АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
основаниям, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002
№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
Признавая право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (статья 30), а также право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31), учитывая значимость утверждения гражданского мира и согласия, сохранения исторически сложившегося государственного единства, обеспечения благополучия и процветания нынешнего и будущего поколений многонационального народа России (преамбула) и исходя из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17), Конституция Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13), любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 2 статьи 19), пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29).
Названные конституционные положения соотносятся с международно-правовыми стандартами, которые, провозглашая право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения, которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, одновременно устанавливают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других, и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (статьи 18, 19 и пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, статьи 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
В Республике Татарстан с 1989 года функционирует региональное общественное объединение «Татарстанское региональное Всетатарское политическое общественное движение - Всетатарский общественный центр», сокращенные наименования: РЕВТАТПОД или ВТОЦ (далее по тексту - ВТОЦ, Движение), зарегистрированное постановлением Совета Министров ТАССР от 17.07.1989 №274.
Председателем Президиума Движения (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Движения) является Закиев Фарит Васимович.
Членами Президиума являются Нуриахмет Г.З., Закиев Ф.В., Юсупов Р.К., Габдуллин А.Х., Залялов Р., Хайретдинов М., Бадретдинов И., Нургалиев Р.М., Ибрагимов Р.А., Гатин К.Ф., Шарипов А., Ризванов Р.Р., Галеев Р.Н., Аглиуллин З.Х., Зинанов Р.С.
Федеральный закон от 26.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту - Федеральный закон о противодействии экстремизму) определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление (преамбула).
В соответствии с предписаниями части 2 статьи 9 поименованного закона в случае осуществления общественным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение, прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, названные организации могут быть ликвидированы, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами, определяется Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (статья 4 названного закона, далее - Федеральный закон № 82-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 5 указанного федерального закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Одной из организационно-правовых форм общественных объединений, закрепленных в статье 7 Федерального закона № 82-ФЗ, является общественное движение, состоящее из участников, и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Статья 1 Федерального закона о противодействии экстремизму, как следует из содержания пункта 1, не дает определения таких дефиниций как экстремистская деятельность и экстремизм, считая их тождественными понятиями, а содержит перечень действий, совершение которых следует квалифицировать как экстремистскую деятельность (экстремизм).
Так, к экстремистской деятельности наряду с другими названными в этой норме действиями относятся насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации) за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными, государствами; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части I статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы); публичные призывы к осуществлению указанных деяний; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально- технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
В целях конкретизации положений Федерального закона о противодействии экстремизму разработана Стратегия противодействия экстремизму в' Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753 (далее - Стратегия).
В пункте 13 Стратегии указано, что наиболее опасными проявлениями экстремизма являются возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»; вовлечение отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций; организация и проведение несогласованных публичных мероприятий (включая протестные акции), массовых беспорядков; подготовка и совершение террористических актов.
В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений (часть первая статьи 7 Закона о противодействии экстремистской деятельности).
Проведенным анализом установлено, что деятельность Движения противоречит действующему законодательству и носит экстремистский характер, что представляет реальную угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, целостности ее территории, безопасности государства и общества, нарушения прав и свобод человека и гражданина, причинения вреда личности, здоровью граждан.
Так, в 2017 году от имени ВТОЦ в сети Интернет, а также в региональных органах государственной власти распространено открытое письмо под наименованием «обращение Всетатарского общественного центра к депутатам Госдумы РФ от Татарстана, к депутатам Госсовета РТ, депутатам Казанской городской Думы, к политическим и общественным организациям Татарстана, ко всем неравнодушным к судьбе татарского языка» (орфография и пунктуация автора сохранена).
Согласно заключению специалистов АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» от 13.06.2017 в распространенном обращении содержалась информация, направленная на возбуждение розни в отношений группы лиц по признаку «отношение к языку», а также призывы по установлению единственного государственного языка Республики Татарстан - татарского (согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки).
Кроме того, 20.02.2017 в составе Движения было образовано Набережночелнинское отделение (протокол заседания Президиума ВТОЦ от 22.02.2017) путем присоединения незарегистрированного общественного объединения НЧО ТОЦ, признанного решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11.05.2017 экстремистской организацией.
В связи с наличием в деятельности Движения признаков экстремизма прокурором. Республики Татарстан 16.10.2017 ВТОЦ было объявлено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.
Вместе с тем, проведенным анализом установлено, что деятельность Движения не претерпела каких-либо изменений, направленных на исполнение действующих законов, и продолжает осуществляться с нарушением требований федерального законодательства, в том числе Федерального закона о противодействии экстремизму.
В интересах Движения члены Президиума ВТОЦ организуют публичные мероприятия, в том числе с нарушением установленного законом порядка его проведения, которые также используются в качестве площадки •для распространения экстремистской идеологии.
Так, 12.10.2019 на территории парка им. Карима Тинчурина г. Казани Хабировым Р.К., членами Президиума ВТОЦ - Гатиным К.Ф., Ризвановым Р.Р. и председателем Президиума ВТОЦ - Закиевым Ф.В. в интересах Движения организовано и проведено публичное мероприятие в форме митинга.
В целях предупреждения экстремистских проявлений организаторы названного мероприятия - Хабиров Р.К., Гатин К.Ф. и Ризванов Р.Р. 11.10.2019" были предостережены заместителем прокурора г. Казани о недопустимости нарушения Федерального закона о противодействии экстремизму при его проведении.
Ведущим указанного митинга был член Президиума ВТОЦ Ибрагимов Р.А., которым выступления спикеров были выстроены заранее в определенную смысловую последовательность, дополняя друг друга, расширяя значение ранее сказанного.
Вместе с тем выступления отдельных лиц на митинге были направлены на распространение экстремистской идеологии, в частности, возбуждение вражды в отношении представителей группы лиц, выделенной по национальному признаку - русские, а также формирование представления о необходимости осуществлять деколонизацию, создавать собственное татарское государство и национальную армию.
В связи с указанными обстоятельствами спикеры, в выступлениях которых содержались указанные признаки, были привлечены к административной ответственности. Так, постановлениями Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан Валеев Х.Ф. (24.08.2020), Шакиров А.М. (30.09.2020) и Нуриахмет Г.З. (25.08.2020), а также постановлением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Байрамова Ф.А. (04.06.2020) были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.3.1 КоАП РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В то же время призывы к осуществлению экстремистской деятельности, прозвучавшие на указанном публичном мероприятии, были сделаны без указания на то, что это личное мнение выступающих, а ВТОЦ в течение установленных законом 5 дней не было заявлено публично о своем несогласии с высказываниями или действиями указанных лиц (статья 15 Федерального закона о противодействии экстремизму).
При реализации целей и задач ВТОЦ организуются публичные мероприятия, которые зачастую сопряжены с нарушением установленного законом порядка его проведения. При этом характерным нарушением при их проведении является выход за рамки заявленной темы мероприятия.
Так, председатель Президиума ВТОЦ Закиев Ф.В. привлекался к административной ответственности:
1. Постановлением Вахитовского районного суда г. Казани от 26.03.2020 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, а именно по факту организации и проведение 06.11.2019 митинга на заявленную тему «Празднование дня Конституции Республики Татарстан», в ходе которого допустил выступления участников на темы, несвязанные с заявленной тематикой. Так, на мероприятии были выступления с критикой в адрес органов государственной, власти Российской Федерации о незаконном уголовном преследовании в Республике Татарстан мусульман, о необходимости борьбы за государственность Республики Татарстан и др.
2. Постановлением Вахитовского районного суда г. Казани от 07.10.2020 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, а именно по факту организации и проведения 30.08.2020 митинга с целью «празднования дня Республики Татарстан», в ходе которого допустил использование плакатов, не соответствующих заявленной тематике. Так, на мероприятии звучали лозунги: «... Мы начали строить свое государство! Мы победим, иншаллах! восстановить государство Татарстана!» и др. Часть ораторов на публичном мероприятии высказывали негативное отношение к национальной политике, проводимой в Российской Федерации, а также критику в адрес руководства Российской Федерации и Республики Татарстан.
3. Постановлением Вахитовского районного суда г. Казани от 02.12.2020 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, а именно по факту организации и проведения 18.10.2020 митинга с целью «Вспомнить павших защитников города Казани в 1552 году», в ходе которого допустил выступления участников на темы, несвязанные с заявленной тематикой. Так, на •мероприятии прозвучали выступления с критикой в адрес правоохранительных органов Республики Татарстан об ущемлении прав татарского народа со стороны руководства Российской Федерации и др.
Член Президиума Иуриахмет Г.З. постановлением Вахитовского районного суда г. Казани от 21.12.2017 привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, а именно по факту организации и проведения 14.10.2017 митинга с целью «вспомнить прадедов, погибших при взятии Казани в 1555 году», в -ходе которого участники использовали плакаты с надписями, несоответствующими цели публичного мероприятия. Так, на мероприятии использовались плакаты с требованиями о преподавании в образовательных учреждениях Республики Татарстан татарского языка в качестве государственного языка республики и др. Кроме того, на мероприятии звучали призывы к бойкотированию выборов Президента Российской Федерации.
В то же время 11.10.2017 заместителем прокурора г. Казани до начала проведения названного мероприятия Нуриахмету Г.З. было объявлено предостережение о недопустимости нарушения Федеральных законов «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и «О противодействии экстремистской деятельности».
Член Президиума Ризванов Р.Р. постановлением Вахитовского районного суда г, Казани от 16.01.2020 привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в связи с тем, что допустил выступление на митинге, прошедшем 12.10.2019 на территории г. Казани с целью «Вспомнить павших в 1552 году дедов», на тему, несвязанную с заявленной тематикой, в частности о незаконности уголовного преследования в отношении конкретного лица.
Уставная деятельность Движения также сопряжена с систематическими нарушениями требований федерального законодательства. Так, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту - Управление) в адрес ВТОЦ 25.02.2020, 18.08.2020, 16.10.2020 направлялись предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства, которые по состоянию на 21.12.2020 не исполнены в полном объеме.
В этой связи постановлением мирового судьи судебного участка №2 по Вахитовскому судебному району г. Казани от 25.11.2020 ВТОЦ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно за неисполнение предписания Управления.
Об экстремистском характере деятельности Движения свидетельствует Устав организации, в котором закреплены основные положения, принципы создания и деятельности ВТОЦ, а также основные цели и виды ее деятельности.
Так, согласно заключению специалистов по результатам комплексного психолого-лингвистического, политологического и правового исследования Устава ВТОЦ, проведенного Автономной некоммерческой организацией Единая служба судебных экспертиз «МСК-Эксперт», установлено следующее.
1. По результатам психолого-лингвистического исследования обнаружены:
- признаки объединения группы граждан по национальному и религиозному признаку для противостояния представителям другой национальности и вероисповедания (русским), а также органам государственной власти (преимущественно центральным);
- мотивы к приобретению Республикой Татарстан самостоятельности, что может привести к нарушению целостности Российской Федерации;
- признаки изменения политических прав и свобод граждан, в том числе по принципу принадлежности к национальности;
- признаки нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от принадлежности к национальности;
- признаков достижения уставных целей организации посредством формирования негативного социального стереотипа, образа в отношении группы лиц по признаку национальности и вероисповедания;
- признаков формирования у жителей Республики Татарстан мнения о необходимости приобретения -Республикой Татарстан самостоятельности, что может предполагать нарушение территориальной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти.
2. По результатам политологического исследования обнаружены:
- признаки объединения группы граждан по национальному признаку, воспитания граждан по религиозному признаку;
- о содействии ВТОЦ самостоятельному развитию Республики Татарстан;
- достижение уставных целей организации посредством изменения негативного социального стереотипа, образа в отношении татарского народа.
3. По результатам правового исследования обнаружены следующие цели:
- изменение существующего, предоставленного Конституцией Российской Федерации, Республике Татарстан как региону объему прав и полномочий на самоопределение нации, на развитие ее культуры и духовно¬нравственных ценностей, на развитие международных контактов и т.д., направленные на расширение самостоятельности, вплоть до получения международно-правового признания Татарстана как самостоятельного политического образования;
- изменение политических прав и свобод граждан в сторону его одностороннего расширения, т.е. расширения объема прав и свобод граждан по принципу их принадлежности к определенной национальности (татары);
- сформировать у жителей Республики Татарстан мнение о необходимости приобретения Республикой Татарстан большей самостоятельности, чем это предусмотрено действующей Конституцией Российской Федерации, а также необходимости обретения международно-правового признания ее самостоятельности, что может предполагать нарушение целостности Российской Федерации.
Таким образом, на протяжении последних нескольких лет устанавливались и фиксировались факты экстремистской деятельности ВТОЦ. При этом Движение не предпринимало каких-либо действенных мер к устранению причин и условий экстремистской деятельности, о своем несогласии с экстремистскими высказываниями или действиями отдельных лиц, в том числе являющимися членами Президиума, ВТОЦ публично не заявляло.
Количество нарушений антиэкстремистского законодательства и их характерная направленность со стороны членов Президиума служит основанием для вывода о наличии в деятельности Движения системных нарушений Федерального закона о противодействии экстремизму.
Принятыми ранее превентивными мерами не удалось обеспечить прекращение осуществления ВТОЦ экстремистской деятельности. Вместе с тем Движение обязано было координировать свою деятельность, не допуская распространения, информации, в которой создаются условия для конфликта на почве межнациональной розни, что представляет реальную угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, общественному порядку и общественной безопасности, возбуждая межнациональную рознь.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении ВТОЦ экстремистской деятельности, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, возбуждение национальной и религиозной розни, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от указанных признаков.
При изложенных обстоятельствах деятельность ВТОЦ носит экстремистский характер и в силу Федерального закона о противодействии экстремизму Движение должно быть ликвидировано. Обозначенная мера ответственности, предусмотренная федеральным законодательством, направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, соответствует нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Согласно уставу и в соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общественных объединениях» ВТОЦ является региональным общественным объединением, деятельность которой осуществляется на территории Республики Татарстан.
В соответствии со ст.44 ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168- ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение административных дел о ликвидации региональных общественных объединений отнесена к подсудности Верховного Суда Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРОШУ:
1. Признать региональное общественное объединение - Татарстанское Региональное Всетатарское Общественное движение - Всетатарский Общественный Центр (сокращенные наименования: РЕВТАТОД, ВТОЦ) экстремистской и ликвидировать ее по основаниям, предусмотренным ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
2. Обратить имущество ликвидируемой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, в собственность Российской Федерации.
3. О дне рассмотрения административного искового заявления известить прокуратуру Республики Татарстан.
Приложение:
1. Выписка из ЕГРЮЛ на 7 л.
2. Список членов Президиума ВТОЦ на 1 л.,
3. Копия предупреждения от 16.10.2017 на 4 л.,
4. Копия протокола заседания Президиума от 20.02.2017 на 1 л.,
5. Копия протокола заседания Президиума от 21.12.2017 на 1 л.,
6. Копия предостережения от 11.10.2017, объявленного Нуриахмету Г.З. на 2 л.,
7. Копия постановления от 21.12.2017 в отношении Нуриахмета Г.З. на 1 л.,
8. Копии предостережений от 11.10.2019, объявленных Гатину К.Ф., Ризванову Р.Р., Хабирову Р.К. на 3 л.,
9. Копия уведомления о проведении митинга 12.10.2019 на л.
10. Копия уведомления Исполнительного комитета МО г. Казани от 02.10.2019 на 2 л.,
11. Копия заключения АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз» на 72 л.,
12. Копия постановления от 16.01.2020 в отношении Ризванова Р.Р. на 2 л.,
13. Копия постановления от 04.06.2020 в отношении Байрамовой Ф.А. на 3 л.,
14. Копия предостережения от 01.06.2020, объявленного Байрамовой Ф.А. на 3 л.,
15. Копия постановления от 24.08.2020 в отношении Валеева Х.Ф. на 2 л.,
16. Копия постановления от 25.08.2020 в отношении Нуриахмета Г.З. на 2 л.,
17. Копия постановления от 30.09.2020 в отношении Шакирова А.М. на 3 л.,
18. Копия постановления от 26.03.2020 в отношении Закиева Ф.В. на 3 л.,
19. Копия постановления от 07.10.2020 в отношении Закиева Ф.В. на 3 л.,
20. Копия постановления от 02.12.2020 в отношении Закиева Ф.В. на 5 л.,
21. Копия постановления от 25.11.2020 о привлечении ВТОЦ к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ на 1 л.,
22. Копия предписания от 16.10.2020 на 2 л.,
23. Копия устава ВТОЦ на 20 л.,
24. Заключение специалистов АНО «МСК-Эксперт» на 87 л.,
25. Сведения о направлении копии материалов заинтересованным лицам на _ л.
Прокурор республики
государственный советник юстиции 2 класса п/п И.С.НАФИКОВ
|