Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear



i-mulla

takbir.ru





ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2019
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Театр

Театр имени Файзи

Д.Аги

ДРАМА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Война. Бомбежка. Солдаты прячутся от прицельного огня. Один ранен, второй приходит на помощь, старается поддержать, подбодрить земляка. Видимо, так уж устроен человек, что во времена тяжких потрясений в нем острее проявляются чувства соболезнования, сотоварищества. Не зря же говорят, что война, являясь высшим апофеозом проявления человеческих качеств, сразу дает оценку каждому.

Наши герои, Хисматулла и Хикматулла только успели обзавестись семьями, им бы жить и радоваться, а на пороге война. Оба отправляются на фронт защищать Родину. Кругом смерть, снаряды, бомбежки, война косит всех без разбора - и молодых и старых. Предчувствуя опасность, друзья договариваются - в случае смерти одного из них, второй должен будет взять на себя заботу о родственниках погибшего. О смерти говорят, но в нее не верят. Как живыми вернуться домой? Рецептов не существует. И тут Хикматулла вспоминает, давным-давно бабушка говорила, что человек, давший обет (нәзер) не умрет до тех пор, пока не выполнит своего обещания. И Хикматулла предлагает приятелю дать клятву на неопределенный срок, например, по возвращению домой - обменяться женами, не навсегда, а на неделю. Хисматулла, ухмыльнувшись в ответ, вспоминает. Были времена, когда они дружили вчетвером - два парня и две девушки. Любил каждый свою, но женились не на тех, которых любили, а наоборот. Упреки к друг другу не угасли до сих пор, и при любой возможности кольнуть каждый непременно это делал. Вот и сейчас обменялись комплиментами, но от предложенной затеи не отказались, а, наоборот, укрепились в своем решении - нелепей обета и не придумать. А потому и больше уверенности, что на его воплощение потребуется много времени и сил, значит - жизнь и возвращение домой, гарантированы самим Аллахом.

Вот такой неожиданно закрученный сюжет по пьесе Туфана Минуллина «Нәзер» привезли в Москву актеры Государственного Оренбургского татарского драматического театра имени Мирхайдара Файзи.

Перед зрителем предстает картина татарской деревни, хотя эти события могли произойти и в другой точке мира. На сцене - скудная мебель, огромные подушки, плетенные лоскутные коврики, на стенах семейные фотографии – свидетели истории. Декораторам удается простыми средствами передать атмосферу и колорит того времени. Развернувшаяся перед зрителем драма ведется от имени одного из героев пьесы, Хисматуллы.

Айрат ХабибуллинЗаслуженный артист Республики Татарстан
Айрат Хабибуллин в роли старого Хисматуллы

Прошли годы, перед нами уже пожилой человек, вспоминая свою жизнь, вместе со зрителем переживает заново страницы своей биографии. Старый Хисматулла, в исполнении з.а.РТ Айрата Хабибуллина, очень убедителен и точен. Искрометный, яркий, с первых же минут появления в зале ему удается создать особую ауру. Смачным татарским говорком, хитроватым взглядом, - всем своим поведением увлекает зрителя и уже ни одна деталь его игры не остается не замеченной. В этом мастерство актера. Зал рукоплещет. Он буквально завораживает всех присутствующих своей магией. И тогда становится понятным, почему зритель из обычного наблюдателя становится непосредственным участником разворачивающихся событий.

Неспешной походкой Хисматулла пробирается к сцене, напевает песню и зал поет вместе с ним. Объемно, радостно и живо рисует он картинки своей жизни. Перед нами настоящий психологический театр, здесь и взлеты и падения человеческих судеб. Мы с интересом наблюдаем, как жизненные обстоятельства делают одних людей героями, а других ломают и часто приводят к фатальному исходу.

Первым с войны возвращается Хисматулла. В исполнении А.Мустафина он выглядит удачливым оптимистом, война не изменила его природной мягкости и обаяния, гармонист, любимец женщин. Радостно встречает его любящая Магира. В доме любовь и счастье - через девять месяцев рождается второй ребенок. Все хорошо, Хисматулла работает, вечерами берет гармошку и вместе с женой распевает татарские песни. Немногим деревенским женщинам так повезло, как Магире. У многих мужья не вернулись с войны - кого-то убили, кто-то пропал без вести. Поэтому каждая не прочь пококетничать с Хисматуллой. И он парень - не промах, не прочь поиграться, ответить взаимностью, но человек все же не плохой - слово держать умеет. Обещал другу, еще на войне, помогать его жене - помогает.

Гумаров Ильфатартист Ильфат Гумаров

Загира уже потеряла надежду на возвращение мужа, а он возьми да и явись. Ей бы радоваться, муж вернулся, да не тут-то было. По его же словам, после плена и советских лагерей он уже не тот Хикматулла, которого она провожала на фронт. Перед ней человек без настоящего и будущего - моральный и физический инвалид. Беспробудно пьет. Сколько сломанных судеб вернувшихся с полей войны парней можно было встретить на дорогах страны, не перечесть. Хикматулла лишь один из них. Ильфату Гумарову, сыгравшему эту роль, удалось точно отразить черты своего героя - уже бездуховного, внутренне надломленного человека, смирившегося со своей судьбой - без надежды выжить, без будущего. Безутешна Загира в своем горе и раньше особо счастливой себя не считала, а теперь потеряла последнюю надежду иметь ребенка.

Однако, жизнь в деревне идет своим чередом. В каждой семье свои заботы и печали. Неожиданно несчастье приходит в дом Магиры. Заболевает муж, женщина в отчаянии. Всем миром стараются его вылечить, но болезнь стремительно прогрессирует. И она вспоминает, что вернувшись с войны, муж рассказывал, что они с Хикматуллой дали друг другу обет. За эту мысль Магира ухватилась, как утопающий - за соломинку. Во имя исцеления мужа решилась на этот отчаянный шаг. Все сама подготовила: убедила мужа, уговорила стыдливую и скромную Загиру на безрассудный поступок, отправила подальше детей. Труднее всего было уломать когда-то грезившего по ней мужа Загиры, Хикматуллу, но и он под давлением, вскоре, согласился. Хотя после постоянной попойки забыл или делал вид, что забыл о данном обете.

И вот, Магира, всех четверых собрала у себя в доме и, взяв согласие с каждого на этот неожиданный зигзаг судьбы, по-женски продолжая испытывать ревность и тревогу, все же решила не отступать. И в назначенный срок, уходя в дом к Хикматулле, пригрозила мужу, чтобы тот не заходил за пределы дозволенного с новоиспеченной супругой.

В глубине души она понимала, что могла потерять мужа, но дело сделано. В течение недели пыталась все держать под контролем, постоянно наведывалась в свой дом и с каждым разом все больше ощущала в нем запах новой женщины. Хисматулле становилось лучше - он поправлялся. Они с Загирой музицировали - он играл, она любовалась. Магире и раньше приходилось наблюдать как ее Хисматулла опекал соседку. А сейчас, подтолкнув подругу в постель к мужу, считала дни до окончания добровольного плена. В полном смятении и тревоге ждала своего возвращения домой.

А тут пропал Хикматулла. Свою войну он закончил под колесами поезда. Мертвые умирают, а живые – живут.

Загира и Хисматулла (Рамиля и Алмаз Мустафины)

За два дня до окончания условного плена Загира, забыв о стыде, принарядившись в атласные рубашки, как новоиспеченная Венера, решила осуществить свою давнюю мечту – родить ребенка. И уже ничто не могло ее остановить. Р.Мустафина, так правдиво и искренне вжилась в роль Загиры, порой казалось, что играла самою себя. И вот, Загира, раскрыв объятия навстречу своему счастью, отдалась целиком и полностью Хисматулле с такой самоотверженной страстью, которая, как опухоль, зрела в женщине все годы ее невостребованного одиночества и, наконец, прорвалась. Это, вскоре, дало ожидаемые плоды. Она ждала ребенка. Конечно, Магира все это предвидела, но где-то в глубине души, как каждая женщина, надеялась, авось пронесет. Не пронесло.

Загира, застенчиво извиняясь, говорила, что ей не нужен муж, а только ребенок. Как жить дальше Магира не знала, но понимала, что, именно, в эту минуту за ней решающее слово. Она в тревоге и полном смятении за свою судьбу, не знает, как поступить. Как жить дальше? Выгнать подругу, вопреки желанию мужа, и остаться одной? Или оставить мужа чужой женщине, а как тогда сама, дети? Решение пришло внезапно - так будет лучше для всех, подумала она, и стала убеждать мужа - принять в дом Загиру с ребенком. И не только принять, но и разделить с ними их семейное ложе. На что он, согласился, добавив, что возьмет обеих. Магира еле сдерживала рыдания, боль, на мгновение, исказила ее лицо, но она тут же взяла себя в руки и продолжала вести себя, как ни в чем не бывало.

Зрители с нескрываемым сочувствием наблюдали за отчаянной борьбой женщины с самой собой, за свое место в жизни, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами - гордостью, долгом, унижением, ревностью, любовью – со всем калейдоскопом чувств, заложенных самой природой и создателем. Блистательно исполняет свою Магиру - Г.Абдракипова, по-мастерски точно, актриса передает психологическое состояние своей стойкой героини. Сколько достоинства и мужества демонстрирует эта маленькая хрупкая женщина.

Весь творческий ансамбль театра играл ярко, профессионально, особо порадовали женские образы. Автор пьесы и режиссер довели их до совершенства. Жизнерадостная Магира и тихая, скромная Загира, две истосковавшиеся по мужскому духу женщины хотят одного - простого человеческого счастья. Ради этого обе решаются на поединок с судьбой. Одна выходит из него замужней женщиной, матерью - победительницей, а вторая восходит в историю - героиней!

Продолжая свое повествование, уже состарившийся Хисматулла, вытирая слезы, говорит, что у них с Загирой родилась еще девочка, а Магира, вскоре, умерла. Но они с женой часто вспоминают покойную.

Терпеть и признавать свою соперницу в собственном доме, ух, как нелегко. Это, наверное, каждый день, потихоньку, умирать. И Магире не по плечам оказалась ноша, произошла трагедия, и ее не стало. Однако, я подумала, случись эта невероятная история в странах с мусульманским укладом жизни, когда девочек воспитывают с мыслью, что они могут быть и четвертыми женами, то и реакция была бы не такой драматичной. Уклад жизни формирует менталитет. Поэтому и взгляд на проблемы разный.

Абдракипова Гульгенаартистка Гульгена Абдракипова

Мы в жизни часто рукоплещем героям. Да, Магира, поднявшись над своим личным, служит, своеобразным манифестом человеческого совершенства. Но, простите, оправдана ли ее смерть? Самопожертвование во имя чего или кого? Мужа? Подруги? Человечества? Нужно ли ровняться на нее? Вопросов много.

В послевоенные годы было много героев и на фронте и в тылу. А сейчас? Стремительно размываются традиции, меняются человеческие ценности – есть ли место такому поступку, сегодня? Это большой - большой вопрос.

И все-таки хорошо, когда выходишь со спектакля и есть над чем задуматься, значит зацепило. Одному Богу известно, как происходит этакое сакральное воздействие на присутствующих, когда все происходящее становится близким, узнаваемым, дорогим и понятным. Это то, ради чего и приходит в театр зритель, то, чего ему в современной жизни не хватает. Все здесь присутствовало. И этим праздником москвичей побаловала, иначе не скажешь, именно побаловала талантливая труппа Государственного Оренбургского театра во главе со своим главным режиссером Растамом Абдуллаевым.

Ему особая благодарность за просвещенческую миссию татарской литературы, за удачно выбранный репертуар. Только неравнодушный человек мог выпестовать такой талантливый и профессиональный коллектив. Актеры покорили зрителя своей тонкой игрой и индивидуальностью. Знакомство состоялось. В течение получаса зал, стоя, аплодировал и не отпускал артистов со сцены. Первые гастроли театра в Москве продемонстрировали зрелость и самостоятельность всего творческого коллектива. За спектакль и доставленное удовольствие спасибо. До новых встреч!

Москва, ноябрь 2013 г.

Адрес статьи: http://mtss.ru/?page=nazer

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


ТАТДиг Татар эзләгеч





Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 

   

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх