-->
Герб Москвы Логотип сайта Московское Татарское Свободное Слово
Новости
Татароведение
Общество
Ссылки
Расписание молитв

i-mulla







Тәртип радиосы









Tatarmarket

Татарский переулок


ПИШИТЕ, ЯЗЫГЫЗ:

- содержание

- тех.вопросы

© Copyright,
2000-2021
МТСС, ФРМ-FMP


Татароведение

Татарские национально–культурные автономии


Гаяр Искандяров

Генеральская свадьба или о праве выбора в татарской автономии

В субботу, 25 октября, прослышав от знакомых о проведении отчетно-выборной конференции Московской Татарской Региональной национально-культурной автономии (МТРНКА), я, бросив все дела, направился в Дом Асадуллаева. Было интересно узнать, чем же реально занимается организация, представляющая татар столицы как перед государством, так и среди татар всего мира (на III Всемирном Конгрессе Татар в Казани).

Захожу в хорошо знакомый подъезд, раздеваюсь. Внизу, прямо у лестницы стол, где раздают приглашения и мандаты. Подхожу. В списках делегатов меня нет, нет и среди приглашенных. Распоряжается там Ахэт Мухаммятов, с которым знакомы еще по Совету «Туган Теля» - «МТОЦа». Он-то хорошо меня знает. Прошу пропустить. Отвечает, что не велено. Странно: пришел татарин узнать, как работает его автономия, а его не пущают. Да не совсем уж просто с улицы, а руководитель одной из до сих пор (более десятилетия) действующих организаций, некогда прилюдно избиравшийся делегатом Второго Всемирного Конгресса татар, председателем Координационного Совета татарских организаций, депутатом Мили-меджлиса, членом оргкомитета по созданию этих самых автономий, наконец, являющийся членом Совета и одним из учредителей автономии Юго-Западного округа Москвы... Конечно, не в титулах тут дело, но, между тем, факт весьма примечательный.

…Помнится, как в марте 1992 г. мы отстаивали право Татарстана на проведение собственного Референдума. В то время в Москве усилиями властей спешно была создана организация «Всероссийский Татарский Культурно-Просветительский Центр» во главе с Фоатом Юсуповым. Его ближайшими соратниками были Карим Шакиров (вице-президент ВТКПЦ), Ахэт Мухаммятов (член Совета) и другие (наверняка некоторые из которых сейчас сидят в актовом зале Дома Асадуллаева). Основной целью этой затеи было показать всей стране, что якобы сами татары не желают Референдума, организуемого верхушкой Татарстана. Однако, в такой критической ситуации впервые за свою историю 11 московских татарских общественных и религиозных организаций дружно выступили в поддержку Татарстана, подписав совместное Заявление. И вот, несмотря на такое резкое противостояние, сторонников Референдума все-таки не посмели тогда не допустить в стены Парламентского центра на Цветном бульваре, где проходил съезд ВТКПЦ и концерт. И там весомо прозвучало мнение большинства московских татар, что не осталось незамеченным и прессой, и широкой общественностью. И, что странно. Казалось бы после такого позора юсуповцы уже никогда не смогут влиять на общественную жизнь татар Москвы. Ан нет! Тайные пружины запустившего их государственного механизма оказались достаточно мощными и позволили достаточно быстро провокаторам восстановить и даже усилить свое влияние в Полпредстве Татарстана и в лоне мечети. Противоборствующая же сторона за ненадобностью постепенно отбрасывалась в этих же институтах на второй план...

Нынешние времена уже не те. Вход на главную лестницу нашего Дома надежно охраняется дюжими молодцами – профессиональными охранниками во главе с Фаизом Шияфетдиновым ... Конечно же здоровякам выступать в роли щита перед своими земляками неловко: татары ведь. Извинялись, но служба есть служба. Оказалось, что сию «благородную» миссию благословил муфтий Равиль Гайнутдин. Вот уж поистине пути Господни неисповедимы!

…Вспоминается, как в марте 1999 г. эти же ребята силой захватили Историческую мечеть, выдворив оттуда Махмута-хазрята Велитова, пытавшегося «петь свою песню» и не желавшего входить ни в одно из духовных управлений мусульман - муфтиятов. Лакомый кусочек в центре Москвы, на который не раз до того покушались завистливые мусульманские деятели, в конце-концов удалось прибрать к рукам благодаря «организаторским» способностям того же Ф.Юсупова, получившего за это пост председателя мусульманского общества «Байт-Аллах», в ведении которого и находится Историческая мечеть. А к нему в заместители поставили также упомянутого выше Фаиза. Позднее, после выдворения Юсупова, пытавшегося eqnb под «крышу» муфтияТ.Таджутдина, мечеть подчинили московскому муфтияту, а должность председателя перешла к заместителю...

Драться с председателем религиозного общества и с его молодцами было бесполезно. Постоял некоторое время у парадной лестницы, но так и ничего не дождавшись. Но время не прошло даром. Интересно было наблюдать, как у входа время от времени появлялись люди с пачками чистых мандатов. Среди них мелькал и хорошо мне знакомый председатель автономии СЗАО Наиль Бигичев, но и он не пустил земляка. Куча незаполненных мандатов была и у того же Ахата, руководителя не помню какой автономии. Стало понятно - никто делегатов Конференции не избирал, иначе все мандаты были бы именными. На самом деле туда вписывали тех, кто придет, видимо, после звонка накануне. По свидетельству одного из моих знакомых его пригласили на презентации книги, проходившей неделю назад. Не могу сказать сколько точно было делегатов, но, на мой взгляд, что-то около 10 человек от автономии, то есть всего около 70-80 делегатов (10 округов – 2 недопущенных). В списках приглашенных числилось 104 человека. Кроме того, на столе так и не дождалась адресатов высокая стопка именных приглашений. Судя по тому, что в зале было человек 70, можно заключить, что большая часть делегатов и приглашенных просто проигнорировала мероприятие.

А вот, членам активно действующей НДП «ВАТАН», членам нашей организации, наконец, молодежи, плодотворно сотрудничающей, в т.ч. в подготовке Всемирного форума татарской молодежи, со своими сверстниками из Казани, Владимира, Екатеринбурга, Иванова, Питера и т.п., места, увы, не нашлось, не говоря уж о простом татарском обывателе, который хотел бы знать (он имеет на это право!), что делают или что собираются делать те, кто выступает от его имени (или им прикрывается?).

....Неожиданно в столь мрачной обстановке, сквозь старинные полированные стекла высоких окон вдруг брызнули яркие солнечные лучи, переливающиеся всеми цветами радуги, высвечивая темный угол, в котором притаился стол с запуганным Ахатом и ненужными мандатами и приглашениями. И этот знак свыше заставил сесть меня за эту статью.

К своему огорчению, я оказался прав на 100%.

Мне кажется, что нет более низкого поступка, чем обманывать и предавать свой народ. Удел предателей – боязнь собственного народа и даже собственной тени в обмен на жалкие подачки. Сейчас у руля московской автономии стоит кучка пожилых людей пенсионного возраста, и никого нет за ними, кроме, разумеется, чиновников и еже с ними облагодетельствованных властями «чалмоносцев». Большую часть из них я знаю много лет. Ни разу не видел их на татарских сходках вместе со своими детьми и женами. У некоторых русские жены, у некотрых дети обрусели, поженившись на русских, талантами и идеями они не блещут..., словом, несчастные, несостоявшиеся люди, обуреваемые злобой и завистью, а также неуемной жаждой власти. Среди них имеется немало «служивых татар», всегда готовых ответить «Есть!» на любой приказ свыше, возможно, присутствуют спецагенты и осведомители бдительных органов, которые подобно старым сторожевым псам продолжают охранять то, чего давно уж нет. А может ждут прихода других времен, когда думающих иначе можно просто посадить за решетку или просто уничтожить?

Для непосвященного читателя расскажу, откуда растут мрачные предчувствия перед Конференцией.

Для начала, что такое национально-культурная автономия. В Законе сказано что, «это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан... на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры».

О создании татарских НКА в Москве заговорили после выхода соответствующего Закона в конце 1996 года. Активная стадия этого процесса происходила весной 1997 г. и с самого начала она проходила с грубым нарушением демократических норм и Закона.

Острые разногласия разгорелись вокруг проекта Устава. В предлагаемых нами вариантах предлагались три принципиальные вещи: индивидуальное членство в местных автономиях, отчетность руководства НКА перед народом и формы контроля деятельности. К сожалению, на голосованиях в, проводимых в Полпредстве РТ, и куда можно пройти лишь по подготовленным спискам, во время принципиальных голосований всегда явное большинство оказывалось у противной стороны т.к. среди приглашенных по каким-то причинам оказывалось больше членов именно тех организаций. При этом не учитывались ни численность, ни деятельность. В выигрыше оказались формальные руководители. Так, например, Карим Шакиров одновременно являлся руководителем трех организаций: Московского отделения ВТКПЦ, благотворительного фонда «Сабантуй», ......

Вскоре, разбившись на группы, жаждущие власти одномоментно в кратчайшие сроки подготовили учредительные документы. Комплект включал: типовой устав, разработанный Управлением юстиции Москвы (по принципиальным положениям удивительно схожий с вариантом наших оппонентов), дополненный таким же типовым протоколом, по всей вероятности, несуществующего Учредительного собрания с небольшими поправками отпечатанный на компьютере. О месте и сроках проведения учредительных собраний никто никого не извещал. Мы пытались организовать НКА в ЗАО по нормальным понятиям. Нашли помещение, провели конференцию с участием 25 человек, подготовили документы. Когда мы с ними пришли в Управление юстиции, нам сказали что мы опоздали: документы подал К.Шакиров. Конечно, Управление юстиции Москвы не могло не знать о нарушениях, но проверок не производило.

Когда число автономий стало нарастать лавинообразно, мы решили все же зарегистрировать автономию традиционным способом в Юго-Западном округе. Взялся за поготовку документов Анвер Хусаинов, которого мы договорились избрать президентом этой НКА, но с условием, что после регистрации соберем собрание и предложим изменить Устав так, как предлагалось ранее. Наши организации: МТОЦ, Татарский деловой клуб, ФРМ стали учредителями, а мы, руководители: У.Шарипов, Н.Сабирзянов и я - членами Совета этой НКА. Учредительного собрания никто не проводил, все решалось по телефону. Не ломая голову, используя типовые образцы, Анвер оперативно подготовил документы и сдал куда надо. Нашу автономию вскоре зарегистрировали. К сожалению, Анвер Марович Хусаинов данных нам обещаний не выполнил. Свидетельствую, что с тех пор, несмотря на неоднократные просьбы, нас ни разу не пригласили на заседание Совета автономии. Возможно, оно никогда и не проводилось. Зато А.Хусаинов пошел в гору по накатанному пути: стал заместителем генерала Акчурина, президента московской РТНКА, затем директором переданного недавно автономии Дома Асадуллаева, делегатом III Всемирного Конгресса Татар.

Московский Сабантуй получил статус общемосковского праздника и стал частично финансироваться московским правтительством. По сравнению с проводимыми ранее праздниками он стал значительно лучше финансироваться, но стал постепенно терять свою национальную окраску, перестал служитбь главному – сохранять наши национальные традиции. Помню, как раньше, мы собирались на Поле народных игр Измайловского парка. Да, было скромно. Зато было много чая. Пьющие прятались от организаторов в в лесной чаще. Имам с молитвы начинал этот праздник.

В настоящее время расширенная продажа пива – непременный атрибут Сабантуя. Чайку попить татарину негде. Случается, привозят из Татарстана и водку, и свинину на продажу. Коран и пиво часто оказываются в одной сумке. Имамов тоже упразднили. Последний Сабантуй явился вершиной лицемерия. Во-первых, он проводился на территории Битцевского конно-спортивного комплекса, окруженного высоким забором, отделяющим его от близлежащего лесочка. Территория этого комплекса – большей частью покрыта бетоном. На значительном отдалении от зрителей в центре ипподрома установили сцену. Народ загнали на трибуны, и полились длинные речи, потом концерт. Лиц выступающих не видно. Выступал муфтий Равиль Гайнутдин и представлял гостей, заявив при этом, что московский муфтият один из организаторов Сабантуя. Утомившись от долгого седения под палящим солнцем, народ потянулся к выходу. Что их здесь ожидало? Выходы с трибун плотным кольцом окружили стойки с пивом «Красный Восток», употреблять которое, очевидно, по мнению московского муфтията не харам, т.е. не грех. Деться некуда. Все стадом кинулись на небольшую зеленую лужайку и враз ее затоптали и замусорили. Не понимают устроители, зачем люди приходят на Сабантуй - прежде всего отдохнуть среди своих, пообщаться. Тут еще милиционеры с собаками. У всех подозрительных, т.е. одетых в платки и тюбетейки документы проверяли. Ну кому нужен такой балаган?

Вот и все, что я могу сказать о деятельности автономии.

И еще небольшой штрих. Вечера Московского Татарского Студенческого Собрания вот уже более 5 лет собирают сотни молодых людей. Единственные в Москве пытаются помимо развлекательной программы познакомить молодежь с полезными знаниями, интересными людьми, с крупицами национальной культуры. При этом все происходит без пива и других горячащих напитков. Дважды на эти вечера приглашался Президент МТРНКА генерал Расим Акчурин. Дважды он обещал прийти, и дважды не явился, не позвонив, не извинившись. На свои же мероприятия, в т.ч. и на Конференцию автономия ни разу молодежь так и не пригласила. А ведь у них нет места для регулярных встреч, для репетиций, для заседаний. Вот и бегают по квартирам. Не стыдно ли?

Зато отметили выпуск перевода Евангелия на татарский язык в Доме Национальностей.

Горько!

Вот и думаю я, что делать? Судиться? Но разве мы не знаем, нашу судебную систему?

Уйти на дно? Но, что тогда останется от нас. Темпы разрушения нашего народа катастрофические.

Но президента-председателя генерала и большую группу полковников, избранных в Совет на последней Конференции это мало волнует. Они на пенсии. Зато при должности и у властей в почете. А народ? Да, где он? Пусть он, лучше, больше трех не собирается, да и то в очереди за пивком... Так спокойней старость доживать, да и властям меньше г...я..

Вот ведь какая генеральская свадьба получается....

3.11.2003 г.

Афиша Форум Фото-видео Видеотрансляции
Рассылка МТСС  
 
Поиск по сайту:


Sara monlari


Ural,Tatars,Nuclear

Татар адәдәбияты үзәге

Новая книга






Ссылка на mtss.ru обязательна
при использовании
материалов сайта !

 
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Назад Наверх