Проблемы сохранения и развития татарского этноса
Перспективы для татар России в грядущем столетии
1. ИНФОРМАЦИЯ: о каких татарах идет речь.
Хотя все мы понимаем, что говорим по сути дела о двух группах татар - казанских и мишарях, к которым присоединяем еще и сравнительно немногочисленных сибирских, астраханских, касимовских татар, кряшен и нагайбаков.
Нужно иметь в виду следующее: татары как наследники Золотой Орды -это еще и крымские, литовские татары, а также башкиры, ногайцы, казахи, каракалпаки, узбеки, азербайджанцы и тюркские народы Южной Сибири, среди которых самоназвание ТАТАР/ТАДАР распространено до сих пор (в частности у нюрцев и телеутов). Знание этого (между прочим, большая часть этих народов к древним булгарам никакого отношения не имеет) позволяет оценить, как далеко зашел процесс этнической диверсификации золотоордынских татар, группы которых живут и за пределами СНГ - в Румынии, Болгарии, Польше, Литве, Латвии, Финляндии, Швеции, Турции, Китае и других странах.
В Румынии это добруджинские татары, ветвь крымских татар. В Болгарии тоже родственники крымских татар, сливающиеся с турками и не имеющие никакого отношения ни к современным, ни к древним болгарам (в Болгарии, правда, различают праболгар и протоболгар). В Польше и Литве это литовские татары, полностью перешедшие на польский и литовский языки. В Беларуси, где литовских татар больше, чем в обеих этих странах, распространен также белорусский, но, как и в Литве, здесь знают русский. В Турции есть, пожалуй, все группы татар, говорящие сейчас в основном на турецком. В Китае это казанские татары с примыкающими к ним группами касимовских, астраханских и сибирских татар. В других странах татары не образуют крупных общин и, как и в СНГ представляют собой выходцев из России или Крыма: в Финляндии это почти исключительно выходцы из Сергачского уезда царской России. Вообще степень ассимиляции татар за рубежом довольно высока, несравнима с итальянской, немецкой или, скажем, армянской, ассирийской. Дисперсно расселенные, мы обычно ничем не отличаемся от местного населения в третьем поколении, но, даже проживая компактно, часто теряем язык. Так, в Афганистане в татарских селениях уже давно говорят на дари, в нескольких татарских аулах на юге Жамбылской области Казахстана перешли на казахский язык).
Все это важно потому, что позволяет оценить масштабы распада некогда единого по определенным параметрам этноса (думаю, что в рамках булгарской теории это просто невозможно из-за ее иррациональности) и дать конкретный прогноз по каждой из перечисленных групп потомков татар Золотой Орды, довольно точно определить как будут развиваться их отношения друг с другом и с соседями.
2. Как долго можно будет говорить о татарах Российской Федерации как о едином этносе, и есть ли возможность сохранения этого единого этноса?
3. Что из характерного для нас оказывается более устойчивым, а что менее? Опять же из сопоставления разных групп золотоордынских татар в их нынешнем состоянии.
4. Какие факторы способствуют сохранению татар как единого этноса, а какие способствуют его разрушению.
5. Татарстан и его роль в сохранении или преобразовании татарского этноса.
6. Неэтнические перспективы: возрастет ли материальное благополучие и культурный уровень татар в случае пренебрежения ими этнической компоненты развития народа?
7. Тюркское единство и татары; деструктивная или конструктивная роль?
8. Российский ислам и татары: деструктивная или конструктивная роль?
9. Российская Федерация и татары: нужны ли татары России и нужна ли татарам Россия?
10. Вектор культурного развития: Восток, Запад или не-Запад и не-Восток?
11. Вектор языкового развития: какие языки больше всего влияют на, татарский и какие языки ассимилируют его? Есть ли будущее у современного татарского литературного языка?
Примечание. Для обсуждения предлагаются вопросы, следующие за информацией, информация представляет собой поле для конструктивного обсуждения темы.
Валиахмет Садур
|