу в руках аудиокассету с вашими песнями "Дорога без конца". На ее обложке ваш портрет. Подпись: художник Владислав Асадуллин. Это ваш сын?

- Да, ему сейчас уже 28 лет. Владислав продолжил меня, и я этому очень рад. Я счастлив, что он идет по моим стопам. Он не только художник, но и музыкант, и поэт. Стихи у него потрясающие. Так что он шагнул дальше меня.

- Каким девизом вы руководствуетесь в жизни?

- Не останавливаться на своем пути. Идти, идти - как в песне "Дорога без конца". А музыка - она действительно бесконечна.

Татьяна Митрошина
Фото автора

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх