-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татарского этноса

Роль личности в судьбе народа

(Выступление на одноименном Круглом столе, организованном НДП "ВАТАН", 26.04.2000г.)

Личности конечно бывают разные, скажем, Г.Тукай, Г.Исхаки, или Б.Урманче и т.д. безусловно являются выдающимися личностями. Но я хотел бы поговорить о личностях другого плана, деятельность которых влияют на судьбы народов, иногда и на судьбы целых континентов. Например, А.Гитлер или В.Ленин, Й.Сталин, Наполеон Бонапарт, Иван Грозный, Ататюрк, Аттила, Чингисхан, Бату-хан, Д. Дудаев и т.д.

Мы все их признаем крупными личностями, в самом деле так оно и есть, они являются государствообразующими и ее создающими личностями. Всем им присуще одна общая черта, они целеустремленны, мужественны, энергичны, умны и деспотичны. Все они диктаторы, видимо их миссия без этих качеств обходиться не может.

Изучая историю своего народа, наверное у каждого из вас не однажды возникал вопрос, почему же не сохранилась наша государственность? Потеряв ее однажды, почему не смогли возродить вновь? В чем тут причина? Ведь в Европе многие народы в те же века потеряли свою государственность, что и мы, но сумели же они ее после восстановить, а мы нет.

Такие народы как болгары, венгры, чехи и словаки, поляки, румыны, финны, литовцы, латыши, эстонцы, молдаване и т.д. Ведь ни один из этих народов не может похвастаться древними государство создающими традициями, как татары. А вот они все восстановили свою государственность, а мы нет. Тем более, такие народы как румыны и молдаване, финны и эстонцы, латыши, в древности вообще не имели свои государства.

Ссылка на плохое соседство, я думаю не имеет под собой серьезных оснований, видимо причина в другом.

После падения Казанского ханства, за восстановление государственности татар знать боролась несколько лет и эта борьба затухла где-то к 1562 годам, т.е. примерно через 10 лет сошла на нет, так и не приобретя всенародный характер. И это после зверств русских солдат в захваченном Казане? Почему так произошло? Почему татарский народ не встал на защиту своего отечества?

Вопрос не изучен. В своем небольшом докладе могу только поставить эти вопросы, а ответы, очень надеюсь на это, найдут наши молодые ученые. Но тем не менее, выскажу несколько соображений по этим вопросам.

Первое, что бросается в глаза в наших государствах, это отсутствие заботы о своей государственности о своей стране, о своем народе. Хан и его Диван (Парламент) слишком далеко оторвались от интересов рядовых граждан, каждый из них жил собственными интересами. Произошло отчуждение власти от народа.

Второе, татарская аристократия к 17-ому веку выродилась. Процесс этот начался видимо еще при жизни хана Узбека. Огромные богатства, сильное государство, всеобщая безопасность создавала у них иллюзии вечного блаженства. Они стали изнеженными, увлеклись поэзией, стали писать стихи, музицировать, устраивать бесконечные балы, танцы, женщины, в конец развратили их. В воспитатели своих детей брали людей со стороны, не знающих татарских традиций и не придерживающихся их, а порой и враждебно относящихся к ним.

Кого только не брала в воспитателя татарская аристократия, арабов, персов, евреев, русских, греков, армян и т.д. Каждый из этих воспитателей привносил свои традиции и прививал их. Конечно такое воспитание не могло не дать своих плодов. Людям, воспитанным на традициях чужого народа сложно защищать страну, которая хоть и кормит его, но для него не является единственной. Он мог уехать в Аравию, в Иран, в Россию, в Европу, в Армению и т.д. и там жить безбедно. Связь его с породившим его народом была утеряна, друг другом их мало что связывало.

Вот пожалуй основная и единственная причина трагедии татарского народа связанная с неспособностью возродить свою государственность.

После захвата Казанского и других ханств и начавшаяся колонизация земель, часть татарской аристократии и простой народ сблизились на почве общности судьбы. Но каких-либо кардинальных шагов за собой это не повлекло, хотя и были разные бунты. Но эти бунты не ставили своей целью восстановления государственности татар, а были направлены против притеснений местных властей.

Отсюда можно сделать вывод о том, что нашими предками была утеряна, забыта, идеология государственности, создания и укрепления ее. Только этим можно объяснить массовый переход нашей аристократии на службу к Московскому князю.

Татарские аристократы переходили на службу не только к русским, но и персам и арабам, и европейцам тоже. Порой родственники переходили в разные враждующие лагеря их и это мало смущала, видимо связь, скрепляющая их между собой была ничтожна. Да и как она могла бы быть иной, если Берди-бек приходит к власти через убийства своего отца, а после вырезает своих 8-х братьев с ближайшими родственниками. Люди воспитанные на таких традициях, не могли испытывать друг к другу теплые чувства.

Таким образом, заряженное ружье недругами наших предков (я имею в виду чужеродных воспитателей), выстрелило против них спустя века.

Колониальный гнет и как следствие беспросветная нищета, не позволили нам своевременно проанализировать исторические события прошлых веков, мы не смогли дать событиям правильную оценку.

Первая причина, это безусловно потеря исторической памяти, вера в возможность возрождения своей государственности, исторических документов, источников и т.д.

Вторая, отсутствие навыка к изучаемому предмету, т.е. непонимания значения этих документов.

Третья, неправильное понимание положений Корана относительно власти, где говориться все происходящее и хорошее и плохое от Аллаха. Все это верно, но с некоторым уточнением, Аллах говорить, - " буду помогать тому, кто не сидит сложа руки", т.е. ищет пути сопротивления насилию.

Четвертая причина, потеря идеологии построения государства, неразвитость собственной философии, или ее отсутствие. Пятая, отсутствие материальной базы для изучения, создания и т.д. такой философии.

Колониальный гнет, легший огромной глыбой на плечи нашего народа, к концу 19-го века приводит к мысли об объединении его и о необходимости просвещения. Просветителям 19 века кажется все беды татар происходит оттого, что они недостаточно грамотны по светским наукам. Так как в мектебях и медресе обучают только основам ислама, чего недостаточно для ведения хозяйства.

Европейское общество все шире начинает применять научные достижения для облегчения труда и увеличения прибыли, начинает быстро обогащаться. А наши медресе не могут предложить никакого технического орудия, способного облегчить труд мусульманина. В хозяйстве больше и больше начинают пользоваться благами чужой культуры.

В этих условиях просветители приходят к мысли, если изменить систему образования, то и у нашего народа появиться шанс не отстать в развитии от других народов.

Это, безусловно, правильное, но совершенно не достаточное условие для ликвидации зависимости. Менялся окружающий нас мир и менялись мы сами. Но окружающий мир менялся быстрее чем татарское общество в целом.

К началу 20-го века, особенно в первой четверти, появляется ряд лиц способных поставить вопрос об экономических и политических правах татар. И общественная мысль начинает работать в этом направлении. Появляется целая плеяда лиц готовых бороться за эти права. Они при первой возможности включаются в политическую борьбу, становятся депутатами Государственной Думы нескольких созывов подряд, создают политическую организацию, этим самым сильно напугав Ленина в иммиграции.

Но к большому сожалению дело дальше этого не идет, общенациональная идеология не успевает выработаться. Вопрос как дальше быть и как дальше жить, остается открытым.

А меж тем, события вокруг продолжают стремительно развиваться, происходит октябрьский переворот большевиков, разворачивается гражданская война, между прочим чужая, но которая втягивает татар в свой водоворот.

А шанс, для возрождения своей государственности, как мы теперь знаем, был у наших дедов и отцов в 1917-18гг. Но момент был упущен.

В конце июля 17 года образовался т.н. Мухтариат с коллегией из 12-и человек со столицей г. Уфа. Были созданы министерства Просвещения, финансов и по делам религии. А в ноябре месяце 17-года создается национальный Парламент - Милли Меджлис, а Мухтариат преобразуется в Милли Идарэ, т.е. в Правительство. Во главе и ММ, и Милли Идарэ становиться С.Максуди, фактически первым президентом татар. У этого Правительство были финансы, армия и консолидированный 10-миллионный народ, готовый поддержать своего Правительства и время чуть более 6- месяцев. Но не было лидера у татар понимающего ситуацию и способного воспользоваться историческим шансом.

С.Максуди, после разгона большевиками в январе 18г. Учредительного собрания в Петрограде, вместо укрепления своей государственности, бросает все дела в Уфе и уезжает. Все...

Перебирая историю древнетюркских и татарских государств приходишь к мысли о том, что как мало в них действительно крупных и значительных личностей. Самый древний правитель и создатель тюркского(хуннского) государства 218г.до н.э. - Мете каган, который землю ставил выше всех земных благ, справедливо полагая, если нет земли, т.е. территории, то и негде создавать и государство. Отвоевал древние земли тюрков у Китая и создал государство. Манчуг-хан отец Атиллы, который не воевал, а занимался укреплением тюркского государства. Атилла, который объединил Азиатскую и Европейскую часть тюрков, Билге Кагана, Хазар Каган, которые также свое право жить самостоятельно отстояли от китайцев и от византийцев с оружием в руках и прославились на века. Можно еще назвать Чингисхана, разумеется, конечно, был выдающейся личностью Бату-хан, который возродил государство (Атиллы) - Кипчаков на территории Дешт-и-кипчак, но под другим названием. Единственный хан З.О. который имел почетное прозвище - Саин-хан, Справедливый хан. Может быть с некоторой натяжкой крупной личностью можно назвать хана Узбека, может быть. А остальных ханов наших государств трудно отнести к большим личностям, хотя они и имели в истории военных походов большой успех.

В этом плане у русских дела обстоят гораздо лучше, почти всех Московских Великих князей к ним можно отнести. Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий, Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина Вторая и т.д. все они создали и укрепили государство, нарастили, умножали и т.д.

Крупной личностью является безусловно Кемаль Мостафа-паша Ататюрк, сумевший сохранить турецкую государственность.

В наше время крупными личностями являются президент Азербайджана Г.Алиев и председатель крымско-татарского ММ, М.Джемилев, Туркмен баши Сапар Мурад Ниязов, с некоторой натяжкой, И.Каримов, Н.Назарбаев и О.Акаев. Думаю, что список на этом можно завершить.

У нас, у татар такой крупной личности, создающей государство и укрепившей ее, к большому сожалению, не было.

Как принято говорить, что короля создает его свита, это определение по-видимому верна и для личности.

Яркие личности есть и у нас, но вырасти до большой личности должны помочь ему его окружение, потому что они знают его лучше и должны верить ему, в трудную минуту уметь его поддержать.

Все люди нуждаются в поддержке и личности тоже, а может быть они больше нуждаются в поддержке чем все остальные люди. Национального лидера нужно выращивать нам самим, с неба он не спустится.

М.Миначев

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх