-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Театр

Театр им.Г.Камала

Д.Аги

ЭКСПЕРИМЕНТ Ф.БИКЧАНТАЕВА – ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ В ЭСТЕТИКЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА
Драма «Однажды летним днем» заявлена в 4-х номинациях в рамках национальной театральной премии «Золотая маска»


Никогда не придавала значения столь ярко выраженному проявлению человеческих эмоций, какое пришлось недавно наблюдать. Оказывается, как и многие поведенческие реакции, она имеет множество оттенков, я бы даже сказала, зачастую, передает черты национального характера. К примеру, немцы, скандинавы и прибалты сдержаны и скупы в своих чувствах, это не значит, что они не испытывают великих страстей, а просто проявляют их иначе. Тогда как испанцы, молдаване, цыгане, и многие народы, имеющие другой темперамент, в. т. числе и русские, по – иному, искренне открыто и ярко демонстрируют свои чувства и делятся своими радостями и печалями со всем миром. Впервые, я на это обратила внимание после просмотра спектакля «Берег женщин» Р. Туминаса, по мотивам песен великой Марлен Дитрих, и подумала, что в сложившихся обстоятельствах наши российские женщины точно повели бы себя не так. В подтверждении сказанному хочу добавить, что не далее чем вчера, после просмотра спектакля, выдвинутого на соискание премии «Золотая маска», пришлось убедиться еще раз в правильности своих наблюдений. Не только я, но весь зал почувствовал, как скандинавская эмоция, переданная казанскими актерами на татарском языке, с русским синхронным переводом отозвалась у зрителя глубочайшим катарсисом.

Драма «Однажды летним днем» по произведению норвежского писателя Й. Фоссе была представлена на суд московскому зрителю профессиональным режиссером Ф. Бикчантаевым, который на протяжении многих лет демонстрирует свою зрелость и новаторство в поисках новых форм воздействия на зрителя. Государственный театр им. Г. Камала РТ, которым он руководит, часто гастролирует в Москве. Спектакли проходят при полном аншлаге. Ему и в этот раз удалось, при выразительном сценическом минимализме и точной расстановке кадров, воплотить идеи «мастера жесткой простоты», как называет мировая пресса Великого Й.Фоссе, в жизнь, чем в очередной раз заявить ярко о себе и своем театре.

Сюжет банален, это история одинокой женщины, вся жизнь которой сведена к одной цели – понять причину потери горячо любимого мужа. В мировой сокровищнице об этом не раз и много было сказано разного уровня режиссерами, и зритель шел в поисках новой порции адреналина.

 Сцена из спектакля Однажды летним днем Сцена из спектакля

На протяжении полуторачасовой драмы на сцене два главных действующих лица: женщина и окно. Окно служит эпицентром всех разворачивающихся событий, своего рода, границей между прошлым и настоящим, виртуальным миром и разумом, природой и личностным «Я». Новые формы, интересные эксперименты характерны режиссеру Ф. Бикчантаеву, что и было представлено на суд зрителю. Запоминается музыка к спектаклю. Скупая, с изредка вызывающими, резкими аккордами она интонируют с настроениями героини, особым образом воздействуя на зрителя.

Перемещаясь между мирами, женщина продолжает настойчиво искать причину исчезновения дорогого ей человека и чтоб каждый раз заново переживать волнующие минуты их жизни. За стеклами огромного размера, с человеческий рост, появляются и исчезают образы - ее молодой, мужа, подруги, всех участников тех далеких событий. Синеющие вдали горы, море, периодически возникающий дождь - все акценты усиливают трагедию происходящего. Зрителю, вовлеченному в процесс, с замиранием сердца приходилось следить за ходом разворачивающихся событий. Женщина, обуреваемая страстями своей молодости, старалась в очередной раз, еще придирчивей приглядеться к своим поступкам, прислушаться к интонациям своей речи - не обидела ли мужа, не сказала ли ему лишнего. Нервно перемещаясь по сцене, судорожно манипулирует руками, то, вдруг, резко останавливается. Заглядывается на проявившуюся из небытия подругу, когда-то познакомившую ее с мужем - а нет ли здесь ответа на волнующий ее вопрос .

И уже в тысячный раз все пересмотренное, передуманное не дает ответа на главный вопрос, смерти мужа - несчастный случай или , все-таки, бегство от нее в мир иной. И каждый раз, всматриваясь в прошлое, хочет получить ответ, который удовлетворит ее тщеславие, как женщины. Она должна найти в его действиях подтверждение его любви к ней, смерть же готова признать случайностью. Иначе ее жизнь будет неоправданной и бесцельной. С этим никак она не могла смириться и принять. И только за этим из настоящего женщина возвращалась в события давно минувших дней, в поисках все новых и новых доказательств. Зрителю вместе с героиней удалось совершать путешествия во времени, благодаря новаторским находкам режиссера.

Перед ней возникают картины последнего разговора с мужем, часто уходящего в одиночку любоваться фьордами. Она не поддерживала его прогулок, объясняя причиной боязни оступиться или свалиться в воду. Но в последнее время он так часто оставлял ее одну, что заподозрив неладное, стала приставать к нему с расспросами об их отношениях с бывшей подругой, которую они ожидали в гости. Или, же, сомневаясь в его чувствах, спрашивала не она ли является причиной его побегов. То подходила к нему, трепетно брала его за руку, то терялась в реальности. В доме настойчиво звучал телефонный звонок, она, находясь в полной растерянности не понимала откуда он. И вообще где она и что делать? То выбегала в это «спасительное» окно, боязливо переступая ногами вскарабкивалась в гору, то возвращалась обратно, разговаривая сама собой.

Люция ХаметоваНародная артистка Республики Татарстан Люция Хамитова в роли женщины

Вот такого едва уловимого эффекта присутствия в разных параллелях, иллюзии, своеобразной «игры в бисер» удалось создать на сцене талантливой труппе театра. Главная героиня в исполнении Люции Хамитовой дала точно почувствовать зрителю , что перед ним большая актриса, не только успешно справившаяся с ролью, но при этом сумевшая тонко и точно передать скандинавский характер. Считаю, что она заслуженно номинирована «За лучшую женскую роль». Нехитроватым сюжетом трудно удивить зрителя, но выразительно и талантливо представленная творческим коллективом драма заслуживает высшей похвалы.

На показе в Центре Мейерхольда были замечены деятели культуры, артисты, среди них был замечен Г.Тараторкин, видно имеющий отношение к организаторам фестиваля.

Спектакль «Однажды летним днем» Й. Фоссе в постановке Ф.Бикчентаева был выдвинут на соискание « Национальной театральной премии «Золотая маска» в четырех номинациях: Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая актриса» и «Лучшая работа художника по свету».

Мы высказались «за», теперь ждем решения Большого Жюри.

Москва, апрель 2014 г.

Фото с сайта www.kamalteatr.ru

Адрес статьи: http://mtss.ru/?page=odnazhdy

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх