-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Проблемы сохранения и развития татарского этноса

Из выступления на круглом столе «Что ожидает татар в ХХI веке?» (г. Москва, февраль 2001 г.) Назиф Мириханов

Я бы поставил вопрос иначе: Что делать татарам в ХХI веке для самосохранения? Если пассивно исходить из сегодняшних реалий татар ожидает полное исчезновение к 2250 году. Данные получены на основе анализа показателей ассимиляции татар за 450 лет с начала потери ими своих государств до сегодняшнего дня методом интерполяции этих показателей на перспективу. Уменьшилось абсолютное количество татар. Еще по результатам первой переписи Петра-1 в молодой империи было равное количество русско-славянского и тюрко-татарского населения – по 8млн. чел., т.е. 50 на 50%%. Сегодня в Российской Федерации проживает 125 млн. чел славянского и 13 млн.чел. тюркского населения- 91 на 9 %, а соотношение русских и татар- 96 и 4 % (соответственно 120 и 5,5 млн.чел.). Конечно это результат продуманной ассимиляционный политики. Путем естественного размножения, если даже этим заниматься с утра до вечера, русское население не могло так резко изменить эту пропорцию. Кроме погибших на поле боя откровенного геноцида со стороны русских колонизаторов по отношению к тюрко-татарам и другим завоеванным народам не было. В этом отличительная черта и может быть сила и долголетие Российской империи. Ассимиляция шла методом материального и морального поощрения. По данным Бархатной книги происхождения русских дворян до 25 % из них имеют тюрко-татарские корни (около 500 фамилий), а среди простого русского населения по данным этнологов тюркский компонент составляет до 37-40 %. За годы совместной жизни в империи тюрко-татарский этнос был разбит на 33 самостоятельных народа. Так, алтайские татары теперь называются алтайцами, шорцами, кумандинами, тофаларами, тубаларами, а кавказкие - кумыками, карачаями, балкарами и т.п. Процесс продолжается и поныне. Только 24.03.2000г. подписан Постановление Правительства РФ о включении в список малочисленных народов нагайбаков и басурманов – этнических групп татар Челябинской области и Удмуртии. Проводится работа по переименованию сибирских татар в "сабиров" части казанских татар в «булгар», «крешен» и т.д. Количество национальностей только за годы реформ с 1985 г. по сегодняшний день увеличилось с 112 до176 и продолжает расти. Понятно, что малочисленные народы быстрее обрусевают. При этом новые национальности вычленяются из татар и других национальностей, а русскоговорящим поморам Архангельской области и казакам донским, терским право самоопределяться не дается.

Уменьшается не только абсолютное количество татар, но и знание ими родного языка. В г.Москве не владеющие родным языком уже составляют большинство (более 60%). То, что татарин с татарином не говорит по-татарски стало обычным явлением. Очень печальная действительность.

Обо всем этом я говорю не для того, чтобы заставить вас впасть в пессимизм и опустить руки перед фатальной неизбежностью. Это есть диагноз, реальная оценка действительности, без которой мы не можем правильно определить цель и задачи татарской общественности. Цель - сохранить народ. Задачи – в основном их три.

Первая задача. Высшей формой самоопределения нации является собственное государство. Татарский народ после 370 –летнего перерыва восстановил свою государственность в виде автономной Республики, в 1990г. статус которой был объявлен как суверенного государства, субъекта международного права в составе Российской Федерации. Несмотря на то, что в Республике проживает только 25% татарского населения России, она стала духовной Родиной для всех татар, а Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев- Президентом татар мира.

Сегодня в условиях восстановления вертикали власти и перевода всех субъектов Федерации в единое правовое поле пересматриваются базовые каноны федерализма. Мы уверены, что удастся найти общую точку зрения и федеральный центр не пойдет на крайние пути, ибо у России нет альтернативы как развитие по пути федерализма. Предстоит кропотливая интеллектуальная борьба, в которой Республике нужна поддержка татарской общественности г. Москвы и всей страны.

Также должны быть проработанные варианты - предложения на случай административно-территориальных реформ по укрупнению субъектов Федерации, направленные на сохранение доли тюркского в основном (татаро-башкирского) населения и статуса нового субъекта. При исключении национального названия из укрупненных субъектов считали бы справедливым и название Российской Федерации изменить в Евразийскую Федерацию. Например, Урало-Поволжская Республика в составе Евразийской Федерации. В состав нового субъекта кроме Татарстана, Башкортостана могут войти Оренбургская область и другие республики региона. Некоторые, в шутку предлагают дать новой Республике название «Татчумарбаш» (из сокращенного Татарстан Чувашия, Мари, Башкортостан). Но в этом вопросе увлекаться нельзя. Процесс укрупнения должно происходить постепенно, в начальном этапе двух- трех субъектов.

По пути федерального развития России, надеемся, будет использован имеющийся резерв в сохранении самостоятельности этнической государственности татар, тюркского населения Урало-Поволжья и России в целом. Так как, сами знаете, на земном шаре проживает около 3000 национальностей, а государств - всего около 200. Каждому народу, по государству не получается, если даже кто-то раньше имел оное. Практически, большинство государств являются многонациональными и нам необходимо, прежде всего, находить общие точки в строительстве подлинно федеративного государства .

Вторая задача. Одним из достижений развития демократии в Российской Федерации является принятие в 1996г. закона о национально-культурных автономиях (НКА). Несмотря на несовершенство закона и далекость его содержания от концепции Садри Максуди (1918 года) по образованию общероссийской татарско-башкирской национально-культурной автономии, возможности существующего закона полностью не реализуются. За истекший период только в 20-ти субъектах федерации зарегистрированы региональные татарские НКА, многие из которых не имеют связей с федеральной автономией, расположенной в Казани. Нет единой концепции развития и программы действия федеральной ТНКА. Такие же болезни имеются и в Московской РТНКА: нет офиса, организационной структуры с охватом всего татарского населения города, плана работы на текущий год, ни говоря о долговременной перспективной программе, охватывающей наболевшие вопросы по созданию татарского театра, телепередачи на татарском языке и т.п. Не учрежден центр татарской национальной культуры, специальный фонд для сбора средств и финансирования согласованных мероприятий.

Национально-культурные автономии, созданные в каждом субъекте Федерации и координируемые из единого центра должны матрицей пронизывать всю страну. Таким образом, Президент Федеральной НКА татар должен стать по авторитету не ниже Президента территориальной государственности татар – Республики Татарстан.

Третья задача. Тотальная консолидация. Консолидация татар между собой. Давайте не будем делить друг друга, с целью противопоставления, на казанских,мишар, пензяков, самар, сибирских, астраханских, касимовских, крымских и т.д. Давайте не будем болеть теориями, которые начинаются со слов «Мы не татары…», а булгары, мижгары, сабиры, кряшены, нагайбаки и т.д. Подобные рассуждения зерном ложатся на почву ассимиляторской политики и превращаются в Постановления о добровольном вычленении из татар новых малочисленных народов. Помните: «Аерылганны аю ашый, бЅленгІнне бЅре ашый», говорили наши предки. Попав в этот скорбный список наряду с хантами, камчадалами вы получите вначале какие-то жалкие средства на существование, но ваш путь будет намного короче жизни всего тюрко-татарского народа.

Консолидация тюркских народов Российской Федерации. Прежде всего, соседних родственных народов: татар и башкир, карачаев и балкар, алтайцев и шорцев и т.п. В конечном счете, в России образуются из 33-х 3-4 тюркских народов, 3-4 литературного языка с множеством разговорных диалектов. Будут съэкономлены огромные средства государства на издание литературы, теле- и радиовещание и другие культурно-массовые мероприятия по Федеральной программе сохранения этносов (этноэкологии). Согласно этой программе количество национальностей должна уменьшатся. Сначала из сегодняшних 176 возвращаемся к недавнему 112 (в советские времена), потом к 50 и в конечном счете к 6-7 суперэтносам: славянскому, тюркскому, угро-финскому, иверийскому, монгольскому и т.д.

Для самосохранения также нужда консолидация тюркских народов Российской Федерации с внешним тюркским миром.

Консолидация предусматривает не только сферу культуры и искусства, а прежде всего деловые отношения и совместный бизнес с применением родного языка. Язык празднично- сценический и кухонно-бытовой, не применяемый в ежедневности и работе всеравно, в конце концов, обречен к исчезновению. Надо обсуждать свои проблемы и решать их на родном языке.

Параллельно с указанными направлениями еще имеется четкая, экономически обоснованная геополитическая задача сохранения татарского народа, которая является отдельной темой.

Будущее не наступает, оно делается сегодня. Давайте положим свои кирпичики под фундамент будущего своего народа!

Назиф Мириханов

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Подписка
на рассылку МТСС
 
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх