Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

Ural,Tatars,Nuclear

Sajtka yardäm - Помощь сайту



i-mulla

takbir.ru

ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2016
МТСС, ФРМ-FMP


Общество

Коллективные обращения

Министру культуры Республики Татарстан
Сибагатуллину А.М.



НАЙДЕТСЯ ЛИ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО
ПАМЯТНИКУ САРЕ САДЫКОВОЙ?


Обращение общественности татар города Москвы.


Московской татарской общественности стало известно, что увековечение памяти и установка памятника выдающейся актрисе, певице и композитору Саре Гарифовне Садыковой уже длительное время наталкивается на трудно преодолимые, бюрократические препятствия и фактически зашло в тупик. Со слов ее дочери Альфии Айдарской известно также, что указ Кабинета Министров РТ от 13 марта 1997 г. об установке памятника до сего времени не исполнен надлежащим образом, хотя решение этого вопроса было возложено на Министерство культуры РТ и Администрацию г. Казани.

Для данного скульптурного ансамбля, изготовленного в 2007 г. по проекту народного скульптора РТ, заслуженного деятеля искусств РТ и РФ, лауреата Госпремии им. Г. Тукая Рады Нигматуллиной, до сего времени не найдено достойного места в Казани, и он лежит на заводе, покрытый пылью. Место, выделенное властями города в тесном, практически безлюдном пространстве, окруженном многоэтажными зданиями, закрывающими вид на памятник, не может удовлетворить широкую татарскую общественность и всех любителей музыки.

Нерешенность и затягивание вопроса увековечения памяти С. Садыковой, и, в частности, непредставление заслуженного места для ее памятника, глубоко тревожит общественность и московских татар. Татары-москвичи знают и любят музыкальное творчество, помнят исполнительское мастерство талантливой певицы и композитора. Начиная с первых лет учебы в консерватории, она выступала в московском центральном татарском клубе им. Н.Н. Нариманова, в домах культуры, рабочих клубах и даже в цехах предприятий Москвы и Подмосковья. Ее выступления во время гастролей в Донбассе, Кузбассе и на Урале воспринимались татарскими и башкирскими рабочими, как настоящий праздник. Они пробуждали интерес к татарской музыке, вокальному искусству и народным татарским песням также у представителей других народов многонационального Советского Союза. За талант и подвижничество татарский народ присвоил Саре Садыковой звание «Татарский соловей», которое она снискала за свои выступления во многих регионах, где жили татары.

Достойно сожаления, что для памятника С. Садыковой, народной артистки РТ, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Госпремии им. Г. Тукая (посмертно), подарившей своему народу около 550 песен, власти г. Казани с 2007 г. до сих пор не могут предложить достойного места. В то же время в городе достаточно памятных мест, связанных с деятельностью С. Садыковой.

Существует мнение и предложение, достойное рассмотрения, а именно, что памятник -ансамбль наиболее целесообразно установить около театра оперы и балета, т. е. в сквере у фонтана, где он гармонировал бы с самим фонтаном. Именно в этом театре в 1939 г. С. Садыкова, как оперная певица, впервые выступила с большим успехом в опере Н. Жиганова «Качкын». Этот зеленый уголок популярен среди студенчества и творческой молодежи, пробуждению интереса к национальной музыке у которых во многом способствовали произведения Сары–ханым.

Татарская общественность Москвы присоединяется к ходатайству по скорейшему решению вопроса о месте установления памятника-ансамбля, посвященного Саре Садыковой Министерством культуры РТ и Администрацией г. Казани. Московская татарская интеллигенция выражает надежду, что ее голос будет учтен при решении этого актуального вопроса.

Капкаев А.А., кандидат экон. наук, филолог

Ахтамзян А.А., профессор МГИМО

Бурганов А.Х., академик АН РТ

Абдеев Р.Ф., профессор

Беляев А.Б., заслуженный строитель России