-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Национальные традиции

ТАТАРСКОЕ ИМЯ

При наречении имени в середине XIX — начале ХХ века татары-мусульмане пользовались, как правило, мусульманским именником, хотя в более ранние периоды были широко распространены имена тюркского происхождения (Алтынай, Аюташ, Майшакар и т.п.). по мере усиления влияния ислама происходило вытеснение тюркских имён мусульманскими. В основном это были сложносоставные имена арабского или персидского происхождения, значения которых, так или иначе, имели отношение к религии. Мальчикам чаще давали имена с компонентами -улла (Бог), -дин (религия, вера), -абд (раб Божий), -жан (душа): Халиулла, Исламутдин, Сабиржан — и различные производные от имени пророка Мохаммада: Динмохаммэд, Мохамммтсафа, Мохэммэтжан. Девочек называли именами жён и дочерей Мухаммада (Айша, Зайнап, Фатыйма) или сложносоставными именами с компонентами -биби, -бика, -бану (госпожа, княгиня), -ниса(женщина), -жамал (красивая): Бибигайшэ, Гайшабикэ, Хабибжамал, Шамсиниса.

Для татар был характерен большой "разброс" имён: ребёнку старались дать имя, которого не было в селе. Так, по материалам Всероссийской переписи населения 1897 года, в селе Кукча Лаишевского уезда на 64 лица мужского пола приходилось 52 имени, а на 54 женщины — 47 имён. Максимальное число носителей одного имени в этом селе не превышало трёх человек. Но при этом в татарской семье старались назвать детей именами, созвучными между собой или с именами родителей. В вышеупомянутом селе члены трети семей имели имена с одинаковым началом, например: Абдулкутдус, Абдулкашиф; Вагифа, Загрифа, Закир. В 43% семей имена их членов имели одинаковое окончание: Хабибзямал, Шарифзямал, Сабирзямал; Валей, Гарей, Ахмадей.

У татар-кряшен дети при крещении нарекались каноническими именами христианского именника. Но в быту они звучали в своей особой транскрипции: Варвара-Барый (ласкат. Барук), Анастасия-Начтый (Нэчтук), Дмитрий-Метрах (Метук), Пётр-Питрэй (Питук). Вследствие канонизированности именника одинаковые имена у кряшен встречались чаще. Так, анализ материалов переписи 1897 года показал, что в селе Ураево-Челны Лаишевского уезда на 76 мужчин приходилось 33 имени, а на 82 женщины — 30 имён. Были случаи, когда одно имя было у 10 женщин (Мария) и у 14 мужчин (Иван).

Эти традиции сохраняются и в современной семье. Часто и сейчас имена в семье либо начинаются на одну букву (Раиф, Раис, Равиль, Разия), либо созвучны их окончания (Хидият, Талгат, Рифкат). Широко распространена традиция наречения однокоренными именами дочери и сына (Фарид— Фарида, Данис — Дания). Особенностью современного татарского именника является большое количество западноевропейских имён (Альфред, Рафаэль, Роберт, Камилла), а также имён, связанных с географическими названиями, с названиями планет, цветов (Марс, Нил, Венера, Раза, Ландыш, Миляуша, Фиалка). Для татар характерно активное имятворчество, когда родители сами придумывают детям имя, созвучное именам в семье (Альфия — Альфис, Рифкат- Ливкат). Авторы монографии "Татары" (Москва, Наука, 2001, с.337) отмечают, что в 1980-1990-е годы наблюдался резкий рост татарских имён тюркского происхождения: Ильнур, Айгуль, Тансылу...

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх