Уважаемый Вячеслав Викторович!
Общественность Якутии обеспокоена возобновлением процедуры подготовки ко второму чтению законопроекта №40361-8 о реформе местного самоуправления (далее МСУ), принятого в первом чтении 25 января 2022 года. За период времени до 20 мая 2022 года в Госдуму внесено 700 поправок и 30.000 замечаний со стороны местных органов власти, опубликована масса публицистических, научных статей, критикующих основные положения законопроекта. Всё это говорит о том, что законопроект не принят общественностью страны в целом. Главный недостаток законопроекта заложен в самой концепции проекта: во что бы то ни стало ввести по всей стране одноуровневое местное самоуправление. Для Российской Федерации, имеющей огромную территорию с разными природно-климатическими условиями, экономическими потенциалами отдельных регионов и логистическими возможностями передвижения населения, такая концепция является просто губительной.
Претворение в жизнь этого законопроекта особенно сильно ударит по регионам Арктики, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири с их критически низкой плотностью населения, приведет к окончательному исчезновению маленьких сел, опустыниванию огромных территорий в условиях разрастающейся жестокой борьбы за природные ресурсы.
Учитывая вышесказанное, считаем, что самым правильным шагом в этой ситуации был бы отзыв законопроекта самими авторами или принятие депутатами Госдумы решение об отклонении или приостановлении законопроекта.
Если отзыв, отклонение или приостановление законопроекта невозможно, то предлагаем внести в законопроект следующие поправки:
1. В определении понятия местного самоуправления (статья 1 законопроекта №40361-8) восстановить определение ФЗ 131, статья 1, пункт 2: «Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая …решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
2. Добиться поправки в законопроект, дающей право субъектам Российской Федерации самим выбирать модель (одноуровневую или двухуровневую) местного самоуправления, т.е. возможность выбора двухуровневого местного самоуправления. Если норма о возможности самостоятельного выбора субъектами РФ модели местного самоуправления (одноуровневой или двухуровневой модели) не проходит для всей территории Российской Федерации, то эта норма должна быть установлена для субъектов, находящихся на Дальнем Востоке, Сибири и субъектов, имеющих в своем составе арктические территории.
3. В пункте 2 статьи 9 законопроекта в перечне видов муниципальных образований добавить городские и сельские поселения.
4. Отказаться от концепции, предлагающей муниципальные образования не считать административно-территориальными единицами и изъять пункт 9 статьи 4 законопроекта. Внести норму, определяющую муниципальные образования как административно-территориальные единицы.
Если не удается изъять пункт 9 статьи 4 о лишении муниципального образования статуса административно-территориальной единицы, то необходимо дополнительно ввести две модели публичной власти: смешанной (см. пункт 5) и государственной власти (см. пункт 6) на районном уровне, а также дать субъекту право самому выбирать модель публичной власти, подходящую для региона.
5. Считаем необходимым внести в законопроект норму, устанавливающую возможность введения смешанной модели публичной власти на уровне района, сочетающей государственную власть и местное самоуправление следующим образом:
- избираемый орган районного собрания (совета) депутатов утверждает бюджет района и политику социально-экономического развития района, осуществляет внешний муниципальный контроль с помощью образуемого им контрольно-счетного органа;
- лицо, назначенное главой субъекта руководителем районной (государственной) администрации, осуществляет надзор за исполнением законов, указов и постановлений главы и правительства субъекта, федеральных органов власти, обеспечивает поддержание общественного порядка, руководит работой всех местных служб государственных органов исполнительной власти;
- на уровне поселений продолжают действовать органы местного самоуправления.
6. Считаем необходимым внести в законопроект норму, устанавливающую возможность введения государственной власти на уровне района, при котором лицо назначаемое главой субъекта руководителем районной (государственной) администрации, осуществляет надзор за исполнением законов, указов и постановлений главы и правительства субъекта, федеральных законов, обеспечивает поддержание общественного порядка, руководит работой всех местных служб государственных органов исполнительной власти, а на уровне поселений продолжают действовать органы местного самоуправления.
7.Добиться поправки в законопроект, дающей право субъектам Российской Федерации самим выбрать модель публичной власти из следующего перечня:
- двухуровневое местное самоуправление;
- одноуровневое местное самоуправление;
- смешанная модель на районном уровне с сохранением местного самоуправления на поселенческом уровне;
- государственная власть на районном уровне с сохранением местного самоуправления на поселенческом уровне.
Местное самоуправление, выстраданное российским обществом за последнюю четверть века, стало фундаментом жизни российского народа. Принятие законопроекта N40461-8 с сохранением концепции одноуровневого местного самоуправления фактически ликвидирует само местное самоуправление в стране и отбросит государственное строительство Российской Федерации на десятки лет назад.
Мы, те кто болеет за будущее России, должны не допустить этого!
Письмо принято на общем собрании общественности Якутии 27 сентября 2024 г.
- Ефремов В.Н., председатель инициативной группы общественного движения РС «Нэсилиэк»;
- Иванов А.А., глава сельского поселения «Хоринский наслег» Верхневилюйского улуса;
- Кириллин Н.Д., заслуженный геолог РС, член Совета старейшин РС;
- Николаев Е.А., глава сельского поселения «Баппагаинский наслег» Вилюйского улуса;
- Никитин З.Н., депутат Госсобрания (Ил Тумэн) РС;
- Ноговицына А.Н., предприниматель;
- Масаха М.И., депутат улусного собрания МР «Мегино-Кангаласский улус (район)»;
- Попов Н.Н., депутат сельского поселения «Хаптагайский наслег» Мегино-Кангаласского улуса;
- Свешникова Л.М., глава сельского поселения «Оспехский наслег» Усть Алданского улуса;
- Степанов С.К., общественник;
- Шамаев И.И., председатель общественной организации «Конгресс Саха»;
- Шишигина Ф.В., председатель ассоциации «Олонхо» РС
|